Уголовно-правовая ответственность и её основание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:42, Не определен

Описание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 Общее понятие ответственности и её виды
2 Понятие уголовной ответственности
3 Основание уголовной ответственности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

      В современной науке уголовного права  можно выделить как минимум шесть различных определений понятия уголовной ответственности.  Согласно первой точке зрения, уголовная ответственность есть реализация уголовно-правовых санкций (вариант: уголовная ответственность и наказание тождественны).  Её сторонниками являются О.Э. Лейст, И.С. Самощенко, М.Д. Шаргородский и другие.

      Одним из вариантов данной точки зрения является теория В.П. Малкова, в соответствии с которой уголовная ответственность сводится к реальному претерпеванию лицом, совершившим преступление, предусмотренных уголовным законом и конкретизированных приговором суда мер государственного порицания и принуждения.  Однако, действующий уголовный кодекс выделяет уголовную ответственность и без назначения наказания (ст.92 УК РФ), а также различает освобождение от уголовной ответственности  (гл.11 УК РФ) и освобождение от наказания (гл.12 УК РФ).  Безусловно, уголовная ответственность и наказание – тесно связанные правовые явления, но нельзя забывать, что наказание – лишь одна из форм уголовной ответственности, хотя и наиболее распространенная.

      Вторая  позиция заключается в отождествлении уголовной ответственности с уголовным правоотношением (вариант: “совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных и исправительно-трудовых отношений”). Её придерживаются Б.Т. Базылев, Л.В. Головкин, А.Д. Горбуза, Н.А. Стручков и другие.

      И.Я. Козаченко, считая уголовную ответственность основным элементом уголовного правоотношения, вводит такое понятие как “отношение уголовной ответственности”, которое определяет следующим образом: “возникающее с момента совершения преступления правоотношение между государством и лицом, совершившим преступление. При этом государство правомочно ограничить правовой статус виновного, а тот в свою очередь обязан претерпеть лишения личного или имущественного характера, возникающие из осуждения его от имени государства и применения к нему в необходимых случаях наказания, предусмотренного уголовным законом.”5

      Третья  точка зрения: уголовная ответственность  является отрицательной оценкой, порицанием, осуждением виновного лица за совершенно преступление (Ю.А. Демидов, Л.М. Карнеева, П.П. Осипов, В.С. Прохоров, В.Г. Смирнов и другие). Однако, одно лишь порицание (осуждение) лица, совершившего преступление, хотя и касается важного аспекта уголовной ответственности, не раскрывает всех ее содержательных элементов и не указывает на ее основные функции.

      Четвертая позиция: уголовная ответственность  является важнейшим элементом уголовного правоотношения и представляет собой обязанность виновного лица подвергнуться неблагоприятным последствиям (наказанию) за совершенное преступление (С.С. Алексеев, Я.М. Брайнин, М.П. Карпушин, В.И. Курляндский, А.А. Пионтковский, Л.С. Явич и др.). 

      Данная  обязанность основана на уголовном  законе и обеспечивается принудительной силой государства.  Однако, природа указанной обязанности многими авторами раскрывается по-разному. Так, М.П. Карпушин и В.И. Курляндский под уголовной ответственностью понимают “обязанность виновного лица дать в установленном порядке отчет в совершенном им преступлении: подвергнуться определенным правоограничениям, вытекающим из установленного порядка решения вопроса об ответственности, быть осужденным от имени государства и понести заслуженное наказание.”6

        А.П. Чугаев же определяет ее как “обязанность быть подвергнутым неблагоприятным последствиям, наступающим в результате совершения предусмотренного в законе преступления и выражающимся в признании лица в уголовном порядке виновным в совершении преступления, осуждении от имени государства, назначении и применении уголовного наказания по приговору суда, что влечет за собой признание лица судимым.”7

        Я.М.Брайнин утверждает, что уголовная ответственность “представляет собой основанную на нормах (советского) уголовного права обязанность лица, совершившего преступление, подлежать действию уголовного закона при наличии в действиях виновного предусмотренного этим законом состава преступления.”8

      Отдельно  следует выделить позицию А.Н. Игнатова и Т.А. Костаревой, которые трактуют уголовную ответственность как основное содержание уголовного правоотношения.  Далее авторы предполагают, что содержанием уже уголовной ответственности является совокупность прав и обязанностей гражданина и государства по поводу преступного поведения гражданина.  Спорность данного заявления состоит в том, что содержание любого правоотношения, по общему правилу, и есть совокупность прав и обязанностей его субъектов.  И если принять уголовную ответственность как содержание уголовного правоотношения, то, во-первых, уголовная ответственность не может иметь самостоятельного содержания, а во-вторых, уголовная ответственность сама по себе и является совокупностью прав  и обязанностей субъектов.  Следует заметить, что данная трактовка не лишена смысла, поскольку определение ответственности как обязанности претерпеть меры принудительного характера, поддерживаемая большинством ученых, автоматически предполагает право государства требовать исполнение этой обязанности; а также предполагает встречное право лица требовать законности применяемой к нему уголовной репрессии, и обязанность государства соблюсти закон.

      В последнее время ученые выделяют также так называемую позитивную ответственность, под которой понимается осознание индивидом своей обязанности не совершать запрещенные уголовным законом преступные деяния (ответственность, лежащая в основе правомерного поведения граждан).

      Дифференциация  единой ответственности в уголовном  праве на две формы, негативную и  позитивную, вытекает из двух различных оснований ее возникновения.  Совершение преступления и иное нарушение уголовно-правовых норм влечет негативную уголовную ответственность.  Наоборот, ожидаемое поведение, стимулируемое законом, порождает позитивную ответственность субъекта. 

      Содержание  позитивной ответственности состоит  в обязанности лица выполнить  конкретные предписания уголовно-правовых норм.  Позитивная ответственность реализуется путем отказа от наказуемости деяний, совершенных при обстоятельствах, исключающих общественную опасность и противоправность этих деяний, а также в виде освобождения от уголовной ответственности или наказания или замены его более мягким.  Позитивная ответственность в уголовном праве имеет место не только в конкретно-регулятивных, но и в общерегулятивных отношениях.  Общая обязанность каждого гражданина соблюдать уголовное законодательство, воздерживаться от преступных действий (а при некоторых условиях, наоборот, совершать требуемые действия) – это “первичная” ответственность, обеспеченная угрозой наказания к лицу, игнорировавшему свою ответственность, проявившему свою преступную безответственность.

      Однако, по мнению ряда авторов, в том числе  и А.Н. Игнатьева, такое понимание уголовной ответственности, несмотря на интересный, нетрадиционный подход, все же не может быть поддержано.  Представляется, что в данном случае, используя полисемию русского языка, теория создана на чисто словесном материале. В одном из значений, слово “ответственность” действительно трактуется как добросовестность, обязательность, чувство долга, а сама позитивная ответственность – как социальный, нравственный и правовой долг человека.  Именно отождествление позитивной (перспективной, активной) социальной ответственности с одним из ее компонентов – осознанием обязанности, лежащей на человеке, стало причиной отрицания самой возможности рассматривать правовую (в том числе и уголовную) ответственность как такую разновидность общей социальной ответственности, которая обладает всеми свойствами последней; то есть причиной сведения правовой ответственности исключительно к ретроспективной ответственности – ответственности за правонарушение. “Юридическая ответственность с тех пор как она возникла всегда была ответственностью за прошлое, за совершенное противоправное деяние... Ни научные соображения, ни тем более интересы практики не дают основания для пересмотра взгляда на юридическую ответственность как последствие правонарушения.”9

        В широком значении, понятие ответственности трактуется как отношение лица к обществу, государству, к другим лицам в смысле выполнения определенных обязанностей. В узком, или специально-юридическом, значении ответственность интерпретируется как реакция государства на совершенное правонарушение10.

      В этом смысле, во-первых, уголовная ответственность связана с государственным принуждением, т.е. всегда предполагает возникновение охранительного правоотношения, в котором одна сторона (преступник) обязана подчиниться требованию другой (государство в лице его органов и должностных лиц). Государственное принуждение выступает содержанием уголовной ответственности и реализуется через деятельность его специальных органов.

      Во-вторых, уголовная ответственность характеризуется  определенными лишениями, которые  виновный обязан претерпеть. Лишение  определенных благ – объективное свойство ответственности, реакция государства на вред, причиненный преступником.

      Специфика лишений (а значит, и ответственности) состоит в том, что они наступают  как дополнительные неблагоприятные  последствия за совершенное преступление. Негативные последствия могут быть:

    • личного (например, лишение свободы, арест, исправительные работы и т.п.);
    • имущественного (штраф, конфискация имущества);
    • нравственного характера (признание вины, осуждение, порицание, ограничение духовных потребностей и т.д.).

      При этом важно иметь в виду следующее. Применение тех или иных мер уголовной  ответственности всегда означает претерпевание  преступником каких-либо лишений, стеснение  его свободы, умаление чести, достоинства, влечет издержки имущественного характера.

      В-третьих, уголовная ответственность наступает  только за совершенное преступление. Не могут выступать в качестве оснований уголовной ответственности  деяния, хотя внешне и сходные с  преступлениями, но не являющиеся таковыми в силу своей  общественной значимости. К ним уголовный закон относит необходимую оборону (ст. 37 УК РФ), крайнюю необходимость (ст. 39 УК РФ), обоснованный риск (ст. 41 УК РФ) и др.

      Изложенное  позволяет выявить цепочку взаимосвязанных  звеньев в решении вопроса  о понятии уголовной ответственности. Суть этой взаимосвязи заключается в том, что уголовное регулятивное правоотношение может в полном объеме реализоваться лишь через уголовную ответственность, уголовную санкцию и в необходимых случаях – уголовное наказание. Уголовная ответственность, таким образом, выступает как правоотношение, возникающее между государством и преступником по поводу его личных или имущественных прав. Возникая в рамках регулятивного отношения, уголовная ответственность, однако, реализуется не сразу. Уголовная ответственность реализуется в присущих ей формах, соответствующих определенным стадиям самого процесса ее реализации.

      На  первой стадии – привлечения к  ответственности – она может  реализоваться:

    • в форме ограничений уголовно-правового характера, применяемых к лицу, совершившему преступление (например, меры пресечения);
    • в форме безусловного освобождения от уголовной ответственности (истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности и др.)

      Вторая  стадия – назначение наказания –  включает три формы реализации уголовной ответственности:

    • безусловное освобождение от уголовного наказания (истечение сроков давности исполнения обвинительного приговора и др.);
    • условное освобождение;
    • реальное назначение уголовного наказания.

      В содержании третьей стадии – исполнение наказания – она реализуется:

    • в форме ограничений, обусловленных спецификой уголовно-исполнительных правоотношений;
    • в форме замены одного вида наказания другим, более мягким или более тяжким (например, при злостном уклонении осужденного от отбывания исправительных работ).

      Четвертая стадия – судимость (следствие уголовной  ответственности) – реализуется  в форме многообразных ограничений, предусмотренных  различными отраслями  права (например, запрет на занятие  определенных должностей).             

      Указанные стадии, обладая относительной автономностью, могут быть самостоятельными. Однако  во всех случаях правоотношения уголовной  ответственности реализуют себя лишь в рамках уголовно-правовых отношений  регулятивного типа.

      Вместе  с тем было бы ошибочным отождествлять регулятивные правоотношения с правоотношениями уголовной ответственности. Их совпадение (близость) заключается лишь в том, что они действуют в одних и тех же временных параметрах: от совершения преступления до снятия всех уголовно-правовых ограничений – судимости. Правоотношения уголовной ответственности составляю лишь юридическое содержание регулятивных. Функция регулятивных правоотношений заключается в том, чтобы наполнить правоотношения уголовной ответственности конкретным содержанием. Функция же правоотношений уголовной ответственности – в том, чтобы это содержание довести до лица, совершившего преступление. И, наконец, задача регулятивных правоотношений – создать все необходимое для привлечения преступника к уголовной ответственности. Задача же правоотношений уголовной ответственности – реализовать эту ответственность либо частично, либо в полном объеме.

Информация о работе Уголовно-правовая ответственность и её основание