Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2010 в 21:50, Не определен
Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны
Ко второй категории лиц, к которым согласно п. "б" ч. 1 ст. 97 УК могут быть применены принудительные меры медицинского характера, относятся лица, совершившие общественно опасные деяния, будучи вменяемыми, но у которых психические расстройства наступили после совершения преступления. Характер глубины психического расстройства лица (хронический, необратимый или временный) определяет ряд правовых последствий уголовного и уголовно-процессуального содержания.
Психические расстройства могут наступить у лица на стадии предварительного следствия, в ходе судебного разбирательства, до вынесения приговора, после его вынесения, на стадии исполнения наказания.
В связи с неспособностью лица осознавать смысл и значение действий, общественную опасность содеянного, смысл наказания цели наказания не могут быть достигнуты, поэтому наказание к ним не может применяться.
Если
у лица после совершения преступления
наступило хроническое
В случае наступления временного психического расстройства (различного по продолжительности его протекания - от нескольких часов до нескольких недель, месяцев и даже лет: реактивные состояния, большинство алкогольных психозов и т.д.), оканчивающегося выздоровлением, принудительные меры применяются до восстановления способности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими. Приостановленное дело возобновляется (ст. 446 УПК РФ), если не истекли сроки давности (ст. ст. 78, 83 УК). Время принудительного лечения (в психиатрическом стационаре) засчитывается в срок назначенного или возобновляемого наказания из расчета один день пребывания в психиатрическом стационаре за один день лишения свободы (ст. 103 УК).
Лицо,
у которого после совершения преступления
наступило психическое
Суд признал, что Моржухина совершила общественно опасные деяния - соучастие в форме подстрекательства к убийству по предварительному сговору, из корыстных побуждений и покушение на соучастие в убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору, с целью скрыть другое преступление.
Установив
вину Моржухиной в содеянном, суд
первой инстанции пришел к выводу
о ее невменяемости на момент рассмотрения
дела в суде и освободил ее от
уголовной ответственности, применив
меры медицинского характера в виде
принудительного лечения в
Кассационная инстанция оставила определение суда без изменения.
Заместитель Генерального прокурора РФ в протесте поставил вопрос об отмене судебных решений, поскольку судом неправильно применен уголовный закон, вследствие чего Моржухина без достаточных на то оснований была освобождена от уголовной ответственности.
Президиум Верховного Суда РФ удовлетворил протест по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 21, п. "а" ч. 1 ст. 97 УК РФ, на которые сослался в определении суд первой инстанции, не подлежит уголовной ответственности за совершение общественно опасных деяний с возможным применением мер медицинского характера лишь лицо, которое во время совершения этих деяний находилось в состоянии невменяемости.
Между
тем суд установил, что Моржухина
страдает хроническим психическим
расстройством в форме
Следовательно, Моржухина, признанная виновной в совершении преступлений в состоянии вменяемости, но лишенная возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими вследствие наступившего после совершения преступлений психического расстройства, не подлежала освобождению от уголовной ответственности за содеянное ею в состоянии вменяемости.
Согласно ч. 1 ст. 81 УК РФ лицо, у которого после совершения преступления наступило психическое расстройство, лишающее его возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, освобождается от наказания, а лицо, отбывающее наказание, освобождается от дальнейшего его отбывания. В случае выздоровления указанное лицо в соответствии с ч. 4 ст. 81 УК РФ может подлежать уголовной ответственности и наказанию.
Принудительные меры медицинского характера таким лицам могут назначаться судом в соответствии с п. "б" ч. 1 ст. 97 УК РФ.
Президиум отменил определение, по которому Моржухина была освобождена от уголовной ответственности, и передал дело на новое судебное рассмотрение.16
Принципиально
иной характер имеет применение принудительных
мер медицинского характера в
отношении третьей
категории лиц, перечисленных в п. "в"
ч. 1 ст. 97 УК. Прежде всего, это связано
с тем, что эти лица совершили преступление
в состоянии вменяемости, и они подлежат
уголовной ответственности и наказанию.
Но наряду с наказанием к ним могут быть
применены меры медицинского характера
в связи с тем, что они признаны нуждающимися
в лечении от психических расстройств,
не исключающих вменяемости (ч. 2 ст. 99 УК).
К третьей категории уголовным законом
(согласно п. "в" ч. 1 ст. 97 УК) отнесены
лица, которые страдают определенными
отклонениями в психической сфере (психопатии
различной степени, слабоумие в степени
дебильности и др.), однако они отдают отчет
в своих действиях и способны руководить
ими, поэтому признаются вменяемыми, хотя
не в полной мере осознают фактический
характер и общественную опасность своих
действий (бездействия). Длительные дискуссии
в психиатрической и юридической литературе
по вопросу оценки подобных состояний
как "уменьшенной" или "ограниченной"
вменяемости нашли свое закрепление в
формулировке п. "в" ч. 1 ст. 97 УК, правовые
последствия которых выражаются в учете
их судом при назначении наказания и возможности
назначения принудительного лечения.
Кроме того, в юридической литературе
высказывалось мнение о целесообразности
наименования лиц с психическими расстройствами,
не исключающими вменяемости (ст. 22 УК)
- лицами с психическими аномалиями. Понятие
"психические аномалии" толкуется
психиатрами как отклонение от нормы,
включающее как патологию, так и отклонения,
не носящие болезненный характер, что,
по сути, и охватывает круг лиц с психическими
расстройствами, не исключающими вменяемости.
2. Виды принудительных мер медицинского характера .
Часть 1 ст. 99 УК предусматривает четыре вида принудительных мер медицинского характера, которые могут быть назначены судом:
а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра;
б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;
в) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа;
г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.
Вид
принудительных мер медицинского характера
назначает суд, учитывая при этом
заключение судебно-психиатрической
или судебно-наркологической
Критерием назначения судом конкретного вида принудительного лечения служит прежде всего психическое состояние лица, степень его опасности для себя, окружающих, возможность совершения иного общественно опасного деяния.
Наряду с психическим состоянием лица, характером совершенного им общественно опасного деяния нельзя не учитывать принцип необходимости и достаточности принудительной меры для эффективности достижения целей применения этих мер. Лечение определяется состоянием больного, диагнозом заболевания, а не видом принудительных мер медицинского характера.
Амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра в соответствии с законом (ст. 100 УК) "может быть назначено при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, если лицо по своему психическому состоянию не нуждается в помещении в психиатрический стационар".
Законодатель в качестве обстоятельства, позволяющего суду назначить амбулаторное принудительное наблюдение и лечение у психиатра, предусматривает такое психическое состояние, в котором лицо, совершившее опасное деяние, не нуждается в помещении в психиатрический стационар. Уголовный кодекс не дает критериев этого психического состояния. Судебные психиатры считают, что амбулаторный вид принудительного лечения может применяться к лицам, которые по своему психическому состоянию способны самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности, имеют достаточно организованное и упорядоченное поведение и могут соблюдать назначенный им амбулаторный режим лечения. Наличие указанных признаков позволяет сделать вывод о том, что психически больное лицо не нуждается в стационарном принудительном лечении.
Однако, юридическими критериями психического состояния, в котором больной не нуждается в стационарном лечении, являются:
Медицинскими критериями рассматриваемого психического состояния являются:
Место проведения принудительного амбулаторного лечения зависит от вида наказания, назначенного судом:
-
лица, осужденные к лишению свободы,
проходят амбулаторное лечение
по месту отбывания наказания,
то есть в исправительных
-
лица, осужденные к наказаниям, не
связанным с лишением свободы,
получают принудительное
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре назначается судом при наличии законных оснований (ст. 97 УК), "если характер психического расстройства лица требует таких условий лечения, ухода, содержания и наблюдения, которые могут быть осуществлены только в психиатрическом стационаре" (ч. 1 ст. 101 УК).
Информация о работе Понятие принудительных мер медицинского характера