Место уголовного права в российской правовой системе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2010 в 12:45, Не определен

Описание работы

Введение
Глава 1. Уголовное право в России
1.1. Понятие уголовного права
1.2. Уголовное право как отрасль правовой науки и уголовное право как учебная дисциплина
1.3. Наука уголовного права
Глава 2. Место уголовного права в правовой системе Российской Федерации
Заключение
Список используемых источников

Файлы: 1 файл

Место уголовного права в российской правовой системе.docx

— 70.34 Кб (Скачать файл)

      Отрицание самостоятельного предмета регулирования  уголовного права не так уж и оригинально. Еще во второй половине XIX в. немецкий криминалист К. Биндинг считал, что  уголовная противоправность выражается в санкции уголовного закона за нарушение нормы права, содержащейся в других отраслях права.

      Однако  такое понимание уголовно-правовой нормы вызывало обоснованную критику  еще у выдающихся представителей "классической" школы. Н. С. Таганцев показал несостоятельность теории Биндинга, ссылаясь на принятие государством нового уголовного кодекса, в котором  всегда будут нормы, не нашедшие своего выражения в других отраслях права  и обладающие самостоятельной юридической  природой. Аналогичный довод приводил и Н. Д. Дурманов, указавший на существование  ряда уголовно-правовых запретов, являющихся "чисто" уголовно-правовыми и  не дублирующими запреты других отраслей права (например, запрет многих посягательств  против личности, не предусмотренных  ни в одной отрасли права, кроме  уголовного)8.

      Вывод о самостоятельной природе уголовного права, выражающейся в существовании  особого предмета уголовно-правового  регулирования, - вовсе не означает, как это иногда утверждается, что  уголовно-правовая норма не воспроизводит  каких-либо норм других отраслей права  и что уголовная противоправность определяется уголовным законом  независимо от других отраслей права9. Данная точка зрения не учитывает системности норм права в целом. Поскольку самостоятельность норм любой отрасли права относительна, "в праве не может быть абсолютно изолированных друг от друга отраслей"10.

      Это положение особенно ярко подтверждается на примере взаимосвязи именно уголовно-правовых норм с нормами других отраслей права. Многие уголовно-правовые нормы включают нормы самых различных отраслей. Более того, анализ действующего уголовного законодательства позволяет утверждать, что вообще нет такой отрасли  права, нормы которой не входили  бы органически в уголовно-правовые. Так, в содержание бланкетных диспозиций уголовного закона входят нормы и конституционного (например, ст. 136 УК РФ), и административного (например, ст. 264 УК РФ), и гражданского (например, ст. 146 УК РФ), и других отраслей российского права. В этих случаях условия уголовной ответственности за совершение соответствующих общественно опасных деяний предусмотрены не только нормами уголовного права, но и нормами других отраслей. И это не противоречит самостоятельности уголовно-правового запрета, так как нормы других отраслей права, помещенные в оболочку уголовного закона, превращаются в "клеточку" уголовно-правовой нормы, образуя вместе с последними уголовно-правовую материю.

     Любые правовые нормы и право в целом  предназначены для воздействия  на волевое поведение людей, а  предметом правового регулирования являются общественные отношения. Содержание таких отношений, регулируемых уголовным правом, является, во-первых, вполне специфическим, а во вторых — сложным и неоднозначным. Можно выделить три основные разновидности этих отношений, образующих в совокупности предмет уголовно-правового регулирования.

      Первым  видом таких отношений являются так называемые охранительные уголовно-правовые отношения (в их традиционном понимании), возникающие в связи с совершением преступления. Это отношения между лицом, совершившим запрещенное уголовным законом преступное деяние, и государством в лице суда, следователя, прокурора, органа дознания. Каждый из субъектов этого правоотношения обладает определенными правами и несет корреспондирующие им обязанности. Так, первый обязан претерпеть неблагоприятные последствия, которые уголовный закон связывает с совершением преступления, в конечном счете, понести наказание, предусмотренное той уголовно-правовой нормой, которую он нарушил. Другой субъект — суд (с помощью следственных, прокурорских органов и органов дознания) — вправе принудить первого к исполнению этой обязанности. Но это право сопровождает обязанность тех же органов привлекать лицо к уголовной ответственности, а суда — назначать наказание или меру, его заменяющую, в соответствии с тем, как уголовный закон формулирует особенности условий уголовной ответственности лица, совершившего определенное преступление. Таким образом, предметом охранительных уголовно-правовых отношений является реализация уголовной ответственности и наказания, связанная как с установлением события преступления, так и с назначением наказания, освобождением от уголовной ответственности и наказания (включая и применение принудительных мер медицинского и воспитательного характера).

      Вторым  видом отношений, которые входят в предмет уголовного права, являются отношения, связанные с удержанием лица от совершения преступления посредством угрозы наказания, содержащейся в уголовно-правовых нормах. Отрицать за уголовно-правовыми запретами роль праворегулирующего начала — значит утверждать, что они не упорядочивают поведение людей в обществе. В действительности это не так. Установление уголовно-правового запрета есть выражение принудительной силы государства. Нарушение запрета предполагает применение наказания к лицу, совершившему преступление. В этом заключается специфика обязанности, устанавливаемой уголовным законом (обязанности не совершать преступления), и ее отличие от обязанностей морально-нравственного порядка. Уголовный запрет налагает на граждан обязанность воздержаться от совершения преступления и потому регулирует поведение людей в обществе.

      Третья  разновидность общественных отношений, входящих в предмет уголовного права, регулируется уголовно-правовыми нормами, которые наделяют граждан правами на причинение вреда при защите от опасных посягательств при необходимой обороне, а также при крайней необходимости и других обстоятельствах, исключающих преступность деяния. Эти отношения специфичны, в частности, по своему субъективному составу. Осуществляющий, например, свое право на необходимую оборону вступает в правовые отношения, с одной стороны, с лицом, посягающим на интересы личности, общества или государства и обычно нарушающим соответствующий уголовно-правовой запрет (приобретает право на причинение вреда посягающему). С другой стороны, поведение обороняющегося компетентны признать правомерным только суд и прокурорско-следственные органы. В каждом случае именно они обязаны всесторонне рассмотреть событие, связанное с причинением вреда при защите от опасного посягательства, и подтвердить правомерность действий обороняющегося, официально освободив его от ответственности за причиненный им вред. Таким образом, обороняющийся вступает в правовые отношения и с государством в лице суда, прокурорско-следственных органов. Эти отношения можно именовать регулятивными уголовно-правовыми отношениями (в отличие от охранительных уголовно-правовых отношений), так как они складываются на основе регулятивных (управомочивающих) норм и регулируют правомерное поведение лица, являющееся одновременно и социально полезным.

      При решении вопроса о наличии  самостоятельного предмета регулирования  и, следовательно, о самостоятельной  юридической природе уголовного права следует учитывать и  то, что еще в теории советского права наметился новый подход к соотношению регулятивных и  охранительных моментов любых отраслей права. Так, в Курсе общей теории государства и права говорится: "Конечно, в системе права все  нормы связаны между собой  и взаимно обусловливают друг друга, но выделять из них только правоохранительные нормы не представляется возможным. Одна и та же норма может быть регулятивной в одном отношении  и правоохранительной в другом (например, нормы уголовного и процессуального  права). Иными словами, каждая норма  имеет как регулятивный характер (поскольку она предназначена  регулировать поведение), так и правоохранительный (поскольку она, будучи оснащенной государственной  санкцией, охраняет возможность и необходимость определенного поведения)"11. Уголовное право регулирует общественные отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства от преступных посягательств. Как всякое право, оно может выполнить свою задачу только путем регулирования соответствующих отношений. В уголовном праве регулятивная функция есть проявление его охранительной функции, есть форма и способ осуществления последней.

      Таким образом, мы можем заключить, что  предмет любой отрасли права - это круг общественных отношений, которые  она регулирует. Предмет регулирования  отрасли права является критерием  выделения (в рамках системы) самостоятельных  отраслей права. Несмотря на всю, казалось бы, простоту вопроса о предмете уголовного права, на эту тему велись и до сих пор ведутся довольно жаркие споры. Но, анализируя мнения многих учёных-юристов, можно сказать, что  уголовное право обладает самостоятельным  предметом регулирования; нормы  уголовного права не только охраняют, но и регулируют общественные отношения; уголовное право существует не изолированно от других отраслей права. Уголовное  право регулирует общественные отношения, направленные на охрану личности, ее прав и свобод, общества и государства  от преступных посягательств. Особенностью национального уголовного права  является то, что оно содержит 2 идеи: идею о преступлении; идею о наказании.

 

    1. Уголовное право как отрасль  правовой науки и  уголовное право  как учебная дисциплина

     Уголовное право — это отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. 
          Уголовное право, являясь одной из отраслей права, обладает всеми признаками, свойственными праву в целом. Вместе с тем уголовное право имеет и свои специфические черты связанные, прежде всего, с его предметом, методом и задачами правового регулирования.  
          Понятие уголовного права употребляется в двух значения:

     - отрасли законодательства;

     - отрасли права.

       Российское уголовное законодательство согласно ч.1 ст. 1 УК РФ 1996 г. состоит из УК РФ. Новые уголовно-правовые нормы подлежат включению в кодекс.

     Уголовное право как отрасль права, понятие  более широкое, нежели уголовное  законодательство. Уголовное право  охватывает уголовное законодательство и уголовно-правовые отношения связанные  с законотворчеством и правоприменением. Уголовно правовые отношения возникают  с момента официального вступления закона в силу. С этого момента  начинает действовать общая превенция  закона, т.е. предупреждение совершения новых преступлений другими лицами, и предусмотренное в нем наказание. Понятием уголовного права обозначают также отрасль отечественной  правовой науки, которая изучает, систематизирует  и объясняет существо уголовного закона, понятие преступления и наказания, понятие и признаки субъекта преступления и личности преступника. 
Структурно уголовное законодательство (право) делится на две части – Общую и Особенную части.

       Общая часть включает в себя нормы, которые содержат положения о действии уголовного закона во времени и в пространстве, определяют понятие преступления и его признаки, устанавливают возраст, с которого наступает уголовная ответственность, формулируют понятие соучастия, покушения на преступление и приготовления к нему, необходимой обороны, умысла, неосторожности, уголовного наказания, его целей, видов и порядка назначения, основания освобождения от уголовной ответственности и наказания.  
          Особенная часть уголовного законодательства есть система норм, конкретно определяющих виды преступлений и устанавливающих наказания за их совершение. При этом преступления изложены в Особенной части УК не произвольно, а систематизированы по группам в зависимости от их характера (направленности на тот или иной объект уголовно-правовой охраны): против личности, против собственности, в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности и общественного порядка, против государственной власти и т.д. Общая и Особенная части уголовного законодательства органически взаимосвязаны, в единстве представляя собой цельную систему уголовно-правовых норм. При этом без понимания общих, принципиальных положений уголовного права, которые изучаются в рамках его общей части и излагаются в данном учебнике, невозможно понять и правильно применять нормы Особенной части.  
          Содержание и направленность задач уголовного права основаны прежде всего на положениях ст.2 Конституция РФ, которая объявила человека, его права и свободы высшей ценностью, и указала, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина являются обязанностью государства. Именно поэтому главной задачей УК РФ является охрана прав и свобод человека и гражданина. Уголовный закон отразил иерархию ценностей, принятую в развитых демократических государствах: сначала - интересы личности и лишь потом - общество и государство. Помимо охраны личности к задачам УК относится охрана всех форм собственности. В число важнейших объектов, защищаемых уголовно правовыми средствами, включены также общественный порядок и общественная безопасность, конституционный строй РФ, безопасность человечества и окружающая среда.

     Уголовное право как учебная дисциплина даёт студентам знания о преступлении и наказании как предмете изучения науки уголовного права. Изучение науки  уголовного права начинается, как  правило, после изучения таких юридических  дисциплин как теория государства  и права, конституционного права, истории  государства и права, которые  закладывают основы понятийного  аппарата будущего юриста.

Информация о работе Место уголовного права в российской правовой системе