Психологический портрет серийного убийцы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2011 в 17:58, курсовая работа

Описание работы

Цель: изучение психологических особенностей и характеристик преступной деятельности серийного убийцы.

Содержание работы

Введение …........………………………………………………………………..3
Глава 1. Психологические аспекты криминального насилия………………5
1.2 Криминальная агрессия…………………………………………..6
1.3 Типология убийц…………………………………………………..16
Глава 2. Криминологический и психологический подходы,
к рассмотрению преступников и его жертвы...................................21
2.1 Роль парафилии в совершении сексуальных преступлений…...23
Глава 3. Психологические особенности серийных
сексуальных убийц……………………………………………….....29
Заключение…….......…………………………………………………………..32
Список литературы…........…………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 142.50 Кб (Скачать файл)

    Что же было потом? Как «партизан» Чикатило удовлетворял свою половую страсть, о которой он упоминает, как о  «жалкой имитации»?

    Десятилетнюю  Олю С. он заметил, когда девочка  возвращалась с вечерних занятий  в музыкальной школе. Позже выяснилось, что автобус и получился большой перерыв в движении. Был декабрь, пешком от школы до Новошахтинска, где жил ребенок, не дойдешь. Девочка осталась на остановке ждать транспорт, замерзла, и тут подошел добрый дяденька: «Пойдем, у меня отогреешься, тут рядом. А то совсем замерзла».

    Случайные свидетели видели издали, как в  сторону совхоза №6 через поле двигались мужчина и девочка. Ребенок плакал и пытался вырвать  руку, мужчина не отпускал и что-то возбужденно говорил.

    «Обманным путем Чикатило завел девочку на пахотное поле. Здесь он напал на неё, повалил на землю, сорвал одежду, обнажил половой член и, угрожая ножом попытался изнасиловать. Когда из-за физиологической неполноценности ему это не удалось, Чикатило нанес ребенку многочисленные удары ножом в голову, грудь, вырезал живот, сердце, матку, кишечник. От полученных более пятидесяти колото – резаных ранений девочка скончалась на месте». Практически каждой из жертв маньяк наносил несколько десятков ранений, выкалывал глаза, почти всем откусывал и проглатывал соски грудей и кончики языков, вырезал половые органы и, как он сам признавался, с удовлетворением грыз женскую матку – «она красная упругая». Для контакта с жертвой Чикатило выбирал самые людные места: вокзалы, улицы, электропоезда, чтобы его поисковая активность не бросалась в глаза. Он никогда не создавал конфликтных ситуаций и старался не привлекать внимания окружающих. Если контакт состоялся, Чикатило всегда уходил первым, а жертва всегда шла за ним. Для совершения убийства он выбирал места, поблизости от остановок общественного транспорта, чтобы быстро покинуть место преступления. Прежде, чем напасть на жертву, Чикатило проходил с ней расстояние от полутора до пяти километров. Это позволяло оценить обстановку, проверить на предмет слежки или другой опасности. Он никогда не оставлял свидетелей. После того, как преступник «включался» в режим убийства, шансов у жертвы не оставалось – никому не удавалось спастись. Более половины нападений Чикатило совершил на территории, прилегающей к железнодорожной магистрали, крики о помощи потерпевших заглушались шумом проходящих грузовых железнодорожных составов и электричек. При совершении последнего убийства серии двадцатидвухлетней С. Коростик маньяк выходит на платформе «Лесостепь», а возвращается домой на электричке уже с другой платформы «Лесхоз». Все это позволяет специалистам – психиатрам сделать обоснованный вывод о полностью сохраненном интеллекте  преступника.

    Поиски  Чикатило длились двенадцать лет. Когда  его задержали и предъявили обвинение  в 36 умышленных убийствах с особой жестокостью, он признался в 53! женщин, девочек и мальчиков. Подробно в деталях вспоминал где, при каких обстоятельствах знакомился, куда отводил, что делал. По его показаниям сотрудники милиции вскрыли не один «могильник», обнаружили места гибели десятков находившихся в розыске детей: в лесу, на окраине кладбища, у железной дороги.

    Внешне  человек, совершивший 53 убийства, выглядел малозаметным плешивым, косолапым мужичонкой. Ему было пятьдесят четыре года. Андрей Чикатило имеет высшее образование – окончил филологический факультет Ростовского Университета, был начитан, эрудирован. Он прекрасно разбирался в литературе, знал историю, знал биографии многих американских президентов.

    Семейное  положение Чикатило: Женат, заботливый отец двоих детей – дочери и сына. Он успел стать и дедушкой, по свидетельству родных, заботливым и нежным.

    В быту Чикатило был таким же, как  и все. Ходил в костюме с  галстуком, носил шляпу. В руках  держал обычный бухгалтерский портфель. Такого встретишь в толпе – ни за что не выделишь. Кому придет в голову, что в портфеле этого приметного, серого человека находится остро заточенный нож, веревка и вазелин, приготовленные для очередной жертвы?

    По  мнению сотрудников уголовного розыска, Чикатило обладал исключительным, прямо-таки звериным чутьем. В однородной толпе, ожидающей автобус или электричку, он тщательно подбирал подходящий объект, как правило это были женщины или дети. Это факт объясняется тем, что с ними легче было войти в контакт, а Чикатило уже имел подобный опыт, проработав в училище несколько лет для умственно отсталых подростков. Последние годы он трудился инженером отдела снабжения Ростовского Электровозоремонтного завода. Специальность, которая предполагает умение легко находить общий язык с любым человеком и предоставляет большую свободу действий и массу бесконтрольного времени. Всё это Чикатило использовал для своих целей. Он постоянно находился в поиске, отборе жертвы.

    По  свидетельству врача-психиатра Ростовского  медицинского института Александра Бухановского (его талант и знания оказали неоценимую помощь в раскрытии преступления), тех, с кем маньяк вступал в контакт, было в  десятки, сотни раз больше. В последствии Бухановскому удалось найти подход к задержанному и даже воссоздать примерно его манеру  общения с интересующим объектом. Завязав разговор с будущей жертвой, Чикатило преображался, становился интересным собеседником, отзывчивым и галантным мужчиной. Доброй, красивой девушке из порядочной семьи убийца предложил помочь донести сумки. Её обнаженный труп с многочисленными колото-резаными ранами был обнаружен на следующий день в районе парка Авиаторов Ростова. Он «работал» с потенциальной жертвой. К каждой находил персональный подход. Одним сулил выпивку, другим – деньги, третьих увлекал рассказами. Если мальчик собирал марки – обещал подарить ценные экземпляры из своей коллекции. Кого-то заманивал перспективой посмотреть видеофильм. У него были уловки на все случаи. Однажды предложил парню показать место, где растут лесные орехи. Но никого насильно он не уводил, чувствовал, что не получается – поворачивался и начинал поиски нового объекта. Этим, вероятно, объясняется отсутствие свидетелей.

    Были  два случая, когда люди видели его, идущим с будущей жертвой. Но всё  казалось таким естественным, никому и в голову  не приходило запомнить приметы «серого чудовища». И создаваемые по отрывочным и расплывчатым воспоминаниям случайных прохожих фотороботы мало походили на оригинал. Чикатило действовал спокойно и осмотрительно. Добродушной внешностью и рассудительностью он завораживал жертву. В это трудно поверить, но были случаи, когда дети добровольно шли с ним несколько километров до подходящего места. 

    Анатолий  Сливко – он возглавлял в городе Невинномысске Ставропольского края детско-юношеский туристический клуб «Чергид», пользовался беспрекословным авторитетом у пионеров и вызывал уважение самоотверженным трудом у родителей. 

    Сливко  приехал в Невинномысск после  службы в армии, окончил техникум, работал в комбинате «Азот» и  параллельно, на общественных началах, работал в школе пионервожатым. Он не курил, не пил, никогда не сквернословил. Все свободное время уделял детям – занимался с ними физической подготовкой, обучал умению разводить костер, собирать рюкзак и устанавливать палатку, ходил со своими подопечными в многодневные походы по родному краю. Вскоре добрая молва и публикации о подвижнике-воспитателе распространилась за пределы города. О Сливко заговорили на туристических слетах, клуб «Чиргид», директором которого его назначили, расхваливали на совещаниях райкома, образцового наставника приводили в пример коллегам.

    Впрочем, публикаций о Сливко оказалось не меньше и после того, как стало  известно о второй, тайной, жизни  маньяка, напрямую связанного с походами и детьми. Его задержали почти  случайно по подозрению в исчезновении тринадцатилетнего Сережи П.А. когда провели обыск в помещении клуба, то едва поверили собственным глазам. Сливко садистски умертвил семерых подростков, причем гибель детей, их агонию, последующее расчленение тел и манипуляции с ними, «заслуженный учитель» аккуратно снимал кино – чем фотоаппаратом, а весь материал хранил в шкафу. Когда Сливко арестовали ему было сорок шесть лет. Он являлся отцом двоих мальчиков, имел партбилет и носил звание «Ударника коммунистического труда». Но, что самое поразительное – большинство детей он убил, работая в «Чергиде». И занимался этим двадцать один год, оставаясь вне подозрении.

    Дело  Сливко исследовано достаточно глубоко, в том числе и медиками, чему в немалой степени способствовал  маньяк, охотно откровенничавший со следователями и шедший на контакт с психиатрами. В его поведении присутствуют вампиризм,  фетишизм, некрофилия и садизм. Сюда же нужно отнести отличную психиатрами пироманию.

    Пиромания выразилась в том, что маньяк поджигал ботинки жертвы, предварительно облив их бензином. К детской обуви тщательно вычищенной и блестящей  у Сливко вообще было особое отношение. С его слов это связано с потрясением испытанным им в 1961. Тогда на его глазах произошла трагедия: под колесами автомобиля погиб мальчик. Сливко видел агонию подростка одетого в пионерскую форму, запомнил белую рубашку, галстук, темный школьный костюм и блестящие ботинки. Гибель пионера явилась кульминацией в формировании психологии будущего маньяка. В последствии он воспроизводил детали той сцены, разыгрывая на уединенных лесных полянах придуманные им сценарии. Женщин он сторонился всегда. Даже с собственной женой имел близость крайне редко, а последние десять лет вообще спал дома в отдельной комнате.

    В детстве Сливко был болезненным  и слабым, страдал бессонницей, отсутствием аппетита, стеснялся своей внешности, неуклюжести, избегал шумных игр со сверстниками и спортивных занятий. Ещё школьником увлекался выращиванием кроликов,  умерщвлял и разделывал их (совсем так же, как и доверившихся ему мальчишек из турклуба). Хотя нередко при виде крови или обрезанных рыбьих голов, как утверждали родственники, Сливко бледнел и падал в обморок.

    Нежную  привязанность Сливко испытывал  к мальчикам, предпочитал возраст  до шестнадцати лет. Любимчиков он окружал заботой, опекал и к каждому умел найти подход. Почувствовав симпатию со стороны ребенка, маньяк, используя любопытство и тягу мальчишек к тайнам и заговорам, предлагал участие в эксперименте на выживание. На следствии он признал, что отказа со стороны детей никогда не было. С «испытуемого» Сливко брал подписку о неразглашении, что тоже импонировало мальчишкам – совсем как у взрослых. Тем более, что эксперимент, по словам инструктора должен был определить степень выносливости, проверить мужество.

    Опыты делились на смертельные и не смертельные, а знал об этом только Сливко. Мальчишки же не догадывались, что отправившись в лес с радостно возбужденным дядей толей, назад уже могу не вернуться. Некоторых подопытных Сливко мыл в реке и одевал лично – «гурман» готовился к будущему кровавому «пиршеству». В бессознательное состояние маньяк приводит жертвы разными способами. Одним надевал на лицо противогаз и заставлял дышать эфиром, другим натягивал на голову полиэтиленовый мешок, перекрывая доступ воздуха, но чаще всего он использовал петлю, сделанную из резинового шланга. Если Сливко проводил смертельный эксперимент, то вынимал жертву из петли через десять – пятнадцать минут. Разумеется, чтобы не нарушить «чистоту»  эксперимента он надежно связывал мальчикам руки и ноги.

    Садизм  и некрофилия Сливко проявлялись  в том, что он расчленял трупы  без цели их сокрытия. Он отрезал  голову, руки, ноги, туловище на уровне пояса, удалял внутренние органы, вспарывал  грудную клетку, брюшную полость, отрезал мошонку, половой член, ушные раковины и мягкие ткани лица. Иногда убийца специально повреждал предмет, являвшийся для него сексуальным символом. Например, ботинки, которые иногда разрезал и поджигал.

    Тела  убитых мальчиков Сливко подвешивал за ноги, носил перед кинокамерой  на руках, менял на них одежду, составлял на подстилке различные фигуры из отсеченных рук и ног… Сексуальную разрядку он получал не вступая с жертвой в прямой контакт. Маньяк онанировал, используя различные фетиши (ботинки, материалы – фото – и киносъемки, части тела, которые засаливал для длительного хранения), либо проводил эксперименты. Но самое большое наслаждение он получал от убийств. Психическая разрядка и сексуальное удовлетворение Сливко напрямую связаны со сценами мучений и гибелью подростков.

    Глава 1.3. Типология серийных сексуальных убийц.

    Типология убийц  позволяет дать более точное описание их отдельных разновидностей, более глубоко познать причины  совершения этих преступлений. Их причины  невозможно объяснить, если представить  всех убийц на одно лицо.

    Тип преступников был изучен путем изучения личных дел осужденных, в особенности приговоров, психологических бесед с ними, а также применение шестнадцати факторного опросника Кетелла и методики многостороннего исследования личности, которая является адаптированным Минесотским анкетным тестом (MMPI).

    Возбудимый  тип. У представителей этого типа ярко выражены социальная активность и стремление к лидерству, но им всё-таки не свойственна четко выработанная жизненная позиция. У них зафиксирована повышенная эмоциональная возбудимость и склонность к накоплению аффекта. Они вспыльчивы, долго помнят наносимую действительную или мнимую обиду, агрессивны, вспышки ярости  возникают легко и по любому незначительному поводу. В этом состоянии поведение может становиться неуправляемым и они способны совершать грубые акты насилия. Поэтому совершаемые ими преступления отличаются крайней жестокостью.

    Постоянно накопляемые отрицательные эмоциональные  переживания могут реализовываться  в поведении в виде аффективной  агрессии, сопровождающейся сужением сознания и резким двигательным возбуждением. Повод для взрыва может быть случайным, сыграть роль последней капли. Поведение таких убийц в большей мере определяется не благоразумием или логическим взвешиванием своих поступков, а влечениями и побуждениями, понять смысл и содержание которых они, обычно, не в состоянии. Сила влечений проявляется в особой манере алкоголизации: когда таким людям хочется выпить и есть возможность достать спиртные напитки, они не думают об опасности острого опьянения и его последствиях, могут пить «до отключения», в результате часто не контролируют свои действия во время опьянения, что потом удивляет их не меньше, чем окружающих. Для представителей этого типа характерна замедленность мыслительных процессов (тяжеловесность мышления). Даже на простые вопросы приходится подолгу ждать ответа. Если они рассказывают о чем-либо, то много внимания уделяют мелким деталям, не имеющим существенного значения. Их тяжеловесность проявляется и в моторике: движения скованы и замедлены.

Информация о работе Психологический портрет серийного убийцы