Вклад А.Т.Болотова в агрономическую науку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2010 в 20:19, Не определен

Описание работы

биография болотова
вклад в агрономическую науку

Файлы: 1 файл

моя работа.doc

— 89.00 Кб (Скачать файл)
 

      Введение

      Болотов по праву считается одним из самых  энергичных тружеников русского Просвещения. Этот удивительный человек, ныне полузабытый, обладал энциклопедическими знаниями и умениями. Он оставил заметный след в самых разнообразных областях деятельности. Это-градостроитель и администратор, родоначальник отечественной сельскохозяйственной науки, садовод, врачеватель, неутомимый переводчик и замечательный писатель, а еще поэт и художник. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Биография

      Андрей  Тимофеевич Болотов (1738 – 1833) – известный русский ученый, писатель, энциклопедист, один из родоначальников русской агрономической науки. Всесторонне одаренный, обладающий незаурядным, пытливым умом и необычайной работоспособностью, Болотов оставил свой след во многих областях науки и культуры, причем многое открыл или совершил впервые.

   Им  написано свыше 350 томов научных  и литературных произведений, из которых  около 4 тысяч научных работ было опубликовано. По масштабам личности, разносторонним дарованиям и научным  достижениям Болотова можно сравнить с М. В. Ломоносовым, однако имя первого русского ученого-агронома долгие годы было почти забыто.

      Андрей  Тимофеевич Болотов родился 7 (18 по н. с.) октября 1738 года в своем родовом  имении – д. Дворяниново Алексинского уезда Тульской губернии (ныне Заокский район Тульской области). Он происходил из семьи мелкопоместного дворянина, полковника Архангелогородского полка Тимофея Петровича Болотова. Тимофей Петрович в совершенстве владел немецким языком, благо это было нетрудно, так как он вместе со своим братом окончил немецкую школу, где проявил себя как человек пытливый и любознательный. Детские годы Андрея Тимофеевича прошли в Прибалтике и Финляндии, где располагался полк его отца. Систематического образования Болотов не смог получить, т. к., проучившись один год в Петербургском частном пансионе, в 1752 г. после смерти родителей он вынужден был поселиться в д. Дворяниново для ведения хозяйства.

      Его отец, Тимофей Петрович Болотов умер в 1750 году, завещая сыну, по обычаям  того времени уже записанному на службу, любовь к труду, уважение к иностранной культуре, веру в книги и науку. Мать же Андрея Тимофеевича Мавра Степановна скончалась двумя годами позже - в 1752 году. 

      В 1755 году он поступил на действительную военную службу. Здесь была строгая дисциплина, нередко и муштра. Умение беспрекословно подчиняться и всегда быть в движении развивало задатки будущей деятельности Андрея Тимофеевича. Тут но учился подчиняться и командовать, выполнять дело быстро и решительно, именно тут появилась у него выносливость и закалка. Надо сказать, что относился он к солдатам хорошо, поддерживая дисциплину, усердно их учил и бездумно не наказывал. Болотов много хлебнул на военных дорогах. Был он и квартирмейстером и ротным командиром, месил грязь пешком, отогревался у костров и все это запечатлевал в своей памяти.  В составе русской армии Болотов принял участие в Семилетней войне (1756 – 1762). С 1757 по 1761 гг. он находился в Кенигсберге, где служил переводчиком в канцелярии русского военного губернатора Восточной Пруссии. Все свое сво6одное время Болотов посвящал чтению, изучению философских и естественных наук, посещая лекции местного университета. В 1761 г. он был переведен в Петербург. Однако, тяготясь военной службой, в 1762 г. Болотов воспользовался указом Петра III «O вольности дворянства», подал в отставку и поселился в своем имении в Дворянинове. Здесь он всецело посвятил себя сельскохозяйственной, научной, литературной и просветительской деятельности.

      Главным в становлении Болотова как ученого  были книги, любовь к чтению, проявившееся уже в раннем детстве. Библиотека Андрея Тимофеевича имела большой значение не только для него самого, но и для детей, внуков и более далеких потомков. В библиотеке насчитывалось около 1300 книг, из них более половины на иностранном языке.

      Его талант возрос и окреп  не в академии, не  в университете, а в захолустном  имении Тульской губернии – там  были его опытные поля и сады, там была у него из крупнейших усадебных  библиотек, там у него был рабочий  кабинет.

      Неиссякаемым  источником человеческого счастья он считал общение с природой. По его мнению, с раннего детства нужно раскрывать перед детьми красоту окружающего мира, прививать умение понимать ее и наслаждаться ею, тем более что это так доступно.  

      2 Вклад в агрономическую науку

      Болотов знакомился с новейшими трудами  европейских ученых по сельскому  хозяйству, живо интересовался образом  жизни и способами ведения  хозяйства местного населения, т. е. как возделывалась почва, что  и как на ней выращивалось. Не остались без внимания вопросы «до экономии относящиеся». Став хозяином собственного имения, Болотов начал вести хозяйство новыми передовыми методами, в основе которых были отечественный опыт и знания, полученные им за границей. Он развел в Дворянинове прекрасный ботанический сад, выписывая семена и саженцы растений со всех концов России и из-за границы, проводил различные эксперименты в саду, огороде, на полях, применяя органические и минеральные удобрения, конструировал новые сельскохозяйственные орудия труда. Все свои опыты он тщательно записывал, ведя ежедневно дневник своих наблюдений и событий.

      Болотов является автором более чем 450 опубликованных работ, в том числе по сельскому  хозяйству. Ему принадлежит первая работа о почвенном покрове небольшого района, детально исследованного.

      В 1765 году в России было основано Вольное  Экономическое общество, провозгласившее  своей главной задачей распространение  передовых методов ведения сельского  хозяйства. Болотов стал одним из наиболее активных членов общества, напечатав  в его «Трудах» 28 статей.

      В 1766 г. в Трудах Вольного экономического общества была опубликована его работа "Описание свойств и доброты  земель Каширского уезда". Через 2 года в этом же издании появилась статья Болотова "Примечания о хлебопашестве  вообще", в которой значительное место вновь было уделено проблемам почвоведения: "Первым предметом или частью хлебопашества можно почесть разбирание свойств и качеств земли или исследование и узнавание к чему земля наиспособна. Сей разбор свойств и качеств земли ни для чего иного сельскому домостроителю надобен, как для того, чтобы он мог через то всякою частичкою земли своей наивыгоднейшим образом пользоваться, или чтоб всякая часть земли приносила ему величайшую или такую пользу, какой больше по свойству своему она приносить уже не может".

      Трактат «О рублении, поправлении и заведении  лесов» опубликовали в IV части «Трудов» Вольного экономического общества за 1768 год с продолжением в пятой.

      Мог ли автор предположить, что явится основоположником лесоводческой науки! Метод получения стройных прямоствольных деревьев открыт им на двадцать лет раньше, чем Кантом в Германии, и за шестьдесят лет до Метыо в Англии. Зависимость порослевого возобновления от указанных Болотовым факторов подтвердили ученые через полтора века! Найденные им более двухсот лет назад способы ухода за молодняком, летних пересадок деревьев и кустарников, сбора семян с учетом формового разнообразия, удобрения почвы листвой актуальны и в наши дни. Как и принцип непрерывности и постоянства пользования лесом и разбивка его на 20 и 40 участков.

      В своем труде "Об удобрении земель" (1770) Болотов писал, что пища растений "состоит в воде и некоторых  особливых земляных или паче минеральных  частичках, следовательно, надобно  земле сим вещам в довольном  количестве находиться". В статьях "О вещах, годных к удобрению", "О употреблении гипса для удобрения пашен", "О удобрении земли золою" Болотов за 70 до Либиха предвосхитил теорию минерального питания растений. В качестве возможных удобрений Болотов предлагает использовать следующие вещества: золу, древесный лист, гипс, известь, мусор, селитру, запаханное жнивье, прудовую и болотную тину, торф, зеленое удобрение (запахивание зеленого гороха, мака, сурепки, чечевицы и гречихи в цвету), отходы разных производств (кожевенных, сукновальных, опилки и др.).

      Большое внимание Болотов уделял вопросам правильной и своевременной обработки почвы, рекомендовал производить зяблевую вспашку, весеннее боронование озимых, рыхление почвы в междурядьях  пропашных культур, прикатывание посевов, дабы "...земля, сколько можно глубже вспахана и мягше была уработана". "Не надобно отнюдь упускать способного времени в пашне, а особливо скородьбе, ибо великая разность уработывать землю в сухую погоду и после дождя, или очень рано весной, или дав земле прочахнуть".

      Болотов говорил о том, что для правильного  использования почв необходимо уметь  их классифицировать, знать признаки и свойства почв. "Опыты нам  доказывают, что земли по многообразию своих свойств и качеств требуют  не только различного себе удобрения, но и различного порядка, наблюдаемого при производстве самого земледелия. Не всякая земля может одними средствами удобрена, и не всякая одним порядком урабатываема быть. Все должно согласоваться с ее свойствами и качествами. А свойств и качеств и что на узнании оных должно все наше земледелие основаться, буде хотим землями своими наивыгоднейше пользоваться?". Почвенные свойства А.Т.Болотов предлагал узнавать по их внешнему виду - морфологии, по их составу, имея в виду гранулометрический состав, по цвету и содержанию органического вещества, плотности, структуре, а также по состоянию сельскохозяйственных растений, причем обязательно в сочетании с постановкой полевых опытов. "Желающий качество земель своих узнать сельский домостроитель наинадежнейше поступит, буде то из предпринимаемых разных опытов примечать станет. Правда, хотя и можно о доброте земли по наружному ее виду, тягости, рыхлости и другим приметам много уже заключить; однако присовокупленные к тому опыты и примечания могут тверже в том удостоверить. Я говорю, чтобы стараться через опыты узнавать, какой хлеб, какая земля и с каким успехом и при каком уработывании производит наилучше".

      Номер «Трудов» Вольного экономического общества за 1770 год по справедливости должен быть выставлен во всех музеях страны. В нем — первая в России научная статья «Примечания о картофеле», принадлежащая Болотову.

      Андрей  не оставляет опытов со «вторым хлебом». Об этом свидетельствуют его статьи «О картофеле», «Об употреблении картофеля». А в 1787 году появляются девять статей, которые не только содержат рекомендации по выращиванию картофеля, но и учат, как употреблять его в пищу, как делать из него крахмал.   Запомним и эту дату — 1787-й.

      Именно  тогда французский естествоиспытатель и аптекарь королевского двора Антуан Огюст Пармантье посадил под Парижем картофель.

      А ведь знаменитая болотовская статья была опубликована в 1770 году — за семнадцать лет до того, как Пармантье занялся земляными яблоками. Посадил же Андрей картофель еще раньше — в 1763 году. Но «просвещенная монархиня» Екатерина II памятников ему не поставила. Ни одного!

      Упорно  пропагандируя картофель, Болотов  утверждал, что он «зело полезен» для здоровья. И не ошибался.

      Болотов был одним из первых русских хозяев, научившимся правильно возделывать  картофель и получать высокие урожаи его. В те времена эта культура только появилась в России, картофель назывался "чертовым яблоком", и было вовсе не просто научиться правильно возделывать его.

      Знаменитый  трактат «Об удобрении земель»  был опубликован в 1770 году, в XV части «Трудов», вслед за «Примечаниями о картофеле». Во вступлении автор высказывает глубокую философскую мысль: «Рассуждая о связи и сопряжении всех созданных в мире вещей по зависимости друг от друга, поистине не можно довольно надивиться, с какою великою и непостижимою премудростью все вещи на свете устроены и каждая из них сопряжена с другими».

      Вольное экономическое общество не только опубликовало научный трактат «О разделении полей» в XVI и XVII частях «Трудов» за 1771 год, но и наградило автора второй золотой медалью.

      Было  за что. Болотов скрупулезно подсчитал  затраты труда и материалов на обработку одних и тех же полей  при старой и новой системе, разработанной  им во всех деталях, сравнил многолетние данные об урожаях при трехполье и расчетные при семиполье. Такого всестороннего, исчерпывающего анализа различных систем земледелия не делал еще никто.

      Трактат «О разделении полей» впервые в истории  науки давал теоретическое обоснование  выгонного хозяйства и учения о системах земледелия вообще.

      Двадцать  лет спустя, в 1791 году, Берлинская академия наук объявила конкурс на тему «Хорошо  ли вести выгонное хозяйство?». Известный немецкий агроном Тэер, оценивая поступившие на конкурс работы, писал, что «ни в одной из них не изложено ясно взаимное отношение    разных хозяйственных систем, а в большей части оных не дано даяже полного понятия и о выгонной системе».

Информация о работе Вклад А.Т.Болотова в агрономическую науку