Современный мировой терроризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2011 в 17:18, реферат

Описание работы

В последнее время сильно увеличилось количество террористических актов. По некоторым данным, если в начале 90-х годов вероятность стать жертвой террористического акта оценивалась как 1:10000000, то сейчас эта вероятность увеличилась в 20-30 раз! Очень страшно, что для многих людей, групп и организаций терроризм стал лишь просто способом решения их проблем: политических, национальных, религиозных. К нему сейчас особенно часто прибегают те, которые иным путем не могут достичь успеха в открытом бою, политическом соперничестве реализации своих бредовых идей переустройства мира и всеобщего счастья.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.51 Кб (Скачать файл)

  а) движения националистических, автономистских и этнических меньшинств;

  б) идеологические группы или секретные  общества, стремящихся к различным  формам “Революционной” справедливости или социального освобождения;

  в) группу эмигрантов или изгнанников  с сепаратистскими или революционными устремлениями относительно своей  родины;

  г) транснациональные банды, пользующиеся поддержкой некоторых стран и  действующие во имя мировой революции.

    

  • Материальное  обеспечение

  Материальное  обеспечение террористических групп, а, следовательно, уровень их возможностей и масштабов действий, различно. Среди них могут быть нуждающиеся, которые живут разбоем или  за счет помощи населения или нерегулярно  выдаваемых сумм отдельным лицам. Но среди таких групп встречаются хорошо обеспеченные организации с многомиллионными капиталами, с внутренним разделением труда и специализацией, современным оружием, складами, тренировочным лагерями, госпиталями, лабораториям, убежищами, средствами связи, транспортом, маскировкой и т.д.

  Террористические  организации такого типа могут кооперироваться, оказывать помощь  и поддержку  друг другу, что в ряде случаев  для них необходимо, тем более, если они учиняют международные  террористические акты. Эти формирования нуждаются в рекламе и иногда сами создают ее, но чаще тогда, когда  они участвуют в политической борьбе, которая, как известно, носят  публичный характер. В иных вариантах  террористическая группа носит сугубо скрытый характер, и эта ее таинственность должна внушать еще больше страха.

    При соблюдении этого условия  ее трудно изобличить и она  может действовать безнаказанно  довольно долгое время. Те же, которые публично объявляют в  своем авторстве в совершении  террористического акта, по сути, являются демонстративными  психопатами, вступающими с властью в некую игру в полицейских и воров.

  3. Многоликость терроризма. Типологизация.

  • Типологизация В.В. Лунеева

  Он  отмечает, что в нашей стране в  недалеком прошлом существовали специфические формы политического  и идеологического терроризма:

   1) революционный и контрреволюционный (“красный” и “белый”) терроризм  в период революции и гражданской  войны;

   2) государственный внутренний терроризм  в период сталинских  политических  и последующих репрессий; 

   3) государственный  международный  терроризм в течение всего  периода существования советской  власти. Эти формы терроризма  не были криминализированы во  время  их существования и  оценены обществом и государством  в качестве политического терроризма  задним числом.

      В настоящее время, по мнению Лунева, реальны иные формы террористической деятельности:

   1. терроризм по политическим мотивам, совершаемый в виде убийств государственных и общественных деятелей, либо представителей власти. Особую опасность в этом  отношении представляют крайне экстремистские круги различных политических сил;

   2. уголовный терроризм организованных и преступных сообществ, направленный против государства и его представителей  с целью помешать расследованию уголовных дел, воспрепятствовать ведению и продолжению жесткой уголовной политики, а также имеющих целью ликвидацию активных сотрудников  правоохранительных органов;

   3. националистический терроризм сепаратистских сил, имеющий целью парализовать деятельность федеральных органов власти и достичь политической или экономической обособленности;

   4. “воздушный” терроризм, совершаемый угонщиками самолетов путем захвата заложников для вымогательства денег оружия, наркотиков и вылета в другие страны. Террористические действия, относящиеся к этой разновидности, совершаются по разным мотивам:  для получения политического убежища других стран, для уклонения  от уголовной ответственности за совершение преступления, а также их корыстных целей;

   5. международный терроризм, совершаемый путем убийства представителей иностранного государства с целью провокации войны или международных осложнений.

  • Типологизация Н. Ментелеевой

   Признавая существование государственного терроризма и насилия во время военных  действий, в своей типологии терроризма Н. Ментелеева исходит из того, что понятие терроризма в наиболее общем значении относится скорее к точечным террористическим актам, осуществленным политическими, этническими или религиозными меньшинствами.

   1. идеологический. Он осуществляется со стороны представителей тех политических идеологий, которые по тем или иным причинам оказываются исключительными из рамок официальной или легитимной политики. Такие идеологии варьируются от общества к обществу, и то, что в одной стране является подпольем, в другой может свободно существовать в парламентском выражении или даже находиться у власти;

   2. этнический. Его субъектом является миноритарная национальная, этническая группа, включенная в состав мажоритарной группы, которая отказывает ей в праве на этнополитическом самоопределении. Мы сталкиваемся здесь с манихейством и “расизмом”. Иногда этнотерроризм может принимать расовый характер;

  3. религиозный. Здесь субъектом терроризма выступает религиозное меньшинство или активный авангард мажоритарной религии, подпавший под отчуждающее и враждебное влияние марионеточных властей. Революционный “расизм” имеет теологическую окраску, антропологическое принижение “неверных” представителей иной религии. Особым видом религиозного терроризма является терроризм неортодоксальных религий сект и т. д. Насилие оправдывает тем, что оно применяется “спасенными”, “избранными” против проклятых;

  4. криминальный. Довольно редкое явление. В отличие от простого бандитизма этот вид терроризма теоретически должен выдвигать более глобальные требования, нежели банальная нелегитимная нажива. Криминальный терроризм стремится бросить отчаянный вызов всей социально-политических и юридической системе; он может быть подлинным лишь в том случае, когда преступная организация имеет характер довольно идеологизированной и структурированной общности, что предполагает наличие в ней элементов принадлежащих к трем вышеперечисленным террористическим группам. Другими словами криминальный терроризм вероятен, если преступная группировка имеет выраженный идеологический, этнический или религиозный характер;

   5. индивидуальный. Это насилие, осуществляемое индивидом по отношению к другим  членам общества как выражение экзистенциального, субъективного протеста, не обоснованного рационально и идеологически; это личное восстание против общества. Индивидуальный террор чаще всего сопряжен с психической травмой, которая либо предшествует ему, либо происходит в момент терракта. Это острая реакция на социальное состояние, отказывающее  человеку  в ценности интериорных аспектов существования. В некотором значении следующий за осознанием такого факта припадок агрессии и спонтанный терракт имеют тот же смысл, как и в случае остальных разновидностей терроризма. 

  4. Некоторые данные  о терроризме.

  Пик террористической активности за период с конца 70-х годов до середины 90-х приходится на 1987 год, когда во всем мире произошло свыше 600 террористических актов.

  Беспрецедентный рост террористических актов приходится на последнее десятилетие XX - начало XXI в. Только в 1990 г. террористы осуществили свою деятельность в 73 странах, а в 1995 г. 440 террористов атаковали цели в 51 стране.

  К началу 90-х гг. в мире действовали порядка 500 террористических организаций и групп различной экстремистской направленности. За десять лет своей деятельности они совершили 6500 актов международного терроризма, от которых погибли 5 тыс. человек, пострадали более 11 тыс. человек. Только в 2000 г. в мире было совершено 423 террористических акта, что на 8% больше, чем в 1999-м. В 2001 г. возросло также число жертв террактов: 405 человек погибли и 791 получили ранение (в 1999 г. 233 и 706 человек соответственно). От рук террористов погибли известные политические и государственные деятели, такие, как Джон и Роберт Кеннеди, Альдо Моро, Индира и Раджив Ганди, Мартин Лютер Кинг и другие. Жертвами террора оказались тысячи простых граждан в разных странах мира, в том числе в Москве, Санкт-Петербурге, Буденновске, Первомайске, Грозном, в ряде районов Дагестана.

  Распространение ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения усугубляет угрозу международного терроризма.

  Таким образом, в настоящее время наблюдается рост общественной опасности терроризма как для международных отношений, так и для национальной безопасности, конституционного строя и прав граждан самых различных по своему уровню стран мира. Терроризм становится долговременным фактором в современной политической жизни. Кроме того, продолжается и усиливается связь между государственным, международным и внутренним терроризмом.

  Эти выводы подтвердили события 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Данные террористические акты являются наиболее дерзкой и масштабной акцией международных террористов, в результате которой сразу оказались уничтоженными несколько тысяч человек.

  Следует признать, что до последнего времени  террористические организации не занимали центрального места на политической сцене. Террористические акты, совершенные 11 сентября в США, еще раз показали, что наряду с государствами, различными международными структурами, транснациональными корпорациями, нациями, лишенными своей государственности, активными действующими лицами мировой политики являются террористические организации.

  В течение длительного времени международный терроризм играл роль принудительной дипломатии. Теперь терроризм все больше воспринимается как средство прямого достижения цели.

  Это обстоятельство позволяет утверждать об ослаблении грани между такими явлениями, как терроризм и война, которая в настоящее время характеризуется значительным уменьшением угрожающего периода, когда государство - объект военного воздействия — располагало определенным временем для подготовки к отражению нападения.

  О слиянии террористического акта с актом войны говорится в толковом словаре Оксфордского университета, где речь идет о политике государственного терроризма, при которой отдельные правительства сами организуют и направляют исполнителей актов насилия в другие государства или косвенно этому способствуют. Такая политика является формой необъявленной войны с малой интенсивностью боевых действий между суверенными государствами. По сути понятия терроризм и война сходны не только в направлении: нападающий - обороняющийся, но и в противоположном — слабый субъект международных отношений, который уже испытывает различные силовые воздействия, может воспользоваться террористическими ударами, совершаемыми в условиях относительной анонимности, для нанесения значительного ущерба своему оппоненту.

  Современный международный терроризм политически мотивирован и носит трансграничный характер. Действенность террора в наше время в колоссальной степени усиливается благодаря средствам массовой информации, которые убеждают простых мирных граждан в том, что от террористов-камикадзе нет спасения.

  Небывалая активность террористических организаций  связана прежде всего с глобализацией. Она порождает не только позитивные интеграционные процессы, но и негативные явления - ресурсно-экологические проблемы, новые полюса бедности и нищеты в мире, протест тех, кто теряет в результате глобализации. Поэтому глобализация породила своего антипода — антиглобализм, который, возможно, уже в обозримой перспективе, прибегнет к тактике терроризма.

  5. Терроризм в России.

  Глубинные причины терроризма в России, как  считают специалисты, связаны, во-первых, с исторически сформировавшейся социально-психологической установкой на экстремизм и нетерпимость, присущей самой природе российского общества (бунтарство и анархизм как черты российской ментальности). Во-вторых, Россия имеет исторические традиции в виде хорошо организованного, законспирированного, разветвленного и массового терроризма (“Народная воля”, боевые организации партии эсеров, большевиков и другие). В-третьих, Россия - полиэтническое и поликонфессиональное государство, переживающее не лучшие времена с точки зрения межнациональных отношений. В-четвертых, в России проживает около 20 миллионов мусульман, часть из которых исповедует его крайние, радикальные течения (ваххабиты), связанные с проявлениями насилия и особой жестокости, что демонстрируют сегодня чеченские боевики и террористы. У ряда народов и этнических групп России, в первую очередь проживающих на Кавказе, насилие, экстремистские, террористические методы решения возникших проблем являются зачастую органическими элементами национальной культуры и религии. Не случайно среди лиц, совершающих терракты, значительную долю составляют выходцы из кавказских республик, а сам этот регион превратился в очаг перманентной напряженности и кровавых столкновений. В-пятых, в России не развиты в достаточной степени традиции гражданского общества.

Информация о работе Современный мировой терроризм