Принятие славянами христианства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 22:02, реферат

Описание работы

В IX-X вв. в жизни восточных славян происходят серьёзные изменения. В Восточной Европе идет интенсивный процесс складывания феодальных отношений. Возникает государство Русь с центром в Киеве. Русские князья и их дружинники подчиняют себе многие славянские неславянские народности, проживающие на Восточно-Европейской равнине, облагают их данями.

Содержание работы

Введение (положение Руси на период принятия христианства). 3
1. Процесс утверждения христианства на Руси. 4
2. Русь и христианство. 14
Заключение. 15
Список используемой литературы. 16

Файлы: 1 файл

принятие славянами христианства.doc

— 121.00 Кб (Скачать файл)

      Наступление Рима на ирландскую церковь приняло  тотальных характер при Григории VII(1073-1085). На приверженцев ирландско-британской церкви натравливались полуразбойничьи отряды Вильгельма Нормандского, завоевавшего Британию в 1066 году.

      Борьба  Рима с арианством в действительности началась раньше, а завершилась позже. Арианство было" Домашней" проблемой Рима. Арианами были завоевавшие Италию готы, а затем лангобарды. Арианства придерживались вандалы, аланы, руги и другие племена, населявшие область Среднего Подунавья. В самом арианстве было много течений.

      И ирландское христианство, и арианство сохраняли многие черты раннего христианства, в частности демократические формы организации. Ирландскую церковь римская церковь упрекала в пелагианстве - том самом течении, которое Н.К.Никольский обнаружил в раннем русском христианстве. Пелагий отстаивал свободу каждого человека и способность его без участия церкви достичь "спасения" путем добрых дел. Ариане также не знали церковной субординации. Община выбирала епископа, а совет епископов решал общие дела. Арианство потому и усваивалось на стадии военной демократии, что власть в это время еще не оторвалась окончательно от общества, не противопоставила себя ему.

      Интересно, что именно арианский символ веры помещен в "Повесть временных лет". Но обычно этот вопрос объясняли ошибками переписчиков. На спор о летописном символе веры, который зародился еще в конце прошлого столетия, неизбежно накладывало отпечаток представление о святости Владимира, поэтому само погружение в исследование этого вопроса могло выглядеть как покушение на авторитет равноапостольного князя.

      Разница в словах "единосущный" и "подобосущный" в греческом языке заключается во всего одной букве, однако имеет принципиально важное отличие. Первый Никейский собор ввел понятие единосущность, а ариане нарочито говорили подобосущность. В летописи, как это отметил П.Заболотский, отмечается не только подобосущие, но и старшинство Бога Отца, либо во времени, либо по отношению к двум другим ипостасям.

      В конечном счете, именно вопрос об арианстве является стержневым в понимании взаимосвязи древнерусского христианства с кирилло-мефодиевской традицией. В "Написании о правой вере" говориться, Что Кириллу пришлось бороться с "арианским неистовством", "савелианским неистовством", с "тщеглашением" о втором лице Троицы.

      Савелианство - это павликианство. Ссылками на апостола Павла эта ересь активно отвергала насаждавшуюся Римом и Константинополем церковную иерархию. В этом плане ариане становились естественными союзниками павликиан. У западных славян к тому же особый культ апостола Павла как просветителя Иллирии - предполагаемой прародины славян. Почва для павликианства здесь была благодатной. У арианства же здесь были и глубокие исторические корни.

      Существенно, что в Македонии, где эта ересь была особенно сильна, получает распространение глаголическая письменность, которую позднее римская церковь будет называть "готским" письмом и видеть в ней тайнопись ариан. Ариан в папских документах чаще всего называли готами. У Фомы Сплитского приводится рассказ, в котором славяне отождествляются с "готами".

      Именно  в свете указанных фактов особое значение приобретает "Послание епископа краковского Матвея Бергарду Клервоскому". Два ревностных католика обменивались посланиями в поисках аргументов для организации крестового похода против славян, который состоялся в 1147 году. Главным же обвинением являлось не язычество их, а приверженность вере "рутенов", отличавшейся не только от римского, но и от константинопольского вероисповедания. Суть обвинений - это "тщеглашение", о втором лице Троицы, которое характерно для ариан.

      Таким образом, влияние на русскую церковную организацию ирландской и арианской церквей несомненно. Становится понятным, что не только католическая и православная церкви, не только Рим и Константинополь боролись за влияние на Руси.

      В 60-х годах девятого века в Болгарии, как и в Моравии, также шло распространение христианства, насаждавшегося Кириллом и Мефодием.

        При достаточно тесных торговых связях между Киевом и Прагой, действовавших почти регулярно, несомненно, и проникновение христианских миссионеров из этих западнославянских стран на Русь. Следует иметь ввиду, что Русь лежала на большом торговом пути, соединявшем в ту пору множество городов. Это способствовало распространению на Руси новых религиозных течений. Наряду с этим вероятна и активность латинских миссионеров, приходивших уже в ту пору на Русь с севера и северо-запада.

      Итак, в середине IX века христианская вера, вытеснявшая мало-помалу древние религиозные представления, проникла в Русь со всех сторон. Объяснялось это, прежде всего тем, что в процессе общеисторического развития славянских племен Восточной Европы создались социальные предпосылки, которые требовали формирования новой идеологии. Пришла пора "крещения Руси".

      В "Повести временных лет" через  примерно 100 лет после события существует уже множество версий крещения Руси. Но прежде чем говорить о них мне представляется немаловажным вкратце описать политическое положение Византии на момент принятия Русью христианства.

      Византию  того времени раздирали междоусобные войны, кроме того свирепствовало восстание болгарское. Оно готовилось еще при правлении Цимисхия и вспыхнуло при первой вести об его смерти. Василий II предпринял военный поход против болгар. Но вследствие измены и предательства византийских феодалов первое его самостоятельное выступление закончилось неудачей. В 986году войска Василия были разбиты. После этого у Византии была отвоевана вся восточная Болгария. В руки Самуила-предводителя восставших попал и крупнейший византийский порт на Адриатическом море - Диррахий.

      Василий был бессилен теперь предпринять что-либо против болгар, так как в этом же году снова началось восстание малоазиатских феодалов, на этот раз под предводительством Варды Фоки.

      Находясь в такой критической обстановке, Василий II был вынужден  купить дружбу халифов  и обратиться за помощью к русскому князю Владимиру. Ценные сведения об этом сохранил Яхья Антиохийский, который в следующих словах описывает критическое положение  Василия: "И стало опасным  дело его, по причине  войска и победы,  истощились его богатства, и побудила  его нужда послать царю руссов - а они его враги, - чтобы просить помочь ему в настоящем положении, и согласился на это.  И заключили они между собою договор о сватовстве и женитьбе царя руссов на сестре царя Василия после того, как он поставил ему условие,  чтобы крестился он и весь народ его  страны, а они народ великий. И не причисляли тогда себя руссы ни к какому закону и не признавали никакой веры. И  послал ему Царь Василий   впоследствии   митрополитов  и   епископов, а   те   окрестили

царя  и  всех, кого обнимала его земля, и   отправил к  нему сестру свою, и поставили они многие церкви в стране руссов. И когда решено было между ними дело о браке, прибыли войска руссовы и соединились с войсками греков, какие были у царя Василия, и отправились на борьбу с Вардой Фокой морем и сушей к Хрисополю. И победили Фоку".

      Василевский В.Г. предположил, что византийское посольство появилось в Киеве уже вскоре после разгрома болгарами войск Василия в 986 году ( Василевский В.Г. Труды. т.11 С.88).К этому году "Повесть временных лет" относит прибытие греческого посольства, по ее словам, с чисто миссионерскими целями.

      По  договору 971 года Русь обязалась помогать Византии в случае нападения на нее. Но Владимир, как и его отец Святослав не желал выступать в качестве простой наемной силы. За военную помощь, которую он готов был предоставить, он потребовал высокое вознаграждение – руку сестры императора. Это означала по-существу, что византийцы должны признать русского князя равным им. Критическое положение Василия вынудило его уступить домогательствам русского князя. Он объявил, что готов отдать ему в жены Анну, при условии крещения того. Почва для принятия христианства была уже достаточно подготовлена и Владимир принял условие Василия и без промедления послал 6000 отряд варягов в Константинополь. Появление его в Византии следует датировать во всяком случае не позже апреля 988 года, так как еще в апреле Василий считал свое положение чрезвычайно тяжелым. Первой битвой в которой приняли участие русские на стороне Византии была битва при Хрисополе. Ученые расходятся в ее датировке. Некоторые относят ее к марту, а другие в лету 988 года. Последняя точка зрения подтверждается русскими источниками. По сообщению "Памяти и похвалы", Владимир на следующее лето после крещения "к порогам ходи". Прибытие русских в Константинополь подтверждается и свидетельствами армянского историка Асохика, который сообщает, что битва при Хрисополе имела место в 988 году. Византийские источники дают лишь очень краткое описание победы над Вардой Фокой при помощи русских. Так Лев Диакон ничего не говорит об этом.

      После победы в Хрисополе Василий возвращается в Константинополь, чтобы подготовиться к решительной борьбе. Благодаря помощи русских Василий II избег политической, а может быть и физической смерти и сохранил трон. Но, избавившись от противника, он вовсе не спешил выполнять свои обещания.

      Тогда в 989 году Владимир осадил византийскую твердыню - Херсонес, который в это время не мог ожидать никакой помощи, и взял его. Сопоставляя данные Льва Диакона о небесных явлениях 989 года с сообщениями яхьи и аль-Мекина, можно установить, что Херсонес был взят русскими в 989 году, в промежутке времени между апрелем и половиной июня.

      Взятие  Херсонеса было событием чрезвычайно важным и неожиданно выявило для Византии нового врага в лице недавнего союзника. Теперь император вынужден был выполнить условия, на которые раньше он дал согласие.

      По  сообщению "Повести временных лет" крещение Владимира осуществлялось поздним летом или осенью в Херсонесе присланными вместе с Анной византийскими церковниками. Летописи различно называют церковь, в которой крестился Владимир.

      Но  известно, что в "Памяти и похвале" сказано, что Владимир "по сятем крещении пожи блаженный Володимер 28 лет. На другое лето по крещении к порогам ходи, на третье лето Корсунь город взя". Но, ни вышеуказанный источник, ни какие-либо другие не сообщают ничего о действиях Владимира по христианизации Руси до 989 года. Только после взятия Херсонеса Владимир повез с собой священников в Киев и начал активно проводить христианизацию Руси. В этом мних Иаков согласен в "Повестью временных лет". Руководствуясь этими данными некоторые ученые считают безосновательным предполагать, что крещения Руси произошло до 989 года.

      М.Д.Приселков  придерживается иного мнения, он склонен  больше доверять "Древнейшему своду 1039 года" в котором говориться, что Владимир крестился в 987 году, т.е. за два года до корсуньской версии. В остальном все остается таким же. Только помощь Византии киевский князь оказывает уже будучи христианином. Он предполагает, что переговоры состоявшиеся между Владимиром и Василием после взятия первым Корсуня содержали в себе видоизмененные требования. Владимиру в жены отдавалась Анна, а вопрос об устройстве русской церкви уже крещеного народа оставался открытым. Едва ли византийские политики просто так отказались приобщить русскую паству к византийскому христианству, значит против был русский князь.

      Но, так или иначе, началась христианизация Руси, которая проходила успешно, встречая лишь разрозненные попытки сопротивления, то доказывает, что господствующий класс на Руси в целом был заинтересован в ее крещении и что он был достаточно сильным и властным, чтобы провести христианизацию в жизнь. Распространение новой веры в такой обширной стране, какой была уже в ту пору Русь, не могло быть единовременным актом и к тому же делом одного миссионера или епископа. Это был достаточно длительный процесс, в развитии которого главную роль играла не проповедь миссионеров, а то обстоятельство, что на основе складывающихся новых феодальных отношений возникала и новая идеология и христианство освящало эти новые отношения.

      Если  бы в христианизации были заинтересованы только единицы, то принятие христианства в качестве государственной религии было бы невозможно. Но памятуя сказанное мною ранее легко можно понять, что предыдущая история Древнерусского государства уже создала для этого достаточно прочную базу. В летописи рассказывается, что Владимир, "любя дружину, и с ними думал о строе землянем, и о ратех, и о уставе землянем". Летописи свидетельствуют, что ни одно решение по более или менее существенному вопросу не могло быть принято без учета князем мнения совета дружины. Владимир также "созва бояре и старцы, и реша бояре и старцы".

Информация о работе Принятие славянами христианства