Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2017 в 11:19, реферат
В начале 19 века Бельгия была завоевана Наполеоном, Францией, передовой страной по архивному делу. С 1794 года Бельгия включена во Францию, в Бельгии принимается французский Декрет 1796 года, который разделил сеть Местных Архивов Бельгии на департаменты, причем архивы департаментов не подчинялись местным властям, комитеты по делам архивов прекратили свое существование.
После 1830 года Бельгия становится самостоятельным государством, но оставляет в силе Декрет 1796 года [2].
После 1830 года архивное дело в Бельгии изменяется: Создается Единый архивный орган – Министерство Внутренних Дел, во главе с главным королевским архивистом, также был Главный Архив Королевства и сеть из 9 провинциальных архивов Бельгии, существует сеть городских и коммунальных архивов.
Архив содержит переписку между Бельгийскими правителями и Венскими монархами и государственными деятелями. Копии, машинописные главным образом, хранились в хронологическом порядке. Австрийская корреспонденция, полезна для изучения внешней политики австрийского и бельгийского государства и истории Бельгии в девятнадцатом столетии, - стала ценным приобретением. Теперь доступно к исследователю так же как и Бельгийские документы.
Те, кто пользовался Бельгийскими архивами, начиная с войны 1914, обратили внимание на сразу особенное содержание большинства томов; они располагаются не на полках, как ожидалось бы, а в коробках. Должностные лица были настроены сохранить документов при любой возможной оккупации их страны и так предотвратить повторение их использования врагом, как в 1914-18. Проблему решило размещение большинства из томов в деревянных коробках, которые смогли быть быстро загружены в грузовики для перемещения в безопасное место при перемещении правительства [1].
Немцы были настроены захватить и пользоваться документами. Немецкие документы показывают, что 11 мая 1940 года немецкие военные историки были предупреждены и проинформированы относительно их обязанностей: они должны были быть готовы занять и держать различные архивы Бельгии, Люксембурга и срочно вывезти документы. Возможно Нацистские власти осознали, что имперское правительство не предвидело, что захват и использование Бельгийских документов в предыдущей войне и их применение были неумелыми. В любом случае, перед падением Брюсселя в 1940, захватчики сформулировали детализированный план захвата архива.
Нацистом ответственным за документы в Брюсселе был Барон фон Кинсберг (Kiinsberg), секретарь дипломатической миссии. Делегированные лица для захвата документов Бельгии и Голландия встретилась в Дюссельдорфе 15 мая. Большинство функционеров, обвиненных в этих обязанностях в Нидерландах сейчас, отправились в Гаагу, Амстердам и Роттердам, ибо они были заинтересованы также в консульских архивах и записях коммуны, особенно планах эвакуации.
Доктор Зейтчел (Zeitschel) отвечал за специальную группу, зондеркоманда, и должен был пойти в Брюссель с авангардом Немецких солдат, запереть и охранять офисы с документы. С 10-тью хорошо вооруженными мотоциклистами в его расположении он ждал входа в Брюссель.
17 мая немцы без боя оккупировали Брюссель, 18 мая — Антверпен, 22 — Булонь, 23 — Кале. По приказу короля Леопольда Ш бельгийская армия прекратили сопротивление, и 28 мая Бельгия капитулировала.
Радости и удовольствия в успешном удачном ходе спецгруппы не было предела. Кинсберг, как после изучения обстановки сообщил, что офисы в большом беспорядке, многие документы отсутствуют. Он обследовал приблизительно 200 офисов, тщательно разыскивая в сейфах и коробках весь материал, который, возможно, представил бы интерес Немецкому иностранному правительству; грузовики с документами были загружены и отправлены в Берлин. Бумаги Министерства иностранных Дел были также взяты.
Нацисты обнаружили, что часть архивов была вывезена в Остенд. Захват Остенда и поиски там их более чем разочаровали, и немцы убедились, что предварительная подготовка для эвакуации были сделаны несколько месяцев назад. Узнав, что несколько сотен коробок были перевезены во Францию, они продолжали поиск там. В Пуатье обнаружено было 1500 ящиков с бумагами, и немцы, в надежде, что это были документы из бельгийского дипломатического архива, которые они так долго искали, переправили их в Берлин. Когда было установлено, что эти документы, как и те, которые оставались в Брюсселе, имели не большое значение, они наконец поняли, что важные документы были отправлены в Британию. Недостающие ящики с документами, действительно, хранились на северо-западном побережье Уэльса.
В надежде, что архивы будут изъяты после завоевания Великобритании, зондеркоманды стремились составить список сотрудников бельгийского Министерства иностранных дел, которые были причастны к отправке документом. В конце января 1941, барон фон Кинсберг стремился узнать их имена, должности и новое место жительства. Удивительно, что немецкие власти, которые так тщательно планировали захват и строили планы использования документов, были настолько плохо информированы о бельгийских мерах предосторожности и использования архивом коробок и ящиков вместо полок.
Как уже упоминалось выше, дипломатические архивы были отправлены в Остенд, прежде чем Бельгия была захвачена. Была начата эвакуация оставшихся архивов различных министерств 12 мая 1940 года, через 2 дня после начала вторжения и 5 дней до сдачи Брюсселя. Они были доставлены непосредственно в Остенд, откуда, в случае необходимости, они могут быть перенесены в любую точку Франции или Англии. Рассчитывалось эвакуировать документы за 72 часа, но понадобилось менее чем 27 часов.
Одной из главных проблем при транспортировке архивов во время напряженного военного кризиса было найти рабочую силу, необходимую для обработки архивных дел. В Остенде коммунальные власти сотрудничали с архивом, призывая людей к оказанию помощи, в том числе даже некоторых с ограниченными физическими возможностями, чтобы помочь загрузить корабли.
Когда судно было загружено, появились немецкие бомбардировщики и корабли вышли в море, не успев загрузить часть груза. Оставшиеся бумаги были отправлены в Пуатье и были позже найденные нацистами, но были им мало интересны, т.к. не содержали ни политических, ни военных архивов. Директор архива Чарльз Лихарльер остался в Остенде. А его заместитель последовал с архивом в Британию. Все документы временно хранились в Лондоне в Государственном архиве. Другой корабль остановился в Саутгемптоне и его груз был помещен в Банк Англии.
После тяжелой бомбардировки и возможного вторжения документы все еще не были в безопасности. Бельгийский посол, барон де Картье де Марчинне, вскоре получил в пользование башню древнего замка Карнарвоне на северо-западном побережье Уэльса, напротив острова Англси. Снова возникла проблема рабочей силы при перевозке, но в середине июня архив был перемещен в королевские башни замка Карнарвон.
2000 ящиков с документами были к этому времени в полном беспорядке, и не было никакой возможности расположить их в правильном порядке. Тем не менее, Ламботти обустроил крошечный офис в помещении, которое предназначалось лучникам, и он упорядочил ящики на новом месте. Скоро он смог обслужить Бельгийских министров в изгнании почти как будто бы правительство и документы были все еще в Брюсселе.
Бельгийские и британские чиновники были все еще не полностью удовлетворены в отношении безопасности документов, и бетонная крыша была сконструирована над башней для защиты от зажигательных бомб. Когда вторжение казалось возможным, рассматривалась транспортировка архивов в Америку, несмотря на опасность захвата немецкими подводными лодками.
Архивная служба вскоре была восстановлена в большем объеме, персонал был увеличен. К 1947 условия для исследований в архивах Бельгии были лучше, чем в довоенные годы.
Посетители считают, что директор А. Анри Ламботти и его очень компетентный персонал очень сердечные люди, и их доброта может сравниться только с их осведомленность и знанием материалов архива.
История дипломатических архивов иллюстрирует значимость, которая в настоящее время придается охране дипломатических документов от захвата врагов, которые могут рассматривать их как первостепенные задачи. Понимая это, возможное использовать врага. Бельгийские власти с успехом сохранили владение важными документами во время войны 1939 года почти нетронутыми, лишь был небольшой перерыв в их использовании.
Бельгийский опыт в прямом противоречии с опытом некоторых других государств. В Гааге, должностные лица, которые хотели предотвратить возможное использование голландских записей нацистами, сожгли многие дипломатические документы за несколько дней до нацистской оккупации. После падения Парижа, некоторые из французских материалов были вывезены в Германию (они не были восстановлены); другие погибли в огне во время освобождения. Несколько норвежских документов, изъятые в Осло составили часть немецкой «Белой книги № 4» и использовались в качестве доказательства утверждения, что «правительство Норвегии отказались от нейтралитета» до нападения нацистов.
В настоящее время микрофильмированы дипломатические документы; в этой форме, это будет относительно простой задачей переправить копии в безопасное место и уничтожить оригиналы. Возможно, еще предстоит увидеть, являются ли нынешние власти Бельгии перестраховщиками, или же они проявляют дальновидность.
Национальные и Провинциальные государственные Архивы Бельгии - федеральное научное учреждение, которое ответственно за управление бельгийским архивным наследием. Институт обеспечивает коммунальное обслуживание и выполняет исследование в области архивирования и установленной истории Бельгии. Институт контролирует архивы, созданные органами государственной власти, приобретает архивы властей и людей и сохраняет архивное наследие Бельгии [5].
Государственный архив Бельгии (Archiefbewaarplaatsen in Brussel). Брюссель. Основан около 1800 г. На данный момент является главным архивным хранилищем Бельгии. Национальный архив Бельгии состоит из архива в Брюсселе и 18 государственных архивов, разбросанных по всей стране. Среди прочих в состав архива Брюсселя входят: архив королевского дворца (Archief van het Koninklijk Paleis), национальный архив (Algemeen Rijksarchief) и государственный архив (Rijksarchief te Brussel - Anderlecht). Архив располагает немалой коллекцией средневековых нотариальных актов, значительное число которых составляет коллекция метрических свидетельств и пр. приходских документов. Сайт архива предоставляет возможность быстрого и расширенного поиска, в зависимости от типа источника. Доступно и много других фильтров, таких как тип создателей, язык источника и др. Также имеется возможность ограничить запрос поиском только среди доступных оцифрованных документов, правда, их количество пока не особенно велико. На сайте также отмечено, что большинство из оцифрованных записей предоставляется лишь в залах Национального архива. Тем не менее, некоторое количество источников доступно и при удаленном обращении [5].
Государственные архивы Бельгии и Государственная архивная служба Украины договорились о сотрудничестве 27.03.2013. В соответствии с законодательством государств Стороны будут обеспечивать свободный доступ персонала к открытым архивным документам, а также к вспомогательной как опубликованной, так и неопубликованной информации, которая будет касаться тем их исследований. С целью пополнения национальных архивных фондов Бельгия и Украина на принципах взаимности будут обмениваться копиями доступных архивных документов, которые находятся на сохранении в государственных архивах каждого государства. В случае целесообразности страны будут сотрудничать с целью публикации сборников документов из истории отношений Бельгии и Украины.
Национальные архивы и Государственные архивы в провинциях – федеральное научное учреждение Бельгийского Федерального Офиса Научной Политики. Учреждение состоит из Национальных Архивов в Брюсселе и 18 хранилищ Государственных Архивов по всей стране [4].
Государственные Архивы гарантирует, что надлежащее сохранение архивных документов проводится и управляется по государственным полномочиям. Одна из ключевых задач учреждения – сделать хранящиеся документы в архиве доступными общественности, уважая конфиденциальность специфической информации.
Таким образом, в результате длительного исторического развития в странах Западной Европы сложилось две системы управления архивным делом – централизованная и децентрализованная. Для Бельгии, как и для Франции, Нидерландов, характерна централизованная система управления архивным делом.
Безусловно, бельгийский опыт сохранения архивных документов в самых тяжелых условиях войны заслуживает изучения.
В настоящее время широко применяется микрофильмирование дипломатических документов для сохранения дубликатов оригиналов.