Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2010 в 15:34, Не определен
Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, регулирующие моральный вред, а предметом – нормы права, регулирующие отношения в сфере компенсации морального вреда.
Соответственно
в п.5 постановления Пленума
Под диффамацией, как в российском, так и зарубежном праве обычно понимается распространение порочащих сведений о каком-либо лице - как физическом, так и юридическом.
Родовое понятие "диффамация" охватывает собой любое распространение порочащих другое лицо сведений. В зависимости от соответствия распространяемых сведений действительности и субъективного отношения распространителя к своим действиям можно выделить следующие ее виды:
а) распространение заведомо ложных порочащих сведений - умышленная недостоверная диффамация, или клевета;
б) неумышленное распространение ложных порочащих сведений - неумышленная недостоверная диффамация;
в) распространение правдивых порочащих сведений - достоверная диффамация.
Гражданско-правовой способ защиты чести, достоинства и деловой репутации от недостоверной диффамации любого вида определен в ст. 152 ГК. На последствиях достоверной диффамации остановимся ниже.
Какие
сведения признаются порочащими честь,
достоинство и деловую
В случае, когда недостоверная диффамация совершена в неприличной форме, потерпевший вправе требовать опровержения этих сведений в порядке п. 1 ст. 152 ГК и компенсации морального вреда, причиненного диффамацией. Оскорбительную форму следует в этом случае рассматривать как заслуживающее внимания обстоятельство, повышающее размер компенсации. При оскорбительной форме достоверной диффамации потерпевший не вправе требовать опровержения сведений в порядке ст. 152 ГК, но приобретает право на компенсацию морального вреда в порядке ст. 151 ГК.
Представляется,
что вина причинителя вреда не
должна входить в состав оснований
ответственности в обоих
Пункт 1 ст. 152 ГК РФ предусматривает опровержение порочащих сведений как способ защиты чести, достоинства и деловой репутации гражданина в случае недостоверной диффамации. Анализ этой нормы показывает, что такой способ применим лишь в случае, когда содержанием сведений являются сообщения о фактах, а не мнение, выражающее их оценку. Только сообщение о факте может полностью или частично соответствовать либо не соответствовать действительности.
Обратимся к последствиям достоверной диффамации. Последствия ее неприличной формы рассмотрены выше - это обязанность компенсировать причиненный оскорблением моральный вред. Что влечет облеченное в пристойную форму правдивое сообщение о порочащих другое лицо фактах?
Хотя добросовестная диффамация сама по себе не порождает у потерпевшего права на компенсацию морального вреда, оно может возникнуть в тех случаях, когда у потерпевшего есть право на опубликование ответа, а редакция средства массовой информации незаконно отказывает ему в этом. Указанным неправомерным действием редакция препятствует потерпевшему в восстановлении нарушенных нематериальных благ и обязана компенсировать причиненные в связи с этим страдания.
Изложенное выше не означает, что никакое достоверное сообщение о фактах само по себе не может повлечь ответственности распространителя сведений. При достоверной диффамации ответственность не наступает в связи с умалением вполне определенных нематериальных благ - чести, достоинства и деловой репутации. Но диффамация может одновременно причинять вред другим нематериальным благам - неприкосновенности частной жизни, личной и семейной тайне. В этом случае возможно наступление ответственности, в том числе в виде обязанности компенсировать причиненный моральный вред.
Особый
интерес в этом отношении представляет
нарушение неприкосновенности частной
жизни, которое часто сопутствует
достоверной диффамации. Например, правдивое
сообщение в средстве массовой информации
о том, что гражданин в установленных рамках
практикует нудизм, раскрывает одну из
сторон его частной жизни. Такое сообщение
не свидетельствует ни о нарушении гражданином
законодательства, ни о совершении им
аморальных действий, но способно понизить
его репутацию в глазах значительного
числа людей ввиду некоторого предубеждения
против нудизма.
До 1 марта 1996г. (до введения в действие второй части ГК РФ) в удовлетворении требований гражданина о компенсации морального вреда, причиненного ему в результате незаконного осуждения и привлечения к уголовной ответственности, отказывалось на том основании, что действовавшие в тот период нормативные правовые не содержали норм, предусматривающих такую возможность.
Лишь к правоотношениям, возникшим после 1 марта 1996 г., применимы нормы, предусматривающие компенсацию морального вреда независимо от вины его причинителя в случаях, когда он причинен гражданину в результате незаконных осуждения, привлечения к уголовной ответственности, применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде. Способ и размер компенсации морального вреда определяются в соответствии со ст. 1101 ГК. В связи с этим были внесены изменения в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994г. "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда". В нем, в частности, указано, что в соответствии с действующим законодательством одним из обязательных условий наступления ответственности за причинение морального вреда является вина причинителя.
Руководствуясь
исключительно нормами уголовно
- процессуального
К сожалению, юридические конструкции, используемые законодателем, не всегда являют собой образец строгости и юридической точности применяемых формулировок. Иными словами, разграничивается устранение последствий морального вреда, осуществляемое следователем или прокурором, прекратившими уголовное дело, и денежная оценка причиненного морального вреда, которая определяется судом в порядке гражданского судопроизводства.20
Следует
заметить, что было бы неправильным
и весьма неразумным решать вопросы
компенсации причиненного морального
вреда на досудебных стадиях в рамках
уголовного судопроизводства, так как
это повлекло бы либо обвальный поток
жалоб, либо, наоборот, неоправданные траты
бюджетных средств в связи с неправильным
определением органами расследования
размера компенсации. Ведь с учетом известной
специфики и сложности определение размера
компенсации за такой вред органами предварительного
следствия и прокуратуры не будет основано
на законе, так как войдет в противоречие,
в частности, со ст. ст. 151, 1101 ГК. В перспективном
уголовно - процессуальном законодательстве
России планируется сохранить указанную
дифференциацию и предусмотреть в рамках
уголовного процесса лишь возможность
устранения последствий морального вреда;
иски же о компенсации в денежном выражении
за причиненный моральный вред должны
предъявляться в порядке гражданского
судопроизводства. Таким образом, в рамках
уголовного судопроизводства на досудебных
стадиях разумно разрешать лишь вопросы
устранения последствий морального вреда,
причиненного лицам, незаконно привлеченным
к уголовной ответственности. При этом
органы предварительного следствия и
прокуратуры не могут и не должны определять
размер компенсации причиненного морального
вреда, поскольку это должно являться
и в настоящий момент в соответствии с
гражданским законодательством является
прерогативой суда. Иски о компенсации
в денежном выражении причиненного морального
вреда должны предъявляться в порядке
гражданского судопроизводства. Более
того, все вопросы возмещения как материального,
так и морального вреда, в целях установления
единообразия и процессуальной экономии,
следует отнести исключительно к компетенции
суда, исключив внесудебный порядок.
Рассмотрев и проанализировав принципиальные положения института компенсации морального вреда в российском законодательстве можно сделать следующие выводы.
Во-первых, данный правовой институт имеет важное значение для защиты, прежде всего, таких прав и благ, которые носят личный не имущественный характер. Под личными неимущественными благами (в том числе и правами) следует понимать лишенные имущественного содержания блага, неразрывно связанные с их обладателем - человеком. Эти права и блага указанны в Конституции РФ и ст. 150 ГК РФ: жизнь и здоровье, честь и доброе имя, достоинство и деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, право свободного передвижения, право выбора места пребывания и жительства, право на имя, право авторства и другие аналогичные нрава и блага. Общие признаки этих прав и благ - они не имеют имущественного содержания, принадлежат человеку от рождения (например, здоровье) или в силу закона (например, право авторства), неотчуждаемы и непередаваемы иным способом. Следует иметь ввиду, что приведенный перечень нематериальных благ - не исчерпывающий, и причинение морального вреда в связи с нарушением других нематериальных благ также не порождает право на компенсацию морального вреда. При нарушении других субъективных гражданских прав возможность компенсации морального вреда должна быть прямо указанна в законе. Таким образом, закон ограничивает круг случаев, в которых моральный вред подлежит возмещению. Хотя очевидно, что при нарушении имущественных прав у человека почти всегда могут возникать нравственные или физические страдания.
Во-вторых, можно выделить следующие основания компенсации морального вреда:
-наличие
вины причинителя вреда (
-подтверждение факта причинения потерпевшему нравственных или физических страданий;
-соблюдение
сроков предъявления требования
и сроков действия
соответствующих