Характеристика сатирических журналов 20-х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 17:44, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование сатирических журналов 20-30 г. Объектом исследования является сатира 20-30 г. Предметом исследования являются сатирические журналы 20-30 х. В связи с обозначенной темой предстоит решить следующие задачи:
- рассмотреть особенности развития сатирической журналистики начала 20 г;
- рассмотреть историю журнала «Сатирикон» и сам журнал как явление русской сатирической литературы
- дать характеристику некоторым журналам 20-30 г.

Содержание работы

Введение……..........………………………………….........…………..…….3
1.Развитие сатиры в 20-х гг……………………………........……………...5
1.1 Особенности развития сатирической журналистики начала 20-ых г.........................................................................................................................5
1.2. Журнал Сатирикон как явление русской сатирической литературы…………….............…...….......…….......................…………....10
2.Характеристика сатирических журналов 20-х годов……........…………12
2.1 История журнала «Крoкодил»……………………........…………….....12
2.2 Характеристика сатирического журнала «Бегемот»….........………....30
2.3. Характеристика сатирических журналов «Безбожник» и
«Безбожный крокодил»...…………….………………………...........……….35
2.4 Характеристика сатирических журналов «Бич» и «Вороний зуб»…….............................................................................................................42
2.5 Характеристика журнала «Бузотер»……………...........………………..46
2.6 Характеристика журнала «Красный перец»………...........……...…….50
Заключение………………………………………………............……....……59
Список использованных источников………………...………

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ Сатирич журналы.docx

— 1.33 Мб (Скачать файл)

Затрагивались и городские темы — бюрократизм, волокита, жульничество, взяточничество, головотяпство, зазнайство и т. п. Журнал приветствует чистку партии и советского аппарата от разложившихся элементов, активно поддерживает все те мероприятия, которые проводили партия и правительство в деревне. Здесь отмечался рост кооперации, машинной техники, общего благосостояния крестьянства, его сознательности и культуры. Журнал популяризировал среди крестьян успехи промышленности, рост международного авторитета Советского государства.

Основными сатирическими жанрами являлись селькоровская критическая заметка с комментариями редакции, частушка, раек, незамысловатые стихи крестьянских поэтов. С фельетонами, юмористическими рассказами выступали, как правило, редакционные работники, местные литераторы-профессионалы, а также некоторые московские сатирики.

Имелись постоянные отделы и рубрики: «Невероятные, но возможные происшествия», «Воронье радио», «Между делом», «Кооперативные беседы зубастого деда», «Похождения селькора Никанора», «Режимные частушки», «Каждому по заслугам», «Документы о человеческой глупости», «Крестовый поход», «Международный масштаб», «Всем сестрам по серьгам», «Наши мудрецы», «Времечкопрепровождение», «Наша сортировка», «Сельсоветчиков против шерсти», «Такой пред — делу во вред», «Музей «Вороньего зуба»», «Пасхальная страничка» и др.

В литературном отделе сотрудничали П. Архипов, Л. Гвоздев, С. Глинский, П. Гордин, М. Гусев, И. Давыдов, А. Золотов, Н. Карпов, В. Кунин, Д. Окулов, Е. Осипов, К. Теляев, И. Федулов, Ф. Цветков, А. Чупилов и др.

 

Часто печатались столичные сатирики: А. Архангельский (Архип и др.), И. Ломакин, В. Некрасов (Р. Волженин), Ю. Олеша (Зубило), А. Стоврацкий (Аист, Зубач, В. Лаптев и др.), И. Шехтман (Остап Бандура) и др.

Рисунки исполнялись художниками Ф. Великосельским, Ф. Весели, Ю. Куприяновым. Несколько рисунков принадлежат И. Малютину.

 

2.5 Характеристика  журнала «Бузотер»

 

Двухнедельный (в 1927 г. — еженедельный) рабочий сатирический журнал. Выходил с ноября 1924 г. в Ленинграде (4 номера), в 1925–1927 гг. — в Москве. Подзаголовок: «Крути, Гаврила». Издание газеты «Труд».

Ответственный редактор — В. Косиор, с № 2 — Я. Яглом.

Журнал печатался на 12 стр., с многоцветными иллюстрациями. Тираж первого номера — 15 тыс. экз., в дальнейшем колебался от 30 до 40 тыс. экз. Начиная с № 39 преобразован в журнал под названием «Бич» (см. стр. 55).

Начал издаваться группой ленинградских литераторов и художников при ближайшем участии В. Воинова, М. Зощенко, Б. Игнатовича, В. Козлинского, Э. Кроткого, А. Радакова и др. Эти литераторы и художники играли главную роль в журнале и после переезда редакции в Москву и пополнения круга сотрудников московскими сатириками.

Ведущим автором являлся М. Зощенко. В некоторых номерах печаталось по нескольку его произведений. Они в значительной мере определяли тематику журнала, претендовавшего быть выразителем интересов народа, рабочего класса, а на самом деле бывшего рупором обывательщины и мещанства.

Центральной фигурой журнала с первого же номера становится герой зощенковских рассказов бузотер Гаврила, воплощавший в себе, по мнению редакции, наиболее типичные черты рабочего тех дней. Бузотерство, утверждала редакция, — наиболее существенная черта русского национального характера вообще и русского рабочего в особенности. Представителям рабочего класса приписывались такие черты, как некультурность, малограмотность, любовь к грубым словечкам, скандалам и т. п. Сотрудники журнала в большинстве своем подстраивались под интересы самой отсталой части рабочих, скатывались порой до заурядной; обывательщины, пошлости и аполитизма.

 

Любимым занятием сатириков журнала являлось копание в бытовых мелочах, смехачество по любому поводу. Лишь в отдельных произведениях, чаще в графике, остро ставились вопросы, связанные с ростом производства, производительности труда, качеством продукции, режимом экономии, ростом сознательного отношения к труду, к всенародной собственности.

Реже, чем в других сатирических журналах этой поры, затрагивались в «Бузотере» вопросы международной жизни. Чаще всего доставалось белой эмиграции, всевозможным претендентам на русский престол, клеветникам из буржуазной и белогвардейской прессы.

Журнал не имел прочных связей с авторским активом. Многочисленные заметки «бузкоров», подписанные замысловатыми псевдонимами, рождались, как правило, в редакционной среде. Они печатались часто под крикливыми заголовками, составляли целые рубрики и отделы. («Бузотер Гаврила», «Сапоги в смятку», «Буза», «Бузотеровы частушки» (или «Буз-частушки»), «Буза почтовая» и др.). «Бузкоровские» заметки фигурировали часто под такими «народными» заголовками: «Наше вам с кисточкой», «Еще касаемо того же», «Смотреть противно» и т. п. Подписывались эти «заметки», комментировавшиеся, как правило, Зощенко, такими псевдонимами, как Щикатур, Трафим Ликмахеров, Друг по банке и т. п.

На совещании в отделе печати ЦК ВКП(б) в апреле 1927 г. «Бузотер», как и некоторые другие сатирические журналы, подвергся резкой критике. Отмечались идеологические ошибки журнала, оторванность его от жизни рабочих масс, указывалось, что журнал сбивается на путь приспособления ко вкусам мещанства и новой буржуазии, занимается зубоскальством и т. п. В постановлении отдела печати ЦК ВКП(б) «О сатирико-юмористических журналах», принятом в результате работы совещания, ставились конкретные задачи и перед редакцией «Бузотера», издававшегося центральным органом советских профсоюзов газетой «Труд». ««Бузотер», — говорилось в постановлении, — должен обслуживать широкие слои членов и работников профсоюза».

Редакция принимает ряд мер по устранению недостатков, отмеченных на совещании и в постановлении. Делаются попытки привлечь к активному сотрудничеству читателей-рабочих, для чего в журнале неоднократно публикуются обращения к читателям. Заводятся новые сатирические отделы и рубрики («Ежовые рукавицы», «От великого до смешного», «Шутки в сторону» и др.). Привлекаются новые литературные силы. Так, например, с апреля 1927 г. начинает активно сотрудничать В. В. Маяковский. Его сатирические стихи, посвященные самым злободневным вопросам жизни, печатаются чуть ли не в каждом номере. Среди них такие стихотворения, как «Бумажные ужасы», «Фабриканты оптимистов», «Даешь изячную жизнь», «Корона и кепка», «Мрачный юмор», «Товарищу машинистке», «Негритоска Петрова», «Глупая история», «Пиво и социализм» и др.

Все эти меры приводят к некоторым изменениям в содержании журнала. Однако поднять авторитет «Бузотера» в глазах широких читательских масс не удалось. Требовалась коренная перестройка всей работы редакции. В октябре 1927 г. название «Бузотер» снимается с обложки. Журнал начинает выходить под названием «Бич»

В «Бузотере» сотрудничали многие сатирики 20-х годов. Наиболее активное участие в литературном отделе принимали литераторы В. Авилов, А. д' Актиль (А. Френкель), В. Ардов, А. Бухов, Е. Венский, В. Воинов, И. Гуревич, Д. Долев (Д. Тигер), Е. Дольский,

A. Зорич, М. Зощенко, Н. Карпов, М. Козырев, Э. Кроткий, Б. Левин, М. Левитин, И. Ломакин, К. Мазовский, Н. Никитин, П. Романов, Л. Саянский, А. Стоврацкий, В. Тоболяков, Б. Флит, И. Шехтман (И. Кремлев, И. Свэн) и др. С отдельными произведениями  выступали в разное время Вс. Иванов, B. Катаев, С. Кирсанов, В. Князев, В. Маяковский, Л. Никулин, В. Шишков.1

В художественном отделе ведущая роль принадлежала В. Козлинскому, рисунки которого публиковались из номера в номер. Активно сотрудничали художники Б. Антоновский, Н. Денисовский, В. Лебедев, Б. Малаховский, А. Радаков, Г. Эфрос и др. Изредка давали свои рисунки Л. Бродаты, Н. Купреянов, И. Малютин, Д. Моор.

 

2.6 Характеристика  журнала «Красный перец»

Журнал сатиры и юмора. Единственный номер вышел в Москве в июне 1922 г. Выпущен кооперативным издательством «Московский рабочий» на 16 стр., с цветными иллюстрациями. Тираж — 10 тыс. экз.

Подготовлен группой московских журналистов, литераторов и художников, группировавшихся вокруг издательства «Московский рабочий». В объявлении назывался сатирическим, юмористическим и литературно-художественным журналом. В числе участников указаны литераторы Д. Бедный, С. Васильченко, Н. Вержбицкий, С. Городецкий, Мих. Пустынин, И. Стуков и др.; художники В. Дени, Д. Моор, Д. Мельников, И. Чашников, М. Черемных и др.

Номер открывался карикатурой Д. Моора, являвшейся откликом на судебный процесс над эсерами. В других материалах разоблачается контрреволюционная сущность эсеров, вскрывается связь их лидеров  с международным капиталом.1 Темы отдельных произведений связаны с Генуэзской и Гаагской конференциями. Значительное место отводится жизни страны. Осмеиваются проделки церковников, бичуются взяточники, бюрократы из советских учреждений и т. п., дается серия эпиграмм на литераторов-белоэмигрантов.

Подготовить выпуск следующего номера редакция не смогла. (С января 1923 г. в Москве начинает выходить журнал того же названия, в качестве бесплатного приложения к газете «Рабочая Москва», см. ниже).

В журнале участвовали литераторы С. Городецкий, А. Исбах, П. Орешин, Мих. Пустынин и др. Рисунки исполнены художниками В. Дени, Д. Мельниковым, Д. Моором.

Журнал сатиры и юмора. Выходил в Москве в 1923–1926 гг. в качестве приложения к газете «Рабочая Москва». Печатался на 12–16, иногда на 8 стр., с красочными иллюстрациями. Тираж колебался от 8 до 50 тыс. экз. Строгой периодичности не имел, выходил с перерывами. Ответственный редактор — Б. Волин, с 1924 г. — А. Верхотурский, с конца 1925 г. — Е. Атаков, а затем — Д. Антошкин.

Первый номер вышел в январе 1923 г. Сатирическая программа излагалась в стихотворении «Наш наркомат». «Красный перец», говорилось в нем, будет беспощадно бороться против бюрократов, волокитчиков, головотяпов, жуликов и плутов, пробравшихся в советские и хозяйственные учреждения, против нэпманов и мировой буржуазии. Здесь же редакция называла своих предполагаемых авторов. Среди них известные сатирики А. Архангельский, Д. Бедный, Е. Зозуля, Н. Иванов-Грамен и др. Однако ни один из них не поддержал журнал своим участием.

           Первый номер не блистал ни известными именами, ни идейной направленностью, ни художественными совершенствами, что, однако, не помешало редакции назвать «Красный перец» «лучшим журналом пролетарской сатиры и юмора».

Делался журнал преимущественно силами старых сатириков и юмористов, пришедших в советскую журналистику из дореволюционной мелкой прессы (А. Андреев (Флавий Окусов), Арго (А. Гольденберг), П. Банков, И. Гехтман (Бен-Гали), Я. Гольденберг, Л. Гумилевский, И. Гуревич, Б. Левин (Азот), Л. Никулин (Напильник), С. Рабинович (С. Карташев), Д. Тигер, И. Шехтман (И. Кремлев, Свэн), В. Шиловский, В. Шишков и др.). Многие из них далеко не освободились от приемов и методов буржуазной юмористики, смутно представляли себе задачи, которые стояли перед советской сатирой. Группировались они вокруг сатирико-юмористической газеты «Тачка прокатывает всех» (см. стр. 309). Наряду с этим заметно чувствовалось влияние молодежи, исповедующей в своем творчестве пролетарские принципы (М. Андриевская, А. Безыменский, С. Ингулов, А. Исбах, Л. Митницкий, Б. Самсонов и др.). Сказывалось определенное влияние редакции газеты «Рабочая Москва». Однако влияние это было далеко не достаточным, чтобы сразу же определить направление сатиры «Красного перца».

С первых же номеров журнал ориентируется на так называемые «культурные», «интеллигентные» слои читателей, которых, как правило, устраивали материалы, оторванные от реальной действительности, от насущных задач, стоящих перед страной.

Едва ли не главное место занимает сатира на международные темы. Благодаря тому что в числе художников оказываются такие известные и талантливые сатирики, как Б. Антоновский, Л. Бродаты, Ю. Ганф, К. Елисеев, А. Радаков, В. Сварог и др., освещение международной жизни достигает большой политической остроты и художественной выразительности. Карикатуристы и фельетонисты не оставляют без внимания ни одного сколько-нибудь важного факта международной жизни: разоблачают позиции Антанты на Лозаннской конференции, освещают успехи советской дипломатии, постановку проблемы разоружения, показывают экономическую заинтересованность стран капитала в признании Советского Союза, в расширении торговых связей. Публикуются гневные выступления против колониализма, лживых буржуазных свобод, продажности и оппортунистов разных мастей. Вместе с тем показан героизм рабочего класса в борьбе с буржуазией и ее идеологами. Особенно широко освещались эти вопросы в постоянном отделе «По ту сторону добра и зла», в карикатурах.

Сатирики часто обращаются к темам, связанным с жизнью и деятельностью белой эмиграции и всевозможных «особ» царской фамилии, выдвигавших каждый раз новых и новых претендентов на русский престол в надежде на скорую реставрацию старых порядков в Советской России (постоянные сатирические отделы и рубрики «Эмигранты о себе», «Белена» и др.).

Воинственно настроен журнал против нэпманов и порожденных ими отрицательных явлений жизни. Однако отдельные сатирики склонны были видеть в нэпе капитуляцию Советской власти перед буржуазной стихией, поддавались паническим настроениям, сеяли семена неверия в возможность побороть эту стихию. Подобные настроения усугублялись тем, что из поля зрения этих сатириков выпадало, как правило, то новое, что происходило каждодневно в государственном секторе промышленности и торговли, в жизни трудящихся масс.

Объектом постоянных насмешек были бюрократизм и волокита в советских учреждениях и предприятиях. Излюбленным объектом критики являлись директора, завы, замы и т. п. «начальство», которое рисовалось самыми черными красками и выдавалось едва ли не за главное средоточие общественного зла. В произведениях такого рода заметно сказывалась оторванность некоторых сатириков от конкретной действительности, от жизни заводов, фабрик, советских учреждений. Отрыв от жизни приводил также к тому, что за малосущественным отрицательным фактом подчас не замечалось главное, что было характерно для советской действительности. Постоянное третирование хозяйственных и административных кадров приобретало порой тенденциозный характер, создавало у читателя ложное представление о всем советском хозяйственном и административном аппарате. Тенденциозностью страдала иногда и критика, направленная в адрес руководителей партийных, советских и профсоюзных органов. Заметно было стремление подстроиться под вкусы мещанства и отсталой части рабочих.

Информация о работе Характеристика сатирических журналов 20-х годов