Понятие ошибки в уголовном праве, ее разновидности и значение для вопроса квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конец XX — начало XXI столетия характеризуются для России увеличением роста преступности, что во многом объясняется экономическими, социальными и политическими реформами.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………..……………………..3
Глава 1. Вина в уголовном праве. Субъективная сторона состава преступления……………………………………………………..………………….4
Глава 2. Генезис института юридической ошибки в уголовном праве…..……..9
2.1. Взгляды на ошибку античных ученых…………………………….....………..9
2.2. Проблема ошибки в дореволюционном и советском уголовном праве…...10
Глава 3. Юридическая ошибка: понятие, виды и влияние на уголовную ответственность…………………………………………………………………….12
3.1. Этимология термина «ошибка»………………………………………………12
3.2. Понятие и классификация юридических ошибок…………………...………14
3.3. Понятие и классификация фактических ошибок……………….………..….16
3.4. Позитивная юридическая ошибка…………………………………………….22
Глава 4. Сравнительный анализ института ошибки в законодательстве зарубежных государств………………………………………………...…………..23
Глава 5. Актуальность проблемы юридических ошибок в современном отечественном уголовном праве…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………...………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая-уголовное право.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

     Во-вторых, лицо ошибочно считает свои действия правомерными, не сознавая их общественной опасности. Такая ошибка устраняет  умысел, а если деяние признается преступным только при умышленном его совершении, то исключается и уголовная ответственность. Если же деяние признается преступным и при неосторожной форме вины, то незнание его общественно опасного характера не исключает ответственности за неосторожное преступление при условии, что лицо должно было и могло сознавать общественную опасность своего действия или бездействия. Если объективная сторона преступления характеризуется в законе с помощью таких признаков, как способ, место, обстановка или время совершения, то ошибка относительно этих признаков означает разновидность ошибки в характере совершаемого деяния. При этом квалификация преступления определяется содержанием и направленностью умысла виновного. Так, если лицо считает похищение чужого имущества тайным, не зная о том, что за его действиями наблюдают посторонние лица, оно подлежит ответственности не за грабеж, а за кражу.

Ошибка относительно общественно опасных последствий  может касаться либо качественной, либо количественной характеристики этого  объективного признака.

     Ошибка  относительно качества, т.е. характера  общественно опасных последствий, может состоять в предвидении таких последствий, которые фактически не наступили, либо в непредвидении таких последствий, которые в действительности наступили. Такая ошибка исключает ответственность за умышленное причинение фактически наступивших последствий, но может влечь ответственность за их причинение по неосторожности, если таковая предусмотрена законом. Деяние, повлекшее не те последствия, которые охватывались умыслом субъекта, квалифицируется как покушение на причинение последствий, предвиденных виновным, и, кроме того, как неосторожное причинение фактически наступивших последствий. Например, неудавшаяся попытка уничтожить чужой дом путем поджога, если при этом человек, случайно оказавшийся в доме, получил менее тяжкое телесное повреждение, должна квалифицироваться как покушение на уничтожение чужого имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 149 УК) и неосторожное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ч. 2 ст. 114 УК).

     Если  деяние повлекло те же самые с точки  зрения их фактического содержания последствия, что охватывались умыслом виновного, но они имеют иную законодательную оценку, то преступление должно квалифицироваться по направленности умысла. Так, кража газового пистолета, ошибочно принятого за боевое оружие, должна быть квалифицирована как покушение на кражу огнестрельного оружия. Ошибка относительно тяжести общественно опасных последствий означает заблуждение в их количественной характеристике. При этом фактически причиненные последствия могут оказаться либо более, либо менее тяжкими по сравнению с предполагаемыми.

     Если  ошибка в количественной характеристике последствий не выходит за рамки, установленные законодателем, то она  не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию преступления. Так, идентичной будет  квалификация умышленных телесных повреждений, повлекших стойкую утрату трудоспособности как на 35, так и на 95%, а также хищение имущества как в размере 55, так и в размере 195 минимальных ставок заработной платы. Не оказывает влияния на уголовную ответственность и ошибка относительно количественной характеристики последствий в тех случаях, когда ответственность не дифференцируется в зависимости от тяжести причиненного вреда (например, от размера материального ущерба при умышленном уничтожении или повреждении имущества — ч. 1 ст. 149 УК).

     В тех случаях, когда уголовная  ответственность зависит от тяжести  последствий, лицо, допускающее ошибку относительно этого признака, должно нести ответственность в соответствии с направленностью умысла. Например, К., изготовив поддельные документы, пытался получить по ним от государственных предприятий некондиционные телевизоры и радиодетали на сумму 6350 руб. (в ценах 1971 года), но по причинам, не зависящим от его воли, успел похитить указанным способом имущество только на сумму 2216 руб. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РСФСР признала правильным осуждение К. за изготовление поддельных документов и за покушение на завладение государственным имуществом путем мошенничества в крупных размерах, хотя фактически причиненный ущерб не был крупным. 

     Наступление более тяжкого последствия, чем  субъект имел в виду (например, смерти, не охватываемой намерением лица, стремящегося причинить лишь телесные повреждения), исключает ответственность за его  умышленное причинение. Если же причинение более тяжкого последствия охватывалось неосторожной виной, то наряду с ответственностью за умышленное причинение (или попытку причинения) намеченного последствия (тяжкого телесного повреждения) наступает ответственность и за неосторожное причинение более тяжкого последствия (смерти).

     Ошибка  в развитии причинной связи означает неправильное понимание виновным причинно-следственной зависимости между его деянием  и наступлением общественно опасных  последствий. Искаженное представление  об общих закономерностях причинной связи и ее развитии и образует рассматриваемый вид ошибки. Если вследствие преступных действий наступает тот преступный результат, который охватывался намерением виновного, то ошибка в причинной связи не влияет на форму вины.

Иногда ошибка в причинной связи исключает умысел, но обосновывает ответственность за неосторожное причинение последствий, если субъект должен был и мог предвидеть истинное развитие причинной связи. Так, неопытный водитель автомобиля резко тормозит на повороте дороги, покрытой щебенкой, в результате заноса машина переворачивается, пассажиры получают телесные повреждения. В данном случае виновный, не обладая достаточным опытом, не предвидел, в каком направлении будет развиваться вызванная им причинно-следственная цепочка, хотя должен был и мог это предвидеть.

В случаях, когда  последствие, охватываемое умыслом, фактически наступает, но является результатом  не тех действий, которыми виновный намеревался их причинить, а других его действий, ошибка в развитии причинной связи влечет изменение квалификации деяния.

     У. и Л. с целью кражи проникли в дом, но, обнаружив там престарелого Ю. и стремясь избавиться от свидетеля, нанесли ему два ножевых удара  в область сердца. Похитив ценные вощи, они подожгли дом, где оставался  Ю., которого преступники считали уже мертвым. Но оказалось, Ю. был лишь тяжело ранен и погиб только при пожаре. Ошибка  У. и Л. относительно причины смерти Ю. породила совокупность двух преступлений против личности: покушения на убийство с целью скрыть другое преступление и неосторожного лишения жизни. Это деяние было бы неправильно квалифицировать только как умышленное убийство, так как действительное развитие причинной связи здесь не совпадает с предполагаемым и смерть не является результатом ножевых ранений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4. Позитивная юридическая  ошибка 

     При позитивной юридической ошибке лицо неверно оценивает совершаемое  деяние как преступление, заблуждаясь  в его общественной опасности  и уголовной противоправности, в  то время как уголовный закон  не относит соответствующее деяние к преступному и наказуемому. В подобных случаях деяние не причиняет и не может причинить вреда общественным отношениям, поскольку оно не обладает признаками общественной опасности и уголовной противоправности; деяние, совершенное лицом, является безразличным для уголовного права и считается преступным лишь с точки зрения «мнимого преступника», однако это обстоятельство не может превратить деяние в преступление.

     «Мнимое преступление» не влечет уголовной  ответственности, хотя не исключается возможность нарушения лицом норм других отраслей права и привлечения его к иным видам юридической ответственности. 

     Характеристику  позитивной юридической ошибки можно  тезисно представить следующим  образом:

1) лицо неверно  оценивает юридические обстоятельства  совершаемого деяния, заблуждаясь

относительно  наличия общественной опасности  и уголовной противоправности;

2) уголовный  закон вообще не содержит предполагаемой  лицом нормы (в силу чего  деяние не может быть признано уголовно противоправным) либо содержит норму, включающую условия, в силу которых деяние становится правомерным. 

     Следовательно, «мнимое преступление» не меняет непреступного характера совершенного лицом деяния, и ошибка подобного  рода исключает уголовную ответственность. 

Глава 4. Сравнительный  анализ института  ошибки в законодательстве зарубежных государств 

     Разнообразие  редакций норм об ошибке в мировой  практике, тем не менее, позволяет  выделить главные моменты, которые  могут стать аксиоматическими при выработке условий, в которых действует рассматриваемый правовой институт.

     Следует отметить отражение в большинстве  зарубежных кодексов положения об исключении уголовной ответственности за умышленное преступление при наличии фактической  ошибки, если лицо не осознавало фактические обстоятельства, которые закон относит к обязательным признакам этого состава преступления.

     Принцип субъективного вменения предполагает вменение виновному только тех обстоятельств  совершенного преступления, которые  им осознавались. Причем ответственность исключается именно за то преступление, наличие фактических признаков которого не осознавалось субъектом, однако ненаказуемость за умышленное преступление в этом случае не всегда предполагает автоматическое освобождение от уголовной ответственности. Зарубежным законодательством рассматриваются варианты привлечения виновного к ответственности при допущенной ошибке за неосторожное причинение вреда, если содеянное содержит признаки неосторожного преступления. В иных случаях уголовная ответственность лица при фактической ошибке исключается. Указанного алгоритма условий уголовной ответственности в случае совершения лицом преступления в ситуации фактической ошибки придерживается большинство зарубежных государств. 

     Рассматривая  нормы о юридической ошибке, заметим, что для многих зарубежных стран остается незыблемым доктринальное положение о том, что незнание закона не освобождает от ответственности.

     Однако  ряд государств пошли по пути серьезного исследования данного института, предложив иное решение вопроса об ответственности лица в условиях ошибки в праве. Так, согласно американскому уголовному законодательству ответственность исключается в случаях, если положения уголовного закона не были известны субъекту, либо нормативный акт не был опубликован, либо ошибочна или недействительна официальная формулировка закона (Примерный Уголовный кодекс США). В ряде зарубежных стран юридическая ошибка является основанием смягчения наказания (Япония, Швейцария и др.), а если доказано незнание и добросовестность ошибки, то лицо может быть вообще освобождено от наказания (Австрия, Чили, Югославия и др.).

     Сравнительный анализ института ошибки в уголовном  законодательстве зарубежных стран  способствует решению проблемы разработки нормативной конструкции положения об ошибке в российском уголовном праве, которая бы наиболее четко отражала условия применения рассматриваемого института. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Актуальность проблемы юридических ошибок в современном  отечественном уголовном  праве 

     В каждом совершенном преступлении вина носит индивидуальный характер, позволяя исследовать особенности психического отношения лица к совершенному общественно опасному деянию и вредным последствиям. В этой связи важное значение приобретает исследование вопроса об уголовно-правовой ошибке, когда лицо неверно оценивает юридические или фактические обстоятельства совершенного деяния.

     Следует заметить, что проблема ошибок (в  широком смысле) выходит за рамки  их изучения только уголовным правом. Исследованию ошибок поведения человека уделяют внимание различные науки: психология, социология, философия и т.д. Никто не застрахован от ошибки в своем поведении, но лишь часть человеческих ошибок попадает в сферу их изучения уголовным правом. 

     В новом Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 г. специальных норм, посвященных уголовно-нравовым ошибкам, не содержится. Это обстоятельство порождает существенную проблему, когда множество различных, подчас диаметрально противоположных, мнений среди специалистов относительно уголовно-правовой характеристики деяния лица, совершенного в условиях ошибки, влекут его неверную юридическую оценку, что не может не сказаться на уголовной ответственности в целом.

Информация о работе Понятие ошибки в уголовном праве, ее разновидности и значение для вопроса квалификации