Механизма государства и система органов публичной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2010 в 12:55, Не определен

Описание работы

Контрольная работа

Файлы: 1 файл

ТГиП В 13 МГЭИ Испр.doc

— 124.50 Кб (Скачать файл)

      Третья  классификация органов публичной  власти основана на определении места, занимаемого данными органами в  иерархии механизма публичной власти. С этих позиций все органы власти делятся на центральные, региональные и местные. Соответственно определяется и территория, на которую распространяется юридическая сила принимаемых ими нормативно-правовых актов: общегосударственных, локальных и местных. В ряде случаев по этим же критериям происходит и их отмена вышестоящими органами публичной власти.

      Органы  публичной власти, можно разделить на государственные и негосударственные. Однако наиболее важная для механизма осуществления публичной власти классификация рассматриваемых органов основана на разделении их по содержанию деятельности.

      Орган публичной власти можно определить как обособленную часть политического общества, предназначенную для осуществления специальной строго определенной законом функции и наделенную необходимыми для этого полномочиями и юридической ответственностью. 
 
 
 

      Государственная власть состоит из трех относительно самостоятельных ветвей, каждая из которых имеет свое юридическое обоснование. Эти ветви — законодательная, исполнительная и судебная — обособились как три основополагающие институционально-правовые формы публично-властной деятельности.

      Из  рассуждения Монтескье в его  основном сочинении «О духе законов» вытекает, что разделение властей существует в трех аспектах, или на трех уровнях: функциональном, институциональном и персональном.

      1. Функциональное разделение властей. Ради обеспечения свободы необходимо установить раздельно функцию принятия решений о принуждении (применении силы) и функцию осуществления государственного принуждения. Законодательная власть устанавливает правила применения силы, судебная власть допускает или предписывает конкретные меры применения силы.

      В правовом государстве во всех случаях, когда действия исполнительной власти связаны с ограничениями свободы  и собственности, эти действия не только должны быть законными, но и  сопровождаться предварительным или последующим судебным контролем за их законностью и обоснованностью.

      2. Институциональное разделение властей.  Осуществление функций законодательной,  исполнительной и судебной власти  не должно быть соединено в  одном лице или учреждении. Разделение  властей означает отделение инстанций, обладающих принудительной силой, от инстанций, принимающих решение о применении силы.

      В этом контексте разделение законодательной  и исполнительной власти означает, во-первых, что органы исполнительной власти не вправе заниматься первичным нормотворчеством, издавать нормативные акты, имеющие силу закона.

      Во-вторых, законодатель не вправе вмешиваться  в деятельность исполнительных органов, не вправе принимать решения индивидуального  характера, входящие в компетенцию  исполнительной власти.

      3. Персональное разделение властей.  В состав законодательных органов  не входят функционеры исполнительной  власти и судьи, т.е. депутатами  легислатуры (законодательные органы) не могут избираться будущие  исполнители законодательных решений. Однако этот, казалось бы, очевидный принцип несовместимости депутатского мандата с занятием других государственных должностей не соблюдается в парламентарных странах (Великобритания, ФРГ и др.), где члены правительства одновременно являются депутатами парламента. Причем такое нарушение персонального разделения властей является чертой парламентарных стран. 
 

      Цель  законодательной власти, как это  следует из ее названия, — издание  законов. Еще эту ветвь публичной  власти принято именовать представительной, поскольку эти органы, как никакие другие, представляют интересы всего народа (населения) или значительной его части. Речь идет об органах, которые принято именовать парламентами. Именно им доверено принимать законы, т.е. акты высшей юридической силы, поскольку они являются выборными коллегиальными органами публичной власти, в которых наиболее широко представлены интересы большинства граждан демократического государства, включая политические, национальные, возрастные и иные социальные меньшинства.

      Вторая  ветвь публичной власти — исполнительная. Ее основная задача — исполнять  те законы, которые приняты законодательными (представительными) органами публичной  власти. Смысл деятельности этой ветви  власти — фактически реализовать  те положения принятых парламентом законов, которые нуждаются в принудительном исполнении или вмешательстве в их исполнение в иной форме. По этой причине перед исполнительными органами власти стоит задача дойти до каждого гражданина, каждого участника правовых отношений, добиться реализации требований закона.

      Поэтому в системе органов исполнительной власти, в отличие от представительных органов, требуется создание единой вертикали органов власти, административного  подчинения нижестоящих органов  вышестоящим.

      Третья  ветвь государственной власти —  судебная. Ее положение в системе  разделенной публичной власти отличается наибольшим своеобразием. Ее органы выступают  противовесом первым двум ветвям власти в борьбе за обеспечение прав человека. Именно судебные органы защищают человека от произвола первых двух ветвей публичной власти. Они разрешают споры между органами этих ветвей власти. Но самое главное — именно судебные органы делают то, что не способны сделать все остальные органы публичной власти: установить истину в юридическом смысле слова. Судебные органы придают установленным ими фактам юридическое значение. А после этого следуют процедура защиты законных прав участников правовых отношений, наказание виновных лиц, отмена незаконных решений, восстановление нарушенного права, защита прав потерпевшего и т.д.

      Еще одна ветвь публичной власти, претендующая на самостоятельное существование, — контрольная власть. Цель выделения  данной ветви власти в качестве самостоятельной  — обеспечить независимость входящих в нее органов от иных ветвей публичной власти, дабы обеспечить большую эффективность их деятельности. Во многих странах мира эту ветвь государственной власти образуют прокуратура, счетные палаты, иные контрольные органы. В нашей стране контрольная власть также пока не выделяется в качестве самостоятельной.

      Говоря о разделении властей, необходимо подчеркнуть, что речь не идет о противостоянии перечисленных ветвей власти друг другу. Публичная власть в государстве всегда едина, поскольку все ее органы выполняют общую функцию: защищают и гарантируют права человека, обеспечивают их реализацию. Что же касается разделения властей, то это чисто техническая задача, направленная на специализацию их функций. Любой орган, совершающий день за днем однотипные функции, достигает совершенства в своей области. К тому же разделение властей не только препятствует сосредоточению всей власти в руках одного органа публичной власти, служит гарантом сохранения демократического режима в государстве, но и позволяет выявить коллизии и пробелы между различными ветвями власти, как это показано выше в отношении Российской Федерации.

      Механизм осуществления публичной власти в России, как и во всем мире, — это динамичная, развивающаяся система. Основная цель этого развития — оптимизация решения управленческих задач, повышение эффективности защиты прав человека, экономия бюджетных средств.

      Российская действительность не в полной мере подтверждает данный вывод. Однако следует учитывать, что:

      • речь идет о теории вопроса, общих  тенденциях, прослеживающихся в мире в целом;

      • короткий период демократических преобразований, который прошла наша страна за последнее  десятилетие, не позволяет пока выработать оптимальную модель механизма осуществления  публичной власти в Российской Федерации. Однако это не означает, что к этому не следует стремиться.

 

2. Сущность  раннеклассового  государства и  характеристика первых  памятников права

 

     Древнейшие  государственные образования возникали, как общее правило, на социально-экономической  основе раннеземледельческого общества. Их можно характеризовать как раннеклассовые государства. Эти первичные государства появились к IV-III тыс. до н. э. в Мессопотамии, Месоамерике, в Горном Перу, в некоторых других районах разновременно и независимо друг от друга. Первоначально они возникают как города-государства. Поселок (селение), в котором живут свободные общинники-земледельцы, представляет теперь не родовую (семейную), а соседскую общину. Он выделяется из группы первоначальных селений в хозяйственный и религиозный центр, постепенно перерастает в административно-хозяйственный и религиозный центр-город. Этот город с прилегающей к нему небольшой сельскохозяйственной местностью» становится городом-государством. В таком городе постоянно проживают вожди и жрецы, он становится местом, где происходят заседания советов и собраний.

     Город-государство  знает уже четкую социальную дифференциацию, имущественное расслоение, разделение труда здесь закрепляется территориально появляются кварталы горшечников, медников, других ремесленников, выделяется знать, формируется первоначальный аппарат управления лица, занимающиеся организацией производства, учета, организацией общественных работ, выдачами из общественных фондов и т. п. В городе-государстве формируются три центра управления, административного и идеологического лидерства: городская община, дворец и храм. В частности, храмы начинают выступать как религиозные, организационно-хозяйственные, распределительные и информационные системы. Город начинает выполнять по отношению к другим прилегающим селениям функции государственного управления. Эти функции весьма многообразны: управление общинными земледелием и землевладением; выполнение общественных ритуальных обрядов; осуществление межгосударственного продуктообмена, который со временем развивается в товарообмен (продуктообмен внутри города-государства почти не существует, каждая «большая семья» (родители, их дети молодые мужчины и женщины с их женами и мужьями, внуки, другие родственники) обеспечивает себя полностью, за исключением украшений, керамики, некоторых орудий, и лишь на последующих этапах возникают рынки, т. е. торговля); защита от военных нападений и организация военных походов для покорения других городов-государств, взимание дани или налогов; создание и распределение общественных фондов, в основном продуктов на случай стихийных бедствий, военных нападений и т. п.; создание институтов для рассмотрения споров, поддержания соответствующих традиций, обычаев, установления светских и религиозных правил (при переплетении зачастую таковых); развитие ремесла и торговли и ряд других функций.

     Первоначальная  форма город-государство также  обусловлена финальным, в основном земледельческим развитием «неолитической революции».

     Первичное государство возникает, чтобы организационно обеспечить функционирование производящей экономики, новые формы трудовой деятельности, которые становятся отныне условием выживания и воспроизводства человечества, т. е. чтобы обеспечить само существование человечества в новых условиях. Так, в качестве одной из важных первоначальных функций города-государства появляется функция информационного обслуживания общества.

     Необходимость учитывать потребность «больших семей» свободных земледельцев-общинников основной социальной и производительной силы раннеземледельческого общества в земельных угодьях, в воде, ирригационных сооружениях, необходимость учитывать вклад в общественные. работы строительство каналов, мостов, потребность создавать и учитывать общественные фонды, поступления дани, налогов, организовывать учет запасов и многое другое объективно приводили к возникновению в первых городах-государствах разветвленных информационных систем. В этих системах фиксировались самые разнообразные сведения, вплоть до данных о каждом члене соответствующей семьи (это было, например, в государстве инков), о выходах и невыходах на работу (у шумеров) и т. д.

     Функцию создания и управления информационной системой берет на себя выделяющаяся из общества специальная группа «информационных  работников» жрецы, писцы, держатели «кипу» у инков («кипу»- специальное веревочное письмо).

     Иные  сферы деятельности первичного государства  также были направлены на обеспечение  производящей экономики.

     Словом, возникающее первичное государство  как социальный институт обслуживает  и организационно обеспечивает именно производящую экономику раннеземледельческих, раннеклассовых обществ. Данная концепция происхождения государства существенно отличается от доминировавшей ранее в отечественной теории государства и права взглядов на эту проблему, однако она сохраняет материалистический подход и так же оперирует основополагающим понятием «общественный класс».

     Многочисленные функции города-государства привели уже на первых этапах его возникновения к созданию разветвленного бюрократического аппарата: в не которых древнейших небольших городах-государствах IV-III тыс. до н. э. насчитывается по письменным источникам от 80 до 130 должностей и профессий. Ранние классовые структуру делят общество на знать, зажиточный горожан, свободных лиц.

Информация о работе Механизма государства и система органов публичной власти