Динозавр-птица: Архиоптерикс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 09:39, доклад

Описание работы

АРХЕОПТЕ́РИКС (Archaeopterix litographica), вымершее животное подкласса ящерохвостых, небольшой пернатый динозавр, возможный предок птиц. Жил археоптерикс в юрском периоде. Скелет археоптерикса с хорошо сохранившимися перьями был впервые найден в 1861 году. Известно пять таких скелетов археоптерикса, причем два были обнаружены в музеях (Нидерланды и Германия), где хранились как скелеты птерозавра и динозавра.

Файлы: 1 файл

ДОКЛАД ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ.docx

— 49.30 Кб (Скачать файл)

ДОКЛАД  ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

 
 

 

 

    

 
 

    

 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнила:

    ученица 6 «А» класса

    Столбенникова Карина

 
 
 
 

    2011г.

 

    АРХЕОПТЕ́РИКС (Archaeopterix litographica), вымершее животное подкласса ящерохвостых, небольшой пернатый динозавр, возможный предок птиц. Жил археоптерикс в юрском периоде. Скелет археоптерикса с хорошо сохранившимися перьями был впервые найден в 1861 году. Известно пять таких скелетов археоптерикса, причем два были обнаружены в музеях (Нидерланды и Германия), где хранились как скелеты птерозавра и динозавра.

    Длина археоптерикса — 45 см, вес — 300 г (размер сороки). У него имелись зубы и длинный костный хвост, украшенный двумя рядами перьев. На каждом крыле  археоптерикса располагалось по три когтистых пальца. Считается, что он пользовался ими для  лазания по деревьям, откуда периодически планировал на землю. Он мог взлетать и с земли, используя сильные  порывы ветра. Археоптерикс имел клювоподобные зубастые челюсти и питался насекомыми.

    В строении археоптерикса сочетаются признаки пресмыкающихся (череп с  двумя височными дугами, зубы —  в альвеолах, небольшой мозг рептильного  типа, имеются брюшные ребра, позвонки амфицельные, длинный хвост состоит примерно из 20 позвонков, отсутствует роговой чехол клюва) и птиц (тело покрыто перьями, маховые перья крыльев крупные, асимметричного строения, кости конечностей частично пневматизированы). На основе изучения археоптерикса разрабатывались представления о мозаичной эволюции. Большинство исследователей считает, что археоптерикс — прямой предок птиц, произошедший от тероподных динозавров или от древних бипедальных крокодилов, или от псевдозухий. Однако некоторые исследователи полагают, что археоптерикс — боковая ветвь пресмыкающихся, показывающая возможный путь развития от них к птицам. Берлинский экземпляр археоптерикса описан как особый род и вид — Археорнис (Archaeornis siemensi), однако чаще принято относить все находки археоптерикса к одному виду.

    Находка археоптерикса была сделана сразу  после выхода книги Чарльза Дарвина  Происхождение видов и идеально подтверждала ее. Такое совпадение неоднократно вызывало дискуссии о  подлинности находок, в частности, экземпляра Британского музея, но тщательная экспертиза 1980-1990-х годов опровергла все сомнения.

    Самым «убедительным» примером промежуточного звена между двумя большими группами животных общепризнана «праптица» - археоптерикс. С 1861 года было найдено в Золнхофенских плиточных известняках наряду с одним отдельным пером пять более или менее хорошо сохранившихся окаменевших экземпляров этих птиц, к которым добавилась еще и недавняя шестая находка. На них явно просматриваются как признаки пресмыкающихся, так и признаки птиц. Типичными признаками рептилий считаются заполненная зубами челюсть, отсутствие киля на грудине, строение когтей и позвонков, свободные ребра без крюкообразных отростков и удлиненный хвостовой отдел позвоночного столба. Им противопоставлены типичные признаки птиц, такие как оперение, скелет рук, таза и ног.

    Гоацин (н (Opisthocomus hoatzin) - современная птица, некоторыми признаками сходная с археоптериксом. При помощи специфических когтей на крыльях птенцы гоацина могут карабкаться по ветвям, а в случае опасности предпочитают «отсиживаться» в воде.

    Характерным признаком птиц являются перья. Окаменелость, которая интерпретируется как предшественник птиц, должна была, вероятно, отличаться наличием «праперьев», т.е. образований, которые послужили бы перемычкой в процессе превращения, развития перьев из чешуи рептилий. Но как раз этого с археоптериксами и не происходит. Напротив, перья «праптиц» до микроскопических деталей повторяют строение перьев современных птиц.

    К тому же имеются ископаемые находки  фрагментов перьев из Бернштейна, низов  нижнемелового периода (т. е. слоев, которые откладывались непосредственно  над верхнеюрскими слоями). Консервация в Бернштейне позволяет производить микроскопические исследования, используя всю разрешающую способность светового микроскопа. При этом проявляется полное соответствие тонкой структуры перьев ископаемого экземпляра и перьев современных птиц. Так как подобные ископаемые перья были найдены и в Австралии и в Ливии, кроме того, отпечатки перьев встречаются в сланцах нижнемелового периода в Сибири и Монголии, а отпечатки птичьих лап - в нижнемеловом периоде в Канаде, - то это должно было бы означать, что уже тогда птицы, несмотря на приписываемую им плохую способность летать, были распространены по всему миру.

     В Монголии палеонтологи обнаружили, кроме упомянутых отпечатков перьев (в тех же самых слоях), останки  птицы с четко обозначенным грудинным  килем. Этот образованный на грудине  костяной гребень служит местом фиксации мускулатуры, обеспечивающей полет, и  рассматривается как типичный орган  для «высокоразвитых» видов птиц, обладающих хорошо развитой способностью летать. Таким ообразом, подобные виды птиц должны были появиться сразу же после археоптериксов. Все сказанное выше касается и находки фламингоподобных птиц из самых низов нижнемелового периода во Франции. Из отложений мелового периода всемирно известны также окаменевшие пингвины. Согласно эволюционной модели, эти данные свидетельствуют о том, что у некоторых видов птиц способность летать претерпела обратное развитие (атрофировалась) практически сразу после ее появления. (При этом остается открытым вопрос, как могло возникнуть необходимое для этого давление отбора взаимоисключающей направленности).

    Упомянутые  признаки пресмыкающихся у археоптериксов должны помочь найти прямых «предков первобытных птиц» в классе рептилий или, по крайней мере, помочь разыскать  группы рептилий, из которых могли  бы произойти эти «праптицы». При этом, однако, возникают большие проблемы, так как отдельные присущие археоптериксу признаки можно встретить у абсолютно разных групп рептилий, взаимоисключающих друг друга в качестве предшественников «праптицы»: вид зубов археоптерикса говорит, например, в пользу того, что его прямым предком является крокодил (крокодилообразные ящерицы). Археоптерикс обладает типичным признаком, присущим птицам, - вилочкой, которая образовалась из сросшихся костей ключицы (но многие попугаи и туканы имеют только ключицы, так неужели это может дать основание считать их более древними?). Так как множество амфибий имеют ключицы, то не следует ли провести прямую линию от земноводных к птицам? Однако эта линия должна миновать крокодилов, так как они не имеют ключицы. Кроме того, существуют значительные различия в строении тазобедренного пояса. Несмотря на то, что именно крокодилы имеют соответствующей формы зубы (хотя некоторые авторы оспаривают это), а также сходное строение слухового аппарата и челюстного сустава, различия в строении других органов перевешивают это сходство и практически исключают их из возможных претендентов на роль предшественников птиц. Едва ли кто-нибудь сегодня считает, что археоптерикс произошел от этого отряда рептилий. Наличие зубов могло бы как раз служить доказательством его происхождения от рептилий, но скорее этот факт свидетельствует о том, что когда-то существовали птицы, которые имели зубы, но впоследствии вымерли. У всех групп позвоночных животных встречаются виды, имеющие зубы и не имеющие их!

    Археоптерикс  обладает амфицельными позвонками (вогнутыми с обеих торцевых поверхностей). Однако подобный тип позвонков не встречается ни у современных, ни у ископаемых птиц. Он типичен для ихтиозавров, которые никогда и не рассматривались в качестве предшественников древних птиц. Тазобедренный пояс археоптерикса имеет четырехлучевое строение, сходное со строением орнитисхий (птицеящеров), одного из двух отрядов динозавров. Но и эта группа не имеет ключиц, что затрудняет возможность выведения происхождения птиц от этих рептилий. И хотя орнитисхии обладают сходным с птицами тазобедренным поясом, вряд ли от них можно вывести происхождение археоптериксов.

    О летательных способностях археоптерикса  можно было бы с уверенностью сказать, только если иметь четкое представление  о состоянии атмосферы того времени. Возможно, археоптерикс был «только» планеристом, и это было его экологической  нишей, которая ныне более не существует, так как изменилась плотность  атмосферы. Если плотность атмосферы  раньше была выше, то вполне вероятно, что «праптицы» могли быть не только хорошими планеристами, но и активно летали (несмотря на отсутствие киля на грудине). Доказательством того, что в древности существовали другие атмосферные условия, являются гигантские формы летающих ящеров (размах крыльев около 15 м!), птиц (хищные птицы Argentarius из североамериканского миоцена, имевшие размах крыльев около 7,5 м) и насекомых (например, стрекозы). Есть все основания предполагать, что при сегодняшних атмосферных условиях летающие ящеры с размахом крыльев более 8 метров вряд ли были бы способны активно летать.

Информация о работе Динозавр-птица: Архиоптерикс