Юридические факты и дееспособность в семейном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 20:37, реферат

Описание работы

Под юридическими фактами в семейном праве следует понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых нормы семейного права связывают наступление предусмотренных в них юридических последствий. Юридические факты влекут за собой возникновение и прекращение правоспособности (рождение, смерть, объявление умершим) и дееспособности (достижение совершеннолетия, решение суда о признании лица недееспособным). Юридические факты могут приводить к возникновению и утрате других юридических фактов - состояний, не всегда являющихся правоотношениями.

Файлы: 1 файл

Семейка (моё).docx

— 22.05 Кб (Скачать файл)

I. Юридические факты в семейном праве

Под юридическими фактами в семейном праве следует  понимать конкретные жизненные обстоятельства, с наличием которых нормы семейного  права связывают наступление  предусмотренных в них юридических  последствий. Юридические факты  влекут за собой возникновение и  прекращение правоспособности (рождение, смерть, объявление умершим) и дееспособности (достижение совершеннолетия, решение суда о признании лица недееспособным). Юридические факты могут приводить к возникновению и утрате других юридических фактов - состояний, не всегда являющихся правоотношениями.

Классификация юридических фактов в семейном праве  может проводиться по различным  основаниям.

По  правовым последствиям: они, как и в других отраслях права, делятся на правопорождающие (рождение ребенка, заключение брака), правоизменяющие (изменение в брачном договоре установленного законом режима совместной собственности имущества, нажитого в браке), правопрепятствующие (в соответствии со ст. 17 СК РФ муж не имеет права без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка), и правовосстанавливающие (восстановление в родительских правах).

По  волевому признаку юридические факты традиционно подразделяются на события и действия. Некоторые авторы предлагают выделять наряду с ними еще и состояния.

Действия происходят по воле людей. В зависимости от того, соответствует действие предписаниям правовых норм или нарушает их, действия подразделяются на правомерные и неправомерные. Событие либо вообще на зависит от воли людей – абсолютное событие, либо, возникая по воле человека, в дальнейшем своем развитии от нее не зависит – относительное событие. Эта классификация, выработанная общей теорией права, применима и к семейно-правовым юридическим фактам.

Состояния –  это юридический факт, который существует длительное время, непрерывно или периодически порождая юридические последствия. Состояния в одних случаях могут быть отнесены к событиям, в других – к действиям. В зависимости от срока существования юридических фактов их предлагается классифицировать на состояния и краткосрочные факты. Состояния в большинстве случаев сами являются правоотношениями, например состояние в браке есть состояние в брачном правоотношении. Другие состояния существуют вне правоотношений: нетрудоспособность, нуждаемость, обеспеченность, достаточная для выплаты алиментов.

Состояние родства  может быть как связано, так и  не связано с наличием правоотношения. Дело в том, что закон придает  правовое значение лишь определенным степеням родства. Чем ближе родство, тем больше правовых связей возникает  между лицами. Например, между родителями и детьми существует родительское правоотношение, поэтому состояние родства с  детьми при взыскании алиментов  на содержание родителей можно рассматривать  как юридический факт – правоотношение. Более отдаленные степени родства, как правило, порождают только один вид правоотношений – алиментные. Поэтому состояние родства с  братом или сестрой как основание  возникновения алиментной обязанности  само не является правоотношением, поскольку  до возникновения алиментного обязательства  братья и сестры ни в каких других правоотношениях не состоят. Еще  более дальнее родство вообще не порождает никаких правоотношений, но может иметь правовое значение. Например, при назначении опекуна  или попечителя или решении вопроса  об усыновлении тот факт, что лицо приходится ребенку, скажем, дядей или  тетей, обязательно будет учтен. Здесь родство также выступает  в качестве состояния, не являющегося  правоотношением.

Состояния независимо от того, являются они правоотношениями или нет, сами возникают, изменяются и прекращаются в результате юридических  фактов. Поэтому возникновению правоотношения предшествуют две группы юридических  фактов: сначала одни их них порождают  состояние, например, достижение пенсионного  возраста – состояние нетрудоспособности, затем это состояние самостоятельно или в совокупности с другими  юридическими фактами приводит к  возникновению правоотношения, в  данном случае – алиментного. Состояния  чаще всего порождают длящиеся правоотношения, и их связь с ними выражается в  том, что, пока существует состояние, существует и правоотношение.

Правомерные действия обычно подразделяются на юридические акты и юридические поступки, а юридические акты, в свою очередь, делятся на гражданско-правовые, административно-правовые, семейно-правовые и т.д. Юридический акт можно определить как правомерное действие, направленное на достижение юридических последствий.

Семейно-правовые акты порождают права и обязанности, тесно связанные с личностью  и вследствие этого непередаваемые. Семейно-правовые акты, как правило, совершаются в государственных  органах, без чего они не признаются действительными. Однако это необязательно  для заключения соглашения о разделе  имущества супругов, соглашения супругов о порядке участия отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка и  т.д. Те акты семейного права, которые  совершаются в специальных органах, обычно связаны с изменением семейно-правового  статуса лица: признание отцовства, заключение и расторжение брака.

Юридические акты в семейном праве в зависимости  от количества лиц, от которых они  исходят, делятся на односторонние  и двусторонние. Кроме того, в  зависимости от субъекта можно выделить акты субъектов семейного права  и акты государственных органов. Необходимо признать, что решения  суда входят во многие составы оснований возникновения семейных правоотношений.

В семейном праве  долгое время не использовалось само понятие договора, вместо него говорилось о двусторонних актах участников семейных отношений. С появлением брачных договоров и алиментных соглашений стали применяться конструкции договора в семейном праве. В статьях 43 и 44 СК указано, что к изменению, расторжению и признанию недействительным брачного договора применяются соответствующие нормы ГК об изменении, расторжении и признании недействительными договоров. Статья 101 СК предусматривает, что к заключению, исполнению, расторжению и признанию недействительными алиментных соглашений также применяются нормы Гражданского кодекса о договорах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

II. Правоспособность и дееспособность в семейном праве

     Правосубъектность в семейном праве – это способность быть участником семейных правоотношений. Как и в любой другой отрасли права, семейная правосубъектность делится на 2 основных элемента: правоспособность и дееспособность.

Семейный кодекс РФ не дает определения правоспособности и дееспособности, что делает возможным  использовать в семейном праве понятий  правоспособности и дееспособности, содержащихся в Гражданском кодексе  РФ. Ограничение или лишение гражданской  дееспособности приводит соответственно к ограничению или лишению  семейной правоспособности. Связь указанных  правовых явлений в семейном и  гражданском праве настолько  тесна,  что  можно  говорить  о  едином   понятии   правоспособности  и дееспособности в гражданском и семейном праве.

Семейная  правоспособность может быть определена как способность иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности.

В семейном праве  многочисленные правовые возможности, входящие в состав правоспособности (способность к вступлению в брак, усыновлению, способность быть назначенным  опекуном или попечителем), не могут  до определенного возраста осуществляться ни действиями самого субъекта права, ни действиями его законных представителей.

В статье 42 СК содержится указание на недопустимость включения в брачный договор условий, ограничивающих правоспособность и дееспособность.

К семейной дееспособности тоже может быть применено определение, содержащееся в Гражданском кодексе, где она определена как способность "своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их".

Наличие дееспособности не всегда необходимо для участия  в семейных правоотношениях. В одних  случаях, например в правоотношениях, складывающихся между родителями и  несовершеннолетними детьми, один субъект - ребенок - всегда недееспособен, и  его дееспособность не нуждается  в восполнении. В других правоотношениях, например, алиментных, одна из сторон может  быть недееспособной, но ее дееспособность должна восполняться действиями законных представителей. Полная дееспособность в семейном праве, как и в гражданском, возникает с 18 лет. Признание полностью дееспособным в области семейного права несовершеннолетнего, вступившего в брак в результате снижения ему брачного возраста, автоматически приводит к возникновению у него полной гражданской дееспособности. Не всегда возникновение полной дееспособности в области гражданского права должно автоматически приводить к признанию полной семейной дееспособности.

Статья 27 нового ГК предусматривает возможность  эмансипации несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, при этом он становится полностью дееспособным. Семейное законодательство не связывает с этим фактом возникновение полной семейной дееспособности. Это связано с тем, что вступление в брак связано с физической и психической зрелостью несовершеннолетнего, а эмансипация, во всяком случае согласно ГК РФ, только с психической, поэтому вопрос о снижении брачного возраста должен рассматриваться в общем порядке, применительно как к эмансипированному, так и к не эмансипированному несовершеннолетнему. К усыновителю предъявляются не обычные, а повышенные требования, поэтому им должно быть только совершеннолетнее лицо.

Признание недееспособным в области гражданского права  лица, которое в результате душевной болезни или слабоумия не может  отдавать отчет в своих действиях  или руководить ими, автоматически  приводит к утрате и семейной дееспособности.

Семейное законодательство не содержит не только самого понятия  дееспособности, но и не делит ее на отдельные разновидности. Согласно статье 99 СК, лица, не обладающие полной дееспособностью (несовершеннолетние от 14 до 18 лет и лица, чья дееспособность ограничена в судебном порядке), заключают  соглашения об уплате алиментов сами, но с согласия своих законных представителей.

Семейное законодательство содержит перечень случаев, когда согласие несовершеннолетнего ребенка необходимо для возникновения, прекращения  или изменения семейных правоотношений (усыновление, восстановление в родительских правах и т. д.). Такое согласие следует  рассматривать как семейно-правовой акт. Во всех случаях, когда согласие ребенка необходимо, можно говорить о наличии у него частичной дееспособности.

Ограничение гражданской  дееспособности также оказывает  непосредственное влияние на семейную дееспособность. Такие лица не вправе быть опекунами, попечителями, усыновителями. По логике вещей, они не должны иметь  права и на заключение брачных  договоров и алиментных соглашений, так как гражданское законодательство не разрешает им распоряжаться своим  имуществом. Однако брачные договоры не только не способствуют ухудшению  материального положения семьи, а, наоборот, могут быть направлены на его укрепление. Поскольку семейное законодательство не устанавливает  таких ограничений для частично дееспособных, следует считать, что  они вправе заключать указанные  договоры.

Информация о работе Юридические факты и дееспособность в семейном праве