Банковская гарантия как способ обеспечения безопасности в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 22:39, доклад

Описание работы

Банковская гарантия является новым институтом отечественного гражданского права, который сложился с учетом международной практики в этой области, получившей выражение в Унифицированных правилах для гарантий по требованию, изданных Международной торговой палатой. Банковская гарантия призвана обслуживать отношения предпринимателей при совершении ими крупных коммерческих сделок,а также создавать наиболее надежный механизм их обеспечения.

Файлы: 1 файл

право.конференция.doc

— 59.00 Кб (Скачать файл)

    Что касается иных общих оснований прекращения  гражданско - правового обязательства, то исходя из содержания норм, их устанавливающих, представляется, что нет никаких препятствий для их применения и к обязательствам, вытекающим из банковской гарантии. 

    Таким образом, кроме специальных оснований  прекращения банковской гарантии, предусмотренных в ст. 378 ГК РФ, основанием прекращения обязательств гаранта могут служить также отступное (ст. 409 ГК РФ), зачет встречного однородного требования (ст. 410 ГК РФ), совпадение должника и кредитора в одном лице (ст. 413 ГК РФ), новация обязательства (ст. 414 ГК РФ) и другие. Исключение, видимо, составляет лишь такое основание прекращения обязательства, как невозможность исполнения (ст. 416 ГК РФ), которое, не подлежит применению к любому денежному обязательству, включая и банковскую гарантию. 

    В п. 1 ст. 379 ГК РФ содержится положение  о том, что "право гаранта потребовать  от принципала в порядке регресса возмещения сумм, уплаченных бенефициару  по банковской гарантии, определяется соглашением гаранта с принципалом, во исполнение которого была выдана гарантия". 

    Указанное положение прокомментировано в  литературе так, что гарант, уплативший соответствующую сумму бенефициару, имеет право на предъявление регрессных требований к принципалу только в  том случае, когда это прямо  предусмотрено соглашением с последним. Предложение спорно, так как не соответствует норме, содержащейся в п. 1 ст. 379 ГК РФ, ни по ее содержанию, ни по буквальному ее выражению. Указанная норма не устанавливает правила, в соответствии с которым право гаранта на регрессные требования к принципалу возникает из соглашения с последним. 

    Положение, установленное п. 1 ст. 379 ГК РФ ("Право  гаранта... определяется соглашением  гаранта с принципалом"), вызвано  особенностями взаимоотношений  между гарантом и принципалом, главная  из которых заключается в их возмездном характере: за выдачу банковской гарантии принципал уплачивает гаранту вознаграждение. Размер и порядок уплаты такого вознаграждения должны быть определены соглашением между гарантом и принципалом. Очевидно, что право на регрессное требование к принципалу, которым, безусловно, обладает гарант, уплативший бенефициару денежную сумму по банковской гарантии, по своему объему не может не учитывать размер вознаграждения, полученного гарантом от принципала за выданную банковскую гарантию. Именно этот вопрос об объеме регрессного требования гаранта к принципалу с учетом полученного гарантом вознаграждения от последнего (а не о представлении гаранту права регресса, должен решаться в соглашении между гарантом и принципалом во избежание неосновательного обогащения гаранта за счет принципала. 

    Изложенные  выше характеристики банковской гарантии делают ее одним из самых надежных, твердых в обеспечении исполнения обязательств. В этом ее привлекательность  для кредиторов, что может послужить  причиной широкого, в дальнейшем, применения банковской гарантии в имущественном обороте, тем более что в других странах, а также в отношениях российских юридических лиц с иностранными организациями она используется довольно часто.

Информация о работе Банковская гарантия как способ обеспечения безопасности в гражданском праве