Специфика правосубъектности юридических лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2015 в 04:11, курсовая работа

Описание работы

Наука гражданского права относит к числу центральных вопросы о понятии и сущности юридических лиц как самостоятельных участников гражданских правоотношений, содержании и формах их правосубъектности. Эти вопросы остаются дискуссионными, что обусловлено многими факторами: спецификой данной категории субъектов и отличием их от иных субъектов гражданских правоотношений, различными особенностями видов юридических лиц, сложившимися традициями толкования соответствующих норм и понятий различными цивилистическими школами.

Содержание работы

Введение 3
Глава I. Понятие и сущность юридического лица 4
Глава II. Специфика правосубъектности юридических лиц 10
§ 1. Понятие и содержание категории «правосубъектность». Особенности правосубъектности юридических лиц 10
§ 2. Понятие, пределы и содержание правоспособности юридических лиц 16
§ 3. Понятие и содержание дееспособности юридических лиц 26
Заключение 30
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Правосубъектность юр. лиц.doc

— 89.50 Кб (Скачать файл)

 

  1. «Юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.

Коммерческие организации, за исключением унитарных предприятий и иных видов организаций, предусмотренных законом, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом» (п. 1 ст. 49 ГК РФ). Как видно из содержания  этой статьи объем правоспособности юридических лиц имеет свои отличительные черты. Если граждане обладают только общей правоспособностью, то правоспособность юридических лиц, в зависимости от факторов, указанных законом, может быть общей либо специальной. Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в следующей части работы.

 

Второй обязательной составляющей правосубъектности является дееспособность субъекта гражданских правоотношений.

ГК РФ не дает определения дееспособности юридических лиц, но зато дает определение таковой у физических лиц (граждан). В п. 1 ст. 21 ГК РФ дееспособность определяется, как способность субъекта гражданских правоотношений «своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их». Это определение возможно считать приемлемым для обозначения дееспособности и юридических лиц. В п.п. 1, 2 ст. 53 ГК РФ сказано о том, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы и, в предусмотренных законом случаях, через своих участников, что обусловлено искусственной природой юридического лица. Однако закон признает юридические лица самостоятельными субъектами гражданских правоотношений, вследствие чего, действия, совершенные их органами или участниками, являются действиями самого юридического лица.

Для каждой категории субъектов гражданских правоотношений право- и дееспособность наступает в различный момент. Так, правоспособность граждан возникает в момент рождения (п. 2 ст. 17 ГК РФ), а полную дееспособность гражданин приобретает с достижением определенного законом возраста  - 18 лет (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

В случае с юридическими лицами момент приобретения правоспособности и дееспособности един – с момента создания, т.е. с момента его государственной регистрации.

Прекращения и ограничение право- и дееспособности различных видов  субъектов права также отличается. Правоспособность гражданина прекращается его смертью (п. 2 ст. 17 ГК РФ). Граждан может быть ограничен или лишен дееспособности (признание недееспособным) только в случаях и порядке, предусмотренным законом (п. 1 ст. 22, ст. ст. 29, 30 ГК РФ).

Правоспособность юридических лиц прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Ограничение право- и дееспособности юридических лиц возможно лишь в случаях и порядке предусмотренным законом (п. 2 ст. 49 ГК РФ).

В связи с совпадением момента возникновения право- и дееспособности юридических лиц, в некоторых случаях говорят об их праводееспособности, соединяя эти понятия в единое, не разграниченное, что представляется неверным, так как по смыслу эти понятия различны, хотя и существуют в неразрывном взаимодополнении.

«Для юридических лиц различие данных категорий обычно не имеет значения»12, однако из этого обыкновения есть исключения. Так, к примеру, согласно п. 2 ст. 64 ФЗ от 26.10.2002г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» на стадии наблюдения сделки, связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения; связанные с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой прав требования, переводом долга, а также с учреждением доверительного управления имуществом должника, органы управления юридического лица - должника могут совершать исключительно с согласия временного управляющего, выраженного в письменной форме, за исключением случаев, прямо предусмотренных данным Федеральным законом.

Как отмечается в абз. 4 п. 2 Постановления Конституционного суд РФ от 12.03.2001г. № 4-П, последствия введения наблюдения представляют собой существенные ограничения дееспособности предприятия – должника.

Следует, видимо, понимать, что  разграничение таких понятий, как правоспособность и дееспособность, применительно к юридическим лицам, все же необходимо: в приведенном примере речь идет именно об ограничении дееспособности юридического лица-должника, в то время как его правоспособность (общая или целевая) ограничена быть не может.

Кроме сходства содержания гражданской правосубъектности, общим для всех субъектов является то, что они являются носителями гражданских прав  и обязанностей, участвуют в гражданских правоотношениях на равных началах.

Таким образом, по верному определению, данному Веберс Я.Р., правосубъектность выражает признание лица в качестве субъекта правоотношений вообще, а также квалификацию его в качестве субъекта или возможного субъекта конкретных субъективных прав и обязанностей. Иными словами, она обозначает возможность быть субъектом как права вообще, так и конкретных субъективных прав и обязанностей.13

Однако, несмотря на общие черты, содержание правосубъектности той или иной категории субъектов гражданского права не может быть одинаковым в силу специфики их сущности, и поэтому имеет ряд существенных отличий.

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Козлова Н.В. Правосубъектность юридических лиц. СПС «Консультант плюс» С. 2.

2 Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права: учебник. СПС «Консультант плюс». С. 61.

3 Гражданское право. Том 1: учебник / отв. ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 211;

4 Гражданское право. Часть первая: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юристъ, 2003. С. 122;

5 См.: Гражданское право. Том 1: учебник / отв. ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 230-235; Гражданское право. Часть первая: учебник / отв. ред. В.П. Мозолин, А.И. Масляев. М.: Юристъ, 2003. С. 121-122.

6 Гражданское право. Том 1: учебник / отв. ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 236.

7 См.: Козлова Н.В. Правосубъектность юридических лиц. СПС «Консультант плюс». С. 2.

8 Гражданское право. Том 1: учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2005. С. 141-142.

9 Гражданское право. Том 1: учебник / отв. ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 125-126.

10 Красавчиков О.А. Юридические факты в советском гражданском праве. М., 1958. С.37-39;

11 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой. / Под ред. О.Н. Садикова. СПС «Консультант плюс» С. 73.

 

12 Гражданское право. Том 1: учебник / отв. ред. Е.А. Суханова. М.: Волтерс Клувер, 2008. С. 237.

13 Веберс Я.Р. Правосубъектность граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига, 1976. С. 24-26.

 

 


Информация о работе Специфика правосубъектности юридических лиц