Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 15:54, контрольная работа
Римский народ цельно и глубоко сознавал нравственные обязанности родителей к детям и считал преступным того отца, который не заботился о своих детях или развращал их, или даже только растрачивал им во вред свое состояние. Но в правовом отношении семьей безусловно руководила и управляла всемогущая воля отца семейства (pater familias). Перед ним было бесправно все, что входит в сферу домашнего быта: вол и невольник и нисколько не менее жена и дети. Как девушка становится законною женою мужчины по его свободному выбору, так точно от его свободной воли зависит воспитывать или не воспитывать детей, которых родит ему жена.
Введение…………………………………………………………3
1.Понятие пекулия………………………………………………..4
2.Пекулий от отца………………………………………………...4
3.Рабский пекулий………………………………………………..5
4.Военный пекулий…………………………………………….....8
Заключение……………………………………………………..10
Список литературы…………………………………………….11
Факультет: ЮРИДИЧЕСКИЙ
Специальность:
юриспруденция
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
ДИСЦИПЛИНА: Римское право
ТЕМА
:
«Пекулий
и его виды»
ПЕНЗА
2009 г.
Содержание
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………………….11
Введение
Римский
народ цельно и глубоко сознавал нравственные
обязанности родителей к детям и считал
преступным того отца, который не заботился
о своих детях или развращал их, или даже
только растрачивал им во вред свое состояние.
Но в правовом отношении семьей безусловно
руководила и управляла всемогущая воля
отца семейства (pater familias). Перед ним было
бесправно все, что входит в сферу домашнего
быта: вол и невольник и нисколько не менее
жена и дети. Как девушка становится законною
женою мужчины по его свободному выбору,
так точно от его свободной воли зависит
воспитывать или не воспитывать детей,
которых родит ему жена. Это воззрение
не вытекает из равнодушия к семейству,
напротив того, римский народ был проникнут
глубоким и искренним убеждением, что
обзаводиться своим домом и производить
на свет детей - нравственная обязанность
и гражданский долг.
1. Понятие пекулия
Пеку́лий (лат. peculium — «собственность», «имущество», от pecus — скот) — в Древнем Риме часть собственности в пользовании: отца семейства (pater familias) — у подвластного, рабовладельца — у раба или землевладельца — у колона.
Источником пекулия мог быть дар владельца, труд самого зависимого или дары и наследства от третьих лиц. Формально пекулий находился в собственности владельца, но практически, пекулий, произведённый собственным трудом раба, обычно мог быть использован им для выкупа из рабства.
2. Пекулий от отца
В Риме отец семейства не только держал всех домашних в самом строгом повиновении, но также имел право и был обязан чинить над ними суд и расправу и по своему усмотрению подвергать их телесным наказаниям и смертной казни. Взрослый сын мог завести свое особое хозяйство или, как выражались римляне, получить от отца в собственность “свой скот” (peculium). На этой почве складывались такие же отношения, какие описаны выше по поводу рабского пекулия. Равным образом третьи лица, вступившие в сделки с подвластными, имели к домовладыке такие же дополнительные иски, какие давались из сделок рабов (actio de peculio; actio de in rem verso; actio institoria; actio exercitoria; actio quod iussu).
Пекулий
— имущество, предоставляемое подвластному
только в управление и пользование;
собственником пекулий остается
домовладыка. В случае смерти подвластного
пекулий не переходит по наследству, а
просто возвращается в непосредственное
обладание отца. Наоборот, в случае смерти
домовладыки пекулит переходит к его наследникам
наряду со всем бальным его имуществом.
Если подвластный сын освобождался от
отцовской власти и отец при этом не потребовал
возврата пекулия, пекулий остается подаренным
сыну.
3.Рабский пекулий
Если тем не менее кое-какие проблески признания личности раба имели место, то это происходило в интересах самого рабовладельца, имело целью расширить и углубить эксплуатацию рабов.
На этой почве сложился институт рабского пекулия. Термином “пекулий”, происходящим, вероятно, от слова pecus, скот, называлось имущество, выделяемое из общего имущества рабовладельца в управление раба.
Управлять имуществом невозможно без совершения различных сделок (купли-продажи, найма и др.). Поэтому, не признавая раба правоспособным лицом, признали, однако, юридическую силу за совершаемыми им сделками, разумеется, в таких пределах, какие соответствовали положению пекулия как формы эксплуатации. Именно рабы, имеющие пекулий, признавались способными обязываться, но приобретать для себя права не могли; все их приобретения автоматически поступали в имущество господина. Впрочем, раб мог приобрести право требования, но без права на иск, “натурально”. Реализация такого права была возможна только в случае отпущения раба на свободу: si manumisso solvam, liberor, т.е. если я уплачу рабу после его освобождения, это законный платеж.
Таким
образом, предоставление рабу пекулия
и признание в известной мере юридической
силы за действиями раба позволяли рабовладельцу
шире эксплуатировать раба не только для
выполнения различных физических работ,
но и для совершения через его посредство
юридических действий, а это было важно
для рабовладельцев по мере развития рабовладельческого
способа производства и роста товарно-денежных
отношений.
Разумеется, такое примитивное построение — по сделкам раба права приобретаются господином, а обязанности ложатся на раба (с которого ввиду его неправоспособности получить нельзя) — не могло сохраниться с развитием торговли и с усложнением хозяйственной жизни. Желающих вступать в сделки с рабами при полной безответственности по этим сделкам самого рабовладельца нашлось бы немного. Правильно понятый интерес рабовладельца требовал, чтобы третьи лица, с которыми вступал в деловые отношения раб, могли рассчитывать на возможность осуществления своих прав по сделкам с рабами. Поэтому претор ввел ряд исков, которые давались как дополнительные (к неснабженному иском обязательству самого раба), против рабовладельца.
Факты
выделения имущества в
Если господин назначил раба приказчиком (institor) в своём торговом предприятии или вообще приставил его к такому делу которым неизбежно связано совершение сделок, рабовладелец отвечает по сделкам, относящимся согласно общепринятым взглядам к кругу деятельности данного приказчика и т. п. Например, если раб-приказчик закупил товар для предприятия и не расплатился за него, господин несет ответственность по actio institoria в размере стоимости товара, но если раб по просьбе покупателя принял от него вещи на хранение, господин по этой сделке, как не относящейся к сфере полномочий приказчика, не отвечает (если раб был поставлен шкипером на корабле, иск назывался actio exercitoria).
Наконец, если господин просто уполномочил раба на совершение той или иной сделки (т. е. дал распоряжение, iussus), контрагент раба получал против господина actio quod iussu. Если раб совершит правонарушение (например , уничтожит или повредит чужие вещи), к рабовладельцу потерпевший мог предъявить actio noxalis (поха — вред). В этом случае рабовладелец был обязан или возместить причиненный вред, или выдать виновного раба потерпевшему для отработки суммы причиненного вреда.
Рабство устанавливалось следующими способами:
1)
рождением от матери-рабыни (хотя
бы отцом ребенка было
2) взятием в плен или просто захватом лица, не принадлежащего к государству, связанному с Римом договором;
3)
продажей в рабство (в
4) лишением свободы в связи с присуждением к смертной казни или к работам в рудниках (присужденный к смертной казни рассматривался как раб).
Прекращалось рабство манумиссией (отпущением на свободу).
В
некоторых случаях раб, отпущенный
на свободу, возвращался обратно
в состояние рабства (например, вследствие
проявления грубой неблагодарности
в отношении лица, отпустившего его
на свободу).
4. Военный пекулий
Именно в начале принципата появляется так называемый peculium castrense (военный пекулий), т.е. имущество, которое сын приобретает на военной службе или в связи с военной службой (жалованье, военная добыча, подарки при поступлении на военную службу и т.п.). Военный пекулий состоял не только в фактическом управлении подвластного, но и принадлежал ему на праве собственности, впрочем, с одним ограничением: если подвластный умирал, не оставив завещательного распоряжения относительно военного пекулия, это имущество поступало к домовладыке на тех же основаниях, как и обыкновенный пекулий.
С начала IV в. н. э. юридическое положение военного пекулия было распространено на всякого рода приобретения сына, сделанные на государственной, придворной, духовной службе, а также на службе в качестве адвоката (peculium quasi-castrense). Установлением права собственности подвластного сына на военный и квазивоенный пекулий расширение имущественной самостоятельности сына не остановилось. В период абсолютной монархии за подвластным признали право собственности на имущество, получаемое по наследству от матери и вообще приобретаемое с материнской стороны.
Право собственности сына на имущество матери огранивалось лишь тем, что отцу принадлежало право пожизненного пользования и управления этим имуществом; впрочем, сын не подвергался и этому ограничению, если имущество было приобретено вопреки воле отца или если лицо, предоставившее имущество, поставило соответствующее условие. При Юстиниане развитие этого института завершилось тем что все, приобретенное подвластными не на средства отца было признано принадлежащим подвластным.
Отцовская власть прекращается:
а) смертью домовладыки (лица, состоящие под властью не непосредственно, например, внуки при живом их отце, со смертью домовладыки поступают под власть того, кто стоял между домовладыкой и подвластным; в данном примере — под властью отца);
б) смертью подвластного (достижение совершеннолетия не прекращало отцовской власти);
в) утратой свободы или гражданства домовладыкой или подвластным;
г) лишением домовладыки прав отцовской власти (за то, что он оставил подвластного без помощи, и т.п.);
д) приобретение подвластным некоторых почетных званий.
Отцовская власть прекращалась также эманципацией подвластного, т.е. освобождением из под власти по воле домовладыки и с согласия самого подвластного. В праве юстинианового времени эманципация совершалась: а) получением императорского рескрипта, заносившегося в протокол суда; б) заявлением домовладыки, также заносившемся в судебный протокол; в) фактическим предоставлением в течение продолжительного времени самостоятельного положения подвластному.
Эманципация
могла быть отменена ввиду неблагодарности
эманципированного в отношении прежнего
домовладыки, например нанесения тяжких
обид.
Заключение
Отцовская
власть домовладыки в отношении
подвластных детей (patria potestas pater familiae)
составила специфический