Уголовно-правовая борьба с бандитизмом: история и современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2015 в 10:43, курсовая работа

Описание работы

Интерес к проблемам борьбы с бандитизмом в современной России очень высок в связи с тем, что в условиях рыночной экономики организованная преступность стала оказывать мощное давление на жизнь общества. Она консолидировалась и достигла чрезвычайно высокого уровня профессионализма и сплоченности.
Общественная безопасность, являющаяся одной из важнейших задач государства, находится под постоянной угрозой. Остроту проблемы усугубляют напряженные международные отношения: «бандеровщина» на Украине, радикальный ислам, нашествие беженцев в Европу – все это является благодатной почвой для роста бандитизма, ведь преступность не знает границ, тем более что эти тревожные события происходят вблизи России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…….3
1 Исторические особенности бандитизма на различных
этапах развития страны
1.1 Понятие банды и ее отличия от других составов преступления…………...…8
1.2 Исторические особенности бандитизма советского периода…………….....10
1.3 Специфика современного бандитизма…………………………………..……12
Выводы………………………………………………………………………..….…18
2 Эволюция законодательства в аспекте борьбы с бандитизмом
2.1 «Политический» бандитизм в СССР……………………………………...…..19
2.2 Новое в законодательстве эпохи зарождения и расцвета рыночных отношений………………………………………………………………………….23
Выводы………………………………………………………………………..….…27
3 Стратегия борьбы с бандитизмом
3.1 Специально-криминологическое предупреждение бандитизма.....................28
3.2 Общесоциальные методы борьбы и виктимологическая пропаганда………………………………………………………………………….31
3.3 Практическая работа по профилактике преступности и бандитизма………33
Выводы. Обоснование необходимости разработки комплексной
программы противодействия бандитизму………………………...……………...34
Заключение……………………………………………………………..…..……….35
Список литературы…………………………

Файлы: 1 файл

Курсовая_Уг_пр__1.docx

— 74.35 Кб (Скачать файл)

Категория бандитизма получила необоснованно широкое употребление в юридической литературе. В действительности политический бандитизм использовался представителями свергнутых классов лишь в первые годы советской власти в целях реставрации прежнего политического режима. Отчасти это можно сказать о деятельности банд в послевоенный период, например, на западной Украине (бандеровский бандитизм).

Особенность этой разновидности политического бандитизма заключается в том, что в их состав кроме уголовных элементов входили лица, сотрудничавшие с оккупационным режимом, а руководили зачастую агенты немецкой разведки.

Борьба с националистическими бандформированиями осложнялась наличием специальной военной подготовки у их членов, а также обладанием знаний по тактике ведения боевых операций.

Во второй половине 40-х годов количество тяжких уголовных преступлений снизилось почти в 4 раза. Однако в 1953г. особенно после мартовской амнистии преступность опять резко поднялась, и государство всей своей мощью навалилось на преступность, особенно на рецидивную.

В отдельных областях все это приводило к кровавым столкновениям между бандитами и милицией, причем потери несли обе стороны, хотя нужно отметить, что до 70-х годов, когда преступники начали применять огнестрельное оружие, потери были минимальными.

В СССР бандиты, облагающие данью теневых предпринимателей, конечно были и были они родом из криминального мира. И этот мир имел свою историю. Уголовники как реальная социальная группа со своими законами и иерархиями сформировались в 30-ые годы. Масштаб и жестокость репрессий привели к тому, что для многих тюрьма стала родным домом. Возникли социальные связи, чувство долга и ответственность перед этим сообществом, без помощи которого выживание невозможно. Уголовный мир как социальная организация возник в условиях сильного репрессивного государства, что принципиально отличает его от бандитов 90-х годов как порождения слабого государства (о чем мы будем говорить дальше, см. 1.3).

Становление организованных преступных группировок началось в конце 80-х годов 20 века, когда наша страна начала переходить на рельсы рыночной экономики.

Собственно, эта экономика и подвигла определенную часть молодого поколения встать на скользкую дорогу преступного промысла. Начиная с незаконной продажи алкоголя, первые группировки, затем активно занялись рэкетом новоявленных кооператоров, вызванных к жизни «Законом о кооперации» весной 1988г.

Именно с этого момента и можно вести отсчет образования в нашей стране устойчивых преступных группировок, которые также стали соперничать друг с другом.

Когда канул в прошлое Советский Союз, сошла на нет и его преступность, уступив дорогу более жестокой и расчетливой своей разновидности.

Вывод: в советский период бандитизм не был всеобъемлющим преступным явлением, охватывавшим всю систему общественных отношений, а преступные сообщества как прообраз криминала современной России только начали формироваться.

 

1.3 Специфика современного бандитизма.

 

 В 90-ые в России сложилась экономическая ситуация, которая способствовала криминализации общества. Важнейшие причины этого крылись в специфике экономической ситуации. С началом экономической либеризации в 1992 г. преступный мир быстро разбогател. Неконтролируемая свобода торговли, в том числе во внешнеэкономической деятельности, свобода денежных и валютных операций, появление самых разных форм вложения капиталов открыли невиданные возможности для экономической легализации криминалитета.

Стремительному обогащению преступного мира способствовала и «обвальная» приватизация.

Уже с конца 80-х и в начале 90-х годов началось растаскивание бесхозной государственной и общественной собственности. Поспешная и бесконтрольная приватизация повсеместно сопровождалась фактами чудовищного занижения стоимости приватизируемых объектов. Происходила массовая передача государственной собственности на баланс коммерческих структур – все это явилось предпосылками криминальной революции и роста бандитизма.

Главным и определяющим фактором 90-х годов 20 века стал небывалый взлет организованной преступности. Произошел не только ее колоссальный количественный рост, она изменилась качественно. Важнейшей чертой преступных формирований являлся более высокий уровень консолидации и профессионализма, а также прекрасная техническая оснащенность современными средствами связи и вооружения.

Большинство преступных сообществ отличались жесткой дисциплиной, беспрекословным повиновением лидеру, наличием строгой и четкой иерархической структуры. Внутри них выделялись личности – организаторы, а также лица, занимающиеся разведывательной деятельностью. Наводчики, непосредственные исполнители, скупщики, укрыватели похищенного и т.д. осуществлялся тщательный подбор членов банд, проводилась своего рода строгая «кадровая политика».

При подборе новых людей учитывались прежде всего родственные, дружеские, этнические, земляческие связи. Использовались кадры, проверенные по совместному совершению преступлений и отбытию наказаний в исправительно-трудовых колониях.

Россия была разделена на «зоны криминального влияния». Например, в Подмосковье «работали» 49 устойчивых преступных формирований. В их состав входили более 4 тысяч человек, которые объединились в восемь крупных криминальных структур, а 15% из них имели не только региональные, но и международные связи. В бандах состояли 257 ведущих «авторитетов» и 7 «воров в законе». Примерный годовой оборот подмосковной мафии по данным МВД, составлял 10 млрд.рублей [9; с. 61]. На эти деньги были открыты магазины, рестораны, казино и пр.

В России в 90-ые гг. мафиозные группировки осуществляли практически тотальный контроль за жизнедеятельностью общества. В 1993г. в Саратовской области откуда в федеральный фонд шла твердая пшеница начался настоящий террор руководителей хозяйств и фермеров. Преступные группы требовали продавать им зерно по заниженной цене, в противном случае грозили расправой. Фермеры обратились к властям за защитой и областная дума вынуждена была из-за криминального рэкета объявить чрезвычайное положение.

Только по официальным данным МВД России к началу 1995г. организованными преступными формированиями контролировалось более 40 тысяч хозяйственных субъектов, в том числе 1,5 тысяч государственных предприятий и свыше 500 банков (из 2000 существовавших тогда).

В целом по России, как это фиксировалось в материалах МВД РФ, территория страны была поделена на сферы влияния между 150 крупнейшими преступными ассоциациями [13; с. 92].

По мнению специалистов, занимающихся оргпреступностью, многие бандитские формирования практически невозможно было ликвидировать. На место арестованных и убитых преступников быстро приходили новые. Кроме того, руководство группировок, как привило, заранее знало о всех облавных операциях, так как внедряло своих людей в правоохранительные органы, в учреждения исполнительной и представительной власти.

Важнейшей характерной чертой преступности 90-х годов являлось формирование преступных структур по этническому признаку. Этнические преступные группы образовались более чем в 20 крупных городах России. Показательны в этом отношении данные МВД РФ (см. табл. 2 приложения).

Как видно из приведенных данных российская мафия упрочила свои позиции. Прежде всего, произошло упорядочение ее структуры, консолидация небольших группировок в более крупные, формирование мощных преступных ассоциаций и синдикатов, возглавляемых «авторитетами». Выделились группировки, построенные по национальному принципу и на основе землячества. Происходило налаживание внутренних и внешних связей мафии, специализация преступной деятельности и разделение сфер влияния.

Принципиально новым явлением 90-х годов стало необычайно глубокое проникновение организованной преступности в повседневную жизнь людей, разветвленность и многообразие ее практической деятельности.

Сильнейшее влияние и давление оказывал преступный мир на частный бизнес и предпринимательскую среду.

Конечно, сам российский бизнес формировался за счет криминальных источников доходов и способов деятельности, но здесь мы должны акцентировать внимание на том силовом давлении, которому подвергались предприниматели.

Если коммерческая структура была достаточно сильной, чтобы защититься от мафии собственными службами безопасности, то криминальные группировки оставляли ее в покое или начинали обходные маневры. Часто мафия внедряла в непокорную фирму своего человека с целью получения оперативной информации о деятельности, доходах и «слабых местах» коммерческой структуры.

Предприниматели, у которых не хватало средств на создание мощных сил безопасности, вынуждены были соглашаться на криминальный контроль. Взамен преступная группировка, как привило, предлагала фирме охрану от посягательств конкурентов.

Объектом активной деятельности преступных группировок была армия, и их целью являлось завладение различными видами вооружений. Особенно значительный всплеск хищений оружия наблюдался в 1996-1997 годах. Воровали в основном на заказ или на продажу бандитам. Крупные сообщества приобретали для своего оснащения военные средства связи, использовали транспортные возможности армии, а также осуществлялась активная вербовка увольняемых военнослужащих в подразделения охраны криминальных структур [9; с. 18].

В 90-ые годы организованная преступность стала активно использовать методы уголовного терроризма.

Если за 1994-1995гг всего по России было зарегистрировано 64 криминальных взрыва, то только за один 1996г произошло 886 взрывов. В них погибло 141 и было ранено 553 ни в чем не повинных мирных граждан, оказавшихся в центре событий. Лидером по числу криминальных взрывов, перестрелок и «разборок» являлись Москва и территории республик Дагестан, Северной Осетии – Алании и Краснодарского края [9; с. 87].

Беспрецедентная по своей жестокости трагедия произошла 19 марта 1999г. на центральном рынке в столице Северной Осетии – Владикавказе. В действие было приведено мощнейшее взрывное устройство – примерно 5кг тротила. Всего в этой страшной трагедии погибло 58 ни в чем не повинных людей. Свыше 100 человек получили тяжелые увечья. По мнению руководства главных управлений по оргпреступности МВД РФ и МВД Северной Осетии, целью террористов являлась дестабилизация ситуации на Северном Кавказе. В 90-е годы она в большей степени контролировалась оргпреступностью и многочисленными бандами, нежели правоохранительными органами [9; с 88].

В начале 21 века закончилась война на Кавказе, стабилизировалась социально-политическая обстановка, государство окрепло и стало более цивилизованным, упорядочились экономические отношения.

Российское общество в основном избежало разрушительных потрясений, добилось сохранения общественно приемлемого уровня политической стабильности и гражданского согласия.

Однако несмотря на принимаемые меры и некоторые успехи в целом по стране криминальная обстановка остается сложной.

Так, в 2012г. органами внутренних дел рассмотрено больше 26 млн. заявлений о происшествиях, в результате преступных посягательств погибло около 39 тысяч человек, ущерб от преступлений составил около 268 млрд. рублей.

Доказательством сложности ситуации являются следующие факты:

- 19 октября 2010г. в Саратове  были осуждены участники банды  «черных риелторов», на счету  которых 10 убийств,

- 10 ноября 2010г. Свердловский  областной суд вынес приговор 10 членам банды, совершившим серию разбойных нападений на водителей грузовиков,

- 25 ноября 2010г. в Новосибирской  области пресечена деятельность  банды (8 убийств, серия разбойных  нападений),

- кровавая резня в станице  Кущевской, в ходе которой были  убиты 12 человек, в том числе четверо  детей, вызвала настоящий шок  в обществе. Причем поражает не  только жестокость отморозков, но  и обстоятельства, которые предшествовали  трагедии. Как выяснилось, бандиты, совершившие это убийство, безнаказанно терроризировали станицу и ее окрестности на протяжении 10 лет. Милиция преступников почему-то не замечала или старалась не замечать.

- в г. Гусь-Хрустальный Владимирской области криминальные структуры при попустительстве правоохранительных органов захватили в нем абсолютную власть.

Количество организованных преступных групп (ОПГ), состоящих на оперативном контроле в МВД, а также число фактов бандитизма на территории России за последний год существенно сократилось. По состоянию на 1 января 2015г. под оперативным наблюдением находилась 181 ОПГ, а годом ранее таких формирований числилось более 200.

Всего в 2014г. задокументирован 161 факт бандитизма (на 23% меньше, чем в 2013г), а по 158 из этих преступлений установлены виновные [13; с. 206-208].

Но, тем не менее, в средствах массовой информации регулярно появляются сообщения о бандитских действиях, например:

- у банка Югра бандиты  с помощью шантажа вымогали 300 млн.рублей (2015г),

- в Перми банда криминальных банкиров организовала миникредитование, где занималась вымогательством (2015г).

Итак, до сих пор в России существует масса криминальных «анклавов» и сохраняется напряженная обстановка в правоохранительной сфере. Самым аморальным на наш взгляд является вовлечение несовершеннолетних в бандитские формирования; эта практика зародилась уже в начале 90-х к концу 20-го века в России насчитывалось около миллиона юных правонарушителей, которые являлись потенциальной базой для расширения бандитизма (см. табл. 1 приложения) [9; с. 56].

Информация о работе Уголовно-правовая борьба с бандитизмом: история и современность