Уголовное право в Русское Правде

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2013 в 19:41, доклад

Описание работы

Cистема наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимался по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была вира (штраф денежный), назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь (община), то это называлось дикой вирой. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления

Файлы: 1 файл

Русская правда - уголовное право и наследование.docx

— 30.08 Кб (Скачать файл)

Уголовное право в  Русское Правде.

2 рода преступлений - против личности и имущественные.

 

Cистема наказаний Русской Правды еще довольно проста, а сами наказания сравнительно мягкие. Высшей мерой наказания, как уже отмечалось, был поток и разграбление. Сущность этой меры не совсем ясна. Во всяком случае, в разное время и в разных местах поток и разграбление понимался по-разному. Иногда это означало убийство осужденного и прямое растаскивание его имущества, иногда - изгнание и конфискацию имущества, иногда - продажу в холопы. Следующей по тяжести мерой наказания была вира (штраф денежный), назначавшаяся только за убийство. Если за преступника расплачивалась его вервь (община), то это называлось дикой вирой. За основную массу преступлений наказанием была так называемая продажа - уголовный штраф. Ее размеры были различны в зависимости от преступления. Виры и продажи, шедшие в пользу князя, сопровождались возмещением ущерба потерпевшему или его семье. Вире сопутствовало головничество (возмещение ущерба семье потерпевшего), размер которого нам не известен, продаже - урок.

 

 

    В уголовном праве особенно ярко проявляется классовая природа феодального права, открыто встающего на защиту господствующего класса и пренебрегающего интересами трудящихся. Это отчетливо видно при рассмотрении отдельных элементов состава преступления. Так, субъектом преступления может быть любой человек, кроме холопа. За действия холопа отвечает его господин.

120. Аже кто бѣжа, а поиметь сусѣдне что или товаръ, то господину платити за нь урокъ, что будеть взялъ.

120. Если кто бежал <от господина  >, а украдет у соседей что-либо  или товар, то господину следует  платить за него то, что полагается  за то, что взял.

 

Однако  в некоторых случаях потерпевший может сам расправиться с холопом-обидчиком, не обращаясь к государственным органам, вплоть до убийства холопа, посягнувшего на свободного человека.

65. А се, аже холопъ ударить. Аже холопъ ударить свободна мужа, а убѣжить в хоромъ, а господинъ его не выдасть, то платити за нь господину 12 гривенъ; а затѣмь аче и кдѣ налѣзеть удареныи тъ своего истьця, кто его ударилъ, то Ярославъ былъ уставилъ убити и, но сынове его по отци уставиша на куны, любо бити и розвязавше, любо ли взяти гривна кунъ за соромъ

65. А это, если холоп ударит. Если холоп ударит свободного человека и убежит в дом, а господин его не выдаст, то платить за него господину 12 гривен; а затем, если где найдет тот ударенный своего ответчика, который его ударил, то Ярослав постановил его убить, но сыновья после смерти отца постановили выкуп деньгами, либо бить его, развязав, либо взять гривну кун за оскорбление.

 

Опьянение вызывает повышенную ответственность. Так, если хозяин закупа бьет его под пьяную руку, то теряет этого закупа со всеми его долгами;

62. Аже господинъ бьеть закупа про дѣло, то без вины есть; биеть ли не смысля, пьянъ, а без вины, то яко же въ свободнѣмь платежь, тако же и в закупѣ.

62. Если господин бьет закупа  за дело, то он не виновен;  если он бьет не соображая,  пьяным и без вины, то следует  платить <штраф князю> как и за свободного, так и за закупа.

 

 купец, пропивший доверенный ему чужой товар, отвечает не только в гражданском, но и в уголовном порядке, притом весьма строго.

54. Аже которыи купець истопиться. Аже которыи купець, кдѣ любо шедъ съ чюжими кунами, истопиться, любо рать возметь, ли огнь, то не насилити ему, ни продати его; но како начнеть от лѣта платити, тако же платить, зане же пагуба от Бога есть, а не виноватъ есть; аже ли пропиеться или пробиеть, а в безумьи чюжь товаръ испортить, то како любо тѣмъ, чии то товаръ: ждуть ли ему, а своя имъ воля, продадять ли, а своя имъ воля.

54. Если какой-нибудь купец потерпит  кораблекрушение. Если какой-нибудь  купец, отправившись куда-либо  с чужими деньгами, потерпит кораблекрушение,  или нападут на него, или от  огня пострадает, то не творить  над ним насилия, не продавать  его; но если он станет погодно выплачивать долг, то пусть так и платит, ибо эта погуба от Бога, а он не виноват; если же он пропьется или пробьется об заклад <проспорит>, или по неразумению повредит чужой товар, то пусть будет так, как захотят те, чей это товар: будут ли ждать, пока он выплатит, это их право, продадут ли его, это их право.

   

Русской Правде известно понятие соучастия. Эта проблема решается просто: все соучастники преступления отвечают поровну, распределение функций между ними пока не отмечается.

41. Аже крадеть кто скотъ въ хлѣвѣ или клѣть, то же будеть одинъ, то платити ему 3 гривны и 30 кунъ; будеть ли ихъ много, всѣмъ по 3 гривны и по 30 кунъ платити.

42. О татбѣ же. Аже крадеть скотъ на поли, или овцѣ, или козы, ли свиньи, 60 кунъ; будеть ли ихъ много, то всѣмъ по 60 кунъ

41. Если кто крадет скот в  хлеве или клеть, то если  один <крал>, то платить ему  3 гривны и 30 кун; если же  их много <крало>, то всем  платить по 3 гривны и по 30 кун.

42. О воровстве же. Если крадет  скот в поле, или овец, или коз,  или свиней, то 60 кун; если воров  будет много, то всем по 60 кун

 

    Русская Правда различает ответственность  в зависимости от субъективной  стороны преступления. В ней нет  различия между умыслом и неосторожностью,  но различаются два вида умысла - прямой и косвенный. Это отмечается при ответственности за убийство: убийство в разбое карается высшей мерой наказания - потоком и разграблением,

7. Оже станеть без вины на разбои. Будеть ли сталъ на разбои безъ всякоя свады, то за разбоиника люди не платять, но выдадять и всего съ женою и с дѣтми на потокъ и на разграбление.

7. Если <кто> свершит  убийство без причины. <Если  кто> свершил убийство без  всякой ссоры, то люди за  убийцу не платят, но пусть  выдадут его самого с женою  и детьми на изгнание и на  разграбление.

 

 убийство же в сваде (драке) - только вирой.

6. Но оже будеть убилъ или въ свадѣ или в пиру явлено, то тако ему платити по верви нынѣ, иже ся прикладываеть вирою

6. Но если <кто> убил  открыто, во время ссоры или  на пиру, то теперь ему так  платить вместе с вервью, поскольку  и он вкладывается в виру.

 

Другая  точка зрения: убийство в разбое - это низменное убийство, а убийство в драке все-таки как-то может быть оправдано с моральной точки зрения.

 

    Что касается объективной стороны  состава преступления, то подавляющее  число преступлений совершается  путем действия. Лишь в весьма  немногих случаях наказуемо и преступное бездействие (утайка находки, длительное невозвращение долга).

47. Оже кто кунъ взищеть. Аже кто взищеть кунъ на друзѣ, а онъ ся начнеть запирати, то оже на нь выведеть послуси, то ти поидуть на роту, а онъ возметь своѣ куны; зане же не далъ ему кунъ за много лѣтъ, то платити ему за обиду 3 гривны.

47. Если кто денег взыщет <на  ком-либо>. Если кто взыщет на  другом денег, а тот станет отказываться, то если <истец> выставит против него свидетелей, а те пойдут на судебную клятву, то пусть он возьмет свои деньги; а поскольку <ответчик> не отдавал ему деньги в течение многих лет, то заплатить ему за ущерб 3 гривны.

 

   

    Среди имущественных преступлений  наибольшее внимание Русская  Правда уделяет краже (татьбе). Наиболее тяжким видом татьбы считалось конокрадство, ибо конь был важнейшим средством производства, а также и боевым имуществом.

45. Паки ли лиця не будеть, а будеть былъ княжь конь, то платити за нь 3 гривны, а за инѣхъ по 2 гривны.

45. Если же наличного не будет, а это был княжеский конь, то платить за него 3 гривны, а за других по 2 гривны.

 

Известно  и преступное уничтожение чужого имущества путем поджога, наказуемое потоком (изгнание, а позднее и обращение в рабство) и разграблением (конфискация имущества). Суровость наказания за поджог определяется, очевидно, тремя обстоятельствами. Поджог - наиболее легкодоступный, а потому и наиболее опасный способ уничтожения чужого имущества. поджог имел повышенную социальную опасность, поскольку в деревянной Руси от одного дома или сарая могло сгореть целое село или даже город. В зимних условиях это могло привести и к гибели массы людей, оставшихся без крова и предметов первой необходимости.

83. О гумнѣ. Аже зажьжеть гумно, то на потокъ и на грабежь домъ его, переди пагубу исплатившю, а въ процѣ князю поточити и. Тако же аже кто дворъ зажьжеть

83. О гумне. Если кто подожжет  гумно, то на изгнание и разграбление  весь его дом, но сначала  он должен выплатить за погубленное,  а остальное его хозяйство  князь конфискует. Такое же наказание,  если кто подожжет двор.

 

Наследование по Русской Правде

Наследование  допускалось по завещанию и по закону. Наследование по закону имело место во всех случаях, если не было завещания. При наследовании по закону наследниками первой очереди являлись сыновья умершего. Наследственное имущество делилось между ними в равных долях.

 

92. Аже кто умирая разделить дом свои детем, на том же стояти; паки ли без ряду умреть, то всем

детем, а на самого часть дати души.

92. Если кто, умирая, разделит  дом свой между детьми, то последние обязаны последовать воле умершего. А умрет кто, не уговорившись с детьми, то получают наследство все они, выделив только часть на помин души.

 

Дочери умершего, при наличии у них братьев, к наследованию не призывались. Незамужние дочери при выходе замуж получали от своих братьев лишь приданое.

 

95. Аже будеть сестра в дому, то той задниця не  имати, но от-дад ять ю за мужь братия, како си могуть.

95. Если остается в доме незамужняя дочь при братьях, то до отцова наследства ей дела нет, но братья обязаны ее выдать замуж сообразно с их достатком

 

 

 Наследственное имущество матери поступало тому из детей, «... у кого она жила на дворе и кто ее кормил», если не было завещания.

103. А материя часть не надобе детем, но кому мати дасть, тому же взяти, дасть ли всем, а вси розделять; без языка ли умреть, то у кого будеть на дворе была и кто ю кормил, то тому взяти.

103. На часть матери дети не  могут иметь никакого притязания; но кому ее назначит, тому и  взять; назначит всем - то и  разделить между всеми; если  же умрет без языка, то у  кого она жила и кто ее содержал, тому и взять ее достояние.

 

 Следуя  старинному общеславянскому обычаю отцовский двор всегда без раздела передавался младшему сыну (ст. 100). (старшие женились и уходили, а младший сын должен был оставаться с родителями, он их содержал и дом доставался ему).

100. А двор без дела отень всяк меншему сынови.

100. Но двор отцовский, оставшийся  без хозяина, всегда поступает  к младшему сыну.

 

 

Поскольку порядок  наследования в Киевской Руси носил  сословный характер, дочери феодалов (при отсутствии у них братьев) признавались наследниками,

91. О задницей боярьстеи и о дружьнеи. Аже в боярех любо в дружине, то за князя задниця не вдеть; но оже не будеть сынов, а дчери возмуть.

91. Если умрет кто из бояр  или дружинников, то князь не  наследует, а получают наследство  дочери, если

сыновей не останется.

 

а дочери зависимых людей (смердов) — наследовать не могли. Наследственное имущество крепостного крестьянина (при отсутствии у него сыновей) поступало в распоряжение князя. В этом случае князь обязан был снабдить дочерей умершего приданым при выходе их замуж.

90. Аже умреть смерд. Аже смерд умреть, то задницю князю; аже будуть дщери у него дома, то даяти часть на не; аже будуть замужемь, то не даяти части им.

90. Если смерд умрет бездетным,  то наследует князь; если остаются  в доме незамужние дочери, то  выделить на них некоторую  часть; если же будут замужем,  то не давать им части.

 

При наследовании по закону переживший супруг не являлся наследником.

 

Жена мужу не наследует. Если она после смерти мужа не выходит замуж, то ей отдается выдел (т.е. возвращение жене ее имущества, находившегося под опекой мужа) и  то, что муж отдал ей при жизни.

93. Аже жена сядеть по мужи, то на ню часть дати; а что на ню муж възложить, тому же есть госпожа, а задниця ей мужня не надбое

93. Если жена по смерти мужа  не идет замуж, то на ее  выделить часть, а что ей  муж определил при жизни, тем  она, кроме того, владеет. А  до мужнина наследства жене нет дела.

 

Круг наследников  по завещанию ограничивался лишь детьми и супругом. Внебрачные дети не могли наследовать своему отцу. Не могли наследовать своему отцу (господину) также и дети рабынь.

 


Информация о работе Уголовное право в Русское Правде