Понятие ошибки в уголовном праве, ее разновидности и значение для вопроса квалификации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования. Конец XX — начало XXI столетия характеризуются для России увеличением роста преступности, что во многом объясняется экономическими, социальными и политическими реформами.

Содержание работы

Введение………………………………..……………………..……………………..3
Глава 1. Вина в уголовном праве. Субъективная сторона состава преступления……………………………………………………..………………….4
Глава 2. Генезис института юридической ошибки в уголовном праве…..……..9
2.1. Взгляды на ошибку античных ученых…………………………….....………..9
2.2. Проблема ошибки в дореволюционном и советском уголовном праве…...10
Глава 3. Юридическая ошибка: понятие, виды и влияние на уголовную ответственность…………………………………………………………………….12
3.1. Этимология термина «ошибка»………………………………………………12
3.2. Понятие и классификация юридических ошибок…………………...………14
3.3. Понятие и классификация фактических ошибок……………….………..….16
3.4. Позитивная юридическая ошибка…………………………………………….22
Глава 4. Сравнительный анализ института ошибки в законодательстве зарубежных государств………………………………………………...…………..23
Глава 5. Актуальность проблемы юридических ошибок в современном отечественном уголовном праве…………………………………………………..25
Заключение………………………………………………………...………………27

Файлы: 1 файл

Курсовая-уголовное право.doc

— 165.50 Кб (Скачать файл)

2.2. Проблема ошибки  в дореволюционном  и советском уголовном  праве 

     В российском уголовном праве указания по проблеме ошибки появились только в Уложении о наказаниях уголовных  и исправительных 1845 года. В ст. 98 Уложения перечислялись причины, «по коим содеянное не должно быть вменяемо в вину» (Раздел первый «О преступлениях, проступках и наказаниях вообще», глава третья «О определении наказаний по преступлениям», отделение первое «О определении наказаний вообще и обстоятельствах, при коих содеянное не вменяется в вину», пункт второй «О причинах, по коим содеянное не должно быть вменяемо в вину»). Среди причин, «по коим

содеянное не должно быть вменяемо в вину», наряду с безумием, необходимостью обороны и другими  обстоятельствами, была указана также «ошибка случайная или вследствие обмана» (ч.4 ст. 98 Уложения о наказаниях). А ст. 105 Уложения раскрывала данное обстоятельство: «Кто учинит что-либо противное закону единственно по совершенному, от случайной ошибки или вследствие обмана происшедшему, неведению тех обстоятельств, от коих именно деяние его обратилось в противозаконное, тому содеянное им не вменяется в вину. Он может, однако же, в некоторых случаях, законом определяемых, быть присуждаем к церковному покаянию». 

     Уголовное уложение 1903 года (последний по времени принятия законодательный акт Российской империи в области материального уголовного права) в четвертом отделении «Об условиях вменения и преступности деяний» главы первой «О преступных деяниях и наказаниях вообще» содержало ст. 43 об ошибке, в которой говорилось:

«Неведение обстоятельства, коим обусловливается преступность деяния или которое усиливает  ответственность, устраняет вменение в вину самого деяния или усиливающего ответственность обстоятельства.

При неосторожных деяниях правило сие не применяется, если само неведение было последствием

небрежности виновного».

     Уголовные кодексы РСФСР 1922, 1926 и I960 годов, а  также Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 года положений об ошибке не содержали. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Юридическая ошибка: понятие, виды и влияние  на уголовную ответственность 

3.1. Этимология термина  «ошибка» 

     Этимологический анализ термина «ошибка», проводимый на основе энциклопедического исследования понятийного аппарата, позволяет вычленить ключевые исходные данные термина «ошибка» — «неправильное действие», «неправильные мысли». При характеристике вины как психического отношения виновного лица к деянию и последствиям центральными категориями являются сознание и воля. Уголовное право интересует такая ошибка в сознании виновного, которая при мобилизации воли на совершение деяния приводит к неверному результату. Процесс познания включает как чувственный момент (работу органов чувств), так и рациональный (мышление), поэтому справедливым является замечание В. А. Якушина, который полагает, что «определить ошибку как неверное, неправильное представление лица относительно обстоятельств содеянного нельзя, ибо данное определение не учитывает рационального уровня. Понимание ее в качестве неправильной оценки этих обстоятельств не охватывает чувственного уровня», поэтому «определение понятия ошибки должно включать ошибки обоих уровней», и предлагает определить ошибку как заблуждение.

     С гносеологической точки зрения понятия  «ошибка» и «заблуждение» нетождественны.

     Заблуждение — это «неадекватное представление, понимание действительности, имеющее  для субъекта познания видимость  истинного знания. Выявление заблуждения  осуществляется через преодоление  видимости

ею истинности. Непосредственное основание этого — установление содержательного противоречия между наличным знанием и действительностью, разрешение которого  требует качественного преобразования этого знания, отрицания принятых в качестве истинных предпосылок и определений предмета».

    Заблуждение наряду с преднамеренной ложью образует ложное знание (искажение истинной действительности в знании). В отличие от заблуждения ошибку следует понимать как неверное знание о тех явлениях действительности, которые известны объективно. Причины же ошибки в основном субъективны, что и отражается на уголовно-правовом ее значении. Следует отметить, что ошибку отличает осознанность, то есть способность и возможность предвидения (правильного, верного представления) лицом цепочки развития событий (их последовательность), а также их окончательной оценки (как изменятся общественные отношения при воздействии на них). При ошибке субъект действует на основании неверного знания, полученного на основе заблуждения (неверного представления и оценки), и поставленная им задача не выполняется.

    Именно  психологические факторы являются основными при формировании ошибки, в результате чего и определяется ее уголовно-правовое значение. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

3.2. Понятие и классификация  юридических ошибок 

     Понятие ошибки в уголовном праве следует определить как неверное знание, полученное под влиянием заблуждения лица о юридических или фактических обстоятельствах совершаемого им деяния.

     Юридическая ошибка — это неправильное представление  субъекта о преступности или непреступности совершенного им деяния (действия или бездействия) и его последствиях, уголовно-правовой квалификации содеянного, а также о виде или размере наказания, которое может быть назначено за совершение этого деяния. При юридической ошибке действует общее правило, что уголовная ответственность лица наступает в соответствии с оценкой деяния не субъектом преступления, а законодателем.

     С принципом субъективного вменения тесно связан вопрос об ошибке, поскольку  в содержание вины входят не только истинные, но и ошибочные представления лица о характере совершаемого деяния и его социальном значении. Под ошибкой в уголовном праве понимается заблуждение лица относительно фактических обстоятельств, определяющих характер и степень общественной опасности совершаемого деяния, либо относительно юридической характеристики деяния. В зависимости от характера неправильных представлений объекта различаются юридическая и фактическая ошибки.

     Юридическая ошибка представляет собой неправильную оценку виновным юридической сущности или юридических последствий совершаемого деяния. Принято различать следующие виды юридической ошибки:

а) ошибочная  оценка деяния как преступного, тогда  как на самом деле закон не относит  его к преступлениям («мнимое  преступление»). В подобных случаях  деяние не нарушает общественных отношений, охраняемых уголовным правом, и не обладает свойством общественной опасности, поэтому отсутствует уголовно-правовая вина и исключается уголовная ответственность;

б) неверная оценка совершаемого деяния как непреступного, в то время как в действительности оно является преступлением. Подобная ошибка не исключает умышленной вины, поскольку незнание закона не равнозначно отсутствию сознания общественной опасности деяния и не оправдывает лицо, совершившее это деяние;

в) неправильное представление лица о юридических последствиях совершения преступления, о его квалификации, виде и размере наказания, которое может быть назначено за совершение этого деяния. Названные обстоятельства не входят в содержание умысла, они не являются обязательным предметом сознания, поэтому их ошибочная оценка не влияет на форму вины и не исключает уголовной ответственности.

     Лицо, изнасиловавшее малолетнюю, наказывается в соответствии с санкцией нормы, включающей данный квалифицирующий  признак, даже если субъект ошибочно полагает, что его деяние наказывается в пределах, установленных санкцией той нормы, где описано изнасилование без отягчающих обстоятельств.

     Итак, общее правило, относящееся к  значению юридической ошибки, сводится к тому, что уголовная ответственность  лица, заблуждающегося относительно юридических свойств и последствий совершаемого деяния, наступает в соответствии с оценкой этого деяния не субъектом, а законодателем. Иначе говоря, такая ошибка обычно не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию преступления, ни на размер назначаемого наказания. 
 
 
 
 
 
 

3.3. Понятие и классификация  фактических ошибок 

     Фактической ошибкой называют неверное представление  лица о фактических обстоятельствах, играющих роль объективных признаков  состава данного преступления и  определяющих характер преступления и степень его общественной опасности; В зависимости от содержания неправильных представлений, т.е. от предмета неверных восприятий и оценок, следует различать следующие виды фактической ошибки: в объекте посягательства, в характере действия или бездействия, в тяжести последствий, в развитии причинной связи, в обстоятельствах, отягчающих ответственность. Помимо названных видов, в литературе предлагается выделять в качестве самостоятельных видов фактической ошибки и такие, как ошибка в предмете преступления, в личности потерпевшего, способе и средствах совершения преступления’. Однако вряд ли выделение таких видов фактической ошибки оправданно, поскольку они либо представляют разновидности ошибки в объекте или объективной стороне преступления, либо вообще не имеют значения для уголовной ответственности.

     В российском уголовном законодательстве нет специальной нормы, но вопросы  влияния фактической ошибки на квалификацию преступления разработаны теорией  уголовного права.

     Практическое  значение имеет лишь серьезная фактическая ошибка (касающаяся юридически значимых признаков состава преступления), а не несущественное заблуждение.

     Ошибка  в объекте — это заблуждение  лица в социальной и юридической  сущности отношений, которым причиняется  вред. Может иметь место подмена объекта посягательства — субъект преступления ошибочно полагает, будто посягает на один объект, а в действительности ущерб причиняется другому. Например, лицо желает приобрести алмазы, а на самом деле покупает стразы. Преступление должно квалифицироваться по направленности умысла, но, так как отношения в сфере оборота драгоценных камней фактически не потерпели ущерба, применяется юридическая фикция: фактически оконченное преступление оценивается как покушение. В нашем случае лицо должно нести ответственность за покушение на незаконный оборот драгоценных металлов и камней. Данное правило применяется только при конкретизированном умысле.

Второй вид  возможной ошибки в объекте —  незнание обстоятельств, которые меняют социальную и юридическую оценку объекта. Так, причинение при совершение незаконного оборота драгоценных металлов и камней крупного размера служит квалифицирующим признаком. Такая разновидность ошибки влияет на квалификацию преступления двояко: если субъект не знает о наличии этого обстоятельства, хотя оно существует, то преступление квалифицируется как совершенное без отягчающего обстоятельства. Если же ошибочно полагает, что, совершая преступление, причиняет крупный ущерб, а фактически это не имеет места, то деяние должно квалифицироваться как покушение на преступление с этим отягчающим обстоятельством.

     Может иметь место и ошибка в предмете посягательства. При ошибке в предмете посягательства ущерб причиняется  именно предполагаемому объекту, хотя непосредственному воздействию подвергается не намеченный преступником, а другой предмет. Например, лицо считает, что совершает незаконную сделку по купле платины, а на самом деле приобретает сплав серебра. Такая ошибка не влияет ни на форму вины, ни на квалификацию, ни на уголовную ответственность; но неверное представление о предмете посягательства иногда влечет ошибку и в объекте преступления. Допустим, виновный похищает, хранит, а затем продает синтетические камни, принимая их за природные драгоценные камни.

     Ошибка  в характере совершаемого действия или бездействия может быть двоякого рода.

     Во-первых, лицо неправильно оценивает свои действия как общественно опасные, тогда когда они не обладают этим свойством. Такая ошибка не влияет на форму вины, а деяние остается умышленным, но ответственность наступает не за оконченное преступление, а за покушение на него, поскольку преступное намерение не было реализовано (например, приобретение испорченного пистолета, ошибочно принимаемого за исправный, составляет покушение на незаконное приобретение оружия).

Информация о работе Понятие ошибки в уголовном праве, ее разновидности и значение для вопроса квалификации