Сравнительная характеристика  Конституций Российской Федерации 1918, 1936, 1978 и 1993 годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2012 в 21:24, реферат

Описание работы

Описанные в предыдущих главах требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.

Файлы: 1 файл

Diskussia_KP.docx

— 20.22 Кб (Скачать файл)

1.Сравнительная характеристика  Конституций Российской Федерации 1918, 1936, 1978 и 1993 годов. 
 
Описанные в предыдущих главах требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве в нормативном смысле: современная конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.  
 
Интересно отметить, что первый советский Основной закон -Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия.  
 
А вот Конституция СССР 1936 г., или “сталинская Конституция”, напротив, была фиктивным основным законом. В ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как всеобщие и равные для всех “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в действительности человек был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора. Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г. 
 
Конституция 1978 года была принята в связи с принятием в 1977 году Конституции СССР и в основном своем содержании закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений.  
 
Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция 1978 года сохраняла свой классовый характер. При этом еще более откровенно была отражена роль коммунистической партии, которая являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года). 
 
В конституции сохранялась и классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической демократией». 
 
Конституция с таким содержанием сразу стала резко входить в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году. 
 
Во-первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так называемой «перестройки» однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и общественных движений.  
 
Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной собственности и сверхцентрализованном государственном управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную собственность граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции. 
 
В-третьих, характерное для советского периода общественного развития господство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода мысли и слова, получила развитие гласность. 
 
В-четвертых, кардинально изменился государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.  
 
В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа России как федеративного государства, Она перестала существовать как федерация, основанная на автономии, и стала развиваться как конституционная федерация с равноправными субъектами. 
 
В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.  
 
Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг.   
 
С момента начала перестройки в стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного государства.   Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие. 
 
В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. 
 
В Конституции имеется отдельная глава (гл. 2), которая содержит конкретные нормы и предписания, раскрывающие совокупность основных прав и свобод, гарантированных высшим Законом. По объему это самая обширная глава Конституции. Она состоит из 47 статей. В целом же вопросы, непосредственно связанные со статусом личности, регламентируются более чем в 60 статьях Конституции. 
 
Конституция 1993 г. отразила качественные изменения в социальной политике государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для рыночной экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве. 
 
Существенно, что права и свободы человека и гражданина признаются и гарантируются не только в соответствии с настоящей Конституцией, но и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Это обстоятельство, с одной стороны, должно подтверждать вхождение нашей страны в цивилизованное общество, а с другой - стимулировать законодательство в сфере прав и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на предупреждение всех форм дискриминации, защиту семьи, детей и молодежи и на улучшение благосостояния народа. 
 
По своей структуре и содержанию новая Конституция близка к традиционным конституциям развитых демократических стран, большинство которых отражает стремление обеспечить координацию деятельности всех властей в государстве и в то же время установить реальные приоритеты каждой из них с учетом специфики сложившихся политических традиций и отношений на определенном историческом этапе развития государства. 
 
Из девяти глав Конституции организации власти посвящено полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной мере - две (гл. 1 "Основы конституционного строя" и гл. 3 "Федеративное устройство"). 
 
Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое равенство субъектов Федерации в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната" субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.

2. Сравнительная характеристика   Конституций  Российской Федерации 1918, 1936, 1978 и 1993 годов.

Описанные в предыдущих главах требования конституционализма означают, что речь идет о конституционном государстве  в нормативном смысле: современная  конституционная государственность предполагает достаточно высокий уровень развитости и эффективности формально-юридических гарантий свободы, самостоятельности и собственности, реальные механизмы ограничения публичной политической власти правами человека и гражданина.       

 Интересно отметить, что первый  советский Основной закон -Конституция РСФСР 1918 г. — был законом скорее реальным, чем фиктивным. Но этот Основной закон закреплял формальное неравенство, т. е. в принципе противоречил праву: избирательных прав были лишены “эксплуататоры и их пособники” (лица, прибегающие к наемному труду, живущие на нетрудовой доход, частные торговцы, коммерческие посредники, священнослужители и т. д.); на выборах рабочие имели преимущества перед крестьянами; гарантии свободы выражения мнений, свободы собраний и свободы ассоциаций трактовались как предоставление средств массовой информации, зданий и помещений и вообще всех необходимых технических и материальных средств “в распоряжение рабочего класса и крестьянской бедноты”. Все так и было в действительности, правда, от имени “рабочего класса и крестьянской бедноты” выступала тоталитарная бюрократия.

А вот Конституция СССР 1936 г., или  “сталинская Конституция”, напротив, была фиктивным основным законом. В  ее тексте были провозглашены многие из тех прав, которые зафиксированы  во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., причем права закреплялись как  всеобщие и равные для всех “трудящихся” (имелось в виду, что “эксплуататоры и их пособники” были уже уничтожены). А в действительности человек  был совершенно бесправен и бессилен перед лицом сверхмощной машины тотального террора. Фиктивной была и Конституция СССР 1977 г. 

Конституция 1978 года была принята  в связи с принятием в 1977 году Конституции СССР и в основном своем содержании закрепляла выводы о построении развитого социализма, о социальной однородности общества, о совершенствовании социалистических отношений.

Несмотря на утверждение об общенародном характере государства, конституция 1978 года сохраняла свой классовый  характер. При этом еще более откровенно была отражена роль коммунистической партии, которая являлась «руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций» (ст. 6 Конституции РСФСР 1978 года).

В конституции сохранялась и  классовая ориентированность демократии, которая именовалась «социалистической  демократией».

Конституция с таким содержанием  сразу стала резко входить  в острое противоречие с процессами перестройки, начавшимися в 1985 году.

Во - первых, с момента начала проведения в СССР процесса реформ, так называемой «перестройки» однопартийная система постепенно трансформировалась в полисубъектную многопартийную политическую систему. Это создало совершенно новые условия для реализации гражданами своей политической воли, привело к образованию широкой сети политических партий и общественных движений.

Во-вторых, плановая экономика, основанная на монопольном положении государственной  собственности и сверхцентрализованном государственном управлении, стала активно замещаться рыночными экономическими отношениями. Это способствовало формированию многосекторной экономики, обеспечивало свободу всем участникам хозяйственной деятельности, раскрепостило частную собственности граждан. Важнейшими признаками утверждающейся рыночной экономической системы являются равноправие всех форм собственности и их равная юридическая защита, свобода предпринимательства и торговля, свободный труд в соответствии с физическими и духовными способностями личности, поощрение разумной частной активности и деловой конкуренции.

В-третьих, характерное для советского периода общественного развития господство одной официальной идеологии (коммунистического мировоззрения) уступило место идеологическому  и религиозному плюрализму, на основе которого стала утверждаться свобода  мысли и слова, получила развитие гласность.

В-четвертых, кардинально изменился  государственно-правовой статус Российской Федерации. РСФСР, входившая в состав Союза СССР с 1922 г., 12 июня 1990 года приняла Декларацию о государственном суверенитете, провозгласив себя суверенным и независимым государством, полноправным субъектом международного права. Это привело к тому, что Россия как суверенное государство получила членство в таких организациях как Организация Объединенных Наций, Международный Валютный Фонд и др.

В-пятых, принципиально модифицировалась государственно-правовая природа России как федеративного государства, Она перестала существовать как  федерация, основанная на автономии, и  стала развиваться как конституционная федерация с равноправными субъектами.

В конечном итоге, новый этап конституционного развития российского общества был  обусловлен принципиально важными крупномасштабными реформами, которые начались в СССР и РСФСР в середине восьмидесятых годов и закончились тем, что сформированный на основе свободных выборов I Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о провозглашении России самостоятельным суверенным государством.

Необходимость разработки и принятия в России новой Конституции 1993 была объективно обусловлена целым рядом причин, вызванных в первую очередь принципиальными изменениями в жизни российского общества в конце 80-х – начала 90-х гг.  

С момента начала перестройки в  стране действовала Конституция, принятая в 1978 году Верховным Советом РСФСР, в соответствии с господствовавшей тогда концепцией тоталитарного  государства.   Права и свободы граждан закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись целям «коммунистического строительства». Государство объявлялось «советским» и «социалистическим», но не правовым. Этому соответствовал и механизм государственной власти, который игнорировал принцип разделения властей, необходимость сильной исполнительной власти, независимое правосудие.

В отличие от идеологизированных конституций бывшего СССР и союзных республик, включая предшествующую Конституцию Российской Федерации, провозглашавших высшей целью построение коммунистического общества, положения действующей Конституции России (ст. 2) четко определяют, что высшей ценностью являются человек, его права и свободы. При этом новая Конституция не ограничилась, как это нередко бывало ранее, декларацией, а установила, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.   

 В Конституции имеется отдельная  глава (гл. 2), которая содержит  конкретные нормы и предписания,  раскрывающие совокупность основных  прав и свобод, гарантированных  высшим Законом. По объему это  самая обширная глава Конституции.  Она состоит из 47 статей. В целом  же вопросы, непосредственно связанные  со статусом личности, регламентируются  более чем в 60 статьях Конституции.     

 Конституция 1993 г. отразила  качественные изменения в социальной  политике государства. Из нее  исключен классовый подход к  различным слоям населения, в  частности нет упоминания о  ведущей роли рабочего класса  и других категорий трудящихся  в построении общенародного государства,  о трудовых коллективах как  активной части политической  системы. В то же время закреплены  институты частной собственности  и свободного предпринимательства,  которые типичны для рыночной  экономики, основанной на свободном  рыночном хозяйстве.    

 Существенно, что права и  свободы человека и гражданина  признаются и гарантируются не  только в соответствии с настоящей  Конституцией, но и согласно общепризнанным  принципам и нормам международного  права. Это обстоятельство, с одной  стороны, должно подтверждать  вхождение нашей страны в цивилизованное  общество, а с другой - стимулировать  законодательство в сфере прав  и свобод человека и гражданина, направленное, в частности, на  предупреждение всех форм дискриминации,  защиту семьи, детей и молодежи  и на улучшение благосостояния  народа.    

 По своей структуре и содержанию  новая Конституция близка к  традиционным конституциям развитых  демократических стран, большинство  которых отражает стремление  обеспечить координацию деятельности  всех властей в государстве  и в то же время установить  реальные приоритеты каждой из  них с учетом специфики сложившихся  политических традиций и отношений  на определенном историческом  этапе развития государства.    

 Из девяти глав Конституции  организации власти посвящено  полностью пять (гл. 4 - 8) и в значительной  мере - две (гл. 1 "Основы конституционного  строя" и гл. 3 "Федеративное  устройство").

Действующая Конституция встала на путь юридического равноправия всех субъектов Федерации как в  отношениях друг с другом, так и  в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. К сожалению, фактическое  равенство субъектов Федерации  в сфере экономики еще не достигнуто. В результате встречается "перетягивание каната" субъектами Федерации и их недовольство отношением к ним федеральных органов.


Информация о работе Сравнительная характеристика  Конституций Российской Федерации 1918, 1936, 1978 и 1993 годов