Проблема уменьшенной вменяемости в Российской Федерации и Республике Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 09:07, курсовая работа

Описание работы

Ст. 19 УК РФ гласит, что "уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом". Если лицо признают невменяемым, то оно не подлежит уголовной ответственности. Однако между полноценным психическим здоровьем и состоянием невменяемости отсутствует резкая, раз и навсегда определенная грань. В связи с этим встает вопрос о пограничном состоянии между вменяемостью и невменяемостью и об ответственности лиц, совершивших общественно опасное деяние в промежуточном между нормой и патологией состоянии. В юридической литературе вопрос о концепции уменьшенной (ограниченной, частичной) вменяемости является дискуссионным.

Содержание работы

Введение
Раздел I. Понятие уменьшенной вменяемости.
История развития понятия уменьшенная вменяемость
Медицинские критерии понятия уменьшенная вменяемость.
Раздел II. Законодательное закрепление уменьшенной вменяемости в РФ И РБ.
Заключение
Список использованной литературы.

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 64.31 Кб (Скачать файл)

Министерства Образования  и Науки РФ

Государственное Образовательное  Учреждение

 Высшего Профессионального  Образования

«Воронежский Государственный Университет»

 

Юридический Факультет

 

Кафедра Уголовного права

 

 

 

Проблема уменьшенной  вменяемости в Российской Федерации  и Республике Беларусь

 

курсова работа

 

Работа студентки  2  курса 10  группы д/о

Гущенко Вероники Александровны

 

Научный руководитель

канд. юрид. наук, доц. Маслов А.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воронеж

2011

Содержание:

  1. Введение
  2. Раздел I.  Понятие уменьшенной вменяемости.
    1.   История развития понятия уменьшенная вменяемость
    2. Медицинские критерии понятия уменьшенная вменяемость.
  3. Раздел II. Законодательное закрепление уменьшенной вменяемости в РФ И РБ.
  4. Заключение
  5. Список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Ст. 19 УК РФ гласит, что "уголовной  ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшее возраста, установленного настоящим Кодексом". Если лицо признают невменяемым, то оно не подлежит уголовной ответственности. Однако между полноценным психическим здоровьем и состоянием невменяемости отсутствует резкая, раз и навсегда определенная грань. В связи с этим встает вопрос о пограничном состоянии между вменяемостью и невменяемостью и об ответственности лиц, совершивших общественно опасное деяние в промежуточном между нормой и патологией состоянии. В юридической литературе вопрос о концепции уменьшенной (ограниченной, частичной) вменяемости является дискуссионным.

 

Целью этой работы является рассмотреть концепцию уменьшенной вменяемости и различные взгляды на нее, что становится довольно важным, поскольку в УК 1996 года была введена новая норма: статья 22 УК "Уголовная ответственность лиц с психическим расстройством, не исключающим вменяемости" закрепляет именно институт уменьшенной вменяемости. И хотя, казалось бы, законодатель разрешил все споры, различные взгляды на эту проблему никуда не исчезли.

 

Также следует отметить, что  посвящена не только вопросу  уменьшенной вменяемости в РФ. В данной работе проанализировано данное понятие в правовой системе как Российской Федерации, так и в правовой системе Республики Беларусь.

Также а работе отражены этапы развития понятия "уменьшенная вменяемость", его законодательное закрепление.

 

Раздел I.  Понятие уменьшенной вменяемости.

 

Словарь основных уголовно-правовых терминов определяет уменьшенную вменяемость  как:

«Ограниченная (уменьшенная) вменяемость --  неспособность вменяемого лица во время совершения преступления в силу психического расстройства в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.»

Попытки индивидуализировать  наказание для лиц, страдающих психическими, нервно-психическими и эмоциональными расстройствами, которые не исключают вменяемости, предпринимались давно. Споры об этом велись как в Западной Европе, так и в России.

 

Кудрявцев в своей статье выделяет три подхода к проблеме психических аномалий, не исключающих вменяемости:

1) учет влияния психических аномалий на степень понимания, рефлексии и

произвольности противоправного поведения с помощью введения нормы ограниченной вменяемости, являющейся одним из обстоятельств, смягчающих ответственность по причине невозможности в полной мере осознавать (вариант опасности) своих действий или руководить ими вследствие болезненного психического расстройства;

2) учет психических аномалий  как обстоятельств, смягчающих наказание по причине обусловленных ими затруднений осознания субъектом преступного деяния фактического характера своих действий (бездействия), их вредности или в руководстве ими; 3) правовое освоение психических аномалий посредством разведения уголовно-правовых понятий "способности быть субъектом уголовной ответственности" и "способности быть субъектом реального процесса отбывания наказания" (в форме ограниченной исправленной дееспособности).1

 

     1) Первый подход - введение нормы "ограниченная вменяемость". Может быть приведен ряд аргументов о ее необходимости.

     Широкая распространенность  в сфере права лиц с психическими аномалиями, лимитирующими, но не лишающими полностью субъекта преступления возможности саморегуляции (сознательности и произвольности) значимого для права поведения. 2  "Соответствие приоритетам и общим принципам уголовной политики государства, декорирующего действенную готовность "де-юре" и "де-факто" реализовать в законодательной и правоприменительной практике принципы справедливости и гуманности правового воздействия, максимально индивидуализировать наказание, учитывать субъективный фактор преступления."

Ограниченная вменяемость является наиболее последовательной формой закрепления в праве института субъективного вменения и индивидуализации наказания. В настоящее время уровень развития судебной психологии  позволяет оценить полноту состоятельности личности противостоять давлениям социальной и природной среды, выявить границы ее возможностей справляться с требованиями субъективно трудной ситуации, оставаясь в рамках права (закона). Кроме того, институт уменьшенной вменяемости наиболее полно соответствует принципу справедливости. Поэтому, видимо,наш законодатель и пошел по этому пути.

     2) Второй подход.

     Его существо  заключено в смягчении наказания  вследствие того, что лицо в силу своего болезненного психического расстройства либо отставания интеллектуального и волевого развития испытывало затруднения в сознании своих действий (бездействия), их вредности или в руководстве ими. Внешне этот подход очень сильно напоминает первый, однако Кудрявцев пишет:

"Формулировка "испытывать  затруднения" отражает преимущественно процессуально-динамический аспект регуляции, отрицательное  субъективное состояние (переживание) субъекта преступного деяния, а не его исполнительский эффект. Можно выполнить действие легко и свободно, а можно с большими затруднениями, на грани возможного, мобилизовав все личностные и физические ресурсы. Исходя из принципа справедливости, правовая оценка должна определяться лишь исполнительским уровнем (мерой) контроля и состоятельности (правоспособности) субъекта преступного деяния, системными содержательно-результирующими, а  не процессуально-динамическими характеристиками процесса регуляции значимого для права поведения, не их эмоциональной окраской в сознвнии субъекта... Учет модальности затруднения скорее должен апеллировать к принципу гуманизма и милосердия, что относится к принципиально иным, скорее этическим, эмоциональным, а не профессионально-научным оценкам."

 

     3) Третий подход.

     Он состоит  в том, чтобы развести смешение  двух понятий: способности быть субъектом уголовного наказания и способности быть субъектом уголовной ответственности. Предлагается понятие ограниченная исправительная дееспособность (ОИД), которое раскрывается как затруднение вследствие психических аномалий субъекта уголовного наказания процесса отбывания наказания и достижение его целей. Выше уже говорилось о недостатках термина "затруднение". Пенитенциарное право требует учитывать возможность или невозможность отбывания наказания, а не затруднения, испытываемые лицом в его процессе, так как субъективные и объективные трудности лица, отбывающего наказание, во многом соответствуют целям наказания. Принцип справедливости предполагает соразмерность этих затруднений мере ответственности субъекта преступления. И наиболее адекватно это может быть сделано именно посредством введения понятия уменьшенной вменяемости.

 

 

 

 

История развития понятия уменьшенная вменяемость.

 

 

Первыми источниками упоминания уменьшенной вменяемости являются уголовные кодексы германских государств : Брауншвейгский 1840 г.,Гессенский 1841 г., Саксен-Альтенбургский 1841 г. и другие. В качестве факторов, которые обуславливают уменьшенную вменяемость, упоминались:

  • слабоумие,
  • недостаточное развитие,
  • старческая дряхлость,
  • опьянение,
  • полное отсутствие воспитания,
  • крайне неблагоприятная и развращающая обстановка, сопутствовавшая человеку в детстве.3

Во всех подобных случаях предусматривалось уменьшение наказания.

Сходные нормы были, например, в законодательстве Швеции 1864 г., Дании 1886 г., Финляндии 1889 г.

     Невменяемость  в русском уголовном праве  упоминается уже в Воинском артикуле 1715 г., но в то время понятие уменьшенной вменяемости еще не было известно. Однако согласно п.4 ст.140 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. вина уменьшалась, если виновный учинял преступление "по легкомыслию или же слабоумию, глупости или крайнему невежеству, которым воспользовались другие для вовлечения его в сие преступление".

    Необходимо отметить, что сама идея уменьшенной вменяемости признавалась, да и сейчас признается далеко не всеми. Так, например, Таганцев писал: "Обладание способностью ко вменению должно быть констатировано по отношению ко времени учинения преступного деяния. Поэтому указание на психическое расстройство подсудимого, предшествовавшее учинению им этого деяния или последовавшее за этим, само по себе взятое, не может иметь никакого влияния на вменение данного поступка. Такая постановка вопроса вменяемости, как способности быть уголовно виновным, а потому и ответственным за свои поступки, предрешает

возбуждающий спор вопрос о так называемой уменьшенной вменяемости. Нет никакого сомнения, что как способность сознавать и понимать окружающие нас явления, так и способность оценивать сознанное допускают весьма различные оттенки, значительно изменяющиеся как количественно, так даже и качественно; эти оттенки могут иметь влияние на ответственность, но тем не менее эти состояния, относясь к мере ответственности, не могут рассматриваться как особый вид или даже особый оттенок вменяемости, так как в этом отношении существует только двоякая возможность: или признать, что в данном случае существуют условия, устраняющие вменяемость, или установить, что таковые отсутствуют. В первом случае виновный освобождается от ответственности, во втором – подлежит наказанию; признать что-либо третье, посредствующее состояние

мы не можем ни теоретически, ни практически. Мне даже думается, что внесение в закон особого постановления об уменьшенной вменяемости как обстоятельстве, обязательно влияющем на уменьшение ответственности,... представляется не только излишним ввиду общего права суда признавать заслуживающим снисхождения, но и нежелательным по своей неопределенности и односторонности. С одной стороны, глупость, опьянение, душевная неуравновешенность и т.д. имеют так много степеней и оттенков, что самые пределы уменьшенной вменяемости представляются

слишком слабо очерченными, а с другой - далеко не всегда в подобных состояниях можно приискать основания для уменьшения наказания. Нравственное притупление, психическая неуравновешенность, психическое вырождение могут проявиться в таких кровавых злодеяниях, что даже самые крайние сторонники антрополого-психиатрических воззрений на преступность не решаются рекомендовать в этих случаях снисходительности, а предлагают по отношению к ним более или менее крутые меры охраны. В прежних законодательствах такое постановление могло еще иметь значение ввиду абсолютной или приближающейся к абсолютной относительной санкции закона, но и это значение утратилось благодаря значительности простора, предоставленного суду при выборе меры ответственности." 4

     Из сказанного выше можно сделать вывод, что категория уменьшенной

вменяемости существует уже  довольно давно и, несмотря на неоднозначное к ней отношение, была закреплена в уголовном законе многих стран с теми или иными оговорками. Природа и законодательная оценка психических аномалий, не исключающих вменяемости, однозначно говорят о том, что уменьшенная вменяемость представляет собой индивидуально-личностную

особенность и юридически оценивается в качестве возможного, но, как правило, не обязательного основания для смягчения наказания или освобождения от него.

 

 

 

Медицинские критерии понятия уменьшенная вменяемость.

 

 

 

В Российской Федерации медицинским  критерием понятия уменьшенная  вменяемость считают:

 а) длящееся болезненное состояние (Каль);

 б)длительное болезненное состояние или умственную недостаточность (Жижиленко);

в) качество сознания больного человека (Трахтеров);

 г) временное расстройство  психической деятельности, хроническое душевное заблоевание, слабоумие или иное болезненное состояние (Щерба);

        д) наличие психических аномалий (Белокобыльская, Полубинская);

е) те или иные психические аномалии: некоторые формы психопатий, неврозы, дебильность, остаточные явления органического поражения головного мозга, психофизиологическое недоразвитие и другие явления психопатологии (Сущенко);

Информация о работе Проблема уменьшенной вменяемости в Российской Федерации и Республике Беларусь