Проблемы и перспективы экспортного контроля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2015 в 15:33, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение правового обеспечения и развития системы экспортного контроля в Российской Федерации.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу "Система экспортного контроля".
2. Сказать об актуальности проблемы "Система экспортного контроля". в современных условиях;
3. Изложить возможности решения проблем "Система экспортного контроля";
4. Обозначить тенденции развития тематики "Система экспортного контроля".

Файлы: 1 файл

Проблемы и перспективы экспортного контроля.docx

— 121.46 Кб (Скачать файл)

   Страны-участницы ВД взяли на себя обязательство осуществлять на национальном уровне контроль за экспортом всей номенклатуры из Списка товаров и технологий двойного применения, а также Списка вооружений. Решение о передаче или об отказе в передаче любого товара является исключительной прерогативой каждого государства - участника. Все меры, принимаемые в связи с Договоренностями, соответствуют национальному законодательству и политике.

Все решения в ВД принимаются на основе консенсуса. К числу важнейших решений форума можно отнести достигнутое в 2001 году соглашение о включении проблематики противодействия терроризму в перечень уставных задач с четкой фиксацией того, что данное изменение не должно противоречить ключевому принципу о ненаправленности форума против какого-либо государства или группы государств. В 2002 году был принят документ о “наилучшей практике” в области передач легкого и стрелкового оружия (ЛСО). В нем, в частности, закреплены положения о контроле за реэкспортом ЛСО и недопустимости его безлицензионного производства. Отдельным пунктом прописано, что страны-экспортеры будут проявлять особую бдительность при передачах ЛСО неправительственным организациям и частным лицам.

Каждые четыре года происходит подведение итогов (общий обзор) функционирования этого международного режима.

В рамках многосторонних режимов экспортного контроля возрастающую значимость приобретает принцип «лучшей практики». В 2001 г. государства — участники Вассенаарских договоренностей согласились принять 18 правил «лучшей практики» правоприменения, представляющих собой совокупность наиболее удачных аспектов политики и методов правоприменения, используемых различными членами Вассенаарских договоренностей: превентивное правоприменение, расследование, эффективные меры наказания, обмен информацией в рамках международного сотрудничества. РКРТ и ГЯП также упоминают принцип «лучшей практики» в правоприменении, лицензировании, контроле над неосязаемыми формами передачи технологий, а также в контроле над транзитными перевозками и реэкспортом.

В 2003 года проведен обзор деятельности Вассенаара за последние годы. По его итогам впервые в истории Договоренностей было принято министерское заявление от имени всех стран - участниц ВД. В числе важнейших результатов - документ о принципах контроля за переносными зенитно-ракетными комплексами (ПЗРК).

В 2004 году впервые с момента основания ВД произошло расширение членского состава ВД за счет Словении. В течение 2005 года в ВД последовательно были приняты Литва, Латвия, Эстония, Мальта и Хорватия. В конце 2005 года 40 членом ВД стала ЮАР.

В декабре 2007 г. в Вене состоялось пленарное заседание ВД, которое подвело итоги третьего обзорного процесса, в ходе которого обсуждались в том числе и российские инициативы, а именно вопросы контроля за реэкспортом обычных вооружений, контроль за оборотом переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) и «глобальная транспарентность».

Принят инициированный российской стороной обновленный документ о контроле за оборотом ПЗРК. Одобрены изменения в контрольные списки, в том числе в части средств защиты гражданской авиации от ПЗРК. Кроме того, приняты перечень рекомендаций по "наилучшей практике" контроля за конечным использованием товаров и технологий двойного применения, а также документ о принципах контроля за авиатранспортировкой ЛСО в тех странах, где допускается свободное участие негосударственных структур в транспортировке оружия.

Пленарные заседания ВД проводятся ежегодно. Последнее состоялось в Вене в декабре 2009 года. Российская Федерация в очередной раз ставила вопрос продолжающейся ремилитаризации Грузии, в том числе при участии некоторых стран ВД. По российской инициативе продолжена дискуссия по проблематике предотвращения дестабилизирующих вооружений.

2. Система экспортного  контроля на современном этапе

2.1 Режимы экспортного  контроля

Одним из злободневных вопросов деятельности международных режимов является прием новых членов или по крайней мере втягивание в орбиту их деятельности основных производителей и поставщиков чувствительной продукции. Китай, не будучи членом РКРТ(Режим контроля за ракетными технологиями), еще в 1992 г. взял обязательство следовать правилам этого режима, что дало основание Соединенным Штатам снять наложенные ранее на эту страну санкции.

В 2004 г. в связи с расширением ЕС встал вопрос о приеме новых его членов во все многосторонние режимы экспортного контроля. Страны ЕС провели большую дипломатическую работу, которая увенчалась успехом. Вместе с тем присоединение к многосторонним соглашениям целого ряда государств, не являющихся поставщиками ядерных и ракетных технологий, но имеющих право накладывать вето на принимаемые решения по политическим мотивам, вряд ли может укрепить эффективность таких режимов.

Совершенствование международных списков и руководящих документов является приоритетной задачей участников многосторонних соглашений. Работа над списками ведется постоянно. На определенном этапе развития международных отношений накапливаются факторы, подталкивающие к значительному пересмотру Руководящих принципов.

11 февраля 2004 г. президент Буш, выступая в  Университете национальной обороны  в Вашингтоне, выдвинул семь предложений, как стимулировать мировые усилия  по прекращению распространения  ядерного оружия. В частности, он  предложил создать упорядоченную  систему, позволяющую строить гражданские  АЭС, не увеличивая опасность  распространения ядерного оружия. Было также предложено странам, входящим в Группу ядерных поставщиков (ГЯП), отказаться продавать оборудование и технологии для обогащения урана и переработки отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) для извлечения плутония любому государству, которое еще не обладает полномасштабными действующими установками по обогащению и переработке. Рекомендовано добиться того, чтобы у МАГАТЭ были все необходимые инструменты для выполнения своего важнейшего мандата, а также, чтобы к 2005 г. только государствам, подписавшим Дополнительный протокол, было разрешено импортировать оборудование для своих гражданских ядерных программ.

США предлагали внести два основных изменения в Руководящие принципы ГЯП: сделать Дополнительный протокол МАГАТЭ условием поставки ядерной продукции и добавить положения о всеобъемлющем контроле в Руководящие принципы ГЯП по продукции двойного назначения. На пленарном заседании в мае 2005 г. страны-участницы включили в Руководящие принципы ГЯП механизм всеобъемлющего контроля.

Большинство стран уже включило данное положение в свои национальные режимы, что позволяет им лицензировать продукцию, не попавшую в контрольные списки, если ее конечное использование вызывает обеспокоенность. Кроме того, члены ГЯП обмениваются друг с другом информацией по отказам в выдаче разрешения на экспорт. На последнем пленарном заседании ГЯП было решено усилить обмен информацией между участниками соглашения, а также укрепить контакты ГЯП с государствами, оставшимися вне этого режима.

Как известно, руководящие принципы ГЯП предусматривают два ключевых исключения из полномасштабных гарантий как условия поставки: 1) ядерный экспорт разрешается в такие страны только тогда, когда он необходим для обеспечения безопасной эксплуатации ядерных объектов, которые уже находятся под гарантиями МАГАТЭ; 2) экспорт разрешен, если контракт и/или соглашение было заключено до вступления соответствующего правила в силу, — так называемое «положение об обратной силе».

В своем выступлении на ежегодной международной конференции Фонда Карнеги по нераспространению ядерного оружия (Вашингтон, 14—15 ноября 2002 г.) генеральный директор Международного агентства по атомной энергии Мухаммад эль-Барадей указал на то, что Индия и Пакистан имеют ядерные реакторы и связанные с ними объекты, находящиеся под гарантиями МАГАТЭ; однако эти государства вследствие ограничений экспортного контроля неспособны обеспечить требуемый уровень безопасности ядерного оборудования и технологий. Директор МАГАТЭ предложил сделать «исключение, предусмотренное Руководящими принципами ГЯП», благодаря которому Индия и Пакистан могли бы получать помощь в обмен на обязательства следовать Руководящим принципам ГЯП и активно поддерживать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и Конвенцию о запрещении производства расщепляющихся материалов для ядерного оружия.

Новый подход позволит использовать положения Группы ядерных поставщиков как стимул, поощряющий присоединение к ней тех государств, которые этого еще не сделали. Это выступление вызвало неоднозначную реакцию. Некоторые международные эксперты отметили, что предложенные изменения могут ослабить режимы экспортного контроля, так как Индия и Пакистан получат «награды за плохое поведение».

США, по-прежнему занимая жесткую позицию в ГЯП по вопросам «исключений», все активнее прибегают к двусторонним переговорам и соглашениям. В 2001 г. правительство США приняло политическое решение возобновить помощь Индии в сфере коммерческой ядерной безопасности (помощь была приостановлена после испытаний ядерного оружия, проведенных Индией в мае 1998 г.). Американское правительство изучает возможные аспекты помощи в сфере ядерной безопасности, чтобы быть уверенным, что Руководящие принципы ГЯП не будут нарушены.

Государства, присоединившиеся к многосторонним режимам, берут политическое обязательство инкорпорировать рекомендованные списки и правила в свои национальные режимы экспортного контроля. Однако выполнение правил, одобрение лицензий, санкции остаются прерогативой отдельных государств. Вот почему национальные системы экспортного контроля можно считать кирпичиками международных режимов нераспространения, первой линией защиты против распространения продукции и технологий, которые могут быть использованы при производстве ОМУ.

В 2000—2002 гг. был принят ряд новых нормативных документов, которые стали краеугольным камнем правовой основы современной системы экспортного контроля Сообщества и его членов. 28 сентября 2000 г. вступил в силу Регламент ЕС 1334/2000 о контроле над экспортом продукции и технологий двойного назначения. Затем он дополнялся другими положениями 4.

Принятые акты гарантируют обеспечение добросовестных торговых операций между странами-членами и сотрудничество государственных учреждений. В рамках ЕС свободное обращение продукции двойного назначения является общим правилом. Однако для наиболее чувствительной продукции, в том числе ядерной, ограничения сохраняются.

В документе определено разделение полномочий между Комиссией и членами ЕС. На наднациональном уровне разрабатывается общий контрольный список, в основу которого положены международные списки многосторонних режимов экспортного контроля. Объектами контроля являются товары, технологии и программное обеспечение двойного назначения. Контролю подлежат и неосязаемые формы передачи технологий по факсимильной, телефонной или электронной связи за пределы Союза. По аналогии с американским и российским законодательствами исключение делается для передачи технологий, имеющих статус «общественного достояния», и для фундаментальных исследований. Регламент 1994 г. включил принцип «всеобъемлющего контроля» в национальные законодательства Великобритании и Франции, а регламент 2003 г. расширил масштабы его действия.

Участники Союза еще раз подтвердили взаимное признание лицензий. Кроме того, принята общая политика выдачи генеральных лицензий применительно к широкому кругу товаров двойного назначения для ограниченного числа стран («Белый список» стран: Австралия, Канада, Япония, Новая Зеландия, Иордания, Швейцария, США, Чехия, Венгрия, Польша). Однако на ядерный экспорт в любую страну выдаются только индивидуальные лицензии.

Одно из наиболее важных достижений нового режима экспортного контроля — установление консультационного механизма. Каждый член Союза перед тем, как выдать лицензию на поставку, в которой импортеру было отказано другим участником Союза, должен проконсультироваться с государством, не одобрившим аналогичную поставку, и выяснить причины отказа. Если же после консультации будет принято решение о выдаче экспортной лицензии, то государство-член должно не только проинформировать об этом как Комиссию, так и партнера, первоначально отказавшего в выдаче лицензии, но и обосновать свое решение. Такое правило (no-undercut rule) принято и в рамках ГЯП. Лицензии (индивидуальные, а также глобальные и национальные генеральные) выдаются на национальном уровне.

Совет Европы в июне 2004 г. также принял еще один документ — Объединенную акцию в отношении контроля в области технической помощи. Он определяет, правила регулирования за передвижением лиц за пределами Союза включая устные передачи. Совместная акция Евросовета также уточняет условия, когда не применяется требование о том, чтобы разрешить оказание технической помощи. Совместная акция не действует в тех случаях, когда техническая помощь предоставляется одной из десяти стран, перечисленных в «белом» списке, который составлен согласно регламенту Евросовета, а также неприменима в тех случаях, когда техническая помощь ведет к передаче информации, которая имеется у общественности или входит в разряд основополагающих научных исследований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правовое регулирование  экспортного контроля в Российской  Федерации.

Одним из важнейших принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности в Российской Федерации является единство политики экспортного контроля, осуществляемой "в целях реализации государственных задач обеспечения национальной безопасности, политических, экономических и военных интересов, а также выполнения международных обязательств Российской Федерации по недопущению вывоза оружия массового уничтожения и иных наиболее опасных видов оружия"

Под экспортным контролем понимается комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ядерного, химического, бактериологического (биологического) и токсинного оружия), средств его доставки (ракет и беспилотных летательных аппаратов, способных доставлять оружие массового поражения), а также иных видов вооружения и военной техники. Экспортный контроль основывается на запретительно - разрешительном (лицензионном) порядке экспорта определенных товаров и технологий, попавших в специальные контрольные списки. При этом экспорт понимается в данном случае расширительно: речь идет не только о таможенном режиме экспорта, а о всех внешнеэкономических операциях, предусматривающих трансграничное перемещение контролируемых товаров и технологий.

Современная система экспортного контроля, существующая в большинстве промышленно развитых государств мира, базируется на основополагающем принципе, в соответствии с которым внешнеторговые поставки товаров и технологий высокого технического уровня страны - производители и экспортеры осуществляют при условии, что с ними будут обращаться соответствующим образом и не будут реэкспортировать в контролируемые государства. Целью экспортного контроля является наблюдение за исполнением соответствующих международных обязательств и договоренностей путем получения достоверной информации о том, где находится контролируемый товар, кто является его владельцем или пользователем и с какими целями он используется. Контроль организуется таким образом, что экспортер обязан запросить компетентный орган исполнительной власти своей страны о выдаче экспортной лицензии (разрешения на вывоз). Появление такого запроса является основанием для осуществления контроля за движением товара и целью его использования.

Информация о работе Проблемы и перспективы экспортного контроля