Социальные общности, их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2011 в 11:50, реферат

Описание работы

В многообразии социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. Характерная особенность этих социальных вза¬имодействий в том, что предмет этой связи, т.е. ради чего эта связь возникает — потребность в солидарности, координации совместных действий. Как правило, в общно¬сти объединяются люди, имеющие схожие, одинаковые задачи, функции и обусловленные ими статусы, социаль¬ные роли, культурные запросы, этнические признаки и т.д.

Файлы: 1 файл

Социология.docx

— 46.69 Кб (Скачать файл)

  4. Говоря об особенностях духовной  регуляции в социальной группе, отметим и особенности духовной регуляции «Я» в социальной группе, в «МЫ».

  а). Тот, кто включает свое «Я» в какое-либо «МЫ», — берет на себя сам определенные солидарные обязательства по отношению к «МЫ», к самым разным членам этого «МЫ», готов в чем-то подчиниться «МЫ», следовать, поступать соответствующим образом.

  б). Причисление себя к «МЫ» содействует, вызывает желание, обязывает перенимать нормы отношений, традиций, специфику культуры, присущей именно для данной социальной группы. «У нас так принято». «Нам так не пристало себя вести». Тем самым группа определяет, а подчас даже навязывает определенные нравственные эталоны поведения своим членам.

  в). Личность начинает смотреть на свое «Я»  глазами «МЫ». В основе самооценки лежат не просто ценности, нормы, принципы поведения, которые ты принял для себя как желательные. Во многом это желательное для тебя ты «подсмотрел» у тех, к кому ты себя хотел бы причислить или уже причислил. Не рассматривая все коллизии и даже трагизм духовной драмы идентификации себя с тем или иным «МЫ», отметим, что без внутреннего контроля типа «Что скажут обо мне мои коллеги» невозможно формирование устойчивой общности и признание тебя со стороны членов общности. Этот самоконтроль есть не что иное как превращенная форма контроля общности, ее лидеров, общественного мнения за своими членами. Степень контроля, степень конформизма, который является результатом такого контроля, может быть различной (но эта проблема выходит за рамки нашего анализа).

  5. Рассматривая «МЫ», хотелось бы отметить и еще одну специфику духовной регуляции связей в социальной группе. Это наличие у членов общности чувства собственного отличия, а подчас и преимущества над «другими». Определенная притягательность, привлекательность «МЫ» для обеспечения устойчивой связи индивидов в общности необходима. Но выбор того, каким способом достигнуть этой привлекательности, зависит от общей культуры, типа связей, лежащих в основе общности, ее целей, остроты «конкуренции» с другими общностями. Одни могут говорить о богоизбранном народе, другие о великом народе — строителе коммунизма, третьи — о классе-гегемоне, четвертые — об интеллектуальной элите нации и т.д. В общем-то, вполне естественна гордость народа за своих спортсменов, ученых, как и естественна гордость всех членов семьи за успехи одного из ее членов, стремление этот успех отпраздновать, пригласить гостей — все это сплачивает семью, народ, усиливает чувство «МЫ» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

  III. Связи взаимной помощи, координации, солидарности в рамках социальной группы институализируются, приобретают предсказуемый, управляемый характер. Возникают определенные социальные институты, которые обеспечивают устойчивость группы, ее мобильность, способность эффективно и надежно решать задачи объединяющие индивидов в эту группу и т.д.

  Признаками  внутренней организованности группы является, в частности, а) наличие определенных органов управления социальной группой (это может быть руководитель научного отдела или государственное руководство того или иного национального государственного образования, или профсоюзная, политическая организация того или иного социального слоя, класса); б) развитие определенных форм контроля за выполнением членами группы общей задачи, распределением функций и т.д. Мы не будем перечислять все эти атрибуты. Они тождественны тем преимуществам, о которых мы говорили, рассматривая социальные институты в целом. Отметим, что эти преимущества касаются не только формальных групп, но и неформальных. И здесь есть свои лидеры (компании), есть свое разделение функций, ролей, есть свои обязательства и формы контроля за их выполнением.

  Все перечисленные особенности взаимодействия людей в социальных группах касаются развитых социальных групп. Но всегда есть этап, когда лишь начинает складываться система взаимодействий. Это хорошо знакомо студентам, когда 1 сентября на 1 курсе своего обучения они, нередко волей случая, оказываются, объединены в одну студенческую группу. Только-только начинают нащупываться основные связи, взаимодействия, соответственно только-только начинает складываться чувство единого «МЫ» и т.д. со всеми вытекающими отсюда последствиями. Известно марксистское деление «класса в себе» и «класса для себя». Оно в значительной степени справедливо для всех социальных групп, достаточно точно выражает особенности поведения индивидов, объединенных в общности на этапе складывания этой социальной группы.

  Завершаем анализ основ социальной жизни лаконичным описанием той целостности, в рамках которой организуется и функционирует единая, сопряженная, состыкованная друг с другом система социальных связей, или же система социальных взаимодействий, или система социальных институтов и социальных общностей.

  Общество  надо отличать от населения, как общность от множества. Население — это  взятые вне социальных связей индивиды, проживающие на одной территории. Общество - это взятые в устойчивых, регулярных, и прежде всего, институализированных связях и взаимодействиях индивиды. Они объединены не только общей территорией, они объединены, прежде всего, единой системой социальных институтов и общностей, обеспечивающих удовлетворение жизненных интересов людей, т.е. самодостаточной системой социальных взаимодействий, для которых характерна единая, общая система регуляторов: ценностей, денег, власти. Именно благодаря наличию единой системы социальной регуляции сопрягаются между собой различные институты, общности и индивиды. 

  Вопрос  № 2. Сущность правого государства, этапы становления. 

  В современном понимании государство  представляет собой сложную, многофункциональную, внутренне дифференцированную целостность. От других политических форм его отличает формальность, наличие определенных правил, прежде всего, права, регулирующих его жизнедеятельность. Оно отличается наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению общественных проблем. Вследствие этого государство во многом обеспечивает целостность общества и является политическим центром, к которому тяготеют другие политические силы, существенно влияет на течение всех политических процессов. Государство выступает и как некая сила, концентрированно выражающая и символизирующая общество в целом. Именно оно выполняет задачи, необходимые для обеспечения нормального функционирования любой человеческой общности - защиту безопасности, охрану среды и др.

  Государство является важной политической силой, обеспечивающей организованность общества, наличие  в нем определенного порядка. В этом плане роль государства  в различных политически системах неодинакова. Она варьируется от мягких, демократически, опосредованных форм воздействия до тоталитарного  стремления подмять под себя все  общество, стать единственной и безраздельно господствующей силой. В то же время  необходимо заметить, что организация  экономической, социальной, культурной и иной общественной деятельности обеспечивается и различными не государственными институтами. Однако эта их роль и ее эффективность  во многом зависят от отношения к  ним государства.

  Общественная  сущность государств, выражается во взаимосвязи  с ним социальных групп и человека и характеризуется понятием гражданства. Наличие гражданства имеет для  человека принципиальное значение, так как определяет политический и социальные статус, права и свободы, а во многом и благополучие. Государство также определяет положение в обществе целых социальных групп (сословий), их права, льготы и т. п.

  Государство обладает таким свойством как принудительность. Принадлежность к тому или иному государству меньше зависит от человека, но больше от государственной и объективных обстоятельств, в которых находится личность. Государство располагает исключительным правом на навязывание своей воли с помощью аппарата насилия — армии, служб охраны порядка и безопасности. Неэффективное использование государством легитимного насилия, его слабость в охране порядка и личной безопасности граждан приводят к распространению убеждений в праве на использование насилия частными лицами. Естественно это подрывает государственную монополию на насилие и создает условия для неконтролируемого распространения насильственных действий.

  Государство располагает рядом исключительных прав присущих только ему. Только оно располагает правом на нормирование жизни всего общества, правом на издание законов, регулирующих общественную жизнь и имеющих общеобязательный характер. Впрочем,  эта деятельность не закрыта и для других политических сил, так как законодательной инициативой, правда в более ограниченных границах, обладают и другие политические институты и даже частные лица. Другим исключительным правом государства является право на взимание налогов, имеющее для населения всеобщую обязательность. Различные взносы и иные сборы отличаются от налогов большей добровольностью и нерегулярностью. Налоги — это кровь, живительная влага, питающая государство, о поступлении которой оно заботится неусыпно. Отсюда налоговая служба является важнейшим элементом любою государства, а сами налоги выступают как индикатор взаимоотношений между государством и обществом. В истории повышение налогов или увеличение частоты их взимания нередко приводили к мятежам или движениям протеста.

  Существеннейшим признаком государства признается территория. Органическая теория государства выводит его основу из земли. Так, на развитие Российского государства повлияли такие геополитические факторы, как равнинный характер местности, ее открытость, отсутствие естественных географических границ, наличие практически неисчерпаемых ресурсов, сочетание леса и степи и пр. Все эти обстоятельства влияли на структуру хозяйства, на образ жизни, на расселение населения и социальные отношения в обществе, определяли специфику российской государственности. Для государства принципиальное значение имеют границы, являющиеся не только географической, но и политической категорией. Каждое государство, в особенности при своем возникновении и в процессе формирования, стремится установить границы вдоль выгодных естественных рубежей. При этом важное социально-политическое значение имеет совпадение границ территории государства с этническими границами. Их несовпадение, помноженное на агрессивный характер государства, порождало и порождает территориальные претензии, является существенным источником конфликтов.

  Государство как определенная политическая структура  обладает чрезвычайно сложным строением. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — исполнительная, законодательная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и названия

  Типология государств может проводиться по различным признакам и основаниям. В марксизме главный критерий типологизации — социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются государства — рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические, социалистической и буржуазной ориентации и др. Социальная природа государства выражается и в социальных слоях, на которые оно опирается и которые обеспечивают ему поддержку. Так, во многих латиноамериканских государствах президент опирается на военных и гражданскую бюрократию, что дает основание говорить о военно-технократическом, военно-бюрократическом государстве.

  Достаточно  устоявшейся является классификация  форм государства по способу организации высшей власти на монархию и республику. Монархия существовала в различных странах в течение веков и имела разнообразные формы. Сегодня она сохранилась примерно в трети стран мира. Самодержавные, абсолютные монархии, преобладавшие в прошлом, сегодня крайне редки и остались лишь в Саудовской Аравии, Катаре, Омане и Объединенных Арабских Эмиратах, существуют преимущественно монархии ограниченные, конституционные, во многом представляющие дань традиции. Монархи в них — демократические фигуры, не обладающие значительными политическими полномочиями. В реальности парламентарные, конституционные монархии мало чем отличаются от республик.

  Основной  особенностью республик (президентских  и парламентских) является формирование высших органов государственной власти на выборной основе. В президентской республике президент является одновременно главой правительства, премьер-министром, осуществляющим подбор министров и контроль за их деятельностью. Законодательная и исполнительная власть формируется на основе двойной системы выборов и отчетливо разделены. Эта разделенность обеспечивается не только внепарламентским методом избрания президента и правительства, но и отсутствием у правительства ответственности перед парламентом. В то же время парламент имеет солидные полномочия по контролю за деятельностью правительства и президента, вплоть до отклонения законопредложений. Исторически эта форма государства была впервые введена в США на основе конструкции 1787 г. и вобрала в себя многие демократические начала — принцип разделения властей, равноправие граждан и др. Это объясняет огромное влияние американского опыта государственного строительства на другие, особенно латиноамериканские, страны.

  Парламентская республика отличается от президентской  наличием одной системы выборов, в результате которых победившие партии формируют высший законодательный орган. Правительство же формируется парламентом из числа лидеров победившей партии и несет ответственность перед парламентом. Парламентская республика менее распространена, чем президентская

  Национально-территориальная  организация определяет подразделение государств на унитарные и федеративные. Унитарное государство отличается простотой, единой конституцией и гражданством, единой системой высших государственных органов, права и суда, действующих без ограничения на всей территории страны. За редким исключением (Испания и Бельгия до 1988 г.) это мононациональные государства. В то же время для ряда из них (Англии, Италии, Финляндии, Испании, Дании) характерно наличие определенной автономии для входящих в их состав подразделений.

Информация о работе Социальные общности, их развитие