Правовое регулирование семейных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 17:33, лекция

Описание работы

Семья — это коллектив, объединенный воедино самыми разнообразными узами. Одни из них связаны с чувствами, другие с соображениями нравственного и даже материального или делового порядка. Особое место в системе общественных ценностей занимает семья как круг лиц, которых сплачивает не только эмоциональное начало, но и взаимные права, обязанности, предусмотренные правовыми нормами, выражающими государственный интерес. А он очевиден: от прочности, качества семьи, ее способности выполнять свое предназначение во многом зависит здоровье общества в целом.

Файлы: 1 файл

Лекция I ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

     Разрешается запись в качестве отца ребенка бывшего  супруга матери, если ребенок родился  в течение трехсот дней с момента  расторжения брака, признания его  недействительным, смерти супруга (п. 2 ст. 48 СК). Допускается передача ребенка — российского гражданина на усыновление иностранным гражданам или лицам без гражданства, не являющимся родственниками ребенка, по истечении трех месяцев со дня постановки несовершеннолетнего на централизованный учет в установленном законом порядке (п. 3 ст. 124 СК). При раздельном проживании родителей (одного из них) со своими детьми, уклонении от их воспитания и содержания более шести месяцев разрешается усыновление детей без согласия родителей (ст. 130 СК). Запрещается без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака в течение одного года после рождения ребенка (ст. 17 СК). Нельзя усыновить ребенка до истечения шести месяцев со дня вынесения судом решения о лишении родителей (одного из них) родительских прав (п. 6 ст. 71 СК). СК обязывает суд в течение трех дней со дня вступления судебного решения в законную силу направлять в органы записи актов гражданского состояния выписку из решения суда:

     о признании брака недействительным (п. 3 ст. 27 СК);

     о лишении родителей (одного из них) родительских прав (п. 5 ст. 70 СК);

     об  установлении усыновления ребенка (п. 2 ст. 125 СК);

     об  отмене усыновления ребенка (п. 3 ст. 140 СК).

     Органы  опеки и попечительства обязаны  по истечении шести месяцев после  ограничения родительских прав судом  при определенных условиях предъявить иск о лишении родительских прав (п. 2 ст. 73 СК). При отобрании ребенка у родителей при непосредственной угрозе его жизни или здоровью органы опеки и попечительства обязаны в течение семи дней после вынесения органом местного самоуправления акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении родительских прав (п. 2 ст. 77 СК). Орган исполнительной власти субъекта РФ в течение месяца со дня поступления необходимых сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, организует его устройство в семью граждан, проживающих на территории данного субъекта РФ (п. 3 ст. 122 СК).

     Срок  может быть определен конкретно  — месяц, год и т.п. или связан с периодом времени, например пребывания в браке, или ограничен какими-то пределами — "не раньше", "не позднее" и т.д. Иногда в СК употребляются  термины "немедленно", "незамедлительно". Так бывает, когда промедление крайне нежелательно, а то и вовсе исключается, например при защите прав ребенка, его устройстве. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится (п. 1 ст. 77 СК). Что касается момента, когда начинается течение срока, то обычно он определяется следующим образом: со дня вступления решения суда в законную силу, установления факта отсутствия попечения родителей или родственников ребенка и т.п.

     В законах и подзаконных актах  субъекта РФ могут фигурировать иные сроки, детализирующие установленные  в СК.

     К срокам, предназначенным для защиты прав участников семейных отношений, относится  исковая давность. Согласно ст. 196 ГК, общий срок исковой давности устанавливается в три года. Длящийся характер семейных отношений объясняет, почему на требования, вытекающие из семейных отношений, исковая давность, как правило, не распространяется. Исключение составляют случаи, если срок защиты нарушенного права специально установлен СК. Таким исключением является, например, правило, предусмотренное п. 7 ст. 38 СК, согласно которому к требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности. В соответствии с п. 2 ст. 107 СК алименты за прошедший период могут быть взысканы в пределах трехлетнего срока с момента обращения в суд, если судом установлено, что до обращения в суд принимались меры к получению средств на содержание, но алименты не были получены вследствие уклонения лица, обязанного уплачивать алименты, от их уплаты. В тех случаях, когда суд рассматривает спор, разрешаемый с применением семейного законодательства, он руководствуется ст. 198—200 ГК, посвященными общим правилам исчисления сроков исковой давности. Здесь же устанавливаются специальные сроки исковой давности, говорится о недействительности соглашения об их изменении, рассматриваются вопросы, связанные с применением исковой давности, определяется начало течения ее срока.

     4. Особенности современного семейного  права

     Семейное  право как совокупность правовых норм, регулирующих семейные отношения, состоит из разных по своему содержанию, сущности, форме изложения правовых предписаний, каждое из которых имеет свое назначение и особенности. Одни из них можно рассматривать как нормы материальные, другие — как нормы процессуальные. Но есть и такие, которые входят в число правил административно-правового свойства, так как предназначены для отношений "власти и подчинения". Нередко одна и та же правовая норма содержит одновременно и те, и другие правила. В этом одна из главных особенностей семейного права.

     К числу материальных норм семейного  права относится, например, ст. 14 СК, где перечисляются обстоятельства, препятствующие заключению брака; п. 1 ст. 27 СК, посвященный условиям признания брака недействительным; ст. 31 СК, говорящая о равенстве супругов в семье; п. 1 ст. 34 СК, где сказано, что "имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью"; ст. 55 СК, определяющая содержание права ребенка на общение с родителями и другими родственниками; п. 1 ст. 61 СК, закрепляющий равенство прав и обязанностей родителей; ст. 69 СК, предусматривающая условия лишения родительских прав; ст. 74 СК, перечисляющая последствия ограничения родительски прав; п. 1 ст. 80 СК об обязанностях родителей по содержанию несовершеннолетних детей; п. 1 ст. 124 СК, устанавливающий, что усыновление или удочерение допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. Приведенные примеры свидетельствуют о том, что семейно-правовые нормы материального характера, во-первых, достаточно многочисленны, а во-вторых, напрямую связаны с правами и обязанностями членов семьи. Что же касается правил процессуальных, определяющих, кто и как реализует права, то их в СК все-таки больше. Одни из них предназначены для суда, действующего в рамках гражданского процесса, другие для органов записи актов гражданского состояния, опеки и попечительства, которые руководствуются требованиями административного процесса. Так, суд, расторгая брак при отсутствии согласия одного из супругов, руководствуется п. 2 ст. 22 СК. А при установлении отцовства в судебном порядке суд обязан следовать требованиям ст. 49 СК, где определены возможные истцы по делу, а также обстоятельства, которые надлежит принять во внимание при определении судьбы иска. В п. 3 ст. 66 СК подробно перечисляется, что следует делать суду при невыполнении его решения относительно защиты права на общение с ребенком родителя, проживающего от него отдельно. Статья 70 СК посвящена судебной деятельности по делам о лишении родительских прав, а ст. 140 подробно регламентирует процессуальные вопросы отмены усыновления, и т.д.

     Реализация  прав лиц, желающих обрести семейно-правовой статус, благодаря, например, заключению брака, всецело зависит от соблюдения правил относительно порядка заключения брака, адресованных ст. 11 СК органам записи актов гражданского состояния. То же можно сказать о порядке установления отцовства путем подачи в эти органы совместного заявления не состоящих в браке родителей ребенка (п. 4 ст. 48 СК), о порядке записи родителей ребенка в книге записей рождений (ст. 51 СК), о выдаче свидетельства о расторжении брака органом записи актов гражданского состояния (п. 3 ст. 19 СК).

     Заметное  место в СК занимают положения, касающиеся органов опеки и попечительства, в чьи функции входит защита прав несовершеннолетних детей. Их деятельность подчиняется правилам относительно выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей (п. 2, 3 ст. 122 СК). Мало того, п. 4 ст. 122 СК предусматривает ответственность руководителей воспитательных, лечебных и других учреждений, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ и органов опеки и попечительства за нарушение п. 2, 3 ст. 122 СК.

     Таким образом, семейно-правовые нормы не однородны. Однако это всего лишь их особенность, отражающая многообразие и сложность тех общественных связей, которые возникают в процессе осуществления семейных прав и обязанностей и их защиты в случае нарушения.

     Одной из примечательных особенностей норм семейного права является их тесная связь с общепринятыми, сложившимися веками нормами морали. Какой бы сложностью ни отличалось их содержание, в любом случае они включают в  себя представление о добре и зле, справедливости и несправедливости, честности и бесчестности, что имеет прямое отношение к существу норм именно семейного права. Так, беречь семью, выполнять свой долг по воспитанию детей, заботиться о несовершеннолетних и нуждающихся в помощи нетрудоспособных членах семьи — значит быть честным семьянином. Нормы нравственного порядка и семейного права сближает и то обстоятельство, что и мораль, и право выступают в роли регуляторов общественных отношений. При этом семейное право влияет на поведение человека — участника семейных отношений с помощью своего арсенала средств, а нормы морали имеют свои методы воздействия. Но если нормы морали способны проникать во все уголки семейных отношений, то сфера действия норм семейного права четко очерчена ст. 2 СК. Однако цель, стоящая перед теми и другими нормами, одна и та же. Мало того, достигается она главным образом благодаря акценту на должном поведении, поступках членов семьи или лиц, намеревающихся ее создать, будь то нормы права или морали. Все сказанное легко подтвердить, если посмотреть на конкретные семейно-правовые предписания с точки зрения их взаимосвязи с нормами морали.

     К основным началам семейного законодательства СК относит, как уже говорилось, необходимость  укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимость произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи. Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должно влечь за собой нарушение прав, свобод и законных интересов других членов семьи и иных граждан (п. 1 ст. 7 СК). В противном случае будет иметь место явная несправедливость. Предоставляемая п. 1 ст. 11 СК возможность заключения брака в день подачи заявления при наличии особых обстоятельств (беременности женщины, рождения ребенка и т.п.) служит примером гуманного отношения к чувствам тех, кто решил создать семью. То же можно сказать относительно правил о снижении брачного возраста (п. 2 ст. 13 СК). Оберегает беременную женщину и ее ребенка ст. 17 СК, запрещающая мужу без согласия жены возбуждать дело о расторжении брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка.

     Отвечает  требованиям справедливости и дифференцированный подход к порядку расторжения брака в зависимости от желания (нежелания) прекратить семейные отношения, наличия или отсутствия совместных несовершеннолетних детей, различного рода разногласий, связанных с прекращением брака, и т.п. (ст. 19—23 СК). Признание брака недействительным, его правовые последствия, предусмотренные ст. 30 СК, есть реакция государства на обман (ст. 30 СК). Однако справедливости ради СК выделяет добросовестного супруга, который не должен нести все тяготы преднамеренного нарушения одной из сторон требований семейного права, касающихся условий заключения брака (п. 4, 5 ст. 30 СК). Провозглашаемое ст. 31 СК равенство супругов в семье зиждется на высоконравственных началах справедливости. К числу справедливых относятся и семейно-правовые нормы, наделяющие правом на общее имущество супругов того из них, кто в период брака вел домашнее хозяйство, ухаживал за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода (п. 3 ст. 34 СК). Владение, пользование и распоряжение общим имуществом супругов осуществляется по их обоюдному согласию (п. 1 ст. 35 СК), определение принципов и условий раздела общего имущества супругов как принадлежащего им на паритетных началах (ст. 38, 39 СК), возможность заключения брачного договора, определяющего имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения (ст. 40 СК),— все эти крайне важные положения соотносятся с представлением о справедливости в весьма специфической имущественной области семейных отношений.

     Или возьмем, например, область семейных отношений, касающуюся несовершеннолетних детей. Здесь налицо правовое оформление норм сугубо нравственного порядка, идет ли речь о праве ребенка жить и воспитываться в семье, знать своих родителей либо о праве на уважение его человеческого достоинства, праве на общение не только с родителями, но и с другими родственниками, а также о праве на защиту своих прав и интересов (п. 2 ст. 54, п. 2 ст. 56 СК). А возложение на должностных лиц и иных граждан (п. 3 ст. 56 СК) обязанности сообщать в орган опеки и попечительства о ставшем им известным случае угрозы жизни или здоровью ребенка или о нарушении его прав и законных интересов есть не что иное, как призыв блюсти нравственную заповедь: "Не проходите мимо того, кто нуждается в помощи и защите".

     Права и обязанности родителей, затрагивают  ли они семейное воспитание, защиту прав ребенка или ответственность  за его духовное, нравственное развитие, своими корнями уходят в область  нравственности. Чем прочнее моральный  фундамент бережного отношения  родителей к своим несовершеннолетним детям, тем больше оснований считать, что с выполнением как родительских прав, так и родительских обязанностей дело обстоит благополучно. Вместе с тем зафиксированные в СК правила относительно осуществления родительских прав основываются также на заповеди "не сотвори зла" — особенно ребенку, будь справедливым в отношении другого родителя, если он живет отдельно от своих детей, позволяй ему общаться со своими близкими (ст. 65—67 СК). Когда же родительские права используются во зло, а обязанности злостно не выполняются — неизбежна ответственность в виде лишения родительских прав, что справедливо со всех точек зрения. Будет справедливым и восстановление в родительских правах, если иным стало отношение к своему родительскому долгу и наступила подлинная, глубокая, затрагивающая нравственную сферу перемена в поведении, образе жизни, отношении к воспитанию ребенка того, кто в свое время заслужил серьезное порицание (п. 1 ст. 72 СК). Спасти без промедления ребенка, жизни и здоровью которого угрожает опасность, это и высоконравственное деяние. Его правовой предпосылкой служит ст. 77 СК, регламентирующая отобрание ребенка у родителей.

     Содержать своих несовершеннолетних детей, а  также нуждающихся в помощи нетрудоспособных членов семьи — это не только правовая обязанность родителей и других членов семьи. Налицо одна из разновидностей обязанностей нравственного свойства, правовая интерпретация которых находит свое отражение в правилах, посвященных алиментным обязательствам родителей, супругов, бывших супругов, других членов семьи. Причем для того чтобы дать возможность честно выполнять подобного рода обязанность, ст. 99 СК позволяет заключать соглашение об уплате алиментов.

Информация о работе Правовое регулирование семейных отношений