Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2015 в 19:18, реферат
Сибирская язва (карбункул злокачественный, антракс) — особо опасная инфекционная болезнь сельскохозяйственных и диких животных всех видов, а также человека. Болезнь протекает молниеносно, сверхостро, остро и подостро (у овец и крупного рогатого скота), остро, подостро и ангинозно (у свиней), преимущественно в карбункулёзной форме — у человека. Характеризуется интоксикацией, развитием серозно-геморрагического воспаления кожи, лимфатических узлов и внутренних органов; протекает в кожной или септической форме (также у животных встречаются кишечная и лёгочная формы).
Сибирская язва (карбункул злокачественны
Возбудитель: Bacillus anthracis – неподвижная, грамположительная, споро– и капсулообразующая палочка, крупная палочка размером 5—10 × 1—1,5 мкм. Бациллы сибирской язвы хорошо растут на мясопептонных средах, содержат капсульный и соматический антигены и способны выделять экзотоксин, представляющий собой белковый комплекс, состоящий из вызывающего отёк — эдематогенного компонента, протективного — взаимодействует с мембранами клеток, опосредует активность др. компонентов — и летального — цитотоксический эффект, отёк лёгких — компонентов. Капсула — антифагоцитарная активность.
Сибиреязвенная бактерия вне организма при доступе кислорода воздуха образует споры, вследствие чего обладает большой устойчивостью к высокой температуре, высушиванию и дезинфицирующим веществам. Споры могут сохраняться годами; пастбище, заражённое испражнениями и мочой больных животных, может долгие годы сохранять сибиреязвенные споры. Вегетативные формы сибиреязвенной палочки быстро погибают при кипячении и воздействии обычных дезинфектантов. При автоклавировании споры при температуре 110 °C гибнут лишь через 40 минут. Сухой жар при температуре 140 °C убивает споры через 2,5—3 ч. Прямые солнечные лучи споры сибирской язвы выдерживают в течение 10—15 суток. Спороцидным действием обладают также активированные растворы хлорамина, горячего формальдегида, перекиси водорода.
Эпизоотологические данные: Наиболее восприимчив крупный и мелкий рогатый скот. Чуть меньше – лошади, еще меньше – свиньи. Мало восприимчивы – кошки и собаки. Птицы имеют видовой иммунитет, кроме страусов. К сибирской язве восприимчив человек.
Сибирская язва у животных характеризуется следующими особенностями: короткий инкубационный период, обычно не превышающий 3—4 дня; выраженная клиника в виде тяжёлого лихорадочного состояния, упадка сердечно-сосудистой деятельности, менингеальных явлений, кровавой диареи и рвоты; стремительное развитие инфекционного процесса, заканчивающегося гибелью животных в течение, как правило, первых 2—3 суток.
Формы болезни: Крупный рогатый скот и лошади: как правило, протекает остро и подостро. Характеризуется: (септическая форма) резким повышением температуры, апатией, снижением продуктивности, отеками головы, шеи и подгрудка (кишечная форма) апатия, отказ от корма, кровавая диарея и рвота, тимпания.
Свиньи: (ангинозная форма) встречается только у свиней и протекает бессимптомно; изменения можно обнаружить только при ветеринарно-санитарной экспертизе туш по характерному катарально-геморрагическому воспалению лимфатических узлов.
Пути заражения: алиментарный (способствуют заражению ранки в ротовой полости), раневой, трансмиссивный (через укус), через водоемы, почвенный (почва попадает на кожу). Способствуют заражению скудные пастбища, кровососущие насекомые (летом), спорадические случаи (кормление корнеклубнеплодами с землей, сеном с сибироязвенных полей).
Патогенез: Воротами инфекции для сибирской язвы обычно является повреждённая кожа. В редких случаях бацилла внедряется через слизистые оболочки дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта. На месте внедрения возбудителя в кожу возникает сибиреязвенный карбункул в виде очага серозно-геморрагического воспаления с некрозом, отёком прилегающих тканей и регионарным лимфаденитом. Местный патологический процесс обусловлен действием экзотоксина сибиреязвенной палочки, отдельные компоненты которого вызывают выраженные нарушения микроциркуляции, отёк тканей и коагуляционный некроз.
Вне зависимости от входных ворот инфекции первая стадия представляет собой локализованное поражение регионарных лимфатических узлов, вторая стадия — генерализацию процесса. Генерализация инфекции с прорывом возбудителей сибирской язвы в кровь и развитием септической формы происходит при кожной форме сибирской язвы чрезвычайно редко.
Сибиреязвенный сепсис обычно развивается при внедрении возбудителя через слизистые оболочки дыхательных путей или желудочно-кишечного тракта. В этих случаях нарушение барьерной функции трахеобронхиальных или мезентериальных лимфатических узлов приводит к генерализации процесса. Бактериемия и токсинемия могут явиться причиной развития инфекционно-токсического шока.
Клинические признаки: Инкубационный период составляет от нескольких часов до недели. Как правило, этот период длится 2-3 дня.
Выделяют септическую, кишечную, легочную, кожную (карбункулезную) формы, ангинозная (у свиней).
Наиболее распространенной является карбункулезная форма. Для нее характерны изменения кожи в месте внедрения инфекции. В начале в этой области возникает красное, приподнятое над уровнем кожи пятно. Затем на его месте образуется пузырек, постепенно трансформирующийся в язву.
Легочная форма начинается остро с сильного озноба, высокой температуры тела, покраснения глаз, чихания, кашля, насморка. Заболевание протекает очень тяжело и может заканчиваться летально.
Для кишечной формы заболевания характерны боли в области желудка, понос, рвота, колики, тимпания и общая интоксикация. Живот вздут, болезненный при пальпации. Пациент так же может погибнуть от инфекционно-токсического шока.
Септическая может быть без карбункулов, может быть первичной, либо следствием других форм.
Ангинозная форма характерна для свиней. Нет характерных изменений, возбудитель не попадает в общий ток крови, нет огромной селезенки, в шейных лимфоузлах – воспаление, отеки.
Патологоанатомические изменения: Вскрытие сибиреязвенных трупов воспрещается, так как возбудитель сибирской язвы при доступе воздуха образует споры. Трупное окоченение выражено слабо, труп вздут, из носа, рта и заднего прохода выделяются кровянистые истечения. Прямая кишка выпячена. Слизистые синюшны; в подкожной клетчатке кровеносные сосуды наполнены дегтеобразной несвернувшейся кровью, на месте карбункулов подкожная клетчатка обильно пропитана серозно - геморрагическим эксудатом. Лимфатические узлы геморрагически воспалены. Мышцы тёмнокрасного цвета. В брюшной полости большое количество жидкости иногда темновишневого цвета, брюшина гиперемирована, с кровоподтеками. Кровь темная, плохо свернувшаяся. Кишечник геморрагически воспален, с карбункулезными опухолями. Паренхиматозные органы перерождены. Селезенка сильно увеличена, пульпа размягчена и на разрезе дегтеобразной консистенции. В грудной полости и перикарде кровянистый эксудат, серозные оболочки покрыты кровоизлияниями.
Опасность для человека: Протекает чаще в легочной и септической формах. Молниеносное течение: никаких признаков на пат. вскрытии – гиперемия спинного и головного мозга. Пенистая кровянистая жидкость из естественных отверстий, подкожная клетчатка желтоватая. Кровь медленно светлеет на воздухе, селезенка увеличена в 5 раз, дряблая. В бронхах – кровянистая жидкость.
Методы диагностики: Диагноз устанавливают комплексно на основании эпизоотологических данных, клинических признаков, лабораторных и аллергических (у свиней и людей) исследований.
Материалом для лабораторного исследования являются содержимое везикул и карбункулов, а также мокрота, кровь, испражнения и рвотные массы при септической форме.
В лабораторию посылают: 10 тонких фламбированных мазков, 10 толстых мазков, высушенных на воздухе, ухо животного с того бока, на котором лежало, шерсть.
Лабораторная диагностика
• Бактериологические исследования, состоящие из трёх последовательных этапов - микроскопии мазков из патологического материала, выделении на питательных средах чистой культуры возбудителя, биологической пробы на лабораторных животных.
• Серологические исследования: реакция термопреципитации по Асколи, люминесцентно-серологический анализ, РП, РДП, ИФА, ПЦР.
• Кожно-аллергическая проба с антраксином (только для свиней и человека)
Исследования проводят в специальных лабораториях с соблюдением правил работы с возбудителями особо опасных инфекций.
Диагноз на сибирскую язву у животного считают установленным в одном из следующих случаев:
• При положительных результатах микроскопического исследования;
• Гибели хотя бы одного из двух лабораторных животных, зараженных суспензией из патматериала;
• Органов культуры бациллы, даже при отсутствии роста культуры из патматериала;
• Получении положительной реакции преципитации (РП) при исследовании загнившего исходного патматериала;
• Получении положительной РП при наличии характерной клинической картины и патологоакатомических изменений у свиней даже при отсутствии роста культуры возбудителя при посевах из исходного материала к отрицательных результатах биопробы.
Дифференциальная диагностика:
У крупного рогатого скота — от эмфизематозного карбункула, пастереллеза и тимпании.
У овец — от брадзота, энтеротоксемии и злокачественного отека.
У свиней — от классической чумы, фарингита свиней.
У лошадей — от ИНАН, гриппа, колик лошадей.
Ветеринарно-санитарная экспертиза мяса и органов:
При подозрении на сибирскую язву дальнейший убой животных приостанавливают. С подозрительной туши берут кусочки селезенки, измененные части ткани и пораженные лимфатические узлы и направляют в лабораторию для бактериоскопического и бактериологического исследований. До получения результатов исследований тушу и все органы изолируют в обособленное место.
При установлении бактериоскопическим исследованием сибирской язвы тушу с органами и шкурой, не ожидая результатов бактериологического исследования, направляют для уничтожения (сжиганием) при соблюдении установленных ветеринарно-санитарных правил.
Все обезличенные продукты (ноги, уши, вымя, кровь и другие), полученные от убоя других животных, смешанные с продуктами убоя от сибиреязвенного животного, сжигают.
Шкуры от здоровых животных, контактировавшие со шкурой от животного, больного сибирской язвой, подлежат дезинфекции в порядке, предусмотренном действующей Инструкцией по дезинфекции сырья животного происхождения и предприятий по его заготовке, хранению и обработке.
Другие туши и продукты убоя, подозреваемые в обсеменении бациллами сибирской язвы по ходу технологического процесса, немедленно подвергают обеззараживанию проваркой, но не позднее 6 ч с момента убоя, в открытых котлах в течение 3 ч с начала закипания, а в закрытых котлах при давлении пара 0,5 МПа в течение 2,5 ч. При невозможности провести обеззараживание в указанный срок эти туши должны быть изолированы в помещение при температуре не выше плюс 10 °C, а затем направлены на обеззараживание, как указано выше, но не позже 48 ч с момента убоя. Если это невыполнимо, то туши и продукты убоя, подлежащие обеззараживанию, должны быть направлены на утилизацию или сжигание.
Туши и продукты убоя, обсеменение которых бациллами сибирской язвы по ходу технологического процесса исключается, выпускают без ограничения.
При отрицательном результате бактериоскопического исследования тушу, подозреваемую в заражении сибирской язвой, оставляют в изоляции до получения заключения о результатах бактериологического исследования; необходимость проведения других мероприятий в цехе (дезинфекция и т.д.) определяется ветеринарным врачом.
При подтверждении бактериологическим исследованием диагноза на сибирскую язву с тушами и другими продуктами убоя, подозреваемыми в обсеменении бациллами сибирской язвы, поступают так же (сжигают).