Понятие и виды жилищных правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2017 в 08:13, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема стадий реализации преступного намерения и их видов относится к числу важных проблем уголовного права. Осуществление задач уголовного законодательства предполагает точное определение круга преступных деяний, применение наказания только к лицам, виновным в совершении преступлений, и назначение наказания в зависимости от характера и степени реализации преступного умысла. Решение этих задач требует рассмотрения и разрешения ряда вопросов, связанных с неоконченной преступной деятельностью, таких ее стадий, как приготовление к преступлению, покушение на преступление.

Файлы: 1 файл

иванова ю204-стадии реализации преступного намерения.docx

— 111.80 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Челябинский государственный университет»

(ФГБОУ ВПО «ЧелГУ»)

Институт права

Кафедра гражданского права и процесса

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Понятие и виды жилищных правоотношений

 

 

Выполнил студент:

Иванова Виктория Андреевна

                                                               академическая группа Ю-304

направления подготовки

(специальность) 40.03.01-

Юриспруденция

_________________________

 

                                                               Научный руководитель:

Ветров Д.М

Должность: доцент

Ученая степень:

кандидат юридических наук

_________________________

«    » _______________ 2017 г

 

 

 

Челябинск

2016

Содержание

 

 

 
Введение


 

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что проблема стадий реализации преступного намерения и их видов относится к числу важных проблем уголовного права. Осуществление задач уголовного законодательства предполагает точное определение круга преступных деяний, применение наказания только к лицам, виновным в совершении преступлений, и назначение наказания в зависимости от характера и степени реализации преступного умысла. Решение этих задач требует рассмотрения и разрешения ряда вопросов, связанных с неоконченной преступной деятельностью, таких ее стадий, как приготовление к преступлению, покушение на преступление.

В современной юридической литературе сохраняются противоречивые взгляды относительно сущности стадий преступной деятельности, установления ее видов и признаков. Одни учёные считают приготовление и покушение стадиями, этапами совершения преступления, либо стадиями развития преступной деятельности, другие относят приготовление и покушение к видам неоконченных преступлений, третьи отождествляют стадии преступления с видами неоконченных преступлений. Расхождение в теоретических взглядах в отношении неоконченных преступлений находит свое негативное отражение и в деятельности правоохранительных органов. В частности, при квалификации деяния возникают затруднения в определении этапа развития преступного умысла, при совершении преступлений, имеющих различные конструкции их составов, при разграничении фактических признаков приготовления и покушения. Этим объясняется необходимость дальнейшего исследования сущности, признаков, видов стадий совершения преступления, а также практики применения соответствующих норм.

Объектом курсовой работы являются общественные отношения, регулируемые уголовным правом , связанные с проблемными аспектами неоконченного преступления.

Предмет исследования – уголовно-правовые нормы, регулирующие стадии реализации преступного намерения, научно-теоретические и практические взгляды, правоприменительная практика в данной сфере.

Цель данной работы – комплексный анализ стадий реализации преступного намерения с учетом тенденций развития современного уголовного законодательства.

Реализация этой цели предполагает решение комплекса следующих взаимосвязанных задач:

  • уяснить содержание понятия стадий реализации преступного намерения;
  • рассмотреть виды и уголовно-правовое значение стадий реализации преступного намерения;
  • исследовать особенности приготовления к совершению преступления, покушения на преступление, оконченного преступления.

При проведении исследования использовались такие научные методы познания, как анализ, синтез, обобщение, аналогия, логический, исторический, формально-юридический и др. методы.

Нормативную базу исследования составили дореволюционное, советское и современное отечественное уголовное законодательстве.

Эмпирическую основу исследования составила судебная практика Верховного суда РФ, материалы судебной практики.

Представленная работа изложена на 2 страницах машинописного текста состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и списка источников и литературы (20 наименований).

 

Глава I. Понятие, виды и значение стадий реализации преступного намерения

 

§1. Понятие стадий реализации преступного намерения

 

В Уголовном кодексе РФ1 отдельно выделена гл. 6 «Неоконченное преступление». В учебной и научной юридической литературе данный раздел Общей части уголовного права (приготовление, покушение и оконченное преступление) называется стадиями совершения преступления.

Термин «стадия» (греч. στάδιον – единица длины в Древней Греции2) – это определенные ступень, период, этап в развитии, образующие качественные различия процесса или явления в его генезисе. Такое значение термина «стадия» в полной мере относится к процессу развития умышленного преступления – от приготовления к совершению преступления до совершения оконченного преступления. Стадия выражает собой определенную степень реализации преступного умысла лица.

В теории уголовного права различаются три стадии совершения умышленного преступления: приготовление к преступлению, покушение на преступление и оконченное преступление. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления (ст. 29 УК РФ).

Если действия преступника по не зависящим от него обстоятельствам не достигли этапа оконченного преступления, то возникает вопрос об уголовной ответственности за совершение неоконченного преступления.

При совершении тяжкого или особо тяжкого умышленного преступления факт не доведения деяния до завершения не устраняет его общественной опасности, а следовательно, и наказуемости.

В связи с общественной опасностью предварительной преступной деятельности в ст. 30 УК РФ установлена уголовная ответственность за умышленное неоконченное преступление, подразделяемое на приготовление к преступлению и покушение на преступление.

В отличие от оконченного преступления приготовление к преступлению и покушение на преступление имеют ряд особенностей, что определяет необходимость выделения в УК РФ специальной гл. 6, посвященной специфике ответственности за неоконченное преступление.

В основе умышленной преступной деятельности лежат определенные потребности человека. Само по себе формирование потребностей не содержит угрозы обществу. Человек может избрать правомерные средства их удовлетворения, и тогда он не создаст отношений, регулируемых нормами уголовного права. Началу умышленного деяния предшествует этап формирования умысла. В процессе принятия решения действовать определенным образом и борьбы мотивов происходит осознание потребностей, побудивших стремиться к преступной цели, взвешиваются факторы, способствующие или препятствующие осуществлению цели, мысленно оцениваются результаты различных вариантов действия, формируется «модель» поведения. Этот этап деятельности человека, если он связан с намерением совершить запрещенное уголовным законом умышленное деяние, называется формированием умысла на совершение преступления. Если намерение совершить преступление становится достоянием правоохранительных органов, то можно говорить об обнаружении умысла на совершение преступления. Ненаказуемость такого умысла является общепризнанной аксиомой права.

Как только человек приступает к практическому осуществлению принятого решения, наступает этап исполнения замышляемого преступления. Исполнение сложного волевого преступного поведения человека можно представить как действия, создающие условия для достижения намеченной цели или устраняющие препятствия на пути к ней, и действия, непосредственно направленные на достижение цели. На этих этапах развития умышленной преступной деятельности могут возникнуть обстоятельства, не зависящие от воли виновного, которые делают невозможным достижение намечаемого результата. Например, осужденный к лишению свободы за разбой К. в исправительном учреждении во время нахождения в прогулочном дворике тюрьмы напал на контролера, нанес ему несколько ударов по голове камнем и пытался перебраться через ограждение учреждения, но был задержан охраной. Или другой пример. Организованная преступная группировка похитила на одном из предприятий контейнер со значительным количеством расщепляющегося вещества. Договорившись с одним из членов экипажа иностранного судна о продаже ему радиоактивного вещества во время стоянки судна в порту, злоумышленники пытались вскрыть контейнер, но это сделать не удалось. При попытке перевезти громоздкий контейнер похитители были задержаны сотрудниками управления по борьбе с организованной преступностью. В первом случае действия работников охраны, а во втором – прочность контейнера стали обстоятельствами, не позволившими достичь цели преступления3.

Поэтому теория уголовного права, судебная практика и уголовное законодательство различают в зависимости от момента возникновения обстоятельств, препятствующих завершению умышленного преступления, стадии совершения преступления. Под стадиями понимаются определенные этапы развития преступления, которые отличаются друг от друга степенью осуществления объективной стороны соответствующего преступления и реализации умысла виновного, моментом прекращения преступного деяния в силу не зависящих от виновного обстоятельств4.

 

§2 Виды и уголовно-правовое значение стадий реализации преступного намерения

 

Приготовление к преступлению и покушение на преступление признаются неоконченным преступлением. Например, для наличия в действиях лица признаков преступления, предусмотренного ст. 105 УК РФ, недостаточно, чтобы террорист установил под сидением автомобиля жертвы радиоуправляемое взрывное устройство. Необходимо это устройство взорвать, а результатом взрыва должна быть смерть потерпевшего. Всякий иной исход (отказ взрывного устройства; взрыв до посадки в автомобиль жертвы; ранение потерпевшего и т.п.) представляет собой неоконченное преступление, т.е. приготовление или покушение.

Для уголовной ответственности стадии преступления сами по себе как этапы деятельности, направленной на достижение преступного результата, не имеют значения. Более того, они не всегда имеют место при совершении преступлений. Так, убийства, совершенные в состоянии аффекта (ст. 107 УК РФ), как правило, не содержат стадий приготовления к преступлению. Успешно осуществленное умышленное преступление не имеет стадии покушения.

Понятие стадий преступления имеет значение только при отграничении оконченного преступления от неоконченного, причем это относится только к умышленной преступной деятельности и до момента ее прерывания по не зависящим от лица обстоятельствам или в силу добровольного отказа.

Неосторожные правонарушения криминализируются только при причинении значительного вреда, т.е. при оконченном деянии.

Поэтому законодатель как приготовление к преступлению (ч. 1 ст. 30 УК РФ), так и покушение на преступление (ч. 3 ст. 30 УК РФ) определяет как умышленные деяния. Теория уголовного права и судебная практика исходят из того, что уголовно-правовое значение имеет только та стадия, на которой прерывается умышленная преступная деятельность лица, а каждая предыдущая поглощается последующей. Покушение на преступление поглощает приготовление, а оконченное преступление – оба вида предварительной преступной деятельности (приготовления и покушения). При этом, чем ближе к окончанию преступления тот или иной этап предварительной преступной деятельности лица, тем большую общественную опасность представляет содеянное, что должно учитываться судом при назначении наказания.

Гл. 6 «Неоконченное преступление» УК РФ позволяет сформулировать основание уголовной ответственности наряду с оконченными преступлениями за неоконченную преступную деятельность лица, прерванную по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Основанием уголовной ответственности за эти действия является наличие в деянии лица состава неоконченного преступления, т.е. состава приготовления к конкретному преступлению или состава покушения на конкретное преступление, а ответственность наступает по статье УК РФ, предусматривающей оконченное преступление, со ссылкой на ст. 30 УК РФ.

Установление ответственности за неоконченную преступную деятельность имеет значение для борьбы с наиболее опасными преступлениями, например с «заказными» убийствами, раскрытие которых представляет значительные сложности. Трудности раскрытия этих опасных преступлений связаны с предварительной преступной деятельностью: продуманностью, тщательной подготовкой к осуществлению, групповым характером, при котором организатор и исполнитель часто не знают друг друга и практически не общаются. Все это подтверждает необходимость ранней профилактики деяний такого рода, предупреждения их на стадиях приготовления и покушения путем привлечения участников к уголовной ответственности за неоконченные преступные деяния.

Пресечение преступления на стадиях приготовления или покушения дает возможность предотвратить наступление тяжких последствий оконченного преступления и привлечь виновного к уголовной ответственности за неоконченную преступную деятельность.

Вопрос о наказуемости ранних стадий в развитии умышленной преступной деятельности имеет свою историю. Впервые обобщенные понятия покушения и приготовления в средневековой итальянской юриспруденции именовались как «conatus retotus» – приготовительные действия и «conatus proximus» – начало преступного посягательства или покушение. До этого в различных памятниках древнего права ответственность за неоконченную преступную деятельность устанавливали лишь при определении ответственности за отдельные составы. Такой была практика российского уголовного законодательства.

УК РФ впервые дает определение оконченного преступления. Преступление признается оконченным, если в совершенном лицом деянии содержатся все признаки состава преступления, предусмотренного нормой Особенной части Уголовного кодекса (ч. 1 ст. 29).

К неоконченным преступлениям относятся приготовление к преступлению и покушение на преступление. Для признания преступления оконченным и разграничения оконченных преступлений от неоконченных необходимо установить наличие в содеянном всех признаков соответствующего состава преступления, предусмотренного действующим уголовным законодательством. Однако определение момента достижения преступником стадии оконченного преступления зависит от конструкции законодателем того или иного состава преступления. Так, преступления с материальным составом достигают стадии оконченного с момента наступления предусмотренного законом преступного результата (ст. 105, 106, 107, 108, 111, 112 и др. УК РФ). Преступления с формальным составом считаются оконченными с момента совершения запрещенного законом действия или бездействия, независимо от наступления последствий (ст. 129, 130, 136, 137 и др. УК РФ). При конструировании состава преступления в качестве усеченного момент окончания преступления как бы переносится на более раннюю стадию преступной деятельности. Так, разбой (ст. 162 УК РФ) считается оконченным преступлением с момента нападения с целью хищения чужого имущества, сопряженного с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия. В отличие от кражи и грабежа момент окончания разбоя переносится в стадию покушения. Для признания деяния, предусмотренного ст. 162 УК РФ, оконченным преступлением, нет необходимости устанавливать, было ли хищение чужого имущества успешным для преступника, была ли у него возможность пользоваться и распоряжаться чужим имуществом, сумел ли он им завладеть. Сам факт посягательства (нападения) образует оконченный состав преступления. На момент окончания преступления в ряде случаев может оказать влияние субъективная сторона состава, в частности, направленность умысла также влияет на определение момента окончания преступления. Так обстоит дело при квалификации хищения предметов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность (ст. 164 УК РФ).

Информация о работе Понятие и виды жилищных правоотношений