Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2011 в 12:18, доклад
Римское наследственное право самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права. Так как в течение своей жизни они вступали в многочисленные имущественные отношения, наследственное право развивалось как собрание правовых предписаний, регулирующих вопросы о том , что станет с правами и обязанностями какого-либо лица после его смерти.
Римское наследственное право самым тесным образом было взаимосвязано с понятием римской семьи и институтами семейного права. Так как в течение своей жизни они вступали в многочисленные имущественные отношения, наследственное право развивалось как собрание правовых предписаний, регулирующих вопросы о том , что станет с правами и обязанностями какого-либо лица после его смерти.
В римском праве наследственное право выступало как универсальное правопреемство и как сингулярное.
- универсальное наследственное правопреемство, когда наследник при вступлении в наследство приобретал единым актом все имущество наследодателя или определенную долю имущества как единое целое. При таком наследовании к наследнику переходили сразу права и обязанности ,входящие в состав наследства, а также права и обязанности о существовании которых наследники не знали. При универсальном правопреемстве наследники получали все выгоды, льготы, обременения, права и обязанности наследодателя, занимали тоже положение , что было у наследодателя к моменту его смерти;
-сингулярное правопреемство , когда наследникам представлялись только отдельные права и обязанности( легаты или завещательные отказы). В завещательных отказах наследодатели предоставляли единичные права, не возлагая на наследников ни прав, ни обязанностей. Лицо, в отношении которого был назначен легат, не становилось ответственным за долги наследодателя, а являлось преемником наследодателя в отдельном праве, но не в какой-либо доле наследства.
Наследником мог стать любое физическое лицо, жившее в момент смерти наследодателя. Исключение составляли потомки наследодателя, родившиеся после его смерти.
В римском праве существовало два основания наследования - завещание и закон (если завещание данным лицом не оставлено, либо оно признано недействительным, либо наследник, назначенный, в завещании не принял наследство) Характерной особенностью римского наследственного права была недопустимость сочетания двух названных оснований (завещания и закон) при наследовании одного и того же лица , т.е. было недопустимо , что бы одна часть наследства перешла к наследнику по завещанию, а другая часть того же наследства – к наследникам по закону (т.е. не может быть наследование в одной части имущества умершего лица по завещанию, а в другой части по закону)
Также в процессе наследования необходимо различать открытые наследства и вступление в наследство. Наследство открывается в момент смерти наследодателя. С открытием наследства для определенных лиц связано получение право приобрести наследство. Но эти лица еще не становятся в момент открытия наследства собственниками вещей, оставшихся после наследодателя, должниками по его обязательствам и т. д., - словом в момент открытия наследства наследственное имущество еще не переходит к наследникам. Переход прав происходит только в момент вступления в наследство, когда наследник выражает волю принять наследство.
Таким образом, можно сказать, что римская
система наследования прошла долгий путь
развития. И в результате этого сформировалось
общее понятие наследства, и укрепились
общие основания для его принятия.
Наследование-
переход прав и обязанностей собственника
в связи с его смертью к
одному или нескольким другим лицам
по закону или по завещанию. Положения
о наследовании содержались в Законах
XII таблиц, преторском праве, императорском
законодательстве, в новеллах Юстиниана.
В развитии римского наследственного права можно проследить четыре этапа:
n наследственное право древнего цивильного права;
n наследование по преторскому эдикту;
n наследование по императорскому до-юстиниановскому законодательству;
n результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.
На
первом этапе система
наследования старого
цивильного права
определялась положением
законов XII таблиц. Законы XII таблиц
знали два основания наследования: наследование
по завещанию и наследование по закону,
которое имело место, если наследодатель
умирал, не оставив завещания. При отсутствии
завещания имущество умершего переходило
к наследникам по закону. Система наследования,
существовавшая в эпоху Законов ХП таблиц,
исходила из семейной общности имущества
и агнатического родства (от лат. agnatus –
родственник по отцу). Наследниками
по закону могли быть
только члены семьи (Рис.3). Не признавались
ими не эманципированные (освобождённые
от власти римского главы семьи patria potestas,
утратившие агнатскую связь), не другие
когнаты (от лат. cognatus – кровный родственник;
кровные родственники по мужской или женской
линии, не находившиеся под властью главы
данной семьи).
.Семья
по законам XII таблиц.
Законы XII таблиц различали следующие три разряда наследников (Рис. 4):
Первый разряд составляли лица, непосредственно находившиеся во власти наследодателя и становившиеся с его смертью наследниками по закону. Это жена умершего, его дети, усыновленные и внуки от ранее умерших сыновей. Жена, дети и усыновленные делили имущество поровну. Если же в наследовании участвовали внуки от ранее умерших сыновей, то имущество делилось поколенно, и внуки наследовали по праву представления, т.е. получали все вместе долю наследства, которую получил бы их отец, если бы пережил наследодателя, а затем делили эту долю поровну между собой. Наследованию в этом случае придавался особый характер, так как наследники не столько становились обладателями нового для них имущества, сколько вступали в управление своим имуществом, принадлежавшим им вместе с главой семьи на праве семейной собственности.
Второй разряд, призываемый к наследованию при отсутствии первого, состоит из ближайших по степени восходящих родственников умершего. Это отец, мать, дед, бабушка умершего, а также его полнородные братья и сестры, и дети ранее умерших братьев и сестер. Наследники этого разряда должны делить наследство поровну, а дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие наследники, это, как было указано выше, отец, мать, дед, бабушка, то наследство делится по линиям, т.е. одна половина идет восходящим родственникам с отцовской стороны, другая - восходящим с материнской стороны. Однако надо заметить, что женщины далее родной сестры к наследованию не призывались.
Третьим разрядом наследников были остальные родственники по порядку близости. Ближайшая степень устраняет дальнейшую.
При
этом наследование по jus civile имеет ту особенность,
что призываются к наследованию только
те лица, которые оказываются ближайшими
к умершему в момент его смерти. Если эти
лица не принимают наследства или умирают
до его принятия, то наследство не переходит
к следующему по порядку, а считается выморочным,
а потому в древнейшее время бесхозяйным.
Выморочное имущество поступало к фиску,
а иногда к монастырям, церкви и т.д.
Основной принцип наследования
по законам XII таблиц.
Второй этап развития наследственного права был связан с реформами, осуществленными претором. Они шли следующим путем. Претор создал особый интердикт для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях в целях содействия применению, развитию цивильного права. Тем самым он служил, разумеется, интересам имущих слоев населения, ибо наследниками, хотя бы и по завещанию, чаще всего были лица, связанные с наследодателем, обладателем наследственного имущества, кровною, или иною личною связью.
Однако скоро оказалось, что интересы господствующих классов в области наследования сложны и разнообразны, и в частности не всегда оказывалось приемлемым правило, в силу которого в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а, следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях право наследования следующему по порядку родственнику.
Преторский эдикт устанавливал четыре разряда наследников (Рис.5.).
В первый разряд входили все дети умершего и лица, приравнивавшиеся к детям (эмансипированные), т.е. призываются к наследству дети и внук и, независимо от того, были они подвластны или нет. Призвание к наследованию эманципированных детей вызвало к жизни ряд специальных положений: эманципированные дети обязаны были при наследовании вносить в наследственную массу все свое имущество, которое и поступало в распределение между всеми наследниками в составе наследственной массы. Таким способом устранялась несправедливость, которую создавало бы уравнение в наследственных правах эманципированных детей, обладателей собственного имущества, с неэманципированными, весь продукт труда и все приобретения которых поступали при жизни главы семьи в состав имущества последнего, т.е. в состав наследственной массы.
В то же время призвание к наследованию эманципированных сыновей ухудшало положение детей этих сыновей: пока эманципированные не наследовали, внуки могли рассчитывать на наследство, теперь же их устранял от наследования их отец, как более близкий родственник. Между тем труд внуков также содействовал образованию имущества умершего. Ввиду этого Юлиан при пересмотре эдикта включил туда новое постановление - nova clausula luliani или edictum de coniungendis cum emancipato liberis, в силу которого эмансипированный сын обязан был разделить свою наследственную долю пополам со своими детьми.
Ко второму разряду относились наследники по старому цивильному праву, т.е. при отсутствии лиц, принадлежащих к первому разряду.
Третий разряд охватывал кровных родственников наследодателя вплоть до шестой степени родства (из седьмой только дети троюродных братьев и сестер). Боковые когнаты наследуют без ограничения прав женщин. Ближайшая степень родства устраняет дальнейшую, родственники одной степени делят наследство поровну. В этом разряде дети, законные и незаконные, наследуют после матери так же, как и мать после детей.
В четвертый разряд входил переживший супруг (муж после жены или жена после мужа) – при отсутствии родственников первых трех разрядов.
Наследование по закону могло наступить не только в том случае, если умерший не оставил завещания, но и в некоторых других случаях: если наследник, назначенный в завещании, умер раньше завещателя и если наследник отказался от принятия наследства.
Таким
образом, преторская система наследования,
отдавая предпочтение агнатическому
родству, впервые признавала, однако, основанием
наследования также и когнатическое родство.
Кроме того, преторская система наследования
в противоположность цивильной, как уже
указано, исходила из последовательного
призвания к наследованию одних степеней
и разрядов наследников за другими.
Основной принцип
Третий этап развития права наследования продолжал тенденции преторского права: постепенное вытеснение агнатического родства когнатическим в качестве основания наследования. Затем были расширены права детей на наследование после родственников с материнской стороны. Все эти наслоения на старые постановления, внося в наследственное право некоторые новые тенденции, соответствовавшие интересам развивавшегося оборота, в то же время чрезвычайно усложняли и запутывали его.
Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана (четвертый этап) в 543-548гг. - реформа наследования по закону и 542г.- так называемое необходимое наследование. Новеллой 118 (543г.) и несколько изменившей ее новеллой 127 (548г.).
Юстиниан своими новеллами упростил систему наследования по закону. К наследству стали привлекаться исключительно когнаты, причем без различия пола. В этот период различались (Рис.6):
1) все нисходящие наследники (сыновья, дочери, внуки от ранее умерших сыновей и дочерей и т. д.), при этом усыновленные дети наследовали наравне с родными детьми наследодателя. В тех случаях, когда внуки наследовали вместе с детьми, они все вместе получали долю, которую получил бы их умерший родитель, и делили ее поровну между собою;
2) восходящие родственники наследодателя (отец, мать, дед, бабка и т. д.), полнородные родные братья, сестры, дети умерших полнородных братьев и сестер. Наследники этого разряда делят наследство поровну, однако, дети ранее умерших братьев и сестер получают долю, которая причиталась бы их умершему родителю. Если наследуют одни восходящие, то одна половина идет восходящим с отцовской стороны, другая — восходящим с материнской стороны;
3) неполнородные братья и сестры, т. е. происходящие от одного с умершим отца, но от разных матерей или от одной матери, но от разных отцов, а также дети неполнородных братьев и сестер, получающие долю, которая причиталась бы их родителю;