Субъекты конституционного права РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2015 в 15:33, контрольная работа

Описание работы

Субъектами российского конституционного права являются возможные участники общественных отношений, наделенные правоспособностью и компетенцией, в силу чего они приобретают основания реализовывать в конституционно-правовых отношениях свои возможности1.
Поскольку круг участников конституционно-правовых отношений широк, то возникает необходимость объединения их в следующие группы:
1. Многонациональный народ Российской Федерации, нации, этнические общности (народности).

Содержание работы

1 Субъекты конституционного права РФ 3
2 Понятие избирательной системы. Мажоритарная избирательная система в РФ 7
3 Статус субъекта РФ 12
Список использованной литературы 19

Файлы: 1 файл

konstit pravo.docx

— 40.12 Кб (Скачать файл)

Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.

Таким образом, мажоритарная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе персонального (индивидуального) представительства, в которой избранным считается кандидат, набравший предусмотренное законом большинство голосов.

Мажоритарная избирательная система является единственно возможной при выборах глав государств или государственных образований (например, субъектов федерации). Применяется она и при выборах в коллегиальные органы власти (законодательные собрания)5. Правда, эффективность применения данной избирательной системы для формирования парламента с точки зрения адекватности политического представительства в нем справедливо подвергается сомнению. При всех достоинствах (а к их числу относят наличие непосредственных связей между кандидатом/депутатом и избирателями, возможность приоритетного представительства в парламенте наиболее крупных политических партий/сил, создающих стабильные однопартийные правительства, и, как следствие, отсутствие политической раздробленности в органах представительной власти и т.д.) мажоритарная система имеет очевидный и очень существенный недостаток. При такой системе «победитель получает все». Граждане, голосовавшие за других кандидатов, вообще никак не представлены в законодательных органах власти. Это несправедливо, тем более, что при системе относительного большинства, как правило, не представленным в парламенте оказывается именно большинство. Например, при наличии в мажоритарном избирательном округе восьми кандидатов, голоса распределились так: семь кандидатов получили голосов приблизительно поровну (каждый из них набрал по 12% голосов - в сумме 84%), восьмой кандидат набрал 13 %, против всех проголосовало 3% избирателей. Восьмой кандидат получит мандат и реально будет представлять всего 13% избирателей. 87%(!) избирателей голосовали против данного кандидата (или, по крайней мере, не за него), а он будет считаться демократически избранным.

Таким образом, аргумент в пользу мажоритарной системы о возможности представительства наиболее влиятельных политических сил (партий) опровергается не только на теоретическом уровне, но и на практике: партия, получившая на выборах голосов меньше, чем ее соперники в совокупности, может получить в парламенте большинство депутатских мест. Таким образом, мажоритарная система может приводить к значительному искажению предпочтений избирателей. Тем самым создаются наибольшие возможности для манипулирования этими предпочтениями. Возможно, именно поэтому в России отказались от формирования части Государственной Думы по мажоритарной избирательной системе.

 

3 Статус  субъекта РФ

 

Понятие «статус» является одним из базовых в юридической науке, поскольку позволяет определить природу и место субъектов права в системе общественных отношений, их права и обязанности по отношению к другим субъектам. Статус в конституционном праве имеет несколько воплощений в зависимости от роли, которую он играет в обозначении и фиксировании состояния участников конституционно-правовых отношений и подходов к его характеристикам. Но в любом своем проявлении конституционно-правовой статус обладает качествами устойчивости, относительного постоянства, внутренней согласованности и системообразующей значимости6.

Субъект Российской Федерации в самом общем виде можно определить как государственное образование, непосредственно входящее в состав Российской Федерации в качестве составной части единого и целостного федеративного государства.

При этом термин «государственное образование» используется как родовое понятие для обозначения различных конституционно-правовых форм субъектов Российской Федерации, а именно: национально-государственных образований (республик); государственно-территориальных образований (краев, областей); национально-территориальных государственных образований (автономных округов, автономной области). Фиксация названных форм в Конституции РФ в юридическом смысле предполагает, что субъекты РФ могут состоять в ней, облекая свою государственность в одну из таких форм7.

Различаясь по форме, субъекты Российской Федерации (перечень их наименований приводится в ст. 65 Конституции РФ) в конституционном отношении, по сути, одинаковы. Это отражает само объединяющее понятие «субъект Российской Федерации», которое впервые появилось в Конституции РФ 1993 г и подчеркивает общность республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, обращает внимание на то, что при сохранении прежних государственно-правовых форм они обрели новое качество, став субъектами Федерации.

Понятие «статус» и понятие «субъект федерации» имеют собственную внутреннюю структуру и определенную иерархию значений8. Чаще всего она выстраивается по принципу «общее»-«особенное» (специальное)-«конкретное» (индивидуальное).

Так, например, классификация правовых состояний субъектов права по степени конкретизации может выглядеть следующим образом: общий правовой статус – отражает правовое состояние абстрактных субъектов права одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, преимущественно регулируемых конституционными нормами. Особенный (специальный) правовой статус – отражает правовое состояние абстрактных субъектов права одного вида внутри одного рода (типа), выражающегося в правах и обязанностях, прежде всего регулируемых отраслевыми нормами. Конкретный (индивидуальный) правовой статус, или правовое положение – отражает правовое состояние конкретного субъекта права, выражающегося как в уже реализованных (реализуемых), так и в потенциальных правах и обязанностях, урегулированных как нормами конституционного права, так и нормами иных отраслей права9.

Соответственно этой классификации можно уточнить содержание употребляемых в нормативных актах и науке понятий «конституционный (государственно-правовой) статус», «конституционно-правовой статус» и «правовой или юридический статус»10.

Конституционный (государственно-правовой) статус составляется из нормативных характеристик субъекта правоотношений, закрепленных в конституции. Для субъектов одного типа он является общим, равнозначным, стабильным.

Конституционно-правовой статус – более широкое понятие, которое включает нормы не только конституции, но и других источников конституционного права. Этот статус более разносторонен и богат по содержанию, учитывает родовые признаки субъекта, и поэтому ему не свойственны однотипность и унификация.

Наиболее широкая характеристика субъекта правоотношений заключена в понятии его правового или юридического статуса. Этот статус – видовой по своим характеристикам. Он всегда конкретен, разносторонен, детален, динамичен.

1. Конституционный (государственно-правовой) статус субъекта федерации вообще  и субъекта Российской Федерации  в частности можно определить  как совокупность государственно-правовых  признаков, присущих соответствующему  субъекту федерации и определяющих  его место в едином федеративном  государстве.

С учетом конституционных принципов федеративного устройства России, конституционный (государственно-правовой) статус всех субъектов Российской Федерации является равным и одинаковым.

Важнейшими элементами конституционного статуса субъекта Российской Федерации являются: территория, население, система государственных органов, конституция (устав), законодательство, символы, а также правомочия (права и обязанности) государственного образования как субъекта федеративного государства.

В Российской Федерации субъекты равноправны между собой во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ), а также в отношении иных атрибутов конституционно-правового статуса: в правах иметь конституцию или устав, собственные органы государственной власти, законодательство, свою территорию, представительство в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и др.

Положение ч. 4 ст. 5 Конституции РФ о равноправии субъектов РФ означает, что все субъекты Федерации независимо от вида, без каких-либо изъятий обладают равными правами во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти в государственно-правовой, бюджетной и других сферах. Кроме того, каждый из субъектов Российской Федерации вступает в эти отношения непосредственно, что имеет особое значение для автономной области, находящейся в составе края, и автономных округов, входящих в состав края или области. Формы и процедуры указанных взаимоотношений определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий, соглашениями в системе исполнительной власти и федеральными законами.

2. Конституционно-правовой статус  субъекта Федерации отражает  его принадлежность к определенной  группе субъектов Федерации, и  отражает некоторые различия  между отдельными группами субъектов  Федерации. В Конституции эти  различия отражены, например, в ч. 2 ст. 5, которая именует республики  государствами; в ч. 2 ст. 68, допускающей  установление республиками своих  государственных языков; в ч. 3 ст. 66, предполагающей, что по представлению  законодательных и исполнительных  органов автономной области и  автономного округа может быть  принят федеральный закон об  автономной области, автономном  округе; в части 4 статьи 66, указывающей, что отношения автономных округов, входящих в состав края, области, могут регулироваться федеральным  законом и договором между  органами государственной власти  автономного округа и, соответственно, органами государственной власти края или области. Другие возможные различия обусловлены конкретными специфическими социально-экономическими и другими особенностями и должны быть облечены в договорную или законодательную форму.

3. Правовой статус субъекта Российской  Федерации всегда конкретен и  дополняет предшествующие статусы  за счет текущего федерального  и регионального законодательства, указывающих на его специфику, на определенные региональные  и национальные особенности. Сюда  же относятся и федеральные  законы о конкретном субъекте  Российской Федерации, которые могут  быть приняты в связи с его  особым положением.

Аналогичную вышеизложенной иерархию уровней обобщения можно увидеть и в употреблении понятия «субъект федерации».

Во-первых, субъект федерации – это абстрактная общая категория, описываемая специфическими характеристиками, наличие которых является необходимым и достаточным условием для определения некоего явления именно в качестве субъекта (составной части) более крупной общности – федерации. Например, согласно самому общему стандартному определению, субъект федерации есть «административно-территориальная или национально-территориальная единица, входящая в состав федеративного образования (штат, эмират, земля, провинция, союзная и автономная республика, автономные образования и др.)».

Во-вторых, субъект федерации – это особенное явление, которое обладает специфическими характеристиками, отличающими, к примеру, субъекты Российской Федерации от субъектов Федеративной Республики Германия или Соединенных Штатов Америки.

В-третьих, субъектом федерации называется конкретная административно-территориальная единица конкретного федеративного государственного образования, имеющая свою «уникальную индивидуальность» в ряду других субъектов того же федеративного государства.

Очевидно, что при обращении к исследованию реального субъекта федеративного государства, в изучаемом явлении можно наблюдать одновременно черты общего, особенного и конкретного. И здесь следует всячески избегать смешения уровней обобщения и логической подмены в употреблении соответствующих понятий.

Вряд ли допустимо в исследовании придавать различным уровням теоретического обобщения (общее-особенное-конкретное) ценностные характеристики: выше/ниже, лучше/хуже, полноценный/неполноценный и т.п. Тем более нецелесообразно рассуждать в терминах равенство/неравенство, сравнивая, например, «нормативный» конституционно-правовой статус субъектов федерации и их «фактический» статус, под которым понимается реальное положение субъекта конституционно-правовых отношений в связи с применением норм конституционного права в конкретных социально-политических условиях.

 Также нельзя любое различие  в объеме фактически реализованных  полномочий конкретных органов  государственной власти конкретного  субъекта федерации трактовать  как разницу в их нормативном  статусе. Или в ходе теоретических  рассуждений о содержании общего  понятия «конституционный статус  субъекта федерации» использовать  аргументы, полученные на основе  изучения индивидуального правового  положения конкретных российских  республик, краев и областей, в  результате чего делается вывод  о «неравном статусе» субъектов  Российской Федерации.

 

Список использованной литературы

 

    1. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. - 3-е изд., изм. и доп. - М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА-ИНФРА • М), 2002. - 800 с.
    2. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // «Вестник Московского университета». Серия II. Право. 1998. № 3. С. 3.
    3. Богданова Н.А. Равноправие субъектов Российской Федерации: некоторые проблемы и решения // Правовой статус субъектов современной федерации: российский и зарубежный опыт. 2006. С. 16-24.
    4. Дамдинов Б.Д. Теоретические проблемы правового статуса субъекта Российской Федерации // «Сибирский Юридический Вестник». 2002. № 3. С. 12-16.
    5. Избирательные системы государств-членов ЕС. Московская Государственная Юридическая Академия. http://eulaw.edu.ru/documents/articles/izbir_sistem.htm от 25.03.2013 г.
    6. Катков Д.Б., Корчиго Е.В. «Конституционное право России» / Д.Б. Катков, Е.В. Корчиго. 2009.
    7. Комментарий к Конституции Российской Федерации. М., 2006.
    8. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Часть общая: конституционное (государственное) право и его основные институты. Тома 1–2. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов. 3-е издание, обновленное и доработанное. 2007.
    9. Конституция РФ. М., 2012 г.
    10. Ливеровский А. А. О статусе субъекта Российской Федерации // «Правоведение». 2000. № 2. С. 90.
    11. Правовое регулирование выборов. http://www.krasinskiy.ru/ от 25.03.2013 г.

Информация о работе Субъекты конституционного права РФ