Правовой режим услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2011 в 10:52, реферат

Описание работы

В современном гражданском праве России услуги признаются в качестве одной из ведущих категорий в системе объектов гражданских прав и значение этой категории, особенно в условиях рыночных отношений, возрастает с каждым годом. Современный рынок услуг характеризуется не только тенденцией его роста более высокими темпами по сравнению с товарами, но и нарастающей тенденцией диверсификации услуг. Многообразие услуг которые способны обеспечивать индивидуальные и коллективные потребности участников гражданского оборота, не вызывает сомнений. И каждая из них имеет свои особенности, о чем свидетельствует Гражданский кодекс Российской Федерации.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Понятие услуг, их характеристика и свойства.
Глава 2. Правовой режим услуг
Заключение
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 95.50 Кб (Скачать файл)

     Таким образом, под правовым режимом конкретного  объекта гражданских прав понимается совокупность правовых норм, устанавливающих  порядок использования этого блага для участников гражданских правоотношений.

     Представляется, что порядок использования блага  не может ограничиваться только «возможностью или невозможностью совершения с ними определенных действий (сделок), влекущих известный юридический (гражданско-правовой) результат»7. Порядок использования, кроме юридических действий (сделок), может включать в себя совершение и действий фактического характера, имеющих определенное правовое значение.

     Нормы права призваны регулировать поведение участников правоотношений. Правила в отношении конкретного блага устанавливаются исходя из свойств самого блага, которым придается правовое значение. Следовательно, правовой режим конкретного блага составляют только те нормы, в которых установлены определенные юридические последствия в зависимости от юридически значимых свойств того или иного блага.

     В действующем законодательстве наиболее общие положения об услугах сконцентрированы в главе 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг». Однако действие норм, содержащихся в ней, распространяется не на все виды услуг, а только на те, которые не получили специального регулирования в рамках отдельных глав Гражданского кодекса РФ.

    Для формирования общего правового режима услуг принципиальное значение имеет  вопрос об их результате. Представляется, что любые услуги направлены на получение некоего результата. Суть этого действия, как было обосновано выше, заключается преимущественно в изменении состояния того невещественного блага, которое является объектом воздействия. Следовательно, результат данного действия выражается в фиксации измененного состояния. Способ и форма фиксации зависят от вида услуги. Допускается, в частности, и наличие отделимого результата услуг, например документа или иного носителя информации.

     Наиболее трудно, практически невозможно, зафиксировать изменение духовного состояния личности при оказании культурно-просветительских услуг. Просмотр кинофильма, спектакля, посещение концерта или выставки художественных произведений влечет изменение духовного состояния личности, которое сама личность может оценивать по-разному - как положительно, так и отрицательно. Если оказанная услуга оценена отрицательно, это ставит под сомнение и правомерность рассмотрения ее в качестве блага. Она свидетельствует о том, что потребность не была удовлетворена и, соответственно, результат не был достигнут. Однако субъективная оценка не может служить критерием достижения результата оказанной услуги, а, следовательно, порождать какие-либо правовые последствия.

     Результатом информационных услуг является предоставление определенного рода информации. Информация может либо передаваться устно, либо фиксироваться на материальных носителях (бумажных или электронных). Как уже отмечалось выше, неразрывная связь информации с ее материальным носителем не дает оснований для вывода о том, что результат такого рода информационных услуг носит овеществленный характер. В законе или в договоре могут устанавливаться особые требования к форме передаваемой информации. В частности, результатом аудиторской проверки является аудиторское заключение.

    Таким образом, анализ основных типов услуг  показал, что их результатом можно  признать выраженное в том или  ином виде сохраненное или измененное состояние невещественного блага, достигнутое в процессе оказания соответствующей услуги. При этом результат услуг, как правило, нематериален (невещественен) по своей природе.

     При характеристике услуг в качестве одного из их признаков в литературе указывается на негарантированность  их результата. В действующем законодательстве предусмотрена ситуация, когда невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает8. При этом риск неисполнения обязательства возлагается на заказчика, который по общему правилу обязан возместить исполнителю фактически понесенные расходы.

    Брагинский М. И. допускает существование особой модели, при которой «исполнитель принимает на себя обязанность совершить определенное действие с тем, что если действие приведет к тому, что весьма удачно называют «эффектом услуги», то исполнителю будет выплачена иная, более высокая сумма». В качестве примера он приводит договоры на оказание медицинских или ветеринарных услуг, которые могут иметь своим предметом либо «лечение», либо «излечение», а также на оказание правовых услуг9.

    Действительно, при оказании медицинских услуг  довольно сложно гарантировать достижение положительного результата. Принципиально иная ситуация складывается при оказании правовых услуг. В качестве их результата в договоре нередко указывается вынесение решения судебными органами в пользу услугополучателя или взыскание долга в его пользу по исполнительному листу. Аналогичным образом определяется результат и иных профессиональных (или деловых) услуг, например при оказании консалтинговых услуг - заключение инвестиционных соглашений и привлечение инвестиций, при оказании маркетинговых услуг - увеличение объема продаж и т.д.

    С точки зрения теории указанные последствия не могут рассматриваться в качестве результата услуги. Между их наступлением и действиями услугодателя не может быть установлена прямая (непосредственная) причинно-следственная связь, так как они зависят от действий третьих лиц: решение принимается судом или иным государственным органом, инвестор принимает решение об инвестировании проекта и т.д. Действия услугодателя лишь способствуют их наступлению. В связи с этим даже надлежащее исполнение услугодателем своих обязанностей по договору не гарантирует их наступления10.

    Возмездность  признается одним из важнейших признаков  услуги, получившим закрепление в действующем гражданском законодательстве (гл. 39 ГК РФ «Возмездное оказание услуг»). Большинство современных цивилистов считает принципиально невозможным существование безвозмездных обязательств об оказании услуг, хотя договор поручения, в частности, может быть и безвозмездным. Оказание услуг на безвозмездной основе не означает, что услугодатель вправе не соблюдать требований, предъявляемых к процессу осуществления деятельности, составляющей сущность услуг, или к ее результату.

    В действующем законодательстве не предусматривается возможность требования исполнения в натуре даже возмездного обязательства об оказании услуг. Исполнитель вправе в одностороннем порядке отказаться от его исполнения, полностью возместив заказчику убытки11. Закрепление в нормах о возмездном оказании услуг права услугодателя на односторонний отказ от исполнения обязательства имеет принципиальное значение, так как, по справедливому утверждению М.И. Брагинского, «среди мер, предназначенных специально для обеспечения реального исполнения, можно назвать, прежде всего, общее правило о недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств»12. Таким образом, устанавливая для исполнителя (услугодателя) возможность в одностороннем порядке отказаться от исполнения обязательства, законодатель сознательно, в качестве исключения из общего правила, лишил заказчика (услугополучателя) права требовать реального исполнения обязательства возмездного оказания услуг.

    Однако  это не означает принципиальную невозможность  гражданско-правового регулирования безвозмездных отношений по оказанию услуг. Согласно общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 396 ГК РФ, возмещение убытков в случае неисполнения обязательства и уплата неустойки за его неисполнение освобождают должника от исполнения обязательства в натуре. В безвозмездных обязательствах ответственность ограничивается, как правило, возмещением реального ущерба.

    Разнообразие  услуг обусловливает существование  двух опасностей при правовом регулировании  отношений по их оказанию. Первая опасность  заключается в излишнем обобщении нормативных положений об услугах. Следует признать, что попытка создания единой модели договора об оказании услуг вряд ли может быть оценена как успешная с точки зрения ее применения на практике. Тем не менее, выделение и законодательное закрепление наиболее существенных положений об услугах, универсальных для всех видов услуг, несомненно, требуется.

    Вторая  опасность состоит в другой крайности - излишней дифференциации правового  регулирования. Стремление к регулированию  услуг на уровне их отдельных видов можно охарактеризовать как стремление «объять необъятное». Представляется целесообразным объединить наиболее распространенные виды услуг в рамках определенного типа. Это позволило бы по аналогии с другими главами ГК РФ выделить общие положения, характерные для всех договоров об оказании услуг данного типа, а также регламентировать наиболее важные их виды. От выбора оптимального критерия классификации услуг на типы будет зависеть и эффективность правового регулирования отношений по оказанию услуг конкретного типа.

    В правовой литературе предлагается достаточно большое количество классификаций. Так, Шаблова Е.Г. выделяет до 20 классификационных критериев, но они носят преимущественно частный характер. Более 10 классификаций услуг приводит Степанов Д.И.

    Представляется, что для целей формирования специальных  правовых режимов в качестве классификационного критерия должен использоваться существенный признак услуг. Таковым может  считаться объект воздействия при  оказании услуг. В предлагаемом определении услуг указываются невещественные блага, являющиеся объектом воздействия: имущественные права, информация и нематериальные (духовные) блага.

    Услуги, в которых объектом воздействия выступают имущественные права в виде безналичных денежных средств, урегулированы на уровне ГК РФ в рамках договоров банковского счета и банковского вклада. Не получили правовой регламентации ни на уровне ГК РФ, ни на уровне федеральных законов услуги, при оказании которых воздействие оказывается на информацию. На сегодняшний день наиболее остро перед обществом стоят проблемы правового регулирования медицинских и образовательных услуг. В медицинских услугах объектом воздействия выступает здоровье человека, а в образовательных - духовное состояние личности. Каждая из этих услуг нуждается в правовой регламентации в рамках самостоятельного типа договора.

    Подводя итог, хотелось бы отметить: услуги в современном законодательстве – далеко не самая сильная сторона. Глава 39 Гражданского кодекса – не в полной мере отражает все аспекты правового регулирования разных видов услуг, для того, чтобы добиться лучшего результата – надо больше внимания уделять различным видам договора услуг. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение

     Услуги  как объект гражданско-правового  регулирования представляют собой определенный вид общественных отношений, экономическая сущность которых заключается в оказании услуг. Правовой формой данных отношений могут быть не только обязательства об оказании услуг, но и иные по своей природе гражданско-правовые обязательства. Соответственно, и в качестве объектов гражданско-правовых обязательств, регулирующих экономические отношения по оказанию услуг, выступают не только услуги, но и иные блага, являющиеся объектами гражданских прав.

     Понятие услуг в значении объекта гражданско-правового регулирования включает в себя и понятие обслуживания, т.е. отношения по осуществлению деятельности, направленной на удовлетворение потребностей участников имущественного оборота. Отношения обслуживания также опосредуются различными гражданско-правовыми обязательствами - как поименованными (розничная купля-продажа, прокат, бытовой подряд и др.), так и непоименованными (туристическое, гостиничное, санаторно-курортное обслуживание и др.). Последние имеют, как правило, комплексный объект, в силу чего они являются самостоятельными по своей правовой природе, поэтому не могут быть отнесены к обязательству возмездного оказания услуг. Договоры, регулирующие отношения в сфере обслуживания, обладают рядом общих формальных признаков (публичный характер, специальный субъектный состав, потребительская цель), позволяющих выделить их в теории гражданского права в группу договоров обслуживания.

Правовая  сущность услуг как объекта гражданских  прав заключается в совершении действий по изменению состояния невещественного блага. Невещественные блага выступают в качестве объекта, на который оказывается воздействие в процессе деятельности исполнителя при оказании услуг. Круг явлений, которые могут выступать в качестве объекта воздействия, ограничивается благами, признаваемыми объектами гражданских прав. К таковым из перечисленных в ст. 128 ГК РФ объектов гражданских прав относятся следующие: информация, безналичные деньги, а также нематериальные (духовные) блага. В целях раскрытия сущности услуг перечисленные невещественные блага в работе рассмотрены в роли объекта воздействия при оказании различных видов услуг (информационных, медицинских, образовательных, культурно-просветительских и др.). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Правовой режим услуг