Договор поставки и мены

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2009 в 19:19, Не определен

Описание работы

Договора поставки и мены можно считать традиционно российскими предпринимательскими договорами. Уже в середине 18 века договора поставки были специально урегулированы отечественным правом и практически не имели аналогов в зарубежном законодательстве того времени.

Файлы: 1 файл

1.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

§1. Исторический обзор источников правового регулирования  договоров поставки и мены (бартера). 

Договора поставки и мены можно считать традиционно  российскими предпринимательскими договорами. Уже в середине 18 века договора поставки были специально урегулированы отечественным правом и практически не имели аналогов в зарубежном законодательстве того времени. С самого рождения этот институт использовался преимущественно для регулирования отношений государства (казны) с частными лицами по поводу удовлетворения государственных нужд в тех или иных товарах. Так, в Своде законов гражданских общим положениям о поставке было посвящено всего 8 страниц, тогда как казённым поставкам – более 240.

Знаменитый отечественный  цивилист Д.И.Мейер определяет поставку в

Особой части своего учения как договор, по которой одна сторона обязывается доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку. Он утверждает, что поставка по существу своему близко подходит к купле- продаже: «как по договору купли-продажи за известную цену передаётся какая- либо вещь, точно так же – и по договору поставки. Родство обоих договоров окажется ещё более близким, если принять в соображение, что и при купле- продаже исполнение по договору может не совпадать с его заключением. И, действительно, очень нередко при заключении купли-продажи продавец обязывается доставить покупщику такую-то вещь к такому-то времени, а не тотчас по заключении договора, так что иногда трудно определить, есть ли данный договор поставка или купля-продажа. 

Все отличие поставки от купли-продажи состоит в том, что поставка предполагает некоторый промежуток времени между заключением и исполнением договора, тогда как купля-продажа не предполагает такого о промежутка. 
 

заключали теперь государственные органы, а принять к ним те же меры ограждения государственного интереса, какие предусматривались Положением о государственных Характерной особенностью договорных обязательств периода иностранной интервенции и гражданской войны, периода так называемого «военного коммунизма», следует признать то обстоятельство, что договор в его гражданско-правовом значении уступает целый ряд своих позиций административно-правовым актам. 

Мероприятия по переходу от торговли к распределению, наметившемуся еще в первые годы советской власти и широко осуществленному в эти годы борьбы за существование Советского государства, сильно сократили сферу применения договора мены. Например, Декрет СНК «О товарообмене и обязательной сдаче населением продуктов сельского хозяйства и промыслов» от 5.08.1919 года вообще не имеет договорной основы. 

В эпоху новой  экономической политики значительно  расширилась сфера применения важнейших  договорив: купли-продажи, мены и поставки. Товарообмен получил значительное расширение как в рамках советской  государственной торговли, так и на почве вольного рынка. 

Специфическую разновидность купли-продажи составлял  договор поставки, в котором в  данном периоде покупателем являлся  государственный орган, поставщиком - частное лицо. Поставки частных  лиц государству предусматривались Декретом СНК «О порядке привлечения подрядчиков и поставщиков к выполнению заданий, возлагаемых на них государственными органами» от 4.10.1921 года[iii]. Порядок сдачи поставки и возникавшие из договора права и обязанности сторон определялись Положением о государственных подрядах и поставках. В течение рассматриваемого периода это положение подвергалось неоднократным изменениям. Гражданский Кодекс выделяет в самостоятельную категорию договор мены. Договор мены получил признание еще до издания ГК: Декретом СНК РСФСР «Об обмене» от 24.05.1921 года был разрешен крестьянам и кустарям товарообмен с государством[iv]. В отличие от товарообмена предыдущего периода, это уже настоящая гражданско- правовая сделка мены: отношение обмена устанавливаетоя по свободному соглашению сторон. Широко применяется в этот период договор мены и в отношениях и между госорганами: непосредственный товарообмен между госпредприятиями был запрещен позднее, в связи с кредитной реформой. 

К 30-м годам  планово-регулирующее воздействие  государства на отношения по поставке всё более возрастает, сфера автономии воли сторон всё больше сужается, что сопровождалось всё большим регулированием хозяйства со стороны закона и административных актов. Всё более внедряется хозрасчётный метод управления промышленностью, как наиболее соответствующий задачам социалистического строительства. 

Эти процессы в  области экономики не могли остаться без влияния и на договорное право  изучаемого периода. Как и в предыдущие периоды, купля- продажа и поставка принадлежат к числу наиболее распространенных в практике договоров. 

В отношении  договоров государственных поставок необходимо отметить новое Положение  о государственных подрядах и  поставках[v]. На данном этапе развития в роли поставщиков и подрядчиков  выступали уже не одни только частные лица и их объединения; по мере роста государственной промышленности и торговли договоры поставки и подряда нередко подрядах и поставках (представление залога, повышенные санкции, специфическая форма заключения и т.д.) оснований не было. 

Если Положение  о государственных подрядах и  поставках было изменено применительно  к новым условиям в законодательном  порядке, то статьи

Гражданского  Кодекса приспособлялись для  регулирования отношений между  государственными организациями в  порядке судебно-арбитражной практики. 

Общая линия  развития в области договора поставки в предвоенный период

(1936-1941) может  быть обозначена следующими штрихами: дальнейший рост планового договора  поставки, заключаемого социалистическими  предприятиями; борьба за договорную дисциплину, как одно из условий надлежащего проведения хозрасчета и т.д. (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10.02.1941 года о продаже демонтированного и излишнего оборудования; Инструкция

Госарбитража  при СНК РСФСР, утвержденная постановлением СНК СССР от

29.08.1939 года; Указ  президиума Верховного Совета  СССР от 10.07.1940 года об ответственности  за поставку недоброкачественной  или некомплектной продукции  и выпуск продукции о нарушением  обязательных стандартов и другие)[vi]. 

В гражданском праве военной ситуации и в послевоенный период сужалась сфера договорных отношений и усиливался принцип целевого назначения, в связи с чем создавалась система целевых имущественных фондов. Плановые задания служили основанием для возникновения обязательств даже без заключения договора (Постановление Совета министров «О заключении хозяйственных договоров» от 15.04.1949 года, в котором подчеркивалось, что договор, заключенный на основе плана, признается единственно правильной формой отношений между хозорганами)[vii]. 

Договорные отношения  в период победы социализма в СССР (50-60-е года 20 века) не соответствовали  новым историческим условиям. Кроме  того, гражданское законодательство было кодифицировано в рамках союзных  республик в виде гражданских  кодексов, в масштабе же всего советского Союза такая систематизация проведена не была. Поэтому 8.12.1961 года Верховный Совет

СССР утвердил Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик[viii]. 

Следующим кодифицированным актом гражданского законодательства является

Гражданский Кодекс РСФСР, утвержденный Верховным Советом  РСФСР 11.06.1964 года и введенный в  действие с 1.10.1964 года. ГК 1964 года в статье 255 не дает определения договора мены. По смыслу закона каждая из сторон такого договора обязуется передать имущество другой стороне в собственность или оперативное управление. Договор мены, как и договор купли-продажи, представляет собой одну из правовых форм товарного обращения. Однако область применения договора мены значительно уже сферы действия договора купли-продажи, что обусловлено прежде всего необходимостью полностью использовать в коммунистическом строительстве товарно-денежные отношения. 

Договор поставки по Гражданскому Кодексу РСФСР 1964 года является основной правовой формой отношений  социалистических организаций по снабжению и сбыту продукции в народном хозяйстве и одновременно ведущим хозяйственным договором. Статья 258 предусматривает две разновидности договора поставки: договор, основанный на плановом акте распределений продукции и договор, заключаемый по усмотрению сторон. Преобладающим является плановый договор поставки. 

Поскольку ГК РСФСР 1964 года принимался в условиях господства в нашей стране командно-административной системы, к моменту становления  Российской

Федерации как  независимого государства многие его положения устарели и не соответствовали потребностям развития формирующейся рыночной экономики. 

Многие положения  ГК 1964 г. нашли отражение в ГК РФ, который принимался в новых условиях перехода к рыночной экономике и  представляет собой качественно новый этап в историческом развитии отечественного гражданского права. 

Согласно п.2 ст.548 ГК РФ отношения, связанные со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, регулируются нормами, установленными законом, иными правовыми актами, или нормами 6 параграфа гл.30 ГК РФ о договоре энергоснабжения, поэтому к договорам о передаче этих товаров через присоединенную сеть нормы о поставках не применимы. В то же время в отношениях по продаже для предпринимательской деятельности газа в баллонах, а так же нефти в цистернах, иных емкостях применяется договор поставки. 

Для разграничения  договора поставки и договора подряда (в основном, так называемого «договора  переработки давальческого сырья») должны использоваться другие признаки. Сходные отношения возникают в случаях, когда в договор поставки включены условия о передаче покупателем материалов, сырья, комплектующих изделий, используемых для изготовления товара. Судебная практика при разграничении таких договоров учитывает прежде всего основное содержание обязанностей. Договор, содержанием которого является выполнение работ по заданию заказчика из его материалов, квалифицируется обычно как договор переработки давальческого сырья, то есть договор подряда. Может быть использован и иной критерий - количество передаваемых покупателю материалов. Если покупателем передается большая часть материалов, необходимых для изготовления товаров, то договор может рассматриваться как подрядный. 

В договор поставки нередко включаются условия о предоставлении услуг или выполнении работ. Например договор, заключаемый изготовителем с фирменным магазином, наряду с условиями о поставке товаров содержит условия о формировании и изучении спроса на него, либо в договор поставки сложного оборудования включаются условия о шефмонтаже. Такой договор следует признавать смешанным и, на основании п.3 ст.421 ГК РФ, к отношениям сторон должны применяться как нормы о договоре поставки, так и нормы об оказании услуг или о иных договорах. 

Порядок заключения договора поставки. 

В силу важнейшего принципа Гражданского Кодекса - принципа свободы договора, договор поставки заключается по свободному усмотрению сторон, то есть отсутствует обязательный раньше плановый акт, порождающий обязанность  поставщика вступить в договор. Основные условия договора, как правило, определяются соглашением сторон. Однако оговорка необходима, так как отдельные законы, в исключение из общего принципа свободы договора, предусматривают обязанность поставщика заключить договор поставки, а императивные нормы предопределяют в известной степени его условия. Так, существует обязанность поставщика заключить договор поставки по требованию потребителей, местом нахождения которых является Крайний Север или приравненные к нему районы, а так же потребителей агропромышленного комплекса при наличии сложившихся хозяйственных связей. Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках»[xx] запрещает хозяйствующим субъектам - поставщикам, занимающим доминирующее положение на товарном рынке, отказываться от заключения договоров с потребителями при наличии возможности производства или поставки соответствующего товара (ст.5 Закона). 

Здесь нужно  отметить, что для установления доминирующего  положения поставщика на рынке определенного товара используются два критерия - принадлежащая ему доля рынка и возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товаров на рынке и на конкуренцию, то есть наличие у поставщика «рыночной власти», ставящей его в независимое от других конкурентов положение. 

В соответствии со статьей 4 Закона «О конкуренции  и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках», при  доле рынка 65 процентов и более  доминирующее положение поставщика презюмируется, а при доле не превышающей  35 процентов - исключается. В диапазоне от 35 до 65 процентов доминирующее положение поставщика устанавливается антимонопольными органами на основе анализа конкурентной среды.

Хозяйствующие субъекты, имеющие на рынке долю более 35 процентов, включаются в Государственный реестр, который ведут антимонопольные органы -

Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации и его территориальные  управления. 

Если ГК РФ или  иными законами предусмотрена обязанность  поставщика заключить договор, то применяется порядок и сроки заключения договора, установленные ст.445 ГК РФ. Кроме того, согласно ст.445-446 ГК РФ, заинтересованная сторона - покупатель вправе передать на рассмотрение арбитражного суда разногласия, не согласованные со стороной, обязанной заключить договор, или обратиться в арбитражный суд с иском о понуждении ее заключить договор. 

Информация о работе Договор поставки и мены