Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2010 в 19:49, Не определен
философия преступности, проблема во все времена,причины, сущность и мотивы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Магнитогорский
государственный технический
им. Г.И.
Носова»
Доклад
на студенческую
конференцию
ПРОБЛЕМА СОВРЕМЕННОЙ
ПРЕСТУПНОСТИ
Руководитель: к.ф.н., доцент Акулова И.С.
Магнитогорск,
2010
Содержание
Введение 1
Проблема во все времена 2
Природа современной преступности 4
Сущность и мотивы преступного 7
Заключение 10
Список использованных источников 11
Нет повести печальнее на свете, чем повесть о… преступлениях человечества, что, собственно говоря, к сожалению, во многом и является историей человечества.
В целом, вспоминая и бесконечные войны, в том числе и гражданские, братоубийственные, будь то во имя «единственно правильной идеологии» или «лучшего Бога» – но во всех случаях, естественно, «во имя справедливости», дважды возгоревшиеся до мировых, и революции «ради светлого будущего», и, имея в виду совершаемые в каждое мгновение «обычные преступления», можно с уверенностью сказать – это гигантская трагедия человечества, сопровождающая его на протяжении всей известной нам истории. При всех очевидных отличиях между разного рода войнами и «рядовыми» преступлениями их объединяют причинные истоки и итоговая картина, а именно одинаковые глубинно психологические корни (присущая от природы агрессивность) и социокультурные последствия – да, разные по форме, по масштабам и силе воздействия, но в принципе, в сути своей являющиеся бедственными, а зачастую трагическими для каждой человеческой судьбы.
ХХ столетие не только поставило перед человечеством новые, никогда не виданные и не слыханные проблемы, но и привлекло гораздо большее, чем ранее, внимание к тем, которые, будучи уже достаточно широко известными и прежде, теперь увиденные сквозь призму новых фактов и событий, предстали перед всем миром в совершенно ином свете, в ином облике, обнаружили себя в иных формах, ином контексте и, к сожалению, в совершенно иных масштабах.
Среди подобного рода проблем, пожалуй, одно из ведущих мест принадлежит той, которая сумела придать всему минувшему веку особую, глубоко трагичную окраску, –это проблема преступности. Проблема преступности – именно как социокультурного явления.
В результате феномен преступности прочно вошел в число изучаемых, обсуждаемых и освещаемых, причем не только специалистами в этой области – криминологами и криминалистами, но и философами, социологами, психологами, политическими деятелями, богословами и, конечно же, писателями и журналистами.
Международный терроризм,
Пределы криминализации заданы
сегодня пределами глобальной
мировой системы.
Начало XXI в. не только не внесло улучшений в сложившуюся ситуацию, но и ознаменовалось «очередным» – чудовищным, неслыханным, групповым, массовым – преступлением, совершенным 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Этот предельно мрачный эпиграф к новому тысячелетию однозначно указал на то, что история преступлений преступности еще очень далека от своего завершения…
Более того, возникают новые виды преступности, новые формы организации преступных сообществ, новые механизмы в соотношении и сращивании преступного и пока еще не преступного (в таком случае последнее, естественно, сразу же становится преступным), новые социокультурные феномены, которые, в свою очередь, порождают новые образования внутри самой культуры.
Происходит процесс массового обескультуривания, а попросту говоря, маргинализация общества в целом. А это, в свою очередь, к великому сожалению, означает, что основной отличительной особенностью нашей эпохи является то обстоятельство, что современная преступность стала самостоятельным, в известном смысле, социокультурным феноменом с собственной философией –философией преступности!
Во все времена проблема преступности не могла не волновать общественное сознание. Ее трагичная неизбывность не могла не вызывать справедливого гнева, жажды справедливости наказания, стремления понять причины, ее порождающие, и, конечно, вековую бесконечность устремленности к ответу на вопрос «Что делать?». В разные времена она о себе заявляла то отдельными трагичными эпизодами, вызывавшими всеобщее негодование, а то – тотальной в своей бесчеловечной жестокости распространенностью.
Воспитатель Александра Македонского древнегреческий философ Аристотель (384-322 до н.э.) считал, что «воспитание юношества - главное средство сохранения государственного строя... если не дисциплинирован один, не дисциплинировано и все государство.
Глубокое понимание природы
В работах выдающегося греческого писателя Плутарха (4б-120г.г. н.э.), греческого философа Лукиана (125-190г.г. н.э.), древнегреческого ученого Платона (427-348г.г. до н.э.), знаменитого римского историка К.Тацита (55-120Г.г. н.э.), знаменитого оратора римской империи Марка Фабия Квинтилиана (42-118г.г. н.э.) и других встречаются размышления о преступности, идеи и предложения по вопросам улучшения воспитания молодого поколения.
Платон, размышляя о природе преступности, называл главным ее источником междоусобие и противоречие между бедными и богатыми. Усматривая вину государства в потворствовании этими источниками, он в своих философских трудах обращался к законодателю с требованием установить пределы бедности и богатства, полагая терпимым пропорцию на уровне 1:4. Анализируя причины, которые могли удержать людей от нарушения закона, Платон одним из первых указал на социальную природу преступности, и предписывал законодателю действовать на опровержение событий: устанавливать законы и угрожать наказанием для предотвращения вредных поступков. К числу мер, способных удержать людей от совершения противозаконных поступков, он относил неотвратимость наказания (ожидаемое зло, которое причиняют правонарушителям), общественное мнение, привычку достойного поведения, поощрение правопослушных граждан. В эпоху христианского Средневековья господствовало такое представление о преступлении и наказании, что преступление - это не только противоправное нарушение норм, установленных государством, но и неизменно грех перед Богом, совращение души дьяволом. Государственное же наказание необходимо, ибо так хочет Бог. За такое понимание смысла наказания выступал и Фома Аквинский (1225-1274), и Мартин Лютер (1483-1546). Томас Мор (1478-1535 выдвинул в своей книге "Утопия" (1516) мнение, что причины преступности заложены в самом обществе.
Преступность с неопровержимой убедительностью доказала и продолжает доказывать, что она, как и любое социальное явление, способна к развитию, разнообразным видоизменениям, не только стремясь приспособиться и адаптироваться к изменяющим социальным условиям, но и оказывая, порой существенное, преобразующее влияние на эти условия. Естественно, негативное, в прямом соответствии со своей разрушающей сущностью. И ее буквально «победоносное шествие» по земному шару, проявляемое и в изощренности, и в невиданной активности, и в масштабности, и в использовании самых последних научных и технических достижений, и в удивительной способности к международной, межнациональной интеграции, преодолевающей любые барьеры, включая государственные границы и вековую этническую изолированность, похоже, достигает в современных условиях своего эпогея, выливаясь не только в мафиозногрупповые, преимущественно региональные образования, но и приобретая характер государственной и межнациональной структурноиерархизированной коррумпированности.
Традиционно считается, что свойства, порождающие преступления, присущи не всем людям, что они присущи не законопослушным, благородным, честным, добрым, хорошим, нормальным и т.д., а ненормальным, т.е. имеющим отклонения от все той же морально-этической, культурно-ценностной, государственно-правовой (законовой) нормы.
Количество отклонений, т.е. типов девиантного поведения людей в сфере права и закона и по ту сторону права и закона растет и диверсифицируется.
Понять природу современной преступности невозможно, не анализируя поведение современного человека, поведение которого так разнообразно. Что, например, непонятно в поведении сотен тысяч современных преступников? С одной стороны, они вроде бы не безумны, и в обычной жизни мало чем отличаются от остальных людей, с другой – убийцы (насильники и прочее). Если они нормальные люди, то как могли убить?
Способствуют этому разные обстоятельства. Например, современная жизнь устроена так, что, удовлетворив определенные требования, т.е., отработав положенные часы, соблюдая законы или, делая вид, что их соблюдаешь, человек становится свободным и дальше может делать, что хочет. При этом внешне он может вести себя одним образом, а внутри это совершенно другой человек. Именно потому, что современная цивилизация на уровне личности допускает двойственность, отдельный человек очень долго может жить фантазиями и вымыслами. И немаловажно, что при этом он всегда может реально «нырнуть» (уйти) в мир, отвечающий этим фантазиям и вымыслам, за которыми в конечном счете стоят его желания. Если он не может реализовать свои желания в своей деятельности и творчестве, есть игра, искусство, наркотики, алкоголь, есть забвение (амнезия), есть, наконец, преступление.
Преступления совершались и совершаются всегда – и в первобытной древности, и в современных дикарских сообществах, со всей убедительностью свидетельствуя о том, что преступность вечна. Но всегда же пытались понять ее причины, однако чаще всего видели их в негативных социальных явлениях и конфликтах. Между тем важно знать, какие особенности человеческой природы делают преступность столь же неизбежной, что и рождение, болезни или смерть. Это личностные факторы, связанные как с биологией, так и с социальными условиями жизни людей, и определяющие ту самую природу, которая влечет человека не только к созданию семьи, получению знаний и профессиональных умений, обретению уважения и дружбы и т.д., но и