Прававой статус члена правительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 12:43, реферат

Описание работы

Согласно Конституции РФ (ст. 110) исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство. Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации. Это определение раскрывает юридическую природу Правительства, отражает его место в системе органов государственной власти Российской Федерации и характеризует его деятельность. Как высший исполнительный орган государственной власти Правительство РФ осуществляет государственное управление.

Файлы: 1 файл

Правовой статус члена Правительства.doc

— 76.00 Кб (Скачать файл)

     Известен  даже случай, когда должность министра без портфеля сначала вводилась  и лишь потом замещалась. Так, Указом Президента РФ от 17 октября 2001 г. должность  министра была введена с целью  усиления координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации национальной политики. И лишь позднее, Указом Президента РФ от 6 декабря 2001 г., нa нее был назначен В.Ю. Зорин. Причем в последнем случае едва ли не впервые полномочия министра без портфеля были прописаны весьма подробно. Правда, форма, в которой это сделано, вызывает сомнения с позиции легитимности. Вопросы ведения министра были определены резолюцией Председателя Правительства РФ в форме простого согласия от 21 июля 2002 г., которая вряд ли может быть признана имеющей в данном случае юридическое значение. ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" не предусматривает подобной формы определения компетенции федерального министра. Представляется более правильным определять вопросы ведения министра не иначе, как специальным постановлением Правительства РФ либо даже указом Президента РФ, принятым специально по данному поводу. Такой подход выглядит более логичным. Если речь идет о федеральном министре, возглавляющем определенное ведомство, то он реализует полномочия в рамках компетенции вверенного ведомства, определенной в положении о нем. Как известно, в зависимости от подчиненности положение о министерстве утверждает либо Президент РФ (например, положение об МВД России), либо Правительство РФ (например, положение о Минкультуры России). По этому поводу издается соответственно либо указ Президента РФ либо постановление Правительства РФ. Если взять того же министра без портфеля по реализации национальной политики, то данная должность фактически была введена как некая компенсация взамен упраздненного Указом Президента РФ от 16 октября 2001 г. Министерства по делам федерации, национальной и миграционной политики РФ. А ведь положение о данном министерстве в свое время было утверждено не чем иным, как соответствующим постановлением Правительства РФ.

     Не  вполне понятным остается вопрос обеспечения  деятельности министров без портфеля. Очевидно, что их работу должен обеспечивать хотя бы минимальный секретариат. Министр  без портфеля, так же как и любой  другой федеральный министр, ведет  переписку, проводит рабочие встречи, всевозможные заседания и совещания, он наделен правом готовить и представлять на рассмотрение Правительства РФ проекты правовых актов Правительства РФ. Наконец, у министра должен быть рабочий кабинет, секретари, помощники, которые работали бы с корреспонденцией министра, выполняли его оперативные поручения и указания. Все это требует наличия у министра без портфеля хотя бы минимального штата подчиненных непосредственно ему сотрудников. Видимо, предполагается, что обеспечивать полномочия министра должен Аппарат Правительства РФ, который образуется для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений. На практике так и происходит. Правда, за весь период существования в постсоветской России должности министра без портфеля известен лишь один случай, когда это было прямо обозначено нормативно. Так, Указом Президента РФ от 17 октября 2001 г. Правительству РФ было предложено решить вопросы обеспечения деятельности назначенного данным нормативным актом министра РФ, в том числе путем увеличения при необходимости численности работников Аппарата Правительства РФ. Таким образом, можно сделать вполне определенный вывод, что деятельность министра без портфеля обеспечивает Аппарат Правительства РФ.

     Таким образом, министр без портфеля, так  же как и федеральный министр, возглавляющий конкретное ведомство, должен быть признан полноправным членом российского Правительства со всеми  вытекающими из данного статуса  полномочиями. Вместе с тем все сказанное выше позволяет с уверенностью утверждать, что правовое положение министра без портфеля в силу некоторых особенностей этой должности нуждается в уточнении, имея в виду его конкретизацию как в ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", а также в Регламенте Правительства РФ. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

     Завершая  рассмотрение статуса члена правительства в постсоветской России, хотелось бы вспомнить характеристику министерского поста, какую дал еще в самом начале XX в.а дореволюционный юрист А.К. Дживелегов, более известный в советское время как талантливый филолог, который осуществил в 30-х годах блестящий перевод с итальянского языка на русский трактата Н. Макиавелли "Государь". Он особо подчеркивал, что министрам предоставлена огромная власть и с них скоро взыщется за пользование этой властью. Вот почему должность министра в конституционных государствах требует огромных знаний, большой энергии и необыкновенной аккуратности. Это не синекура, которая раздается разным титулованным бездарностям и невежественным чиновникам, проевшим зубы на казенной службе: это почетный, хотя трудный и ответственный пост*(23). Все вышесказанное в равной, а может быть, даже в чуть большей мере применимо к министру без портфеля, на которого, за исключением политических назначенцев, обычно возлагается обеспечение той или иной сложной и значимой для исполнительной власти задачи. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы. 

*(1) См.: Данилов С.Ю. Новое в системе  исполнительной власти в Великобритании. Административное право: теория и практика. М., 2002. С. 98.

*(2) См.: Большой юридический словарь.  М., 1997. С.372.

*(3) См.: Чиркин В.Е. Конституционное  право зарубежных стран. М., 1997. С.281.

*(4) См.: Чудаков М.Ф. Конституционное  (государственное) право зарубежных стран: Курс лекций. Минск, 1998. С.588-589.

*(5) См.: Ноздрачев А.Ф. Правоограничения, связанные с пребыванием в  составе Правительства РФ // Право  и экономика. 2000. N 7. С.3.

*(6) См.: Комментарий к Конституции  РФ / Пред. ред. коллегии Л.А. Окуньков. М., 1994. С.339.

*(7) См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.160.

*(8) См.: СЗ РФ. 1997. N 51. Ст.5712; 1998. N 1. Ст.1.

*(9) См.: СЗ РФ. 1996. N 3. Ст.160.

*(10) Административное право. М., 1999. С.85.

*(11) См.: Козлов Ю.М. Административное  право. М., 1999. С.166.

*(12) См.: Агапов А.Б. Учебник административного  права. М., 1999. С. 18.

*(13) См.: СЗ РФ. 1995. N 15. Ст.1269.

*(14) См.: Комментарий к Конституции  РФ / Ред. коллегия Л.А. Окуньков  и др. М., 2002. С.770.

*(15) См.: Большой юридический энциклопедический словарь. М., 2002. С. 527.

*(16) См.: Юридическая энциклопедия / Под  общ. ред. акад. Б.Н. Топорнина.  М., 2002. С.527.

*(17) См.: Энциклопедический словарь Конституции  РФ. М., 1995. С.121.

*(18) См.: Комментарий к Конституции  РФ / Под ред. В.Д. Карповича. М., 2002. С.796.

*(19) См.: Федеральный конституционный  закон "О Правительстве Российской  Федерации". Комментарий / Отв.  ред. Л.А. Окуньков. М., 1999. С.28.

*(20) См.: СЗ РФ. 1995. N 31. Ст.2990.

*(21) См.: СЗ РФ. 1995. N 3. Ст.173.

*(22) См.: Манохин В.М. Служба и служащий в РФ: правовое регулирование. М., 1997. С.107.

*(23) См.: Дживелегов А.К. Ответственность  министров в конституционных  государствах. Ростов-на Дону, 1905. С.7.

Информация о работе Прававой статус члена правительства