Особенности отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 18:14, курсовая работа

Описание работы

Изучением, предупреждением и коррекцией речевых нарушений занимается отрасль дефектологии логопедия (от греч. logos — слово и paideia — воспитание). Логопедия исторически складывалась как интегративная область знаний о психической и, конкретнее, речевой деятельности человека, речевых и языковых механизмах, обеспечивающих формирование речевой коммуникации в норме и патологии.

Содержание работы

Введение.............................................................................
1. Теоретические основы изучения отношений
в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи...........................
1.1. Проблема детско-родительских отношений в психологии...............
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с речевыми нарушениями
1.3. Анализ особенностей детско-родительских отношений в семьях с детьми, имеющими нарушения речи………………………………………....
2. Коррекционная работа с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии …………………………………………………………
2.1. Основные направления коррекционной работы
2.2. Организационные формы работы с родителями детей с нарушениями речи………………………………………………………………
2.3. Игры и упражнения, направленные на нормализацию детско-родительских отношений ………………………………………
Литература ………………………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 42.13 Кб (Скачать файл)

     Индивидуумы, которые уже испытали или пережили какие либо кризисы, лучше подготовлены к жизненным невзгодам, и им легче  справиться с новой бедой –  появлением аномального ребенка.

     Однако  для всех рождение аномального ребенка  в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды  на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады или озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия.

     Г.Г. Гузеевым была сформулирована модель поведения семьи в процессе медико-психологического консультирования, которая с достаточной степенью приближения может быть распространена на все виды консультирования семей с детьми с отклонениями в развитии различной этиологии. Все многообразие реакций родителей на появление аномального ребенка можно условно разделить на 4 основные фазы.

     Первая  фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной  неполноценности при рождении ребенка  с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях между супругами. Часто длительное заболевание ребенка и последующая инвалидность, отсутствие эффекта от лечения, состояние безнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже разрушению семьи. Интересен в этом смысле вывод, к которому пришли сотрудники редакции английского журнала «Lancet» в 1971 году. Они, в частности, утверждали, что при оценке состояния аномального ребенка трудно решить вопрос, кто больше нуждается в медицинской помощи и лечении – мать ребенка или сам ребенок. Результатом такого состояния родителей часто является резкое падение самооценки. Этот период сложен тем, что родители оказываются просто не в состоянии адекватно понять и переработать полученную информацию. В таких случаях требуется применение ряда психокоррекционных мероприятий, а затем уже следует проводить консультирование семьи.

     Нередко шоковое состояние родителей  трансформируется в негативизм, отрицание  поставленного диагноза.

     Период  такого негативизма и отрицания  рассматривается исследователями  как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство  стабильности семьи перед лицом  факта, грозящего их разрушить. Таким  образом, отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной  подавленности, тревоги. Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократно  обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Другие родители признают диагноз, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации.

     По  мере того как родители начинают принимать  диагноз и понимать его смысл, они погружаются в глубокую печаль. Это депрессивное состояние, связанное  с осознанием истины, характеризует  третью фазу. Трудно до конца оценить  степень воздействия такого сильного потрясения. Травма может изменить взаимоотношения родителей с  другими членами семьи и между  собой. Наличие в семье аномального  ребенка отрицательно сказывается  на ее жизни и деятельности, динамике супружеских отношений, приводит к  дезорганизации и реорганизации  роли родителей. Чувство гнева или  горечи может породить стремление к  изоляции. Нередко такие переживания  подавляют интерес к работе, к  другим делам. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости  родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных  изменений у ребенка, неизменности его психического и физического  дефекта.

     Четвертая фаза – это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью  к специалистам. Это начало социально-психической  адаптации, когда родители уже в  состоянии правильно оценить  ситуацию, начать руководствоваться  интересами ребенка, устанавливать  адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

     Рассматривая  все жизненные фазы семьи, имеющей  ребенка с недостатками в развитии, в частности с тяжелой речевой  патологией, F. Ferber пришел к выводу, что  основной груз забот по уходу за ребенком-инвалидом лежит преимущественно на матери.

     Было  проведено клиническое исследование психического состояния матерей, имеющих  аномальных детей. Так выделились две  группы. Матери первой группы отличались подвижностью, активностью. Известие о болезни или отклонениях в развитии ребенка у 'них вызывало выраженные депрессивные реакции длительностью от нескольких недель до нескольких месяцев. У некоторых матерей этому предшествовал психогенный ступор, сменявшийся через несколько минут бурными рыданиями, отчаянием, тоскливым настроением и т.д. Вину за случившееся они брали на себя. Иногда это сопровождалось суицидальными мыслями. У женщин нарушался сон, усиливалась депрессия. По прошествии определенного времени у таких матерей формировалось стойкое субдепрессивное настроение, часто прерывавшееся слезами и тревожными опасениями за настоящее и будущее ребенка. Такое состояние особенно сильно овладевало ими в то время, когда они не были заняты какими-либо делами, например в вечерние часы, перед сном. У женщин этой группы значительно усиливалась раздражительность, по малейшему поводу возникали вспышки гнева, что затем вызывало раскаяние. Наряду с депрессией у таких матерей отмечались астенические явления: головные боли, тяжесть и сжимающие боли в груди, колебание артериального давления. С годами личностные особенности матерей претерпевали характерную динамику. Женщины становились более замкнутыми, теряли интерес к окружающему, суживался круг прежних привязанностей. Они становились как будто спокойнее, но и безразличнее.

     Вторую  группу составляли женщины, для которых были характерны меньшая активность, стремление к уединению, небольшой круг знакомых. В болезни или дефекте ребенка они обвиняли медицинский персонал. Сообщение о сущности нарушения у ребенка принимали достаточно спокойно. Причиной этого, вероятно, могли явиться неверные представления о нарушении в развитии ребенка, далекие от реальности. Матери не представляли в полной мере тяжести состояния ребенка. С течением времени матери осознавали положение, в котором оказались, и вместе с этим у них рождалась тенденция жить сегодняшним днем, не строить планы на будущее. У многих из этих матерей возникало депрессивное состояние: настроение заметно ухудшалось, и появлялись приступы отчаяния. Периоды пониженного настроения удлинялись до нескольких суток, сопровождались наплывами тревожно-горестных мыслей.

     Таким образом, у матерей обеих групп, несмотря на различие психических состояний, которые можно было наблюдать  вначале, в итоге обнаруживалась стойко выраженная депрессия, сопровождавшаяся чувством горя, сострадания ребенку, необходимости самопожертвования  ради него.

     Отцы  детей, имеющих нарушения в развитии, были редкими участниками исследований. Обычно сведения об отцах аномальных детей добываются из разговора с  матерями. Так, в частности, установлено, Что большинство отцов реагируют на рождение аномального ребенка скорее психологическим отказом от него, и прежде всего тогда, когда речь идет о сыне.

     Большинство матерей, ухаживая за ребенком с первых дней его жизни, любят его таким, какой он есть, за то, что он существует. Отец, напротив, прежде всего, смотрит в будущее. Его больше интересует, каким вырастет его сын или дочь. При наличии тяжелого речевого дефекта у ребенка достижение успеха невозможно. Это приводит отца к разочарованию и, если он не видит никаких перспектив, а усилия жены направлены целиком на уход за больным ребенком и она полностью поглощена своим горем, то будущее начинает видеться отцу беспросветным и он нередко уходит из семьи.

     Другие  исследования показали, что отцы сильнее, чем матери, чувствуют свою ущербность перед общественностью из-за очевидного дефекта у их ребенка и испытывают опасения, что поведение аномального  ребенка сильно поразит окружающих. Так, например, у отцов детей с  грубой речевой патологией было обнаружено тяжелое депрессивное состояние, чувство  неудовлетворенности, гнев и агрессивность  по отношению к членам семьи.

     Приводятся  данные о неадекватной и противоречивой позиции родителей по отношению  к своим аномальным детям. Отмечается, что родители аномальных детей, с  одной стороны, инвалидизируют ребенка, сопротивляются обретению им свободы  и независимости, с другой – они  желают более быстрого развития ребенка, преодоления социальных последствий  дефекта. Родители болезненно воспринимают все неудачи ребенка в обучении и в общении с окружающими. 
 
 
 
 
 

    1. . Проблема детско-родительских отношений в психологии
 

Родители начинают сталкиваться с проблемами своих  любимых чад уже с момента  их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о  телесном здоровье, то уже вскоре возникает  значительное количество психологических  проблем. Вот только небольшая часть  из них - различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами  семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения  со сверстниками, агрессивное или  слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к  школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).   

Чего боятся маленькие дети:

Очень часто  у детей отмечается страх темноты, страх привидений, страх собак, страх  оставаться одному, страх "чужих" взрослых, страх умереть. У части  детей страхи исчезают сами, в процессе взросления. У других детей детские  страхи становятся основанием для развития тяжелого невроза. Такое знакомое явление, как детский энурез также часто  формируется на фоне детских страхов.

Рождение брата  или сестры может являться серьезным  стрессом для ребенка и к этому  важному событию в жизни семьи  ребенка также надо психологически готовить.

Серьезная проблема для ребенка развод родителей. Психологическая  травма развода родителей может  остаться на всю жизнь и повлиять, в последующем, на возможность создания своей полноценной семьи.

Еще одна психологическая  проблема для ребенка появление  в семье нового родителя - отчима или мачехи. Ребенку очень сложно выстраивать отношения с новым  членом семьи и именно в этот период он нуждается в квалифицированной  помощи психолога.

Школьные страхи.

Готовность ребенка  к школе вызывает уже страх  у взрослых. Это действительно  проблема - интеллектуальной и психологической  готовности к школе. Кто-то готов  к школьным занятиям в шесть лет, а кому-то лучше пойти в школу  попозже, 7-8 лет.

Некоторым детям  сложно привыкнуть к школьным требованиям  и они начинают бояться. Бояться  отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку, страх экзаменов. А  у кого-то плохо складываются отношения  со сверстниками - одни слишком агрессивны, другие наоборот излишне пассивны и  подчиняемы. 

Родители начинают сталкиваться с проблемами своих  любимых чад уже с момента  их рождения. И если в первые месяцы жизни главным является забота о  телесном здоровье, то уже вскоре возникает  значительное количество психологических  проблем. Вот только небольшая часть  из них - различные детские страхи (страх темноты, страх привидений, страх умереть); отношения с членами  семьи (родителями, братьями-сестрами) и другими взрослыми; отношения  со сверстниками, агрессивное или  слишком подчиняемое поведение; проблемы развития и подготовки к  школе, адаптация к школьным требованиям, к сверстникам, учителю; подростковый возраст (любовь, агрессия, наркотики).   

Чего боятся маленькие дети

Очень часто  у детей отмечается страх темноты, страх привидений, страх собак, страх  оставаться одному, страх "чужих" взрослых, страх умереть. У части  детей страхи исчезают сами, в процессе взросления. У других детей детские  страхи становятся основанием для развития тяжелого невроза. Такое знакомое явление, как детский энурез также часто  формируется на фоне детских страхов.

Рождение брата  или сестры может являться серьезным  стрессом для ребенка и к этому  важному событию в жизни семьи  ребенка также надо психологически готовить.

Серьезная проблема для ребенка развод родителей. Психологическая  травма развода родителей может  остаться на всю жизнь и повлиять, в последующем, на возможность создания своей полноценной семьи.

Еще одна психологическая  проблема для ребенка появление  в семье нового родителя - отчима или мачехи. Ребенку очень сложно выстраивать отношения с новым  членом семьи и именно в этот период он нуждается в квалифицированной  помощи психолога.

Школьные страхи.

Готовность ребенка  к школе вызывает уже страх  у взрослых. Это действительно  проблема - интеллектуальной и психологической  готовности к школе. Кто-то готов к школьным занятиям в шесть лет, а кому-то лучше пойти в школу попозже, 7-8 лет.

Некоторым детям  сложно привыкнуть к школьным требованиям  и они начинают бояться. Бояться  отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку, страх экзаменов. А  у кого-то плохо складываются отношения  со сверстниками - одни слишком агрессивны, другие наоборот излишне пассивны и  подчиняемы.

Информация о работе Особенности отношений в семьях, воспитывающих детей с нарушением речи