Виды монархий в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является: анализ особенности и роль монархии в современной Европе в сравнительном аспекте с другими формами правления.

Для достижения цели курсовой работы необходимо решение следующих задач:

1) анализ монархии как одной из видов формы правления;

2) дать общую характеристику монархии;

3) выделить функции и роль монархии в современной Европе;

4) выделить юридические особенности престолонаследия в

зависимости от вида монархии;

5) выделить основные виды монархии в современной Европе;

Содержание работы

Введение 3
1 Правовая характеристика монархии 5
1.1 Понятие и виды монархии 5
1.2 Функция и роль монархии в современном мире, принципы престолонаследия 12
2 Правовой анализ личности монарха 17
2.1 Требования к личности монарха 17
2.2 Статус монарха 19
Заключение 32
Глоссарий 35
Список использованных источников 39

Файлы: 1 файл

_Виды монархий в современном мире.doc

— 253.00 Кб (Скачать файл)

     1) абсолютная монархия — форма  правления, при которой верховная  государственная власть по закону  всецело принадлежит одному лицу. По формуле Петровского Воинского  устава — «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен». Основным признаком абсолютной монархии является отсутствие каких либо государственных органов, ограничивающих компетенцию монарха.

     Возникновение абсолютизма связано с процессом  зарождения буржуазных от ношений, начинающимся процессом разложения феодализма и старых феодальных сословий. К наиболее существенным чертам абсолютной монархии относится ликвидация или полный упадок сословных представительных учреждений, юридически неограниченная власть монарха, наличие в его непосредственном подчинении и распоряжении постоянной армии, полиции и развитого бюрократического аппарата. Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В мировой истории, например, такими странами были Россия XVII—XVIII и Франция до революции 1789 г. На сегодняшний день в мире насчитывается восемь абсолютных монархий Бруней, Ватикан, Саудовская Аравия, Оман, Катар и др.

     2) конституционная монархия представляет  собой форму правления, при  которой власть монарха значительно  ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх не вправе изменить конституцию. Конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии до настоящего времени Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция др. Конституционная монархия бывает:

     А) парламентской 

     Б) дуалистической.

     Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками:

     1) правительство формируется из представителей определенной партии (или партий), получивших большинство голосов на выборах в парламент;

     2) лидер партии, обладающий наибольшим  числом депутатских мест, становится  главой государства;

     3) в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует и является символической;

     4) законодательные акты принимаются  парламентом и формально подписываются  монархом;

     5) правительство, согласно конституции,  несет ответственность не перед  монархом, а перед парламентом.

     Примерами такой монархии можно считать  Великобританию, Бельгию, Данию.

     При дуалистической монархии государственная  власть носит двойственный характер. Юридически и фактически власть разделена  между правительством, формируемым  монархом и парламентом. Правительство в дуалистических монархиях формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. Монарх при этом выражает преимущественно интересы феодалов, а парламент представляет буржуазию и другие слои населения. Подобная форма правления существовала в кайзеровской Германии (1871—1918), а сейчас в Марокко.

     В некоторых государствах монарх осуществляет не только светское, но одновременно и  религиозное управление страной. Такие  монархии называются теократическими  (Саудовская Аравия).

     3) теократические монархии - на всех  его управленческих уровнях, а  также на организацию и характер  взаимодействия всех ветвей государственной  власти. По форме правления Ватикан  - абсолютная теократическая монархия.

     Глава государства - Папа Римский, имеющий среди прочих титулы Верховного главы (понтифика) церкви (Sommo Pontefice) и монарха ватиканского государства. Он избирается пожизненно коллегией кардиналов, как правило, из числа кардиналов тайным голосованием большинством в 2/3 голосов плюс один голос не позднее чем через 18 дней после смерти предыдущего Папы. Папе принадлежит вся полнота законодательной, исполнительной и судебной власти. В его компетенцию входит представление Ватикана в международных отношениях, заключение, ратификация и денонсация международных договоров и конкордатов, прием и назначение дипломатических представителей.

     Законодательная власть в соответствии с Основным законом 2000 г. делегируется Папой постоянно  действующей Комиссии кардиналов, состоящей  из Кардинала-президента и других кардиналов, назначаемых Папой сроком на 5 лет. Кардинал-президент может издавать ордонансы в исполнение законов.

     К высшим консультативным органам  Ватикана относятся: Вселенский собор  Римско-католической церкви, Коллегия кардиналов и Синод епископов. Вселенский собор представляет собой собрание епископов католической церкви, созываемое Папой для решения важных церковных вопросов.

     Исполнительная  власть, согласно Основному закону, делегируется Папой Кардиналу-президенту, который обязан выносить наиболее важные вопросы на обсуждение Комиссии кардиналов (см. выше). Практическое руководство политической, экономической и религиозной деятельностью ватиканского государства и католической церкви осуществляет Римская курия - своего рода правительство Ватикана. Главой этого органа является Государственный секретарь.

          4) Еще один вид монархии –  деспотия. Король Франции Людовик  XVI, которому принадлежит знаменитая  фраза: «Государство – это  я!», утверждал, что «тот, кто  даровал королей, желал, чтобы их чтили, как Его наместников, и одному ему предоставляется право судить об их поступках. Его воля заключалась в том, чтобы всякий рожденный подданный повиновался без рассуждений».

     Монтескье пытался отделить монархию от деспотии. Принцип взаимоотношений основывался на  чести, которая заменяет политическую добродетель. В монархии источником всякой политической и гражданской власти является государь, и «власти посредствующие, подчиненные и зависимые образуют природу монархического правления, т.е. такого, где правит одно лицо посредством основных законов». «В монархии, где нет дворянства, монархия становиться деспотией, а монарх – деспотом». Монтескье считал, что положение и размер государства серьезно влияют на форму правления. Напрочь отрицая деспотию, как форму правления, Монтескье полагал, что монархия управляемая по твердым законам, пригодна для стран с большой территорией (Россия), а республика где с наибольшей полнотой обеспечивается свобода и равноправие народа, возможна только в странах с малой территорией. 

       

        1.2 Функция и роль монархии в современном мире, принципы престолонаследия 
 

      Статус монархии во всех европейских монархических  государствах определен на основе писаных  конституционных актов XIX и, главным  образом, ХХ в. (только для Великобритании это акты XVII-XVIII вв. и конституционные обычаи позднейшего времени).3 За исключением двух октроированных - Основного закона Ватикана 2001 г. и Конституции княжества Монако 1962 г. - все прочие конституционные акты были утверждены или в качестве конституционных соглашений с национальным представительным органом, или прямо основаны на той или иной форме политически оформленного (в виде референдума или того или иного голосования) народного выбора. В связи с этим небезосновательно замечание видного французского конституционалиста М. Прело, что в силу этого современные монархии ранее прочего должны быть характеризованы если не как избирательные, то как выборные, - по крайней мере, по отправному конституционному определению.

      Конституционное определение основ государственного устройства и, соответственно, изначальное место института монархии (что является если не всецело юридически определяющим, то, по крайней мере, показательным моментом в уяснении правовой позиции) в конституционных актах европейских монархий представлено по-разному. Это отражает не только различные традиции конституционно-правовых доктрин, но и различия исходного отношения к государственной функции и роли монарха, характерные для разных типов новой монархии.

      В этом отношении доминируют два подвида конституционных позиций. Одна позиция, общая для выраженных парламентских монархий, либо умалчивает о первоопределении принципа государственного строя и характеризует монарха только как главу государства: конституции Бельгии (косвенно согласно ст. 87), Швеции (ст. 5), либо совмещают такую характеристику с декларацией устройства в виде «парламентской монархии» (Конституция Испании, ст. 1.3 и 56.1) или «парламентского режима правления» (Конституция Андорры, ст. 4). Вторая позиция декларированно определяет государство как «королевство» (Великобритания) или «герцогство» (Люксембург) либо оперирует несколько более юридически значащими понятиями о «конституционной монархии» как форме правления 4 (Конституция Дании, ст. 2; сходно: Конституция Лихтенштейна, ст. 2), «ограниченной и наследственной монархии» (Конституция Норвегии, ст. 1), «наследственной и конституционной монархии» как «принципе правления» (Конституция Монако, ст. 2). Показательно, что второй подвид конституционного определения не декларирует монарха как главу государства (за исключением Конституции Люксембурга, ст. 33).

      Все европейские монархии конституционно представлены как единоличные. Исключение представляет Андорра, где функцией главы государства наделяются двое соправителей (ст. 43), выражающих двойной суверенитет в отношении Андорры со стороны Франции и епископа Урхельского, но и здесь доминирование парламентских институтов допускает временное нефункционирование одного из соправителей при признании правомочности действий второго.

      За  исключением отмеченного своеобразия  института главы государства  Андорры и выборной пожизненной  теократической монархии Ватикана, все  иные европейские монархии наследственные. В конституциях Лихтенштейна (ст. 2), Монако (ст. 2), Норвегии (ст. 1) это составляет часть исходного определения государственного строя, хотя в последней не является абсолютным условием. Престолонаследие во всех без исключения наследственных монархиях основано на династическом начале. Конституции монархических государств содержат поэтому, как правило, достаточно подробные и юридически специальные правоположения (или даже целые разделы), посвященные определению династии и принципов престолонаследия.

      Конституирование  принципов престолонаследия5 - не только объяснимо важный элемент монархии. В конституционной позиции по этому вопросу - один из ключевых моментов в понимании сущности современной монархии в целом и ее отношения к «монархическому принципу», а также одно из показательных свойств парламентской монархии. За исключением Конституции Норвегии, где династия не персонифицирована, остальные, как правило, утверждают право наследия престола строго за определенными династиями и даже ветвями династий: в Бельгии - за саксе - кобургской, начиная с Леопольда I (ст. 85), в Великобритании - за ганноверской/ виндзорской, начиная с Вильгельма и Марии (Act of Settlement, 1701), в Дании - за ветвью шлезвиг-гольштейнской, начиная с потомков Христиана Х (Закон о престолонаследии, ст. 1), в Испании - за ветвью дома Бурбонов с короля Хуана-Карлоса I (ст. 57.1). В большинстве случаев династия была как бы конституционно первоопределена заново и с подразумеваемым разрывом всей исторической линии династий и принятых в них принципов престолонаследия, а сами эти изменения осознанно были сопряжены с принятием конституционных актов, закладывавших основы новых монархий (в Бельгии - первой Конституции 1831 г., в Дании - Конституции 1915 г. и т.п.).

      Таким образом, в важнейшем вопросе  своей преемственности монархии были связаны с той или иной формой конституционного соглашения с нацией или условной выборностью.

      Напротив, конституционные акты так называемых малых государств Европы однозначно устранялись от вторжения общегосударственным  законом в принципы престолонаследия, объявляя их подчиненными собственным  «законам правящего княжеского дома» (Конституция Лихтенштейна, ст. 3) или исторической традиции рода правителя (Конституция Люксембурга, ст. 3; Конституция Монако, ст. 10, и др.).

      Принципы  престолонаследия в новых монархиях  в целом укладываются в рамки  известных исторических систем престолонаследия. В Бельгии (ст. 85 и IX.I. абз. 2) принята салическая система - с переходом престола только по мужской линии на основе первородства и при безусловном исключении женщин. В Люксембурге, Лихтенштейне, Монако, Нидерландах сохранена историческая австрийская система - с наследованием мужчинами по праву старшинства при возможности перехода престола к женщинам в случае пресечения мужской линии. Наконец, в крупнейших парламентских монархиях (Великобритании, Дании, Испании, Норвегии) конституирована кастильская система, основанная на предпочтении мужчин женщинам только в пределах одной линии. Новейшие поправки в Акт о престолонаследии Швеции (§ 1)  сформировали там совершенно особую вариацию системы передачи прав на престол - с уравнением прав мужчин и женщин при соблюдении принципа первородства, тем самым введя в престолонаследие начало, характерное, скорее, для современного избирательного права в отношении главы государства.

Информация о работе Виды монархий в современном мире