Осмысление и описание политической карикатуры как вербо-иконического сообщения, выступающего как один из вторичных жанров политического дискурса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 07:53, Не определен

Описание работы

Актуальность избранной темы определяется недостаточной разработанностью проблемы различных форм текста, в частности, вопросов креолизованного текста, а также отсутствием специального исследования, посвященного политической карикатуре как феномен массовой и политической коммуникации.

Файлы: 2 файла

курсовая.doc

— 182.00 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

курсовая.rtf

— 869.54 Кб (Скачать файл)

     Судебное следствие, возобновленное по указанному основанию, проводится по общим правилам и заканчивается в порядке, предусмотренном статьей 291 УПК РФ.

     Следует отметить, что введение в УПК РФ института особого порядка судебного разбирательства повлияло и на институт судебного следствия в плане снижения числа дел, по которым судебное следствие проводится в полном объеме. Об этом свидетельствуют и статистические данные представленные в приложении А. Если посмотреть на диаграмму, то можно заметить, что соотношение числа дел рассмотренных в порядке особого производства относительно общего количества рассмотренных Кологривским районным судом дел за последние 5 лет (2003 - 2007 г.г.) на первоначальном этапе имело тенденцию к увеличению, и колебалось от 1/3 в 2003 году до 1/2 в 2004, с увеличением общего числа рассмотренных дел процент дел, рассмотренных в особом порядке, стал снижаться, и стабилизировался на соотношении 1/4. Следует заметить, что при анализе дел в разрезе категории наибольшее число дел, рассмотренных в особом порядке, приходится на преступления против собственности, а проведение судебного следствия в полном объеме в равном соотношении приходиться на статью 160 УК РФ, часть 4 статьи 111 УК РФ, часть 1 статьи 131 УК РФ. Для дел частного обвинения (статьи 115, 116 УК РФ) применение «особого порядка» нехарактерно и если на начальной стадии судебного разбирательства дело не заканчивается примирением сторон, судебное следствие проводится в полном объеме.

     «Привлекательность» особого порядка для сторон процесса и, в особенности для обвиняемого, как представляется, нивелирует значение процесса доказывания по делу, превращая следственные действия в простую формальность, закрепляющую доказательственную базу обвинения простым признанием вины со стороны подсудимого. 

     1.4. Исследование доказательств в рамках судебного следствия 

     Доказательства и доказывание -- основные вопросы, определяющие сущность уголовного процесса. К ним обращались многие авторы, что вполне понятно, ибо нет других проблем, которые вбирали бы в себя такое множество различных аспектов уголовно-процессуальной теории и практики. Им посвящены многочисленные исследования. Однако проблемы доказывания неисчерпаемы и, несомненно, еще немало вопросов ждут своего решения. Исследование проблем доказывания в уголовном процессе не теряют своей актуальности, поскольку они теснейшим образом связаны с жизнью, практической деятельностью, направленной на защиту общества от преступлений, а в условиях роста преступности такие исследования приобретают особое значение.

     Изучение проблемы собирания доказательств имеет исключительно важное значение. Практика свидетельствует о том, что ошибки в собирании доказательств достаточно распространены на предварительном и судебном следствии. Нередко они приводят либо к не установлению виновных, либо к вынесению неправосудного приговора. В определенной мере этому способствует отсутствие единых научных представлений о сущности собирания доказательств и факторах, определяющих полноту и точность отражения фактических данных в материалах дела. Ошибки органов расследования и суда в установлении истины обусловлены не только неясностью представлений о сущности собирания доказательств. Нередко они связаны с неправильным выбором следственного действия. Для определения сущности собирания доказательств, его места в доказывании и собственной внутренней структуры следует подвергнуть анализу некоторые, наиболее общие черты познавательной деятельности, осуществляемой следователями, прокурором, судом. Чтобы доказательства могли быть использованы как средства доказывания, их следует собрать, т.е. тем или иным способом получить в распоряжение следователя или суда именно как доказательства, выделить из всего необходимого множества фактических данных по признаку их значения для дела.

     Действующий уголовно-процессуальный кодекс РФ дает основание различать в доказывании:

     A - получение (собирание и представление) доказательств;

     B - исследование (проверка) доказательств;

     C - оценка доказательств.

     Основное значение в рамках судебного следствия приобретают исследование доказательств, представленных сторонами и их оценка, даваемая судом в приговоре. Исходя из этого, в рамках судебного следствия, как этапа судебного разбирательства, речь в первую очередь идет об исследовании доказательств, представленных в суд сторонами.

     Анализ способов собирания доказательств в судебных стадиях процесса и сравнение получаемых в этих стадиях фактических данных с результатами доказывания в досудебных стадиях позволяют прийти к следующим выводам:

     1) В стадиях назначения судебного заседания, а также пересмотра судебных решений в кассационном и надзорном порядке способами собирания доказательств являются лишь получение документов от участников процесса, а также истребование документов по инициативе суда.

     2) При известных различиях в процессуальной форме действий по собиранию доказательств на предварительном и в судебном следствии, те и другие обладают одинаковой внутренней организацией, выполняют одни и те же познавательные функции, обеспечивая превращение доказательств - следов в доказательства в процессуальном смысле этого слова. Общность их правовой природы удачно выражена в нормах уголовно-процессуального закона, именующих как те, так и другие действия следственными.

     3) Единство познавательной функции и правовой природы следственных действий объясняет принципиальное равенство полномочий следователя и суда на их проведение. В то же время особенности познавательной ситуации в судебном разбирательстве делают невозможным непосредственное осуществление судом таких следственных действий, как обыск, выемка, освидетельствование. *11

     Требования к порядку собирания сведений, содержащихся в таком источнике доказательств, как протокол судебного действия, подразделяются на положения, регулирующие порядок производства самого следственного судебного действия, и обязательные реквизиты протокола. Обязательным реквизитам любого протокола следственного действия, а равно общим уголовно-процессуальным требованиям к такому виду деятельности, коим является протоколирование хода и результатов следственного действия, посвящена размещенная в главе 22 статья 166 УПК РФ.

     Причем критерии протоколов следственных действий следующие:

     1) содержание протокола следственного действия - имеющие отношение к уголовному делу сведения, всегда появляются (получаются) в рамках уголовного процесса;

     2) фиксировать эту информацию могут лишь субъекты, осуществляющие уголовный процесс, - следователь (дознаватель и др.).

     Частью протокола (приложением к нему) могут быть фонограммы, киноленты, кассеты видеозаписи, носители компьютерной информации, чертежи, планы, схемы и т.п., записанные или изготовленные при его производстве.

     Лишь в одной случае законодатель под протоколом следственного действия понимает не соответствующий источник доказательств в целом, а всего-навсего ту его часть, которая представляет собой оформляемый в соответствии с законом процессуальный документ.

     Согласно закону, протокол следственного действия, оформляется "в ходе следственного действия или непосредственно после его окончания".

     Под "ходом следственного действия" понимается порядок осуществления действий, и принятия промежуточных решений от начала следственного действия до завершения его протоколирования.

     Ниже я остановлюсь подробнее на отдельных особенностях исследования доказательств в судебном следствии и их закреплении в протоколах судебного заседания.

 

      2. Особенности проведения следственных действий и изучение доказательств в судебном следствии 

     Мной уже упоминалось выше, что правило о непосредственности исследования всех доказательств по уголовному делу призвано обеспечить прямое, свободное от субъективного влияния лиц, производивших предварительное расследование, восприятие участниками судебного разбирательства, в первую очередь судом, всех обстоятельств уголовного дела. Непосредственное исследование всех доказательств в судебном заседании служит важным условием их единообразного восприятия судом и другими участниками судебного разбирательства, средством устранения сомнений и неясностей. В силу требования непосредственности судебного разбирательства все относящиеся к делу и допустимые согласно закону доказательства подлежат установлению и исследованию в ходе судебного заседания; доказательства, которые не исследовались судом в заседании, не могут быть положены в основу приговора или иного судебного решения. Далее нами рассматриваются особенности проведения отдельных следственных действий в рамках судебного следствия. 

     2.1. Особенности допроса свидетеля и потерпевшего судом 

     На данной стадии суду в рамках судебного следствия весьма целесообразно получить дополнительные сведения о психологических характеристиках свидетеля, потерпевшего. Выясняя его анкетные данные, рекомендуется уточнить сведения о личности свидетеля, потерпевшего, завязать с ним беседу на отвлеченные темы. С одной стороны, это поможет уточнить предварительное мнение о допрашиваемом, составить более полное представление о психологических характеристиках его личности. С другой стороны, беседа способствует снятию у свидетеля, потерпевшего внутреннего напряжения, неизбежно возникающего при контакте судом

     В ходе беседы председательствующий, не заостряя внимания допрашиваемого, исподволь должен выяснить характер взаимоотношений между ним и потерпевшим, подсудимым. Это важно как для выбора дальнейшей тактики допроса, так и для правильной оценки полученных показаний.

     Далее председательствующий по делу разъясняет свидетелю, потерпевшему их процессуальные права и обязанности. Суд должен избрать тактически правильную форму предупреждения свидетеля, потерпевшего об уголовной ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний (статьи 307-308 УК РФ). Граждане, настроенные рассказать все полно и правдиво, такое предупреждение чаще всего воспринимают как недоверие к ним со стороны суда поэтому, с тактической точки зрения, целесообразнее разъяснить допрашиваемому, что оснований сомневаться в его искренности нет, но необходимо выполнить предписание закона. Из практики Кологривского районного суда следует, что после выполненных судом разъяснений свидетелю, потерпевшему их процессуальных прав, обязанностей и ответственности с них берутся подписки, которые приобщаются к материалам уголовного дела (приложение Б).

     Стадия свободного рассказа начинается с предложения допрашиваемому рассказать все, что ему известно об обстоятельствах совершенного преступления. При этом свидетеля необходимо вкратце проинформировать о деле, по которому он вызван на допрос, чтобы ему было понятно, что именно интересует суд. Во время свободного рассказа свидетеля не следует перебивать его, даже если он говорит слишком пространно. Иногда это побуждает допрашиваемого сообщить факты, о которых он и не собирался рассказывать. При допросе не нужно давать оценку показаниям, а тем более выражать недовольство, ибо это может привести к тому, что свидетель, потерпевший замкнется.

     Тактика допроса свидетеля и потерпевшего судом имеет как сходство, так и различия, обусловленные процессуальным положением.

     Свидетель воспринимает преступное событие, как сторонний наблюдатель, которого происходящее прямо не касается.

     Потерпевшему же этим событием причиняется физический, моральный или имущественный ущерб, что и накладывает эмоциональный отпечаток на его показания, и поведение в суде в целом.

     Если свидетель дал полные ответы на поставленные вопросы, то суду достаточно задать дополняющие, уточняющие и контрольные вопросы для конкретизации сведений и проверки их достоверности. При наличии в показаниях пробелов и неточностей необходимо их устранить, применив тактические приемы, содержание которых зависит от причин этих дефектов: забывчивости допрашиваемого или его нежелания рассказать всю правду.

     Причинами неполноты показаний могут быть:

     а) непонимание того, каких именно сведений от него ждет суд;

     б) ошибки восприятия, запоминания и воспроизведения информации;

     в) негативное психологическое состояние во время допроса и др.

     Непонимание обычно устраняется постановкой уточняющих, дополняющих или напоминающих вопросов. Устранение противоречивости и неполноты показаний, вызванных ошибками восприятия, запоминания и актуализации воспринятого, требует от суда понимания процесса формирования показаний и действия мешающих факторов, а также использования тактических приемов для оказания допрашиваемому помощи в припоминании фактов, интересующих суд.

     В соответствии со статьей 278 УПК РФ частью 3 первой свидетелю задает вопросы та сторона, по ходатайству которой он вызван.

Информация о работе Осмысление и описание политической карикатуры как вербо-иконического сообщения, выступающего как один из вторичных жанров политического дискурса