Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2014 в 19:30, реферат
Брак в римском праве представлял собой союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Иными словами, данный правовой институт подчиняется одновременно и гражданскому праву, и «божественному» праву, т.е. моральным и религиозным предписаниям.
Титульный лист J
Содержание
Введение
Брак в римском праве представлял собой союз мужчины и женщины, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Иными словами, данный правовой институт подчиняется одновременно и гражданскому праву, и «божественному» праву, т.е. моральным и религиозным предписаниям.
Чтобы брак мог иметь место, необходимо было одновременное наличие некоторых существенно важных и обязательных условий: status libertatis – свободное состояние лиц, вступающих в брак; ius connubii – юридическая способность создать семью (ей обладали римские граждане и древние латины); физическая состоятельность (в том числе, достижение брачного возраста: мужчины – 14 лет, женщины – 12 лет); отсутствие другого брака; взаимное согласие супругов1.
Помимо этого, значение придавалось также наличием половой связи между супругами в браке. Брак, при котором сексуальные отношения заранее исключаются или стороны отказываются от них, признавался недействительным. Однако важно было и стремление партнеров заключить именно брачный союз – сексуальные отношения не могли служить единственной причиной заключения и признания брака.
Постоянная совместная жизнь партнеров в браке также являлась одним из условий его действительности. Супруги должны были иметь единое место жительства, вести общее хозяйство и т.д.
Отсутствие любого из данных условий подвергало сомнению правовой смысл брака, переводило отношения мужчины и женщины в другое качество или же служило основанием для признания брака недействительным.
Таким образом, правовой сущности института брака в римском праве уделялось значительное внимание.
Заключение брака в римском праве подразумевало два события – обручение и непосредственно брачную церемонию. Примечательно, что обручение должно было обязательно предшествовать брачной церемонии. В противном случае (при одновременном совершении данных обрядов) брак признавался ничтожным.
Смысл обручения заключался в выражении партнерами намерения заключить брак и обмене подарками, который рассматривался как свидетельство серьезности намерений. Фактически обручение представляло собой один из видов частноправовой сделки и не влекло за собой обязательств, возникающих в браке. Так, расторжение обручения происходило в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства.
Заключение брака (брачная церемония), напротив, порождало все установленные римским частным правом последствия личного и имущественного характера.
Что касается формы заключения брака, то в классическую эпоху брак мог заключаться в двух формах: обрядовой (cum manu mariti) и неформальной (sine manu mariti).
Обрядовая форма заключения брака подразумевала заключение брака посредством следующих способов: религиозная процедура символического провозглашения брачного союза и его освящение; символическая покупка жены у ее прежнего домовладыки; признание брака по истечению давности пребывания жены в доме супруга в течение 1 года без каких-либо претензий со стороны ее родственников. Неформальная форма заключения брака не была связана с какими-либо условностями и обрядами – она предполагала заключение специального брачного соглашения и привод жены в дом мужа.
Стоит отметить, что различие данных форм заключения брака заключалось в особенностях имущественных отношений в семье, а также в особенностях статуса женщины после расторжения брачного союза.
Прекращение брака, заключенного с соблюдением всех требований и условий римского частного права, было возможно при наличии следующих оснований: смерть супруга, заявление об отказе от брачного союза, утрата супругом его гражданского правового качества в связи с изменением сословного положения или изменением гражданства. Примечательно, что римское право допускало развод супругов, то есть, «брак прекращался также по воле супругов»2.
Таким образом, заключение брака в римском праве подразумевало два обязательных события – обручение и непосредственно брачную церемонии. Помимо этого, стоит отметить, что римское право знало две формы заключения брака – обрядовую (cum manu mariti) и неформальную(sine manu mariti), которые различались последствиями при дальнейшем прекращении брака. Прекращение брака было возможно как на основании одного из условий, закрепленных в римском праве, так и по воле супругов.
Действительный брачный союз предполагал взаимные права и обязанности супругов как личного, так и имущественного характера. Неравенство партнеров внутри римского брака выражалось в том, что на жену приходились по преимуществу требования обязательного характера, тогда как мужу предоставлялись значительные права в отношении жены.
Жена в правильном браке следовала сословному и гражданскому положению своего мужа. Ее внутрисемейный статус был подчиненным: она приравнивалась как бы к дочери, а муж приобретал над нею власть домовладыки. Жена не могла жить одна, реципированное право прямо ввело в обиход требование об обязательности ее следовать местожительству своего мужа. Муж имел право заставить жену жить в своем доме, прибегнув для этого или к насильственным действиям, или к помощи властей. Жена обязывалась к домашним работам, к поддержанию дома в состоянии, отвечающем сословному положению семьи (т.е. ее невыполнение этих требований делало причину развода уважительной и для нее влекущей штрафные последствия). Супруги (и муж в том числе) обязаны были поддерживать нормальные отношения в семье как личного, так и сексуального свойства. Отказ в выполнении супружеского долга, прелюбодеяние жены (измена мужа трактовалась римским правом ограничительно — наравне с двоеженством) также считались основаниями для требования о прекращении брака. Прелюбодеяние жены могло караться домашней саморасправой, на которую имели право муж и отец жены (но только второй имел право полностью безнаказанно убить нарушительницу супружеских устоев).
Имущественные отношения супругов различались в зависимости от формы заключения брака по римскому праву. При заключении брака в обрядовой форме (cum manu) все имущество жены и ее, условно, рабочая сила с абсолютностью переходили к мужу, он имел право виндикации на любое принадлежащее жене имущество как полноправный собственник даже в отношении ее прежней семьи. Все возможные приобретения в это имущество (как до, так и после брака) переходили мужу. Он имел полное право по распоряжению имуществами жены, при том, что родственники ее не могли в это вмешиваться. Известным вознаграждением жене за такое лишение ее собственнических прав было предоставление ей прав на наследование в качестве агнатической родственницы. При заключении брака посредством брачного соглашения (sine manu) в семье действовал принцип раздельности имуществ супругов. Управление и распоряжение доходами с имущества жены принадлежало мужу, но отчуждать эти имущества муж не имел права без специального разрешения супруги либо ее прежнего домовладыки. Прежние родственники имели право не только предъявить мужу требования о восстановлении имущества, но даже иски по поводу злоупотреблений в управлении им. Но и жена не могла (как не обладающая jus commercii) никоим образом самостоятельно распоряжаться этими имуществами в хозяйственном отношении. Супругам запрещались при этой форме заключения брака взаимные дарения (имелись в виду, конечно, прежде всего, дарения мужу). За женой сохранялось пассивное право выступать участницей цивильного оборота: дарить, занимать, участвовать в управлении имуществами, наследовать другие имущества. Ответственность возлагалась также на супругов раздельно, за исключением случаев конфискации имуществ по уголовным преступлениям.
Независимо от формы заключения брака на особом правовом положении находились две категории брачных имуществ: приданое и брачные дары.
Приданое (dos) представляло материальный дар супругу со стороны семьи жены для возмещения его расходов в браке по содержанию супруги. Передача приданого, как правило, составляла особый обрядовый акт либо оформлялось особым документом отдельно от событий заключения брака. Считалось, что сохранение приданого в целости — в интересах не только семьи, но и сообщества. Поэтому римское право строго придерживалось принципа определения имущества как приданого в качестве постоянного: оно не могло быть заменено другим, даже большей стоимости или ценности, не могло изменять своего статуса. В течение брака приданое признавалось во власти мужа, фактически он был его пользователем: имел право на все доходы, но нес издержки по управлению и обязывался к возмещению ущерба. Документ о передаче приданого должен был содержать условия и оговорки относительно судьбы приданого при прекращении брака (идет ли оно после смерти жены мужу, после смерти мужа —.жене, пределы возможных вычетов из стоимости приданого и т.п.). Приданое категорически воспрещалось отчуждать в течение брака. При разводе судьба приданого зависела от признания той или другой стороны виновной в этом; в этом же случае приданое пользовалось некоторыми привилегиями во взысканиях со стороны кредиторов.
Брачные дары (dos propter nuptias) представляли как бы «антиприданое», это был подарок жене от мужа соответственно с их общественным положением в ходе заключения брака, которым супруга как бы обеспечивалась на случай вдовства. Делать брачные дары требовали правила общественного приличия, хотя стороны не могли заявлять претензии об отсутствии таковых. Основным условием для признания брачного дара в качестве такового было поднесение его строго до заключения брака, но не в связи с обручением (дары по поводу обручения имели специальное положение, при незаключении брака или при его прекращении они не возвращались).
1 Санфилиппо Ч. С. 134-135.
2 С. 292.