Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2014 в 21:18, курсовая работа
Цель исследования – анализ семейно-брачных норм регулирующих неимущественные отношения супругов.
Объектом настоящего исследования являются фактические семейно-брачные отношения в их неимущественной сфере.
Предметом исследования, выступают нормы действующего семейного законодательства во взаимосвязи с нормами иных институтов российского права.
Обязанность родителей по заботе о ребенке предполагает прежде всего заботу о его здоровье, физическом и психическом развитии. Это во многом зависит от питания, занятий физкультурой и спортом, своевременного предоставления лечения в случае болезни, здорового микроклимата в семье, способствующего нормальному психическому развитию ребенка. Кроме того, родители обязаны заботиться о духовном и нравственном развитии ребенка. Исполнение этой обязанности во многом зависит от личных качеств родителей, их духовных ценностей. Реализуя это право, родители обладают преимуществом на личное воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
Родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения детьми основного общего образования (п. 2 ст. 63 СК РФ). Данное право основано на положении ст. 26 Декларации прав человека14 о приоритетном праве родителей в выборе вида образования для своих малолетних детей. Закон РФ «Об образовании»15 также предоставляет родителям право выбора образовательного учреждения, где будет обучаться их ребенок, а также формы обучения до получения ребенком основного общего образования. Следовательно, прежде всего от выбора родителей зависит, где и в какой форме их дети получат образование: очно, заочно, экстерном и т.п. Однако необходимо учитывать, что избранная форма образования должна соответствовать единому государственному образовательному стандарту.
Выбор учебного заведения и формы обучения ребенка зависит и от мнения самого ребенка. Так, в соответствии п. 2 ст. 63 СК РФ родители имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения с учетом мнения ребенка.
Семейный кодекс предусматривает также права и обязанности родителей по защите прав и интересов своих детей (ст. 64 СК РФ). Правовой защите со стороны родителей подлежит более широкий круг прав детей, чем содержащийся в СК РФ. Так, к ним относятся жилищные права ребенка, наследственные права, право на охрану его жизни и здоровья, право на социальное обеспечение, право на защиту чести и достоинства, а также другие права.
Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в административных и судебных органах, без каких-либо специальных полномочий. При этом способы защиты могут быть самыми разнообразными. Так, родители могут принимать меры к предупреждению нарушений прав ребенка, могут требовать восстановления нарушенного права ребенка, могут выступать от имени несовершеннолетних в суде и т.п.
Исключением из правила, предусмотренного п. 1 ст. 64 СК РФ, являются случаи, когда между интересами родителей и детей имеются противоречия. В таких ситуациях родители не вправе представлять интересы ребенка в силу нормы п. 2 ст. 64 СК РФ. Для защиты прав и интересов ребенка органами опеки и попечительства назначается представитель.
Родители имеют право требовать возврата своего ребенка от любого лица, удерживающего его у себя не на основании закона или судебного решения (п. 1 ст. 68 СК РФ). Это право взаимосвязано с правом родителей самим воспитывать своих детей. В случае незаконного удержания у себя ребенка родители или один из них могут обратиться с иском в суд с требованием о возврате им несовершеннолетнего ребенка.
В соответствии с п. 2 ст. 31 СК РФ супруги совместно решают вопросы семейной жизни. Перечень таких вопросов в законодательном порядке не определен в связи с тем, что право супругов на совместное решение вопросов жизни семьи относится к довольно емким понятиям. Данные вопросы могут иметь имущественный либо личный характер. Одни из них охватываются правовым воздействием (например, совершение большинства гражданско-правовых сделок), другие находятся вне сферы правового регулирования (выбор способа проведения досуга, отпуска, порядок ведения домашнего хозяйства). Значимость вопросов является индивидуальной для той или иной семьи. Поэтому закон в общем виде формулирует наиболее приемлемый вариант поведения: совместное решение всех вопросов семейной жизни. Среди них в законе выделен лишь круг вопросов, связанных с воспитанием детей (п. 2 ст. 31 СК РФ). Данное положение вытекает из норм Конституции РФ, согласно которым граждане РФ обязаны заботиться о детях, их воспитании.
Из изложенного следует, что личному неимущественному праву каждого из супругов противопоставляются обязанности другого супруга личного нематериального характера. Обязанности личного нематериального характера заключаются в том, что супруг обязан не чинить препятствий другому супругу в осуществлении им личных неимущественных прав.
Обязанности супругов, которыми обеспечивается охрана личных неимущественных отношений супругов, носят декларативный характер, но они в то же время создают необходимую среду для нормальной жизнедеятельности всех членов семьи путем как внутри нее, так и за ее пределами.
Разумный подход к использованию каждым из супругов предоставленных законом личных прав с одновременным исполнением обязанностей будет содействовать укреплению семьи и взаимопониманию супругов. Однако законодательная регламентация всех личных неимущественных отношений супругов в законе не предусмотрена, таким образом, Семейный кодекс РФ нуждается в дополнительной законодательной регламентации личных неимущественных прав супругов, с законодательным закреплением разрешений проблем супругов, возникающих в сфере личных неимущественных прав в центрах по проблемам семьи с обязательной консультацией психологов и участием органов опеки.
Санкций за неисполнение супругами обязанностей неимущественного характера не предусмотрено. Злоупотребление одним из супругов личными правами, неисполнение обязанностей, пренебрежение интересами семьи, игнорирование и воспрепятствование осуществлению другим супругом его личных прав могут послужить основаниями для расторжения брака, влекут для супруга-правонарушителя отрицательные последствия (например, в имущественной сфере - уменьшение доли этого супруга в общем имуществе супругов при его разделе (ст. 39 СК РФ)). Социологи отмечают, что именно в личных неимущественных отношениях, возникающих между супругами, сказывается уязвимость семьи, поскольку споры относительно данных вопросов в большинстве случаев приводят к семейным конфликтам16. Вместе с тем подобных споров практически не существует в традиционных или религиозных семьях, а также семьях с ярко выраженной доминантой одного из супругов17.
Действующий Семейный кодекс запрещает регулировать брачным договором личные неимущественные отношения супругов и регламентировать неимущественные права. В брачном договоре нельзя предусмотреть, например, формы и способы участия супругов в воспитании детей, можно включить только обязанности имущественного характера (приобретение одежды и обуви, предметов для общеобразовательного, культурного, спортивного развития, оплату обучения и т.п.). Этические взаимоотношения супругов, соответствующие общепринятым нормам морали и нравственности, объектом брачного договора не являются. Брачные договоры, в соответствии с условиями которых супруги обязуются хранить друг другу супружескую верность, отказаться от каких-либо вредных привычек, повысить свой общеобразовательный и культурный уровень, не допускать совершения противоправных или просто неуважительных поступков по отношению друг к другу и т.п., отвечают нормам этики, но противоречат требованиям законодательства, предъявляемым к заключению брачных договоров. Вместе с тем п. 2 ст. 42 СК РФ позволяет супругам ставить права и обязанности, предусмотренные брачным договором, в зависимость от наступления или ненаступления определенных условий, в том числе и неимущественного характера. По этому поводу Л.Б. Максимович пишет: «Несмотря на то что брачный договор не может регулировать личные неимущественные отношения супругов, нарушение любого личного права может повлечь для супруга-нарушителя ряд неблагоприятных имущественных последствий, предусмотренных брачным договором»18
Б.М. Гонгало и П.В. Крашенинников приводят несколько примеров, недопустимых в брачном договоре19. Так, авторы вполне обоснованно считают ничтожными положения договоров, устанавливающие, что в период брака «супруг (супруга) не курит... не злоупотребляет спиртными напитками и, безусловно, подчиняется запрету супруга (супруги) по их употреблению или ограничению... полностью удовлетворяет потребности супруга в сексуальной жизни по общепринятым медицинским нормам... Сохраняет супружескую верность». Однако те же авторы считают, что стороны брачного договора «могут поставить возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в зависимость от условий, наступление или ненаступление которых зависит от воли сторон». Таким образом, допустимо предусмотреть в брачном договоре наступление неблагоприятных последствий при разделе имущества для супруга, злоупотребляющего спиртными напитками или нарушающего супружескую верность и пр., в связи с чем можно сделать вывод о том, что неимущественные отношения между супругами могут быть урегулированными посредством условий брачного договора. Под угрозой таких санкций, как отказ в предоставлении содержания или неравномерный раздел имущества, поведение супруга в браке может существенно измениться, следовательно, оно косвенно регулируется брачным договором. Такое регулирование может оказаться эффективнее прямых запретов, принудить супруга ограничивать себя в алкоголе или сохранять супружескую верность. Регулирование личных неимущественных прав уже нашло свое отражение в законодательстве зарубежных стран, где законодательство о брачном договоре многих стран не содержит запрета на регулирование личных неимущественных отношений в семье. Так, во Франции брачное соглашение может содержать различные положения, не связанные с имущественным статусом будущих супругов, в частности условие о признании внебрачного ребенка одним из супругов. Англо-американская система права позволяет супругам заключить брачный договор, направленный, например, на регулирование отношений по поводу воспитания детей20.
Таким образом, анализ норм семейного законодательства показывает, что необходимы разработка и включение в семейное законодательство положений о семейно-правовых договорах в сфере регулирования личных неимущественных отношений. В связи с этим в целях сохранения семьи и разрешения возникающих проблем, связанных с реализацией личных неимущественных прав, предлагается предоставить супругам и лицам, образующим семью, право самостоятельно определять объем своих неимущественных прав и обязанностей в семье с помощью договора и неблагоприятные последствия в случае их нарушения.
Много неразрешенных проблем связано с вопросом о возможности и целесообразности применения компенсации морального вреда в семейном праве в случае нарушения личных неимущественных прав супругов и членов семьи. Статья 151 ГК РФ закрепляет общий принцип, который позволяет применять нормы о компенсации морального вреда при нарушении семейных прав. В сфере семьи и брака нарушение личных прав граждан наносит «самые ощутимые физические и нравственные страдания, для компенсации которых нет никаких принципиальных препятствий»21. Поэтому представляется возможным применение ст. 151 ГК РФ для компенсации морального вреда, полученного в результате нарушения личного неимущественного семейного права, так как, например, лишение родительских прав ст. 69 СК РФ является мерой наказания для родителя, чье поведение в отношении ребенка носило виновный противоправный характер. Данная мера защищает от противоправных действий интересы и права ребенка. Однако остается без защиты добросовестный родитель или опекун, надлежащим образом осуществляющий обязанности по воспитанию ребенка, а также сам ребенок, терпевший противоправное поведение недобросовестного родителя, в связи с чем представляется справедливым и допустимым с позиции права законодательное установление возможности взыскания компенсации морального вреда за нарушение личного неимущественного права в пользу родителя и ребенка, что также будет являться мерой ответственности виновного родителя.
Семейный кодекс РФ прямо предусматривает возможность компенсации морального вреда только в одном случае - п. 4 ст. 30 СК РФ закрепляет право добросовестного супруга в недействительном браке требовать возмещения причиненного ему материального и морального вреда. Для сравнения следует указать, что СК Украины устанавливает возможность требовать возмещения материального и морального вреда за нарушение любого семейного неимущественного права.
Таким образом, действующее законодательство следует изменить, предоставив возможность компенсации морального вреда за нарушение любого семейного неимущественного права.
В настоящий момент понятия «семья» и «брак» в современной юридической литературе рассматриваются как тождественные, что не соответствует реальному значению и смыслу указанных понятий.
В современной юридической литературе нет общепризнанного определения семьи. Так, по мнению А.М. Нечаевой, у «семьи есть свои отличительные особенности, как правило, общность совместно проживающих лиц, объединенных правами и обязанностями, предусмотренными семейным законодательством»22. П.И. Седугин дает понятие семьи как «определенной совокупности (общности, группы) людей, по общему правилу родственников, основанной на браке, родстве и свойстве, совместном проживании и ведении общего хозяйства, образующей естественную среду для благополучия ее членов, воспитания детей, взаимопомощи, продолжения рода»23. И.М. Кузнецова рассматривает семью (в юридическом смысле) как «круг лиц, связанных личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание в семью»24.
В конституциях некоторых зарубежных государств даются определения семьи. Так, например, в Конституции Италии семья определяется как естественный союз, основанный на браке. Конституция Греции рассматривает семью как основу сохранения и развития нации. В Конституции Ирландии сказано, что государство признает семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшему по отношению к нему25. Семейный кодекс Украины говорит о том, что семью составляют совместно проживающие лица, связанные общим бытом, имеющие взаимные права и обязанности26.
Понятие «семья» является социологическим и зависит от моральных оценок и критериев, обычаев и традиций, религиозных представлений, укоренившихся в социальных, демографических, национальных группах населения, от личных взглядов, убеждений и пристрастий тех или иных лиц на семейный уклад жизни. Понятие «семья» подвержено эволюционным изменениям, что не учитывает российская официальная государственная парадигма семьи, которая основывается на представлении о семье как о застывшей форме моногамного союза мужчины и женщины, создаваемого для выполнения строго определенных функций: воспитательной; хозяйственной; эмоциональной; духовного общения; социального контроля; супружеской. Фактические семейные отношения вышли далеко за указанные пределы и обусловили собой сосуществование в обществе различных по своему укладу семей: от традиционных моногамных до полигамных, неполных и т.п. Однако права лиц, состоящих в фактических семейных отношениях, закон никак не регулирует, в связи с чем в действующее законодательство следует внести изменения с целью регулирования фактических сложившихся семейных отношений, предоставив лицам, фактически составляющим семью, регулировать свои права с помощью договора, что позволит защитить такие конституционные права лиц, как права человека и личности.
Информация о работе Общая характеристика личных неимущественных отношений супругов