Бактериологическое оружие: Натуральная оспа и вирус Эбола

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2015 в 12:44, реферат

Описание работы

Бактериологическим оружием называют болезнетворные микробы и бактериальные яды (токсины), предназначенные для поражения людей, животных, растений и заражения запасов продовольствия и источников воды, а также боеприпасы, с помощью которых они применяются.

Файлы: 1 файл

bakteriolgicheskoe_oruzhie.docx

— 38.84 Кб (Скачать файл)

Естественная восприимчивость людей. К оспе восприимчиво подавляющее большинство неиммунных людей. Прослойка естественно резистентных к оспе лиц не превышает 12% (в среднем 5-7%). У остальных степень восприимчивости различна. Часть больных (от 12 до 40%) погибает. У переболевших вырабатывается напряжённый постинфекционный иммунитет, сохраняющийся не менее 10 лет.

  1. Вирус Эбола

Вирус Эбо́ла  — общее название для вирусов рода Ebolavirus, входящих в семейство филовирусов, вызывающих геморрагическую лихорадку Эбола у высших приматов. Морфологические признаки вируса Эбола схожи с марбургским вирусом, также принадлежащим семейству филовирусов и вызывающим подобное заболевание. Вирус Эбола стал причиной нескольких широко освещённых серьёзных эпидемий со времени открытия вируса в 1976 году. Вирус был выделен в районе реки Эбо́лы в Заире (ныне Конго), что дало название вирусу. Уровень летальности заболевания, вызванного вирусом, очень высок и в некоторых вспышках достигал 90 %.

Впервые заболевание зарегистрировано и описано в районе Эбола (Заир) в 1976 г. В это же время из крови у одного из умерших больных выделен возбудитель. Вспышки инфекции в Заире и Судане в 1976-1979 гг., в Заире в 1994-1995 гг., исчисляемые сотнями заболевших, сопровождались высокой летальностью (от 53% до 88%). В 1996 г. вспышка лихорадки Эбола зарегистрирована в Габоне. Данные ретроспективного серологического скрининга населения позволяют утверждать, что эпидемии заболевания отмечали в 1960-1965 гг. в Нигерии, Сенегале, Эфиопии.

    1. Основные признаки

Инкубационный период длится 4–6 недель. Сама патология имеет много общего с лихорадкой Марбург. Известно, что заболевание в различных регионах характеризуется различной степенью тяжести и степенью риска летального исхода, что связано с биологическими и антигенными особенностями возбудителей. Вначале заболевание протекает остро и сопровождается сильной головной и мышечной болью, поносом, болями в области живота.

Со временем к симптомам лихорадки Эбола присоединяется сухой кашель, боли в области грудной клетки колющего характера, отмечаются признаки, характерные для дегидратации. Спустя 5–7 суток на кожных покровах появляется макулопапулезная сыпь, после ее исчезновения наблюдается шелушение.

Геморрагический синдром выражается в форме кровотечений из носа, кровь также обнаруживается в рвотных массах, пациентки страдают маточными кровотечениями, беременность при лихорадке Эбола заканчивается выкидышем. Анализ крови показывает нейтрофильный лейкоцитоз,

тромбоцитопению и анемию. Смерть чаще всего происходит на второй неделе болезни из-за кровотечения и шока.

 

    1. Возбудитель

 

Возбудитель лихорадки Эбола - РНК-геномный вирус рода Filovirus семейства Filoviridae. Выявлены 3 штамма вируса - Заир, Судан, Ренстон, - отличающиеся по антигенной структуре. Чёткие различия выявлены между штаммами Заир и Судан по генетическим, биологическим и биохимическим свойствам. В лабораторных условиях культуры возбудителя поддерживают пассажем через печень или кровь обезьян. Вирус Эбола имеет среднюю степень устойчивости во внешней среде.

    1. Источник и путь передачи

Резервуар и источник инфекции в природе мало изучен, скорее всего, он в основном представлен разнообразными грызунами. Не исключена роль обезьян как источников инфекции. Больной человек очень опасен для окружающих, известны 5-8 последовательных передач вируса от больного и возникновение внутрибольничных вспышек болезни. Отмечено, что при первых передачах летальность была наивысшей (100%), затем она снижалась. Вирус выявляют в различных органах, тканях и выделениях: в крови (7-10 дней), слизи носоглотки, моче, сперме. Больной представляет высокую опасность в течение 3 нед от начала болезни; в инкубационный период больной вирус не выделяет.

Механизм передачи лихорадки Эбола разнообразный. Политропность вируса, многообразие путей его выделения из организма определяют возможность заражения при контакте с кровью больных, половым и аэрозольным путями, при пользовании общими предметами обихода и совместном питании. Установлено, что заражение при лихорадке Эбола в основном реализуется путём прямого контакта с инфицированным материалом. Заболевание очень контагиозно и передаётся при попадании вируса на кожу и слизистые оболочки. Наиболее опасна кровь. Наибольшему риску заражения подвергается медицинский персонал при уходе за больными, а также персонал, осуществляющий отлов, транспортировку обезьян и уход за ними! период карантина. Отсутствие заболеваний среди лиц, находившихся с больными в одном помещении, но не имевших с ними тесного контакта, позволило сделать вывод о том, что воздушно-капельная передача маловероятна.

Естественная восприимчивость людей к лихорадке Эбола высокая. Постинфекционный иммунитет стойкий. Повторные случаи заболеваний редки; их частота не превышает 5%.

Основные эпидемиологические признаки. Очаги циркуляции вируса Эбола располагаются в зоне влажных тропических лесов Центральной и Западной Африки (Заир, Судан, Нигерия, Либерия, Габон, Сенегал, Кения, Камерун, Эфиопия, Центрально-Африканская республика). Вспышки лихорадки Эбола в эндемичных очагах отмечают в основном весной и летом. В Судане (г. Нзара) первичный очаг инфекции возник среди рабочих на хлопчатобумажной фабрике, вскоре болезнь распространилась на членов семей и других лиц, бывших в тесном контакте с больными. Внутрибольничное распространение возникло только в 2 случаях. Иную картину заболеваемость представляла в г. Мариди (Судан) и Заире, где больница сыграла роль катализатора эпидемического процесса. Больные были доставлены в больницу с лихорадкой неясной этиологии. Внутрибольничное распространение инфекции среди персонала осуществлялось при попадании инфицированного материала (крови и выделений) на повреждённые кожные покровы и слизистые оболочки, больных - при различных парентеральных манипуляциях, выполненных недостаточно обработанными инструментами. Обследование семейных контактов подтвердило эпидемиологическое значение контакта с больными и длительности общения с ними. Так, при кратковременном соприкосновении с больным заболело 23%, а при тесном и длительном (уход за больным) - 81% лиц. Вторичными очагами стали семьи больных, покинувших больницы. Заражение происходило при близком контакте с больными (лечебный уход, совместное проживание, ритуальные обряды у тел умерших). В декабре 1994 г.- июне 1995 г. в Заире возникла вспышка лихорадки Эбола, связанная с употреблением в пищу местными жителями мозга обезьян-вирусоносителей. Общее число заболевших превысило 250 человек, летальность составила около 80%. Описаны также случаи внутрилабораторного заражения лихорадкой Эбола при работе с зелёными мартышками. Учитывая колоссальные возможности и скорости международных перемещений, серьёзную опасность представляют миграции лиц в начальной стадии болезни и перевозки заражённых животных.

 

 

 

 

  1. Заключение

  1. На современном этапе исторического развития использование столь эффективных и в то же время чудовищных по своим последствиям средств, как бактериологическое (биологическое) оружие, запрещено, в связи с заключением военных международных договоров. Цивилизованные страны из соображений гуманности отказались от применения во время боевых действий столь ужасного вида оружия массового поражения. Однако, по многочисленным данным, в лабораториях некоторых государств по-прежнему ведутся активные исследования в области бактериологических средств нападения, что ставит под сомнение эффективность ранее заключенных международных соглашений. 
    Список литературы

  1. "Инфекционные болезни и эпидемиология" В.И Покровский, 2007
  2. У. Тан Химическое и бактериологическое (биологическое) оружие и последствия его возможного применения. – М, 1970.

 

 


Информация о работе Бактериологическое оружие: Натуральная оспа и вирус Эбола