Принудительные меры медицинского характера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 17:49, курсовая работа

Описание работы

Человек, его права и свободы Конституцией Российской Федерации провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие и основания применения принудительных мер медицинского характера 5
1.1. Понятие и характеристика принудительных мер медицинского характера 5
1.2. Основания и цели применения принудительных мер медицинского характера 10
Глава 2. Производство о применении принудительных мер медицинского характера 15
2.1. Виды принудительных мер медицинского характера 15
2.2. Судебное разбирательство о применении принудительных мер медицинского характера 21
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Файлы: 1 файл

Принудительные меры медицинского характера курсовая.doc

— 200.50 Кб (Скачать файл)

       Прекращение уголовного дела со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 24 УПК (отсутствие события преступления) означает отсутствие самого деяния, по поводу которого было возбуждено уголовное дело, что снимает всякую необходимость исследования психиатрических вопросов. Прекращение уголовного дела со ссылкой на п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК (отсутствие состава преступления) означает, что деяние, совершенное данным лицом, не является преступлением из-за отсутствия в нем каких-либо обязательных признаков объекта, или объективной стороны состава, что исключает всякую необходимость исследовать в рамках уголовного судопроизводства вопросы как психического отношения субъекта к содеянному, так и психическое здоровье этого лица. Прекращение уголовного дела со ссылкой на п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК (непричастность подозреваемого или обвиняемого к совершению преступления) в данном случае означает, что данное лицо не причастно к совершению данного деяния, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование, в связи с чем исследование его душевной болезни в уголовном процессе также теряет всякий смысл. Прекращение уголовного дела по любому из перечисленных оснований означает реабилитацию данного лица, которое, как и любой реабилитированный, имеет право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с применением мер уголовно-процессуального принуждения, основанных на версии, что им совершено общественно опасное деяние, в том числе и прежде всего в связи с помещением в психиатрический стационар для производства судебной экспертизы.

       Уголовное дело о применении принудительных мер  медицинского характера подлежит прекращению вследствие истечения сроков уголовного преследования на общих основаниях, хотя об уголовном преследовании по такому делу речь не шла с самого начала. Такое прекращение обязательно во всех случаях, независимо от характера заболевания лица, его совершившего; применение принудительных мер медицинского характера неправомерно18.

       Равным  образом уголовное дело о применении принудительных мер медицинского характера подлежит обязательному прекращению по любому нереабилитирующему обстоятельству, исключающему дальнейшее судопроизводство (недостижение возраста, с которого наступает уголовная ответственность, смерть совершившего общественно опасное деяние, отсутствие заявления потерпевшего, наличие вступившего в законную силу уголовно-процессуального акта по тому же поводу), как если бы речь шла о преступлении. Вместе с тем очевидно, что ни примирение обвиняемого с потерпевшим, ни его деятельное раскаяние (ст. 25 и ст. 28 УПК) основанием для прекращения уголовного дела о применении принудительных мер медицинского характера служить не могут и по определению, и по своему смыслу, потому что рассчитаны на применение в отношении вменяемого человека, совершившего преступление.

       Решение вопроса о невменяемости относится  к компетенции судов. Поэтому заключение экспертов-психиатров подлежит тщательной оценке в совокупности со всеми материалами дела19. Таинственные глубины человеческой психики, которые юристу недоступны, породили господствующую в судебной практике тенденцию к безоговорочному признанию выводов экспертов-психиатров по поставленным перед ними вопросам о характере душевного заболевания лица и о его способности отдавать отчет в своих действиях и руководить ими. Однако Верховный Суд РФ неоднократно демонстрировал примеры, когда суд был вправе и обязан поступить вопреки этой тенденции.

       О. пытался организовать заказное убийство своего соперника С. Эксперты-психиатры обнаружили у О. паранойяльное развитие личности. Об этом свидетельствовали данные анамнеза о появлении у него 9 лет назад в условиях психотравмирующей ситуации сверхценных образований, которые трансформировались в стойкий паранойяльный синдром. Это болезненное состояние, по заключению экспертов, лишало О. в инкриминируемый период осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. Рекомендовано принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа. Постановлением Приволжского окружного военного суда О. был освобожден от уголовной ответственности с применением принудительных мер медицинского характера.

       Военная коллегия Верховного Суда РФ отменила данное постановление, направив уголовное дело на новое судебное разбирательство, указав при этом, в частности, следующее. Суд не дал должной правовой оценки заключению экспертов, в том числе в совокупности с другими доказательствами, а вывод суда о научной обоснованности этого заключения вызывает сомнение. В материалах дела отсутствуют медицинские и другие документы, которые могли бы объективно подтвердить данные анамнеза, все сводится к показаниям самого больного, а также других лиц. В частности, в деле отсутствуют медицинские документы, отражающие физическое развитие и состояние здоровья О. в детском возрасте, подтверждающие факт получения им черепно-мозговой травмы, а также отравления угарным газом. Отсутствуют объективная информация о состоянии здоровья О. и в период прохождения им военной службы с момента поступления в военное училище, заключение медицинской призывной комиссии, его медицинская книжка в училище, а также медицинские документы за период военной службы офицером и после. Отсутствуют рапорты и жалобы, а также заявления в РОВД, обращение в комиссию по делам несовершеннолетних, а также другие документальные материалы, характеризующие О. в различные периоды жизни20.

       По  смыслу ч. 5 ст. 443 УПК суд вправе по собственной инициативе возвратить прокурору уголовное дело о деянии невменяемого в двух случаях. Во-первых, когда психическое заболевание лица не установлено и, во-вторых, когда заболевание установлено, однако оно не связано с категорией невменяемости и поэтому не исключает привлечения его к уголовной ответственности. Оба эти случая означают, что с позиций суда дело должно быть направлено в суд не в порядке особого производства, а в общем порядке, т.е. с обвинительным заключением или обвинительным актом.

       Постановление федерального судьи о применении соответствующих принудительных мер  медицинского характера, о прекращении  производства по уголовному делу о  деянии невменяемого, а также о  возвращении такого уголовного дела прокурору может быть кассировано сторонами на общих основаниях и пересмотрено в кассационном порядке по тем же правилам, по которым кассационное производство осуществляется по делам о преступлении.

       Принудительные  меры медицинского характера применяются  судом без указания срока. Они могут быть прекращены, изменены или продлены при наличии для этого соответствующих медицинских показателей, удостоверенных заключением специалистов психиатрического учреждения, в котором находится данное лицо. Вопросы о прекращении, изменении или продлении принудительных мер медицинского характера инициируются администрацией психиатрического учреждения, законного представителя лица, к которому данные меры применены, или защитника. Они рассматриваются в судебном заседании с обязательным участием прокурора и необязательным участием заинтересованных лиц.

       Элементы  существенной новизны по сравнению  с ранее действовавшим законодательством  содержит в себе ч. 5 ст. 445 УПК, которая  предоставляет суду, рассматривающему дело по ходатайству о прекращении, изменении или продлении срока принудительных мер медицинского характера, усомнившись в достоверности ведомственного медицинского заключения о психическом состоянии лица, предпринять собирание и исследование доказательств, назначив судебную экспертизу, истребовав необходимые документы и допросив лицо, о котором идет речь, словом, произвести в ограниченном объеме судебное следствие, подобное тому, которое имеет место при рассмотрении уголовного дела по существу.

       Суд прекращает применение принудительной меры медицинского характера, если согласно медицинскому заключению в результате изменений, происшедших в психическом состоянии лица, оно больше не представляет опасности для себя самого и для других лиц и его поведение не создает опасности причинения иного серьезного вреда.

       Суд изменяет принудительную меру в виде лечения в психиатрическом стационаре одного типа на лечение в психиатрическом  стационаре другого типа, с менее интенсивным наблюдением, если согласно медицинскому заключению в психиатрическом состоянии лица произошли определенные изменения к лучшему, позволяющие ослабить режим принудительной меры.

       Суд продлевает принудительное лечение  в том же самом психиатрическом стационаре на последующие шесть месяцев, если такое лечение согласно медицинскому заключению пока не принесло ощутимых результатов.

       О прекращении, изменении или продлении, а равно об отказе в прекращении, изменении или продлении применения принудительной меры медицинского характера суд в совещательной комнате выносит постановление и оглашает его в судебном заседании. Такое постановление суда может быть обжаловано в кассационном порядке.

       Если  лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство и к которому была применена принудительная мера медицинского характера, признано выздоровевшим, то суд, рассмотрев дело в процедурах, установленных для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора (ч. 3 ст. 396 и п. 12 ст. 397 УПК), выносит постановление о прекращении применения к данному лицу принудительной меры медицинского характера и решает вопрос о направлении прокурору уголовного дела для производства предварительного расследования в общем порядке. В соответствии со ст. 103 УК время, проведенное в психиатрическом стационаре, засчитывается в срок отбывания уголовного наказания.

       Решение о прекращении принудительных мер  медицинского характера принимается  судьей по месту применения таких  мер на основании медицинского заключения специалистов психиатрического стационара, после чего уголовное дело направляется прокурору для возобновления уголовного преследования лица, совершившего преступление.

Заключение

       Одним из принципов оказания психиатрической  помощи в соответствии со ст. ст. 4, 11 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» является добровольность.

       Закон РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» выделяет два вида амбулаторной психиатрической помощи: консультативно-лечебная помощь или диспансерное наблюдение (ст. 26). При этом консультативно-лечебная помощь оказывается врачом-психиатром только при самостоятельном обращении лица, страдающего психическим расстройством, по его просьбе или с его согласия. Что же касается диспансерного наблюдения, то оно устанавливается только за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Соответственно, если лицо, совершившее общественно опасное деяние, нуждается в амбулаторном принудительном наблюдении и лечении у психиатра, но не отвечает вышеуказанным критериям, принудительное лечение данного лица невозможно.

       Что касается лечения в психиатрическом  стационаре, то процедура принудительной госпитализации лица, совершившего общественно опасное деяние небольшой тяжести, выглядит следующим образом. Судья обязан отказать в удовлетворении ходатайства следователя о применении в отношении такого лица принудительных мер медицинского характера и отменить избранную в отношении него меру пресечения (в том числе содержание в психиатрическом стационаре). Затем судья направляет копию постановления в соответствующий орган здравоохранения для того, чтобы его работники вновь водворили лицо, совершившее общественно опасное деяние, в психиатрический стационар и обратились с заявлением в этот же или другой суд (только в порядке гражданского судопроизводства) для решения вопроса о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар.

       Представляется, что в данном случае имеет место  неоправданная волокита, излишняя трата рабочего времени медицинских работников, сотрудников милиции, прокуратуры (прокурор участвует и в уголовном судопроизводстве в качестве государственного обвинителя, и в гражданском - в качестве лица, участвующего в деле) и денег налогоплательщиков.

       Неполучение пациентом показанного ему необходимого и научно обоснованного лечения или прекращение такого лечения представляет собой явление, нежелательное в практике оказания психиатрической помощи. Оно может привести к отрицательным последствиям: обострению и прогрессированию болезненных проявлений, нарастанию их тяжести и продолжительности, увеличению частоты приступов, существенному снижению вероятности благоприятного исхода, нарушению социальной адаптации, временной или стойкой утрате трудоспособности и т.п. В ряде случаев они чреваты возникновением поведения, представляющего опасность для больного и окружающих его лиц.

       При этом никто не может гарантировать, что отпущенное судом на свободу лицо вновь не совершит аналогичное или более тяжкое общественно опасное деяние.

       Представляется, что ч. 2 ст. 443 УПК необходимо изложить в следующей редакции:

       «Если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, суд может вынести постановление о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера. Одновременно суд решает вопрос об отмене меры пресечения».

       Подобная  редакция статьи позволит избежать указанных  выше негативных последствий. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принудительные меры медицинского характера