Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 10:55, Не определен
Значение принципов уголовного права для определения уголовной политики, применения уголовно-правовых норм
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,
ЭКОНОМИКИ,
ПРАВА И ИСКУССТВА
Старикова Ольга
Васильевна Курс: третий Специальность: юриспруденция Форма обучения: заочная |
Контрольная
работа
По предмету: УГОЛОВНОЕ ПРАВО (ОБЩАЯ ЧАСТЬ)
Тема работы: ПРИНЦИПЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА
Форма контроля
– зачет или экзамен
_____________________
Оценка
«____»
______________ 2010 г.
Дата проверки «____» _______________ 2010 г. Дата регистрации |
_____________________________
Подпись
преподавателя ______________________________ Подпись секретаря, специалиста приемной |
Москва, 2010
СОДЕРЖАНИЕ
Уголовное
право представляет собой совокупность
норм, упорядоченных определенным образом.
Во главе любой классификации, любого
системообразующего комплекса лежат принципы,
на которых строится система. В связи с
этим принципы уголовного права, их законодательное
закрепление приобретают важное значение
(фундамент, который обеспечивает незыблемость
правового здания). Под
принципами понимают,
первоначальную руководящую
идею. Ею проникнуты не только положения
Общей и Особенной частей уголовного права,
но и правоприменительные возможности:
следователь, дознаватель, суд при конкретном
использовании правовых норм не вправе
отступать от основополагающих идей в
виде уголовно-правовых принципов. Принципы
должны быть естественной основой построения
системы права, отражающей объективные
закономерности эпохи. Это необходимое
требование, без которого право обречено
на бездействие. При феодализме, например,
в качестве основного правового принципа
провозглашалась незыблемость власти
суверена. Самодержец сам творил закон
и, пользуясь убеждением в божественной
власти, мог, как угодно его нарушать. Иван
Грозный, например, утверждал, что помазанник
Божий не обязан подчиняться закону, ибо
он сам есть закон. Закрепление в Уголовном
кодексе принципов уголовного права играет
большую роль не только в теоретическом,
сколько в практическом плане. Их регламентация
в уголовном законе призвана оказать действенную
помощь законодателю в процессе создания
новых правовых норм правоприменителю
при работе конкретным уголовным делом.
В уголовном кодексе – пять норм принципов,
несущих в себе основополагающие идеи
уголовного права. Это принципы законности,
равенство граждан перед законом, вины,
справедливости и гуманизма.
Задачи,
стоящие перед уголовным
Конкретное содержание принципов и их перечень и в общей теории права, и в уголовном праве понимаются неоднозначно. Как правило, они подразделяются на общие (присущие системе права в целом и приобретающие в той или иной отрасли свое специфическое содержание) и специальные (отраслевые), раскрывающие качественные особенности правового регулирования отдельной отрасли права. Однако в последнее время в уголовно-правовой науке была высказана и иная точка зрения, отрицающая необходимость выделения специальных (отраслевых) принципов уголовного права. Она аргументируется тем, что общеправовые принципы действуют через отраслевые, а специфические отраслевые принципы являются не чем иным, как своеобразным преломлением общеправовых принципов.
Новый
УК введен в действие с 1 января 1997 г.
Впервые в истории
1.1. Значение принципов уголовного права для определения
уголовной
политики, применения
уголовно-правовых норм.
Задачи уголовного права в принципе традиционны для любого общества и государства. Они вытекают из исторической предопределенности происхождения уголовного права. Последнее возникло в качестве реакции общества и государства на преступление как деяние, наиболее опасное для интересов личности, общества и государства. И в этом смысле уголовное право, как и право вообще, вполне может претендовать на то, чтобы считаться явлением цивилизации и культуры. Уголовное право возникло, чтобы защитить специфическими средствами (главным образом угрозой наказания и его применением) личность, общество и государство от преступных посягательств. Охранительная задача уголовного права и есть его основная историческая задача, независимая от политического строя соответствующего государства либо особенностей его экономики.
Сопоставим, как сформулированы соответствующие задачи в уголовном законодательстве столь разных государств, как США и Российская Федерация. В числе целей, стоящих перед уголовным законом, УК штата Нью-Йорк называет и такие, как "запретить поведение, которое неоправданно и не извинительно причиняет или угрожает причинить существенный вред индивидуальным или публичным интересам" (эта цель поставлена на первое место); "обеспечить публичную безопасность, предупреждая совершение посягательств посредством устрашающего воздействия налагаемых наказаний, социального восстановления личности осужденных, а также их изоляции, когда это требуется в интересах охраны общества".
Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (УК РФ) также выдвигает на первый план охранительную задачу: охрану прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений (ст. 2 У К).
Следует отметить, что в У К РСФСР 1960г. приоритеты уголовно-правовой охраны располагались в иной последовательности. Кодекс, будучи законом своего времени, отражал на момент принятия приоритеты тоталитарного, основанного на коммунистической идеологии государства, в связи с чем на первое место была поставлена задача охраны государственных интересов, затем общественных и уже потом - личных интересов. В связи с коренной идеей перестройки и реформирования нашего общества- признанием приоритета общечеловеческих ценностей по отношению к классовым и иным - в новом УК РФ и изменена последовательность сформулированных в нем задач.
Говоря об охранительной задаче уголовного права, можно выделить два аспекта этой проблемы. Первым из них является общая превенция уголовного закона, т. е. предупреждение совершения преступления гражданами под воздействием уголовно-правового запрета. Общей превенции уголовного закона способствует существование не только самих уголовно-правовых запретов, но и управомочивающих, дозволительных норм (например, о необходимой обороне и крайней необходимости), так как эти нормы также содействуют предупреждению преступлений. Наконец, к нормам, стимулирующим предупреждение преступлений и правомерное поведение вообще, следует отнести и нормы об освобождении от уголовной ответственности в случае позитивного послепреступного поведения виновного (например, сформулированные в примечании к ст. 222 УК РФ, в соответствии с которым лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества или взрывные устройства, хранившиеся у него без соответствующего разрешения, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления).
Другим
аспектом уголовно-правовой охраны является
частная превенция уголовного закона.
Под ней понимается предупреждение
совершения новых преступлений лицами,
уже совершившими какие-либо преступления,
что достигается путем
Говоря об общей и частной превенции уголовного закона, необходимо иметь в виду, что между уровнем и динамикой преступности и уровнем уголовного законодательства существует определенная связь. Однако преступность есть сложное социальное явление, и эта связь не является механической коррелятивно-зависимой. Уровень преступности определяется не столько уровнем законодательства, сколько социально-экономическими, политическими, нравственными и иными факторами. Именно об этом свидетельствует мировой опыт как благополучных, так и неблагополучных в экономическом отношении государств. Так, анализ преступности в мире (по данным, собираемым ООН) и особенно изучение ее тенденций в индустриально развитых демократических государствах с рыночной экономикой позволяют сделать вывод, что определяющей тенденцией преступности в мире является ее абсолютный и относительный рост. За последнюю четверть века, когда ООН стала отслеживать преступность в мире, последняя возросла в среднем в 2-3 раза. За это же время преступность в развитых странах увеличились в 4-5 раз, а коэффициент преступности превысил 8 тыс. на 100 тыс. населения. С 1960г. по 1990г. среднегодовой прирост преступности составил в США - 6,75 %; во Франции - 5,55 %; в Великобритании - 5,4 %; в ФРГ - 3,9 %. Очевидно, что и России не избежать этой тенденции. По крайней мере, статистические данные за 1976-1993 гг. свидетельствуют об этом.
В связи с этим необходима постановка реальных задач в борьбе с преступностью, каковыми могут являться снижение темпов ее роста, удержание на более или менее социально терпимом уровне, осуществление над ней более или менее оптимального контроля государства и общества. Более радикальные цели на сегодняшний день утопичны.
Уголовное
право, как и уголовное
Средствами решения названных задач, согласно УК РФ, являются:
Вместе
с тем, нужно иметь в виду, что
возможности охраны указанных благ
уголовно-правовыми средствами весьма
ограничены. Большая часть уголовно-
Восстановить нарушенные отношения подчас не представляется возможным, например, при наступлении смерти человека, потере зрения, слуха, прерывании беременности и т. п. Поэтому об охране общественных отношений уголовно-правовыми средствами можно говорить лишь с определенной долей условности. В связи с этим важное значение приобретает вторая задача уголовного права - предупреждение преступлений.
Предупредительная задача уголовного права решается посредством:
Добровольный
отказ от совершения преступления полностью
исключает уголовную
Однако важно помнить, что речь идет о ненаступлении ответственности только за то преступление, от совершения которого лицо отказалось. Если же фактически совершенные им действия содержат оконченный состав иного преступления, оно будет отвечать за него. Так, если лицо, изготовившее холодное оружие для совершения убийства, впоследствии отказывается от осуществления задуманного лишения жизни, то оно не будет нести ответственность за убийство или покушение на него, но должно отвечать за другое преступление - незаконное изготовление оружия (ст. 223 УК РФ), от совершения которого лицо не отказывалось.