История химического оружия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2015 в 17:23, реферат

Описание работы

Способность ядовитых веществ вызывать гибель людей и животных известна с незапамятных времен. В XIX веке ядовитые вещества стали применяться в ходе боевых действий большого масштаба.
Однако, рождение химического оружия как средства ведения вооруженной борьбы в современном понимании следует относить ко времени 1-ой мировой войны.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ПЕРВЫЕ ПРЕДВЕСТНИКИ……………………………………………………4
ДОКТОР ФРИЦ ГАБЕР…………………………………………………………6
22 АПРЕЛЯ 1915………………………………………………………………...7
ПОПОЛНЕНИЕ АРСЕНАЛА ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ………………….9
ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ…………………………………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………13
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...15

Файлы: 1 файл

бжд реферат.doc

— 75.00 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГЕОДЕЗИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ» (ФГОУ ВПО «СГГА»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: БЖД

Тема: История химического оружия

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. ЭН-11

Холкина А.С.

Специальность: экономика и управление

в операциях с недвижимым имуществом

Проверил: преподаватель БЖД - Ложкова Т.В.

                      Зачет/незачет

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК,2015

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ПЕРВЫЕ ПРЕДВЕСТНИКИ……………………………………………………4

ДОКТОР ФРИЦ ГАБЕР…………………………………………………………6

22 АПРЕЛЯ 1915………………………………………………………………...7

ПОПОЛНЕНИЕ АРСЕНАЛА ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ………………….9

ИТОГИ ПЕРВОЙ МИРОВОЙ…………………………………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………….………………………………………13

ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Способность ядовитых веществ вызывать гибель людей и животных известна с незапамятных времен. В XIX веке ядовитые вещества стали применяться в ходе боевых действий большого масштаба.

Однако, рождение химического оружия как средства ведения вооруженной борьбы в современном понимании следует относить ко времени 1-ой мировой войны.

Начавшаяся в 1914 г. первая мировая война вскоре после начала приобрела позиционный характер, что заставило искать новые наступательные вооружения. Немецкая армия стала применять массированные атаки позиций противника с помощью ядовитых и удушающих газов. 22 апреля 1915 г. на Западном фронте у городка Ипр (Бельгия) была проведена газовая атака хлором, впервые показавшая эффект массированного применения токсичного газа как средства ведения войны.

Впервые химическое оружие в целях массовых поражений широко использовались во время 1-й мировой войны для нанесения поражений через органы дыхания (хлором и фосгеном; соотв. в апреле и декабре 1915) и через кожу (ипритом; в июле 1917). За 4 года и 3 месяца войны на европейских театрах военных действий было использовано более 40 разл. 0В в кол-ве ок. 125 тыс. т; общее число пораженных составило ок. 1 млн. человек. Наиб. эффективные смертоносные 0В того периода - иприт и фосген, ирританты - дифенилхлорарсин и дифенилцианарсин.

Для достижения поражения одного человека в 1-й мировой войне израсходовано 36 кг иприта. Для этих же целей требовалось 250 кг тротила (типовое ВВ). Эти обстоятельства стимулировали развитие хим. оружия, в т.ч. и поиск новых 0В. Так, уже к концу 1-й мировой войны появились люизит, хлорацетофенон и адамсит; в 20-е гг .-азотистые иприты, в 30-40-е гг.-первые представители смертоносных быстродействующих фосфорсодержащих 0В (диизопропил-фторфосфат, табун, зарин, зоман).

После 2-й мировой войны разработки в области хим. оружия интенсивно проводились в США, где в 1950-е гг. синтезированы ви-газ и психотропные инкапаситанты (напр., би-зет); в 1960-е гг. начаты изыскания смертоносных быстродействующих 0В для использования в ср-вах микстовых поражений и диверсионного назначения (прототипы природных ядов), исследования хим. факторов, определяющих поражающие св-ва биол. оружия.

Одновременно с совершенствованием 0В разрабатывались новые ср-ва их боевого применения. В 1-ю мировую войну применяли газопуск и дымопуск. Затем были созданы артиллерийские хим. боеприпасы (снаряды, мины), хим. авиабомбы, выливные авиаустройства, хим. фугасы, реактивные хим. боеприпасы, хим. головные части ракет, ср-ва микстовых поражений (пули, снаряды, мины, авиабомбы) и ср-ва бинарного снаряжения. Особенность последних заключается в том, что они снаряжаются не самими 0В, а размещенными в отдельных контейнерах его прекурсорами (предшественниками) - исходными веществами, при смешении к-рых (в момент выстрела или сброса бомбы) осуществляется реакция с образованием ОВ. Прекурсоры м. б. нетоксичными, благодаря чему достигается безопасность производства и хранения хим. оружия, скрытность накопления и перемещения запасов прекурсоров (в мирное время они могут использоваться хим. пром-стью для невоенных целей).

ПЕРВЫЕ ПРЕДВЕСТНИКИ

14 апреля 1915 года у деревни Лангемарк, недалеко от малоизвестного в  то время бельгийско гогорода Ипр, французские подразделения захватили в плен немецкого солдата. Во время обыска у него обнаружили небольшую марлевую сумочку, наполненную одинаковыми лоскутами хлопчато-бумажной ткани, и флакон с бесцветной жидкостью. Это было так похоже на перевязочный пакет, что на него первоначально просто необратили внимание.

Видимо назначение его так и осталось бы непонятным, если бы пленный на допросе не заявил, что сумочка - специальное средство защиты от нового "сокрушительного" оружия, которое немецкое командование планирует применить на этом участке фронта.

На вопрос охарактере этого оружия, пленный охотно ответил, что понятия о нем не имеет, но вроде бы это оружие спрятано в металлических цилиндрах, которые врыты на ничейной земле между линиями окопов. Для защиты от этого оружия необходимо намочить лоскут из сумочки жидкостью из флакона и приложить его ко рту и носу.

Французские господа офицеры сочли рассказ пленного бредом сошедшего с ума солдата и не придали ему значения. Но вскоре о таинственных цилиндрах сообщили пленные, захваченные на соседних участках фронта.

18 апреля англичане выбили немцев  с высоты "60" и при этом  взяли в плен немецкого унтер-офицера. Пленный также поведал о неведомом  оружии и заметил, что цилиндры  с ним врыты на этой самой высоте - в десяти метрах от окопов. Английский сержант из любопытства пошел с двумя солдатами в разведку и в указанном месте действительно нашел тяжелые цилиндры необычного вида и непонятного назначения. Он доложил об этом командованию, но безрезультатно.

Загадки командованию союзников в те дни приносила и английская радиоразведка, расшифровывавшая обрывки немецких радиограмм. Каково же было удивление дешифровальщиков, когда они обнаружили, что немецкие штабы крайне заинтересованы состоянием погоды!

- ... Дует неблагоприятный ветер ... - доносили немцы. - ... Ветер усиливается ... его направление постоянно меняется ... Ветер неустойчив...

В одной радиограмме упоминалось имя какого-то доктора Габера. Если бы англичане знали, кто такой доктор Габер!

 

ДОКТОР ФРИЦ ГАБЕР

 

Фриц Габер был глубоко штатским человеком. На фронте он находился в элегантном костюме, усугубляя штатское впечатление блеском позолоченных пенсне. До войны он руководил в Берлине Институтом физической химии и даже на фронте не расставался со своими "химическими" книгами и справочниками.

Габер находился на службе у германского правительства. Как консультанту военного министерства Германии ему было поручено создать отравляющее вещество раздражающего действия, которое заставляло бы войска противника покидать траншеи.

Через несколько месяцев он и его сотрудники создали оружие с использованием газообразного хлора, которое было запущено в производство в январе 1915 г.

Хотя Габер ненавидел войну, он считал, что применение химического оружия может сохранить многие жизни, если прекратится изматывающая траншейная война на Западном фронте. Его жена Клара была также химиком и решительно выступала против его военных работ.

 

22 АПРЕЛЯ 1915

 

Выбранный для атаки пункт находился в северо-восточной части Ипрского выступа, на том месте,где сходились французский и английский фронты, направляясь к югу, и откуда отходили траншеи от канала близ Безинге.

Ближайший к немцам участок фронта защищали солдаты, прибывшие из Алжирских колоний. Выбравшись из укрытий, они грелись на солнце, громко переговариваясь друг сдругом. Около пяти часов пополудни перед немецкими окопами появилось большое зеленоватое облако. Как уверяют свидетели многие французы с интересом наблюдали приближающийся фронт этого причудливого "желтого тумана", но не придавали ему значения.

Вдруг они почувствовали резкий запах. У всех защипало в носу, глаза резало, как от едкого дыма. "Желтый туман" душил, ослеплял, жег грудь огнем, выворачивал наизнанку. Не помня себя, африканцы бросились вон из траншей. Кто медлил, падал, охваченный удушьем. Люди с воплями носились по окопам; сталкиваясь друг с другом падали и бились в судорогах, ловя воздух перекошенными ртами.

А "желтый туман" катился все дальше и дальше в тыл французских позиций сея по пути смерть и панику. За туманом стройными рядами шествовали немецкие цепи с винтовками наперевес и повязками на лице. Но атаковать им было не кого. Тысячи алжирцев и французов лежали мертвые в окопах и на артиллерийских позициях.”

Однако и для самих немцев такой результат неожиданным. Их генералы относились к затее "очкастого доктора", как к интересному опыту и потому толком неподготовились к широкомасштабному наступлению.

Когда фронт оказался фактически проломленным - единственным подразделением, хлынувшим в образовавшуюся брешь, был пехотный батальон, который не мог, конечно, решить судьбу французской обороны.

Происшествие наделало много шума и уже к вечеру мир знал, что на поле боя вышел новый участник, способный конкурировать с "его величество - пулеметом". На фронт бросились химики, а к следующему утру стало ясно, что впервые для военных целей немцы применили облако удушливого газа - хлора. Вдруг обнаружилось, что любая страна, обладающая даже задатками химической промышленности, может получить в свои руки мощнейшее оружие. Утешало лишь то, что спастись от хлора несложно. Достаточно прикрыть органы дыхания повязкой, смоченной раствором соды, или гипосульфита и хлор не так страшен. Если же этих веществ нет под руками - достаточно дышать через мокрую тряпку. Вода значительно ослабляет действие хлора, растворяющегося в ней. Многие химические заведения кинулись разрабатывать конструкцию противогазов, но немцы спешили повторить газобаллонную атаку, пока у союзников не появились надежные средства защиты.

24 апреля, собрав резервы для развития наступления, они предприняли удар на соседнем участке фронта, который обороняли канадцы. Но канадские войска были предупреждены о "желтом тумане" и потому, завидев желто-зеленоеоблако, подготовились к действию газов. Свои шарфы, чулки и одеяла они мочили в лужах и прикладывали к лицу, закрывая рот, нос и глаза от едкой атмосферы. Некоторые из них, конечно, задохнулись насмерть, другие надолго были отравлены, или ослеплены, но никто не тронулся с места. А когда туман уполз в тыл и следом двинулась немецкая пехота, заговорили канадские пулеметы и винтовки, проделываяв рядах наступавших, не ожидавших сопротивления, громадные бреши.

 

ПОПОЛНЕНИЕ АРСЕНАЛА ХИМИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ

 

Поскольку война продолжалась, много токсических соединений в дополнение к хлору испытывались на эффективность в качестве боевых отравляющих веществ (агентов) химической войны.

В июне 1915 г. был применен бром, употреблявшееся в минометных снарядах; появилось также и первое слезоточащее вещество: бромистый бензил,соединенный с бромистым ксилиленом. Этим газом наполнялись артиллерийские снаряды. В первый раз употребление газов в артиллерийских снарядах, получившее впоследствии такое широкое распространение, отчетливо наблюдалось 20 июня в Аргонских лесах.

Фосген 
Широкое распространение в годы Первой Мировой войны получил фосген. Впервые он был применен немцами в декабре 1915 года на итальянском фронте.

При комнатной температуре фосген - бесцветный газ, с запахом подгнившего сена, обращающийся при температуре - 8° в жидкость. Перед войной фосген добывался в больших количествах и служил для изготовления различных красок для шерстянных материй.

Фосген очень ядовит и, кроме того, действует, как вещество, сильно раздражающее легкие и вызывающее повреждение слизистых оболочек. Опасность его еще увеличивается итем, что действие его обнаруживается не сразу: иногда болезненные явления появлялись лишь через 10 - 11 часов после вдыхания.

Сравнительная дешевизна и простота приготовления, сильные отравляющие свойства, затяжноедействие и малая стойкость (запах исчезает через 1 1/2 - 2 часа) делают фосген веществом, очень удобным для военных целей.

Иприт 
В ночь с 12 на 13 июля 1917 года с целью сорвать наступление англо-французских войск Германия применилаиприт - жидкое отравляющее вещество кожно-нарывного действия. При первом применении иприта поражения различной тяжести получили 2490 человек, из которых 87 скончались. Иприт обладает отчетливо выраженным местным действием - он поражает глаза и органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. Всасываясь в кровь, он проявляет и обще ядовитое действие. Иприт поражает кожные покровы при воздействии, как в капельном, так и в парообразном состоянии. От капель и паров иприта не защищает кожные покровы обычное летнее и зимнее армейское обмундирование, как и практически любые виды гражданской одежды. Реальной защиты войск от иприта в те годы не было, и применение его на поле боя было эффективным до самого окончания войны.

Забавно отметить, что с известной долей фантазии, можно посчитать отравляющие вещества катализатором зарождения фашизма и инициатором второй Мировой войны. Ведь именно после английской газовой атаки под Комином, лежавший в госпитале временно ослепший от хлора немецкий ефрейтор Адольф Шикльгрубер, начал задумываться о судьбе обманутого немецкого народа, торжестве французов, предательстве евреев и т.д. Впоследствии, находясь в заключении, он упорядочил эти мысли в своей книге "Майн кампф" (Моя борьба), но на титуле этой книги уже стоял псевдоним - Адольф Гитлер.

Информация о работе История химического оружия