Психологический портрет серийного убийцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение психологических особенностей и характеристик преступной деятельности серийного убийцы.

Содержание работы

Введение …........………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические аспекты криминального насилия………………5
1.2 Криминальная агрессия…………………………………………..6
1.3 Типология убийц…………………………………………………..16
Глава 2. Криминологический и психологический подходы,
к рассмотрению преступников и его жертвы...................................21
2.1 Роль парафилии в совершении сексуальных преступлений…...23
Глава 3. Психологические особенности серийных
сексуальных убийц……………………………………………….....29
Заключение…….......…………………………………………………………..32
Список литературы…........…………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

    Юридически, поскольку это соответствует  принятым в обществе стандартам, сексуальное  преступление антисоциально. Однако, сексуальное  преступление не является симптомом какой-то диффузной болезни антисоциальности, а является признаком особой сексуальной болезни, классифицируемой в соответствии с DSM-III-R как парафилия.

    Парафилии, хотя и связаны с социальными  условиями,  в большей степени  обуславливаются биологическими факторами, которые, конечно, непосредственно приводят к преступлению, а проходят личностный фильтр. Именно аномалии сексуальности, и прежде всего парафилии, определяют совершение как наиболее тяжких, так и наиболее рецидивных правонарушений.  В этом заключается их особенность, отличающая парафилии от иных психических аномалий. Если последние выступают в роли вероятного условия совершения антиобщественных действий, то парафилии почти однозначно ведут к совершению уголовно наказуемых деяний, ибо нет извращения без активности, нарушающей половые стандарты.

    Существует  по меньше мере сорок различных парафилий, имеющих свои названия. Не все из них связаны с уголовно наказуемыми  сексуальными деяниями. Большинство  из них включены в американскую классификацию как парафилии неопределенного типа, среди которых под своими названиями выделены сексуальный садизм, мазохизм, педофилия, эксгибиционизм и некоторые другие извращения. Данная классификация, наиболее адекватно отражающая особое место парафилий среди других психических расстройств, конечно же, является условной.  Исследователи обратили внимание на практически обязательное сочетание у одного больного сразу нескольких типов парафильного поведения, в последовательной смене которых отражаются определенные закономерности развития данной патологии.

    Одним из первых Р. Бриттейн, подчеркнул «женоподобный  оттенок» личности сексуальных убийц. П. Фольк считает изнеженность одной  из характерных черт личности насильников, которые в социальной среде занимают подчиненное положение. Для них свойственно постоянное ощущение собственной неполноценности, что порождает  полоролевую фрустрацию, то есть нарушение возможности исполнения половой роли. Элементы же садизма в их действиях осуществляются в целях самоутверждения в мужской половой роли, также характерное для большинства садистов нарушение половой идентичности, проявляющееся в половой индифферентности (неопределенности) или (феминных) женских тенденциях.

    В некоторых же случаях наблюдается  истинная феминная ориентация, сходная с таковой у транссексуалов, то есть лиц с женским половым самосознанием.

    Идея  полового диморфизма была угадана З. Фрейдом и получила развитие в  концепции врожденной бисексуальности, которая постулирует её в качестве одного из главенствующих факторов, от которого зависит формирование не только нормальных, но и извращенных форм сексуальности.

    Бисексуальность при этом является не только одной  из составляющих,  но и определяющих врожденные (конституциональные) особенности  личности. Кроме того, он считал, что при неполноценности защитных реакций (например, реакций вытеснений) эти же конституциональные признаки могут проявляться и как симптомы какого-либо заболевания.

    З. Фрейд пришел к выводу, что становление  зрелой сексуальности происходит в несколько этапов.

    В детской сексуальной жизни он выделил «зачатки организации сексуальных  компонентов влечений». Временем расцвета детской сексуальности является период от 2 до 5 лет. Первоначально преобладает  эротико–оральная: сексуальная деятельность не отделяется от принятия пищи, а цель влечения состоит в поглощении объекта. В это время объектами фиксации либидо являются процессы сосания и грызения, а эрогенными зонами рот, губы, язык, щеки и органы обоняния. Агрессивные тенденции на данном этапе называются оральными и выражаются в грызении кусании и крике ребенка. Садистические влечения заключаются в поедании пищи (таким образом происходит уничтожение внешнего объекта влечения). Остаток фазы можно видеть в сосании, при которой сексуальная деятельность, отделенная от питания, отказалась от постороннего объекта, ради объекта на собственном теле.

    Второй  прегенитальной организацией является «садистически - анальная»,  характеризующаяся  преобладанием садистических влечений и анальной эротики, она продолжается от 1,5 до 3 лет. В это время объектом фиксации либидо является акт дефекации или задержка экскрементов. Ребенок получает возможность манипулировать действиями окружающих, он с одной стороны борется с родительскими требованиями, а с другой стороны ждет похвалы. Так формируется двойственность свойственная зрелой сексуальности. Ранний расцвет инфантильной сексуальной жизни включает в себя также и выбор объекта влечения со всей богатой душевной деятельностью.

    Следующая фаза психосексуального развития фаллическая продолжается от 3 до 5 лет. Преобладающей эрогенной зоной являются гениталии. На этом этапе дети начинают мастурбировать, у них появляются сексуальные фантазии о родителе противоположного пола. Именно в этой фазе, в результате сложного процесса отождествления происходит выбор объекта сексуального влечения. Возникает так называемый Эдипов комплекс. Благодаря изживанию Эдигова комплекса мужественность характера мальчиков укрепляется. Для девочки исход этой ситуации заключаться в усилении её отождествления с матерью, укрепляющей женственность характера. Таким образом, бисексуальность «вмешивается» и в судьбу Эдипова комплекса.

    В фаллический период у ребенка  возникают фантазии о разрушении объектов своих привязанностей, возникает  интерес к игрушкам и их внутренностям. Если психический аппарат ребенка не справляется с переработкой стимулов окружающей реальности, то либидо не проявляется вовсе, то есть на внешних объектах, в психике которого преобладают «злые» образы, на которых происходит катексия либидо. Развивается «первичный» мазохизм. Таким образом, происходит слияние либидо и влечение к смерти – танатха, которое лежит в основе всех сексуальных извращений. Садистическое влечение формируется позднее, в период полового созревания, то есть тогда, когда необходимо направить либидо на объекты другого пола. Тогда вместе с либидо привлекается и танатос.

    Комплекс  Эдипа может включать в себя амбивалентное  отношение к родителям, откладывающееся  и в идеальном «я». Фрейдом  высказывалось предположение о  том, что первоначально (на этапе несформированного полового самосознания) в идеальном «Я» может существовать отождествление, как с отцом так и с матерью. Впоследствии в случае и так называемой «нормы» у лиц мужского пола формируется отождествлением с отцом и нежное, «объектное» отношение к матери. Если представить, что у мальчика в идеальном «Я» сформировалось «объектное» отношение к отцу и враждебное к матери, а в тоже время в сознании существует общепринятый стереотип (отношение к отцу враждебно, а к матери наоборот), то при этом единственным путем для сохранения идеальных образов является превращение любовных стимулов в агрессивные, направляемые на гомосексуальный объект привязанности. При этом «Я» субъекта будет постоянно ощущать свою вину перед «сверх Я» и для удовлетворения стремления к самонаказанию будет обращать агрессивные стимулы на себя. Таким образом, первоначальная психическая энергия отвлекается от эротического возбуждения и привлекается к агрессивному. Для того, чтобы избавиться от аутоагрессивных тенденций, агрессивные стремления могут проецироваться вовне, формируя садистическое влечение. Мазохистическое влечение чаще всего оказывается ведущим и мотивирует формирование садистического поведения, которое выглядит, как утрированное, патологическое, гипермаскулинное.

    Согласно  психоаналитической концепции, у лиц  с сексуальными перверсиями отмечается регресс к изначальным инфантильным формам сексуальности, что может  быть результатом дизонтогенеза  или задержки развития. С точки  зрения психоанализа, при этом происходит возвращение на те этапы формирования сексуальности, которые в раннем детстве вызывали ощущения безопасности и удовольствия. Основной стержень Фрейдовской теории возникновения парафилий является онтогенетическим, поскольку основывается на учете нарушений развития как главном условии их формирования.

 

     Глава 3. Психологические  особенности серийных сексуальных убийц.

    Результаты  исследований позволяют выделить ряд  признаков, общих для всех серийных киллеров (убийц) и отличающих их от убийц других типов.

    Начало  преступной карьеры относится к  зрелому (близкому к 30 годам) возрасту. Образовательный уровень чуть ниже среднего. В служебной карьере  серийные сексуальные убийцы обычно не достигают больших успехов: занимают должности, не требующие высокой  квалификации. Отдают предпочтение тем видам профессиональной деятельности, которые облегчают удовлетворение их потребности в насилии и их «жажды крови»: более половины серийных убийц профессиональные военные, затем идут медицинские работники. Убийцы с педофильной ориентацией стараются выбирать занятия, позволяющие контактировать с детьми.

    Истоки  поведения серийного киллера  следует искать в детстве. Более  половины серийных киллеров воспитывались  в неполных семьях. Многие из них  стали жертвами сексуальных посягательств в детстве. Почти все будущие киллеры в детстве были лишены родительской ласки, заботы внимания. Как результат такой «эмоциональной обделённости» - изоляция от общества, уход в «фантазматическую жизнь». Для некоторых в детстве были характерны симптомы «триоды Макдональда»: мочился в постель, совершал поджоги, мучил животных. Среди родителей будущих серийных киллеров нередки случаи алкоголизма и токсикомании. Характерно, что у самих киллеров этих пагубных пристрастий не наблюдается. Что касается конфликтов с законом в анализе серийных убийц, то определенных и четких зависимостей здесь не прослеживается.

    В повседневной жизни серийный киллер абсолютно ничем не выделяется из окружения: «он такой же, как  все  мы». В сферу внимания правоохранительных органов он обычно попадает в зрелом возрасте, будучи «схваченным за руку», как правило, на месте преступления. Серийного киллера  также отличает хорошо развитый интеллект (нередко выше среднего уровня). Об этом, в частности, свидетельствует организация преступления и «безупречное» поведение в быту. Однако, при несомненном уме серийный киллер, как уже говорилось, не достигает высоты в карьере. Происходит это из-за его асоциальности, в следствии которой у него возникают проблемы в учебе, на работе. Киллеры с высоким интеллектом отличаются особенной изобретательностью и изощренностью пыток в сексуальных преступлениях. Серийным убийцам присуща способность к манипулированию людьми, они, когда им это нужно, умеют быть обаятельными и внушать полное доверие жертве, которая безропотно следует за киллером куда угодно. И, наконец, ещё одна особенность, подмеченная у серийных убийц: все они от части мегапоманы и где-то в глубине души хотят, чтобы их «величие» и «необычность» были замечены. На следствии они охотно описывают детали совершенного преступления и даже сознаются в преступлениях, которые не совершали. Некоторые из киллеров склонны к мистике и ощущают себя призванными к выполнению великой миссии освобождения человечества от «дегенератов». К числу последних они относят, в частности, проституток и гомосексуалистов.

    По  психиатрической классификации  серийные киллеры относятся к  психопатам. Психопат – это асоциальная  личность без очевидных психических  расстройств, но с аномалиями характера  и поведения. Подавляющее большинство  преступников мультирецидивистов (  про которых говорят, что они не выходя из тюрьмы) являются психопатами. Американский тюремный психиатр доктор Наче, посвятивший четверть века изучению преступников –психопатов, выделяет личностные черты и поведенческие особенности, образующие в совокупности синдром психопатии. Ключевыми симптомами в сфере эмоций и межличностных отношений у них являются:

    • Вемречивость и поверхностность;
    • Эгоцентризм и претенциозность;
    • Дефицит угрызений совести и чувства вины;
    • Поверхностность эмоций;
    • Лживость и непорядочность.

     Для психопатов характерны импульсивность, неконтролируемость поведения, постоянная потребность в острых ощущениях, проблемное поведение в детском  и антисоциальное поведение во взрослом возрасте. Следует иметь в виду, что один (или несколько) перечисленных признаков могут проявиться у любого человека и не свидетельствовать о психопатии. Надлежащий диагноз ставят иногда, когда симптомы проявляются в комплексе (в форме синдрома) и когда каждый из них достигает степени выраженности.

     Одна  из характерных особенностей серийных убийств состоит в том, что  они совершаются в разных местах и в разное время. Поэтому серийный убийца отличается от убийцы «массового», убивающего в одном и том же месте сразу нескольких человек. Отличается он и от убийцы – «шатуна», убивающего несколько человек хотя и в разных местах, но на протяжении сравнительно небольшого промежутка времени. Серийные убийства совершаются неразоблаченным киллером на протяжении всей его жизни. Интервалы между преступлениями могут быть очень большими (до года и более), но как уже говорилось, убийства обязательно возобновляются.

     По  данным центра психологии расследования, «зона действия» серийных сексуальных  преступников располагаются в радиусе 500 км2. Время от времени они совершают свои «набеги» и возвращаются на постоянную «базу», находящуюся внутри зоны. Вероятность рецидива составляет 100%. Серийный убийца никогда не остановится. Остановить серийного убийцу может только его смерть или пожизненное заключение. Оказавшись в заключении, серийные убийцы ведут себя примерно, не доставляя хлопот персоналу. Однако вероятность их исправления, по мнению специалистов, равна нулю. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Психологический портрет серийного убийцы