Коррекция детско-родительских отношений методом серийного рисования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2011 в 16:41, курсовая работа

Описание работы

Разработана программа психокоррекции детско-родительских отношений с целью укрепления отношения между родителями и ребенком; сформировать позитивную коммуникацию между родителями и ребенком. Тренинг включает в себя 12 занятий по 1,5 часа и направлен на развитие:

- отношения партнерства между родителями и ребенком;

- навыков адекватного и равноправного общения, способность к предотвращению межличностных конфликтов;

- интеллекта и креативности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ 9
1.1 Стили детско-родительских отношений в современных научных исследованиях
9
1.2 Факторы влияющие на дисгармонию детско-родительских отношений 19
1.3. «Серийное рисование» как метод арт-терапии 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ
33
2.1 Общие методы и методики диагностического исследования 33
2.2 Результаты диагностического исследования 37
2.3. Коррекционная программа 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 51

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.doc

— 394.50 Кб (Скачать файл)

     Из  классификаций,  сопоставляющих  особенности формирования  личности детей и стили семейного воспитания,  наиболее  интересной,  детализированной представляется классификация, предложенная А. Е. Личко и  Э.  Г.  Эйдемиллер для подростков [19, с.315]. Авторы выделили  следующие отклонения  в стилях  семейного воспитания:

      Гипопротекция. Характеризуется недостатком опеки  и  контроля.  Ребенок остается без надзора. К подростку проявляют мало внимания,  нет  интереса  к его делам, часты  физическая  заброшенность  и  неухоженность.  При  скрытой гипопротекции контроль и  забота  носят  формальный  характер,  родители  не включаются в жизнь ребенка. Невключенность ребенка в жизнь семьи приводит  к асоциальному поведению  из-за  неудовлетворенности  потребности  в  любви  и привязанности.

      Доминирующая  гиперпротекция.  Проявляется  в  повышенном,  обостренном внимании и заботе, чрезмерной опеке и мелочном контроле  поведения,  слежке, запретах  и  ограничениях.  Ребенка  не  приучают  к   самостоятельности   и ответственности.  Это  приводит  либо  к   реакции   эмансипации,   либо   к безынициативности, неумению постоять за себя

      Потворствующая гиперпротекция. Так называют воспитание «кумира семьи». Родители стремятся освободить ребенка от малейших трудностей,  потакают  его желаниям,   чрезмерно   обожают   и   покровительствуют,   восхищаются   его минимальными успехами и требуют такого же восхищения  от  других.  Результат такого воспитания проявляется в  высоком  уровне  притязаний,  стремлении  к лидерству при недостаточных упорстве и опоре на свои силы.

      Эмоциональное   отвержение.   Ребенком   тяготятся.   Его   потребности

игнорируются.  Иногда  с  ним   жестоко   обращаются.   Родители   (или   их

«заместители» — мачеха, отчим и пр.)  считают  ребенка  обузой  и  проявляют  общее  недовольство  ребенком.  Часто встречается   скрытое   эмоциональное отвержение: родители стремятся завуалировать реальное  отношение к ребенку повышенной заботой и вниманием к нему.  Этот  стиль воспитания  оказывает наиболее отрицательное воздействие на развитие ребенка.

      Жестокие взаимоотношения. Могут проявляться открыто, когда на  ребенке срывают зло, применяя насилие, или быть скрытыми, когда между родителями  и ребенком стоит «стена» эмоциональной холодности и враждебности.

      Повышенная моральная ответственность.  От  ребенка  требуют  честности, порядочности, чувства долга,  не  соответствующих  его  возрасту.  Игнорируя интересы и возможности  подростка,  возлагают  на  него  ответственность  за благополучие близких. Ему насильно приписывают роль «главы семьи».  Родители надеются  на  особое  будущее  своего   ребенка,   а   ребенок   боится   их разочаровать.  Часто  ему  перепоручают  уход   за   младшими   детьми   или престарелыми [19, с.362].

         Помимо  этого   выделяются   также   следующие   отклонения   в   стиле родительского воспитания: предпочтение женских качеств  (ПЖК),  предпочтение мужских качеств (ПМК), предпочтение детских качеств (ПДК), расширение  сферы родительских  чувств  (РРЧ),  страх  утраты   ребенка   (ФУ),   неразвитость родительских  чувств  (НРЧ),  проекция  собственных нежелательных   качеств (ПНК), внесение конфликта между супругами в сферу воспитания (ВК).

       А.Я. Варга и В.В. Столин выделяют  четыре типа родительского отношения:

    1. Принимающе – авторитарный  –  субъективное  благополучие  родителей: теплое отношение и принятие ребенка  с  требованиями  социальных  успехов  и достижений при контроле в этих областях.

    2. Отвергающий с элементами инфантилизации  и социальной инвалидизации –  эмоциональное  отвержение  ребенка,  низкая  ценность   его   индивидуально-характерологических свойств, отношение как к более младшему по  сравнению  с реальным возрастом, приписывание дурных наклонностей.

    3. Симбиотический – стремление  установить с ребенком тесный напряженный

эмоциональный контакт, соучаствовать во всех мелочах  его жизни.

    4. Симбиотическо – авторитарный – гиперпротекция  и  тотальный  контроль поведения психической  жизни  ребенка,  блокирование  осуществления  детской потребности в психо-социальной идентификации[28, с.19].

    Параметры измерения родительского отношения: «Принятие – отвержение», «Кооперация»   (социальная   желательность),    «Симбиоз»,    «Авторитарная гиперсоциализация», «Маленький неудачник» (инфантилизация – инвалидизация).

     Таким образом, стиль воспитания, характер отношений родителей к детям  меняется не только во времени, но и  в пространстве. Под стилем воспитания понимается не только определенная стратегия  воспитания, а и включенность детей  в обсуждение семейных проблем, и успешность ребенка при готовности родителей всегда прийти на помощь, стремление к снижению субъективности в видении ребенка.

     Стиль воспитания зависит не только от социокультурных  правил и норм, представленных в  виде традиций в воспитании, но и  от педагогической позиции родителя относительно того, как должны строится детско-родительские отношения в семье, на формирование каких качеств и черт у детей должны направляться его воспитательные воздействия. В соответствии с этим родитель определяет модель своего поведения с ребенком.

     Также, единой  основы   классификаций  типов семейного воспитания нет.  Иногда  за  основу  брались  эмоциональные компоненты  воспитания,  иногда  способы  воздействия  на  ребенка,  иногда родительские  позиции  и  т.п.  Поэтому,   хотя   разными   исследователями предлагаются различные классификации, Т.В. Архиреева считает, что их  можно соотнести между собой в силу того, что отдельные виды  воспитания,  носящие разные названия, имеют много сходного[3. с.153]. Воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания.

1.2. Факторы  влияющие на дисгармонию детско-родительских  отношений

     Многочисленные  психологические исследования показывают, что на восприятие ребенка и отношение к нему влияют множество факторов, среди которых только некоторые непосредственно связаны с чертами самого мальчика или девочки. Итак, на отношение родителя к ребенку влияют:

     1) Детский опыт самих родителей. Люди, став взрослыми, зачастую в своей собственной семье неосознанно формируют отношения, которые сложились в семье родителей, а также воспроизводят те проблемы, которые они не смогли решить в детстве. Например, если человек в детстве имел младшего брата или сестру, "забравшего" всю любовь и внимание родителей, то весь период взросления может оцениваться им как "несчастливый" период жизни, при этом радость и безмятежность младшего возраста могут, напротив, идеализироваться. Вероятнее всего, такой человек будет неосознанно тормозить взросление своего ребенка, считать его "еще слишком маленьким", игнорируя растущую потребность в самостоятельности.

     2) Нереализованные потребности родителей.  Для некоторых родителей (особенно  матерей) воспитание может становиться основной деятельностью и даже основным смыслом жизни. Тогда сам ребенок становится единственным объектом удовлетворения этой потребности. В результате, с возрастом дети естественно несколько отдаляются от родителей, в их жизни начинают играть большую роль другие люди. Подобные следствия взросления воспринимаются такими родителями как угроза собственному благополучию, вследствие чего, они могут неосознанно препятствовать установлению ребенком тесных контактов вне семьи, стремиться принимать участие во всех сферах жизни сына (дочери), сильно огорчаться при наличии у него (нее) мыслей или чувств, которыми тот не хочет делиться, то есть фактически не признавать права ребенка на свой внутренний мир.

     Другая  потребность, влияющая на отношение  к ребенку, это потребность родителя в достижениях. Здесь, возможны два сценария. Первый, это когда Родитель хочет, чтобы ребенок добился многого, особенно того, чего по каким-то причинам не смог достичь сам. Отрицательным результатом реализации такой потребности иногда становится выбор сферы достижения, которая не соответствует реальным возможностям и склонностям ребенка. Так папы и мамы могут выбирать, например, тип школы или виды развивающих кружков и секций, исходя не из желаний, способностей и потребностей своего ребенка, а движимые на самом деле желанием, чтобы он достиг того, что они считают важным, но что им самим не удалось. Ребенок лишается необходимой независимости, искажается восприятие присущих ему задатков, сформированных личностных качеств.

     Обычно  не принимаются во внимание возможности, интересы, способности ребенка, которые отличны от тех, что связанны с запрограммированными целями. Ребенок становится перед выбором. Он может втиснуть себя в рамки чуждых ему родительских идеалов только ради того, чтобы обеспечить любовь и чувство удовлетворенности родителей. В этом случае он пойдет ложным путем, не соответствующим его личности и способностям, который часто заканчивается полным фиаско. Но ребенок может и восстать против чуждых ему требований, вызывая тем самым разочарование родителей из за несбывшихся надежд, и в результате возникают глубокие конфликты в отношениях между ребенком и родителями. Такая ситуация обнаруживается довольно часто в процессе консультирования родителей, хотя их истинные мотивы могут скрываться под самыми разными рассуждениями о перспективности и полезности этой деятельности для ребенка.

     Второй  вариант потребности в достижениях  тоже нередок в современном мире, где социальная успешность и конкурентоспособность  являются зачастую едва ли не мерилом человеческой ценности. Подобные отношения нередко выстраиваются в семьях успешных, много работающих и привыкших достигать своих целей людей. Такие родители будут требовать от ребенка достижения целей, доведения дел до конца, раздражаться на проявления лени и непоследовательность своего сына или дочери. Цель их воспитания - привить организованность и целеустремленность - безусловно, благая. Однако та настойчивость, с которой они ее добиваются, а также игнорирование возрастных особенностей ребенка и предъявление к нему завышенных требований могут отрицательно сказываться на отношениях в семье и сеять вечное недовольство своим сыном (дочерью).

     Одна  из базовых человеческих потребностей в привязанности, особым образом  может проявляться в отношениях родителей с детьми. Если взрослый испытывает слишком сильную потребность в эмоциональной привязанности к нему ребенка, то за этим может стоять или страх одиночества (особенно при отсутствии других тесных отношений, например с супругом), или собственная детская недостаточно удовлетворенная потребность в привязанности, в какой-то степени "слиянии" с матерью. Результатами такой потребности в отношениях с ребенком могут стать повышенная опека со стороны родителя, потребность делиться всеми своими переживаниями с ребенком и ожиданием того же от него. Соответственно, поведение сына (дочери) будет восприниматься как положительное или отрицательное в зависимости от того, обеспечивает ли оно родителю ощущение крепкой эмоциональной связи.

     3) Личностные особенности родителей. Наверное, действие этого фактора отследить наиболее сложно, для многих родителей, однако при некотором навыке или с помощью специалиста вполне возможно осознать наличие у себя тех или иных черт и их влияние на восприятие ребенка.

     Так, например, можно проследить связь между тревожностью родителя, ее проявлением (в виде опекающего и оберегающего поведения) и ее следствием - подавлением развития активности и самостоятельности ребенка.

     Нередко приходится сталкиваться и с такой  ситуацией: родитель считает своими недостатками какие-то черты характера или привычки, отрицательно к ним относится. Поэтому, если он встречает их проявления у своего ребенка, то реагирует на них очень эмоционально и начинает вести борьбу с этими недостатками с удвоенной силой. Однако описанный случай не самый сложный. Хуже, если родитель не осознает или не признает существование каких-то отрицательных черт в себе, а приписывает их ребенку (иногда совершенно неоправданно) и ведет "военные действия" на чужой территории. Крайним следствием этой борьбы может стать даже эмоциональное отвержение ребенка (родитель не способен смириться с наличием недостатков, а потому никогда не принимает ребенка таким, какой он есть, пытаясь его постоянно "улучшать").

     Негибкость  поведения и мышления родителя, привычка действовать в разных ситуациях по одной схеме, может приводить к конфликтам в детско-родительских отношениях. Это вызывает необходимость "подстраиваться" под новый этап возрастного развития ребенка по мере его роста. Таким родителям может казаться, что их дети стали хуже, упрямее, своевольнее, эгоистичнее, просто потому, что прежние методы в обращении с ними уже не годятся, а новые выработать сложно, это и вызывает у родителей напряжение, раздражение от необходимости перемен.

Информация о работе Коррекция детско-родительских отношений методом серийного рисования