Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 18:11, контрольная работа
Большинство норм Особенной части УК предусматривает ответственность одного лица за совершенное преступление. Однако практике известны многочисленные случаи, когда преступление совершается не одним, а двумя и большим количеством лиц. Такие случаи оцениваются законом и судебной практикой как соучастие в преступлении. Особенность этого понятия заключается в том, что в результате совместных действий нескольких лиц, связанных и часто заранее согласованных между собой, совершается единое преступление, достигается общий преступный результат.
ВВЕДЕНИЕ.
Понятие соучастия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . 2
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Виды соучастников. . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
Ответственность соучастников. . . . . . . . . . . 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Значение института соучастия в преступлении. . 24
БИБЛИОГРАФИЯ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . 26
С субъективной стороны пособничество предполагает осознание лицом характера собственных действий и понимание того, какому именно преступлению им оказывается содействие, а также желание оказать такое содействие. Отношение к последствиям преступления может выражаться в их желании или сознательном допущении (т. е. в прямом или косвенном умысле). Не выраженное вовне обещание скрыть преступление (преступника), как правило, не может породить у исполнителя стимул к совершению преступных действий. Например, суд не признал 3. пособником С., совершившего кражу чужого имущества из кабинета СМУ, куда они пришли за трудовой книжкой последнего. Когда С. вошел в кабинет, 3. находился в коридоре. После того как С. совершил кражу и вышел из кабинета, он передал 3. часть похищенного имущества, чтобы он его спрятал. Поскольку 3. не был осведомлен о намерении С. совершить хищение, суд не признал его соучастником С., указав, что «при пособничестве лицо осознает, что оно способствует исполнителю в совершении конкретного преступления, предвидит, что преступный результат является для них общим, желает или сознательно допускает его наступление».1
Заранее не обещанное укрывательство особо тяжких преступлений образует самостоятельное преступление против правосудия и влечет ответственность по ст. 316 УК. При этом из числа субъектов этого преступления исключены супруг и близкие родственники лица, совершившего такого рода преступление. Укрывательство иных категорий преступлений, если оно не было обещано исполнителю заранее, уголовной ответственности не влечет.
______________________________
1 – Уголовное право России./Под ред Рарога А.И.- М., 2005. С. 147
2.
Ответственность соучастников.
Основанием ответственности за соучастие в преступлении, как и при совершении преступления одним лицом, согласно ст. 8 УК является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного конкретной статьей УК. Специфика заключается в том, что признаки состава преступления, вменяемого соучастникам, устанавливаются на основе не только статьи Особенной части, но и положений, содержащихся в ст. 33 Кодекса.
Поскольку
соучастники совместно
Российское
уголовное право исключает
Квалифицирующие признаки, объективно повышающие степень общественной опасности совместно совершенного преступления (последствия, способ, орудия и средства), вменяются каждому соучастнику, если только они охватывались его умыслом.
Субъективные
признаки, предусмотренные в качестве
основных или квалифицирующих признаков
в составе конкретного
Иным образом учитываются смягчающие или отягчающие обстоятельства, относящиеся к личности одного из соучастников (например, совершение преступления с использованием своего служебного положения). Они учитываются при назначении наказания только этому соучастнику и не вменяются другим соучастникам (ч. 2 ст. 67 УК). Поэтому подстрекатель, склонивший к совершению хищения чужого имущества путем мошенничества лицо, которое использовало при этом свое служебное положение, подлежит ответственности по ч. 1 ст. 159 УК, в то время как исполнитель — по ч. 3 ст. 159 УК.
Юридическая оценка (квалификация) действий соучастников зависит как от формы соучастия, так и от того, какую конкретно роль выполнял каждый из них в процессе посягательства.
Действия исполнителя (соисполнителей) квалифицируются только по статье Особенной части УК, охватывающей состав совместно совершенного преступления. Ссылка на ст. 33 УК в этом случае не требуется.
Поскольку организатор, подстрекатель и пособник непосредственно не совершают деяние, охватываемое объективной стороной состава преступления, предусмотренного Особенной частью УК, они несут ответственность по статье, вменяемой исполнителю со ссылкой на ст. 33 УК. Если организатор или подстрекатель одновременно являлись исполнителями преступления, то содеянное ими квалифицируется без ссылки на ст. 33 УК — только по статье Особенной части Кодекса, предусматривающей наказание за совершенное преступление. Однако в процессуальных документах должно быть отражено, что исполнитель преступления выступал в качестве организатора или подстрекателя.
Соисполнительство в преступлениях со специальным субъектом (например, совершаемых должностными лицами) возможно только как совместная противоправная деятельность нескольких лиц, специально указанных в статье Особенной части УК. Поэтому лицо, не являющееся специальным субъектом, участвовавшее в совершении такого преступления, в соответствии с ч. 4 ст. 34 УК несет уголовную ответственность за него в качестве организатора, подстрекателя или пособника (т. е. их действия квалифицируются со ссылкой на ст. 33 УК). Например, всякое вменяемое, достигшее 16-летнего возраста лицо, склонившее к получению взятки должностное лицо, подлежит ответственности по ст. 33 и 290 УК за подстрекательство к этому преступлению. Как пособник отвечает тот, кто, не обладая признаками специального субъекта, совместно с исполнителем фактически совершает действия, составляющие объективную сторону преступления.
При сложном соучастии в форме организованной группы или преступного сообщества (преступной организации) ответственность организатора (руководителя) и других участников строится на основе положений, установленных в ч. 5 ст. 35 УК. Следует лишь отметить, что лица, которые объединились в организованную группу для совершения, например, убийства, кражи, разбоя, похищения человека, актов терроризма, однако не успевшие довести их до конца, подлежат ответственности за неоконченное преступление (приготовление к преступлению в форме сговора на совершение преступления). Это означает, что соответствующая статья Особенной части (например, п. «ж» ч. 2 ст. 105 УК) им вменяется со ссылкой на ст. 30 УК.
Участники преступного сообщества (преступной организации), которые принимали участие в подготовке или совершении тяжких или особо тяжких преступлений в его составе, несут ответственность не только по ст. 210, но и дополнительно по соответствующим статьям Особенной части УК (например, за убийство, похищение человека, терроризм либо за приготовление к ним).
В случаях когда исполнитель не доводит преступление до конца по не зависящим от него обстоятельствам (вынужденно), остальные соучастники несут уголовную ответственность в зависимости от того, на какой стадии было прекращено совершение преступления, т. е. за приготовление к преступлению или покушение на преступление (ч. 5 ст. 34 УК). Например, организатору или пособнику кражи с незаконным проникновением в жилище, покушение на которую совершил исполнитель, вменяются ч. 3 ст. 30, ст. 33 и ч. 3 ст. 158 УК.
Так называемое неудавшееся соучастие имеет место тогда, когда организатору или подстрекателю по не зависящим от них обстоятельствам не удалось склонить другое лицо к совершению преступления. В этом случае уголовная ответственность наступает за приготовление к преступлению: действия указанных соучастников квалифицируются по ст. 33 и статье Особенной части УК, предусматривающей преступление, к совершению которого они склоняли потенциального исполнителя. Неудавшееся соучастие, кроме того, имеет место при добровольном отказе исполнителя от замышляемого преступления, в результате чего остальные соучастники также несут ответственность за приготовление к преступлению.
Совместное совершение преступления накладывает существенный отпечаток на добровольный отказ соучастников от преступления, положения о котором закреплены в ч. 4 ст. 31 УК.
Наиболее
жесткие требования закон предъявляет
к добровольному отказу организатора
и подстрекателя. Они не подлежат
уголовной ответственности
Иные меры по предотвращению доведения преступления до конца — это любые действия, исключающие совершение оконченного преступления исполнителем (например, предупреждение предполагаемого потерпевшего или его родственников, шантаж, угроза и даже физическое противодействие исполнителю). В случае безуспешности действий организатора и подстрекателя по предотвращению совершения преступления исполнителем в соответствии с ч. 5 ст. 31 УК они подлежат ответственности, а предпринятые ими меры при назначении наказания могут быть признаны судом смягчающими обстоятельствами.
Требования, предъявляемые к добровольному отказу пособника, несколько иные. Он не подлежит уголовной ответственности, если предпринял все зависящие от него меры, чтобы предотвратить совершение преступления. Эти меры могут заключаться как в действиях (например, в изъятии у исполнителя предоставленных орудия или средства совершения преступления, своевременном сообщении органам власти о готовящемся преступлении, предупреждении потерпевшего), так и в бездействии (например, в не совершении необходимого для исполнителя действия или несообщении ему информации, имеющей решающее значение для совершения преступления). Если, несмотря на все зависящие от пособника меры, ему не удалось предотвратить преступление, то согласно ч. 4 ст. 31 УК он уголовной ответственности не несет. Так, П. по просьбе Б. в целях совершения кражи денег из кассы завода подобрал и передал ему ключ от двери кассы. Однако спустя некоторое время он потребовал у Б. ключ обратно, заявив, что не намерен совершать кражу. Б. обманул его, сказав об утере ключа, и позднее совместно с другими лицами совершил ранее задуманное преступление. Суд признал, что П. не подлежит уголовной ответственности, поскольку добровольно отказался от совершения преступления.1
Некоторые
особенности имеет
Практике
известно несколько разновидностей
эксцесса исполнителя: а) вместо одного
(задуманного) преступления исполнитель
совершает абсолютно другое
(например, вместо разбоя - незаконное
приобретение наркотических ______________________________
1 - Уголовное право
России./Под ред Рарога А.И.- М., 2005. С. 155
2 – Уголовный кодекс РФ./ Под ред А.И.Рарога - М., 2006. С. 67
средств); б) вместо задуманного преступления он совершает это же преступление, но при квалифицирующих обстоятельствах (например, вместо убийства, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК, - убийство при отягчающих обстоятельствах, указанных в ч. 2 этой статьи); в) наряду с задуманным преступлением исполнитель совершает иное преступление, не охватываемое умыслом соучастников (например, кроме вымогательства — еще и изнасилование).
За эксцесс исполнителя другие соучастники преступления ответственности не подлежат. Поэтому в первых двух случаях соучастники несут ответственность либо за неоконченное (приготовление, покушение), либо за оконченное преступление, которое охватывалось их умыслом. Так, суд исключил из обвинения подсудимого участие в разбое, поскольку его умыслом охватывалось лишь соучастие в грабеже. В другом случае суд не признал К. виновным в причинении значительного ущерба потерпевшему в результате похищения у него Б-м золотого кольца и фотоаппарата, так как согласно предварительной договоренности между К. и Б-м последний должен был завладеть только спиртными напитками.1
При третьей разновидности эксцесса исполнитель подлежит ответственности по совокупности за оба совершенных им преступления, другие соучастники — только за совместно совершенное оконченное преступление, которое изначально охватывалось их умыслом.
Таким
образом, уголовно-правовая оценка действий
соучастников при эксцессе исполнителя
не только зависит от того преступления,
которое вменяется исполнителю, но и наряду
с этим ответственность каждого из них
носит самостоятельный характер.
______________________________
1 - Уголовное право России./Под ред Рарога А.И.- М., 2005. С. 156