Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2016 в 07:59, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования. В современной России охрана прав несовершеннолетних относится к числу наиболее актуальных проблем, обусловленных неблагополучным положением детей, как в обществе, так и в семье. При этом обострение данной проблемы происходит в условиях, когда на международном и национальном уровнях выработана и постоянно совершенствуется развернутая система правовых мер ювенальной защиты.

Файлы: 1 файл

Ермаков А.В..doc

— 140.50 Кб (Скачать файл)

По проблеме организации прокурорского надзора в сфере защиты прав несовершеннолетних при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением свободы, автор вначале провел историческое исследование. По его итогам выявлен ряд эволюционных закономерностей этой ветви прокурорского надзора. В частности, автор отмечает, что установление прокурорского надзора над исправительными учреждениями для малолетних преступников произошло, когда для этих учреждений по всей стране были установлены единые правила работы и организации, поддерживаемые законодательно. Усиление прокурорского надзора имело место, когда в вопросе организации деятельности исправительных учреждений для несовершеннолетних превалировало местное нормотворчество и администрирование. Централизация системы исправительных учреждений, напротив, влекло ослабевание прокурорского надзора над нею. Автор замечает, что отсутствие самостоятельного направления прокурорского надзора – надзора над пенитенциарными учреждениями для несовершеннолетних – было оправданным только тогда, когда для этих учреждений не предусматривались особенности исправительного воздействия, отличающие их от учреждений для взрослых.

Сегодня прокурорский надзор над исправительными учреждениями для несовершеннолетних – воспитательными колониями – осуществляют специализированные прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. Эти прокуратуры были образованы 1985-1986 гг. и функционируют на правах районных прокуратур с подчинением прокурору соответствующего субъекта РФ. Одновременно функция надзора над законностью в воспитательных колониях реализуется прокуратурами городов и районов и прокуратурами субъектов РФ. Для этого в них учреждены должности старших помощников прокуроров по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний, возглавляющие соответствующие отделы или группы прокуроров.

В настоящее время для всех органов прокуратуры, осуществляющих надзор за законностью исполнения наказания, практически отсутствуют организационные меры, обособляющие их деятельность в отношении воспитательных колоний. На эту часть их работы распространяются общие рекомендации и требованию по надзору за учреждениями, осуществляющими изоляцию от общества подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в основном, изложенные в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 5 августа 2003 г. № 27 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний и содержании подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах».

Единственные специальные меры прокурорского надзора в местах лишения свободы несовершеннолетних предусмотрены в приказе Генерального прокурора РФ от 22 июня 2001 г. № 38 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» и сводятся к требованию установить постоянный надзор за соблюдением прав осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, на получение образования и профессиональной подготовки, защиту иных социальных гарантий, предусмотренных законодательством.

Восполняя указанный пробел, автор разработал методические рекомендации по прокурорскому надзору в сфере защиты прав несовершеннолетних заключенных. Автор остановился на такой форме прокурорского надзора, как личный прием и беседа с осужденным, обосновывал методику их подготовки, проведения и подведения итогов.

Автор указывает, что личный прием и беседа с осужденными, как и любое другое действие прокурора по проверке законности в воспитательной колонии, должны носить запланированный характер. Им должна предшествовать подготовительная работа, в течение которой необходимо принять меры в обеспечение достоверности и точности получаемой в беседе информации. Для этого прокурору необходимо выяснить личностные особенности заключенных, обращая внимание на заболевания алкоголизмом, наркоманией, психические отклонения. Большей частью, с такими заключенными сложно достигнуть эффективного диалога, поскольку они неадекватно воспринимают и интерпретируют окружающий мир, часто отвлекаются и не способны сосредоточиться на какой-то одной проблеме, ошибочно понимают и оценивают высказывания собеседника и задаваемые им вопросы.

Целесообразно также из общего числа осужденных поднадзорной колонии выделить тех подростков, кто пребывает там менее трех месяцев. Именно с ними беседа может быть наиболее продуктивной. Как показывают исследования, в этот период осужденные более открыты, откровенны и склонны доверять представителям государственных и общественных институтов. Они психологически отторгают тюремную жизнь, считают себя чуждыми ей и, в своем стремлении вернуться на волю, более расположены к сотрудничеству.

На подготовительном этапе необходимо составить план беседы с осужденным, продумать и наметить вопросы, которые необходимо будет ему задать. При подготовке вопросов можно использовать сведения об исполнении режима воспитательной колонии и условий отбывания наказания, осуществления мероприятий по охране и надзору над осужденными, об организации их учебы, труда и отдыха, о культурно-развлекательных и иных мероприятиях воспитательного характера, проведенных с осужденными, фактах обращения за медицинской помощью и т.п., полученные по итогам реализации иных форм прокурорского надзора.

В условиях воспитательной колонии не только формы, но и объект прокурорского надзора приобретает свои особенности. В поле зрения прокуроров, надзирающих за законностью в воспитательных колониях, появляются новые организационные сегменты в структуре учреждений и новые подходы к управлению ими, особые формы и методы исправления несовершеннолетних осужденных, формы самоорганизации несовершеннолетних осужденных, отличные от имеющих место во взрослой среде и т.п.

Благодаря поправкам, внесенным в Уголовно-исполнительный кодекс РФ Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. стало возможным создание участков воспитательных колоний, функционирующих как исправительные колонии общего режима. В такие участки должны помещаться осужденные, которые во время отбывания срока достигли совершеннолетия. Они предусмотрены как альтернатива перевода осужденных во взрослые колонии: во-первых, отпадает излишняя необходимость смены исправительного учреждения и территориального перемещения заключенного. Во-вторых, если после воспитательной колонии у осужденного еще есть шанс вернуться к нормальной жизни, то во взрослой колонии он окончательно перевоспитывался в уголовника. Теперь осужденный подросток огражден от попадания во взрослую криминальную среду.

В диссертации предложены рекомендации по прокурорскому надзору за деятельностью названных подразделений воспитательных колоний. Прокурор, как отмечено в исследовании, должен контролировать, чтобы работа таких подразделений отвечала принципам и целям отбытия наказания, практике деятельности ювенально-пенитенциарной системы, не вносила помех и препятствий в организацию учебно-воспитательного и трудового процесса, чтобы соблюдались права помещенных в них несовершеннолетних на получение юридической и социальной помощи и т.п. Прокурор должен обращать внимание, какими аргументами руководствуется администрация воспитательной колонии, принимая решение об оставлении несовершеннолетнего в воспитательной колонии до достижения им 21-летнего возраста или о переводе его в участок, функционирующий как исправительная колония общего режима. При проведении прокурорских проверок стоит уточнять, как организуются работы по хозяйственному обслуживанию воспитательной колонии, привлекаются ли к ним воспитанники, содержащиеся в участках, функционирующих как исправительная колония, и не нарушаются ли при этом требования изоляции основного контингента от осужденных, достигших совершеннолетия; какая политика отбытия наказания реализуется в отношении подростков, размещенных на периоды следствия и до вступления приговора в законную силу в ПФРСИ при воспитательных колониях, и достигших за это время совершеннолетия – направляются ли они в исправительные колонии или переводятся в участок, функционирующий как исправительная колония, если таковой имеется, и т.п.

Генеральной прокуратуре РФ целесообразно поставить перед ФСИН РФ вопрос о детальной правовой регламентации деятельности помещений воспитательных колоний, функционирующих в режиме следственного изолятора, и изолированных участков, функционирующих как исправительная колония общего режима.

Далее автор рассматривает организацию прокурорского надзора за деятельностью такой структуры воспитательной колонии, как попечительский совет – орган общественного контроля за деятельностью колонии, который создается по решению высшего государственного органа исполнительной власти субъекта РФ. Его задача – оказание помощи администрации воспитательной колонии в организации учебно-воспитательного процесса и укреплении материально-технической базы, в решении вопросов социальной защиты осужденных и трудового и бытового устройства освобождающихся лиц.

Прокурору, осуществляющему проверки деятельности попечительского совета, автор рекомендует выяснять, какова доля и характер его вмешательства в управление колонией. Законодатель устанавливает, что по вопросам своей компетенции совет может принимать решения рекомендательного характера, представлять предложения администрации колонии, проводить коллегиальное обсуждение вопросов работы колонии совместно с ее руководителями и работниками. Одновременно с тем, совету легально предоставлены инструменты материально-финансового влияния на деятельность воспитательной колонии: он вправе способствовать целесообразному использованию имущества и расходованию денежных средств, передаваемых воспитательной колонии гражданами и юридическими лицами в процессе осуществления благотворительной деятельности и должен, в случае их нецелевого использования и расходования, информировать об этом соответствующие органы. Имея это в виду, прокурор должен выяснить, отвечает ли установленный порядок принятия решений в поднадзорной воспитательной колонии требованиям закона. Не практикуется ли там обязательное согласование решений с попечительским советом либо коллегиальное принятие решений в ходе совместных заседаний совета и администрации колонии, не оказывается ли давление на администрацию со стороны совета с целью лоббирования определенных организационно-управленческих мер и т.п.

Автор отмечает, что в целях совершенствования деятельности прокуратуры необходимо структурное обособление функции надзора за законностью при исполнении наказания в отношении несовершеннолетних. Для этого необходимо в составе Управления по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний Генеральной прокуратуры РФ образовать отдел по надзору за законностью исполнения наказаний в отношении несовершеннолетних. Эта мера также поможет активизировать научно-аналитические разработки в системе прокуратуры РФ по проблемам прокурорского надзора над воспитательными колониями и восполнить существующий пробел в научно-методическом обеспечении этой деятельности.

В заключении работы формулируются обобщающие, подводящие итог исследованию выводы и предложения.

Основные положения диссертации отражены в четырех работах общим объемом 1,52 п.л.:

  1. Ермаков А. В. Исторический аспект организации защиты прокурором прав несовершеннолетних при исполнении уголовных наказаний, связанных с лишением свободы // Безопасность личности и виктимологические проблемы предупреждения преступлений: Материалы научно-практической конференции. М.: ВНИИ МВД России, 2006. – 0,35 п.л.
  2. Ермаков А. В. Защита прав детей, усыновленных иностранными гражданами: организационно-правовой аспект // Российский следователь. 2006. № 7. – 0,47 п.л.
  3. Ермаков А. В. Защита прав детей как предмет прокурорского надзора // Материалы научно-практической конференции. Екатеринбург, 2006. – 0,44 п.л.
  4. Ермаков А. В. Правозащитная роль прокуратуры в системе ювенальной юстиции // Межнациональные и межконфессиональные конфликты: пути и средства их предупреждения и пресечения: Материалы восьмой научно-практической конференции. М.: Академия МВД России, 2006. – 0,26 п.л.

 


Информация о работе Функции прокурора в досудебных стадиях уголовного процесса