Контрольная работа по «Зарубежной теории личности»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2011 в 18:47, контрольная работа

Описание работы

Теория — это система взаимосвязанных идей, построений и принципов, имеющая своей целью объяснение определенных наблюдений над реальностью. Теория по своей сути всегда умозрительна и поэтому, строго говоря, не может быть «правильной» или «неправильной». Тем не менее, теория в целом принимается в научном мире как обоснованная и заслуживающая доверия в той степени, в какой результаты наблюдений за феноменом (обычно основанные на данных, полученных в конкретных экспериментах) согласуются с объяснением того же самого феномена, вытекающим из самой теории.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………….. 3

1. Ядро и периферия личности в теории З. Фрейда …………. 5

2. Система «Я» и саморегуляция, по А. Бандура ……………. 8

3. Историческое развитие идей гуманизма.

Идейные предшественники …………………………....... 10

4. Изложите взгляды на природу, содержание и

развитие личности в теории А. Адлера ………………… 14

5. Анализ литературного произведения …………………….... 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………... 22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………... 24

Файлы: 1 файл

К.р.Зар. теор. лич.docx

— 67.85 Кб (Скачать файл)

    Представление о том, что человек является единым и самосогласующимся организмом, составляет главную посылку адлеровской психологии. Адлер дал своей теории название «индивидуальная психология», поскольку в латыни «individuum» означает «неделимый» то есть означает сущность, которую нельзя разделить. Адлер исходил из того, что ни одно проявление жизненной активности нельзя рассматривать в изоляции, а лишь только в соотношении с личностью в целом. Индивидуум представляет собой неделимое целое как в отношении взаимосвязи между мозгом и телом, так и в отношении психической жизни. По убеждению Адлера, главное требование к индивидуальной психологии состоит в том, чтобы доказать это единство в каждом индивидууме: в его мышлении, чувствах, действиях, так называемом сознании и бессознательном, в каждом проявлении личности. Структуру самосогласующейся и единой личности Адлер определял как стиль жизни. В этой концепции более чем в какой-либо другой, выражена его попытка рассматривать человека как единое целое.

    Только  в движении по направлению к личностно значимым целям индивидуум  может быть воспринят как единое и самосогласующееся целое.

Утверждая, что человек стремится к совершенству, Адлер исходил из соображения, что люди не отталкиваются от внутренних или внешних причин, а скорее, тянутся вперед они всегда находятся в движении к личностно значимым жизненным целям. Цели, которые люди ставят перед собой, а также индивидуальные пути их достижения дают ключ к пониманию того, какое значение они придают своей жизни. По мнению Адлера, эти жизненные цели в значительной степени выбираются индивидуально, а следовательно, в постоянном стремлении к совершенству люди способны планировать свои действия и определять собственную судьбу. Достигая намеченных целей, они не только повышают самооценку, но также находят свое место в жизни.  Признавая значение наследственности и окружающей среды в формировании личности, Адлер настаивал на том, что индивидуум — нечто большее, чем только продукт этих двух влияний. А именно, он считал, что люди обладают творческой силой, которая обеспечивает возможность распоряжаться своей жизнью, — свободная, осознанная активность является определяющей чертой человека.  Ведущим в теории Адлера является положение, согласно которому все поведение человека происходит в социальном контексте, и суть человеческой природы можно постичь только через понимание социальных отношений. Более того, у каждого человека есть естественное чувство общности, или социальный интерес, врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества.

    Адлер был убежден в том, что главная  цель теории личности — служить  экономным и полезным ориентиром для терапевтов, а по большому счету и для любого человека на пути изменений в сторону психологически более здорового поведения. В отличие от Фрейда, он сформулировал очень экономичную теорию личности в том смысле, что в основании всего теоретического сооружения лежит ограниченное количество ключевых концепций и принципов. Последние можно подразделить на семь пунктов: 1) чувство неполноценности и компенсация; 2) стремление к превосходству; 3) стиль жизни; 4) социальный интерес; 5) творческое «Я»; 6) порядок рождения; 7) фикционный финализм.

    Адлер полагал, что чувство неполноценности берет свое начало в детстве. Он объяснял это следующим образом: ребенок переживает очень длительный период зависимости, когда он совершенно беспомощен и, чтобы выжить, должен опираться на родителей. Этот опыт вызывает у ребенка глубокие переживания неполноценности по сравнению с другими людьми в семейном окружении, более сильными и могущественными. Появление этого раннего ощущения неполноценности обозначает начало длительной борьбы за достижение превосходства над окружением, а также стремление к совершенству и безупречности. Адлер утверждал, что стремление к превосходству является основной мотивационной силой в жизни человека.

    Таким образом, согласно Адлеру, фактически все, что делают люди, имеет целью  преодоление ощущения своей неполноценности  и упрочение чувства превосходства.  Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей.  Однако, независимо от обстоятельств, играющих роль почвы для появления чувства неполноценности, у индивидуума может в ответ на них появиться гиперкомпенсация и, таким образом, развивается то, что Адлер назвал комплексом превосходства. Этот комплекс выражается в тенденции преувеличивать свои физические, интеллектуальные или социальные способности.  Соответственно, человек, обладающий комплексом превосходства,   выглядит   обычно   хвастливым,   высокомерным,   эгоцентричным  и саркастичным. Создается впечатление, что данный человек не в состоянии принять себя (то есть у него низкое мнение о себе); что он может чувствовать свою значимость только тогда, когда «сажает в калошу» других. 

    В последние годы жизни Адлер пришел к выводу о том, что стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой жизни; это «нечто, без чего жизнь человека невозможно представить». Эта «великая потребность возвыситься» от минуса до плюса, от несовершенства до совершенства и от неспособности до способности смело встречать лицом к лицу жизненные проблемы развита у всех людей. Трудно переоценить значение, которое Адлер придавал этой движущей силе. Он рассматривал стремление к превосходству (достижение наибольшего из возможного), как главный мотив в своей теории.  Каждому из нас остается лишь осуществить эту возможность своим собственным путем. Адлер полагал, что этот процесс начинается на пятом году жизни, когда формируется жизненная цель, как фокус нашего стремления к превосходству. Будучи неясной и в основном неосознанной в начале своего формирования в детские годы, эта жизненная цель со временем становится источником мотивации, силой, организующей нашу жизнь и придающей ей смысл.

      Согласно Адлеру, стиль жизни включает в себя уникальное соединение черт, способов поведения и привычек, которые, взятые в совокупности, определяют неповторимую картину существования индивидуума.  С точки зрения Адлера, стиль жизни настолько прочно закрепляется в возрасте четырех или пяти лет, что впоследствии почти не поддается тотальным изменениям. Конечно, люди продолжают находить новые способы выражения своего индивидуального жизненного стиля, но это, в сущности, является только совершенствованием и развитием основной структуры, заложенной в раннем детстве. Адлер напоминает, что постоянство нашей личности на протяжении жизни объясняется стилем жизни. Наша основная ориентация по отношению к внешнему миру также определяется стилем жизни. Он отмечал, что истинная форма нашего стиля жизни может быть распознана только при условии знания, какие пути и способы мы используем для решения жизненных проблем. Каждый человек неизбежно сталкивается с тремя глобальными проблемами: работа, дружба и любовь. С точки зрения Адлера, ни одна из этих задач не стоит особняком — они всегда взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни: «Решение одной помогает приблизиться к решению других; и действительно, мы можем сказать, что они представляют собой разные аспекты одной и той же ситуации и одной и той же проблемы — необходимости для живых существ сохранять жизнь и продолжать жить в том окружении, которое у них есть».

    Еще одна концепция, имеющая решающее значение в индивидуальной психологии Адлера — это социальный интерес. Концепция социального интереса отражает стойкое убеждение Адлера в том, что мы, люди, являемся социальными созданиями, и если мы хотим глубже понять себя, то должны рассматривать наши отношения с другими людьми и, еще более широко, — социально-культурный контекст, в котором мы живем.    Адлер считал, что предпосылки социального интереса являются врожденными. Поскольку каждый человек обладает им в некоторой степени, он является социальным созданием по своей природе, а не в результате образования привычки. Однако, подобно другим врожденным склонностям, социальный интерес не возникает автоматически, но требует, чтобы его осознанно развивали.

Концепция творческого «Я» является самым главным конструктом адлеровской теории, его высшим достижением как персонолога. Когда он открыл и ввел в свою систему этот конструкт, все остальные концепции заняли по отношению к нему подчиненное положение. В нем воплотился активный принцип человеческой жизни; то, что придает ей значимость. Именно это искал Адлер. Он утверждал, что стиль жизни формируется под влиянием творческих способностей личности.  Предполагая существование творческой силы, Адлер не отрицал влияния наследственности и окружения на формирование личности.  Человек использует наследственность и окружение как строительный материал для формирования здания личности, однако в архитектурном решении отражается его собственный стиль. Поэтому, в конечном счете, только сам человек ответственен за свой стиль жизни и установки по отношению к миру.  В адлеровской концепции творческого «Я» отчетливо звучит его убежденность в том, что люди являются хозяевами своей собственной судьбы.

    Исходя  из важной роли социального контекста  в развитии личности, Адлер обратил внимание на порядок рождения, как основную детерминанту установок, сопутствующих стилю жизни. А именно: если у детей одни и те же родители, и они растут примерно в одних и тех же семейных условиях, у них все же нет идентичного социального окружения. Опыт старшего или младшего ребенка в семье по отношению к другим детям, особенности влияния родительских установок и ценностей — все это меняется в результате появления в семье следующих детей и сильно влияет на формирование стиля жизни.  От того, какое значение придает ребенок сложившейся ситуации, зависит, как повлияет порядок его рождения на стиль жизни. Более того, поскольку это восприятие субъективно, у детей, находящихся в любой позиции, могут вырабатываться любые стили жизни.

    В заключение следует сказать, что  концепция фикционного финализма показывает, какое значение придавал Адлер телеологическому или ориентированному на цель подходу к проблеме мотивации человека. В его понимании, на личность большее влияние оказывают субъективные ожидания того, что может произойти, чем прошлый опыт. Наше поведение направляется осознанием фиктивной жизненной цели. Эта цель существует не в будущем, а в нашем актуальном восприятии будущего. Хотя фиктивных целей объективно не существует, они, тем не менее, оказывают колоссальное влияние на наше стремление к превосходству, совершенству и целостности  [1, 2,3, 4, 5].

 
 
 
  1. Анализ  литературного произведения
 
 

   Родился Лермонтов 4. (15) октября 1814 года в Москве, он был  слабым и болезненным ребенком.  Его мать, Марья Михайловна, была «одарена душою музыкальной». Она  часто музицировала на фортепьяно, держа маленького сына на коленях, и  якобы от неё Михаил Юрьевич унаследовал  «необычайную нервность свою».  Семейное счастье Лермонтовых было недолгим. «Юрий Петрович охладел к жене,  стал ей изменять.  Марья Михайловна стала упрекать своего мужа в измене; тогда пылкий и раздражительный  Юрий Петрович был выведен из себя этими упреками и ударил Марью  Михайловну весьма сильно кулаком по лицу, что и послужило впоследствии поводом к тому невыносимому положению, какое установилось в семье Лермонтовых. С этого времени с невероятной  быстротой развилась болезнь  Марьи Михайловны, впоследствии перешедшая в чахотку, которая и свела  её преждевременно в могилу». Мать, Мария Михайловна, умерла, когда ребенку не исполнилось и 2,5 лет, и заботу о воспитании взяла на себя бабушка – Елизавета Алексеевна Арсеньева.  

   Из-за скандалов в семье, когда взрослые занимаются только собой, и ни кому нет дела до детей, их чувств и эмоций, у ребенка начинают формироваться  различные страхи, т.к. отсутствует  чувство защищенности.

   Поэтому под влиянием всех этих факторов, согласно индивидуальной концепции Адлера, у  Лермонтова формируется чувство  неполноценности, ведь он слаб, и болезнен телом (Лермонтов родился болезненным, и всё детство страдал золотухой), неуравновешен психически, а чувство неполноценности заставляет ребенка бороться за свое превосходство над окружающими. Адлер различал три вида страданий, испытываемых в детстве, которые способствуют развитию комплекса неполноценности: неполноценность органов, чрезмерная опека и отвержение со стороны родителей. Все эти факторы мы видим в биографии Лермонтова. Ощущение неполноценности продолжает крепнуть и развиваться, несмотря на все усилия бабушки поэта Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, которая была энергичной и настойчивой женщиной. Хотя она страстно любила внука, и употребляла все усилия, чтобы дать ему всё, на что только может претендовать продолжатель рода Лермонтовых, все же она не понимала внука, ни его истинных чувств, ни его интересов,  ни потребностей. Она постоянно баловала внука, в тоже время,  всячески препятствовала общению Михаила с отцом. Такое воспитание, а также то, что Лермонтов был в семье единственным ребенком,  впоследствии тоже повлияет на выработанный Лермонтовым «стиль его жизни», привело к тому, что Лермонтов стал зависимой и эгоцентричной личностью. Судя по рассказам, с малых лет уже превращался в домашнего тирана, не хотел никого слушаться, трунил над всеми. Однако болезнь и такое воспитание развили в Лермонтове необычайную нравственную энергию, с шестилетнего возраста он обнаруживает наклонность к мечтательности, страстное влечение ко всему героическому, величавому, бурному. «Воображение стало для него новой игрушкой.… В течение мучительных бессонниц, задыхаясь между горячих подушек, он уже привыкал побеждать страданья тела, увлекаясь грёзами души…». Однако это стало для Лермонтова  и источником огорчений: никто из окружающих не только не был в состоянии пойти навстречу «грёзам его души», но даже не замечал их. Таким образом, преодолевая свой комплекс неполноценности, сформированный в детстве, и исходя из своих мечтательных наклонностей, а так же заложенных в нем способностей, у Лермонтова формируется  индивидуальный «стиль жизни», а именно, у него формируются определенные черты характера и он начинает писать стихи, но вся поэзия его пронизана чувством разочарования.  И все же, каким бы не рос Лермонтов угрюмым и отчужденным, согласно Адлеру человек не может существовать изолированно от общества, он является составной частью системы общественных установок и социальных норм, поэтому Лермонтов ищет среди людей  родную душу, такую же одинокую близкую поэту своими грёзами и, может быть, страданиями. Лермонтов  увлекается дружбой то с одним, то с другим товарищем, испытывает разочарования, негодует на легкомыслие и измену друзей. Т.е. стиль жизни, сформированный поэтом, отражается и на решение проблем связанных с дружбой, любовью и работой, поэтому у него возникают трудности при общении. Войдя в возраст юношеский, когда страсти начинают разыгрываться, Лермонтов, из-за своей некрасивой внешности, и своего угрюмого и завистливого характера,  не мог нравиться женщинам, а между тем был страшно влюбчив. Невнимание к нему прелестного пола раздражало и оскорбляло его беспредельное самолюбие,  что  служило поводом с его стороны к беспощадному бичеванию  женщин.  Все это еще больше разочаровывает поэта, вызывая депрессию,  и отражается в его творчестве, юноша готов окончательно порвать с внешним миром, создаёт «в уме своём» «мир иной и образов иных существованье», считает себя «отмеченным судьбой», «жертвой посреди степей», «сыном природы».  С таким характером, с такими наклонностями, с такой разнузданностью Лермонтов вступил в жизнь и, понятно, тотчас же нашел себе множество врагов. Можно  сказать,  что  Лермонтов  был  в  социальном  конфликте,  шла  постоянная  борьба  за  превосходство  и  совершенство, отмечается жаждой личной власти и потребность доминировать над другими.  Его  толкало вперед потребность преодолевать глубоко укоренившееся чувство неполноценности и стремление к превосходству. Он  жил в им же созданном мире, в соответствии с его собственной «схемой апперцепции». Все это, в конечном счете, привело к той трагедии, а именно к тому роковому выстрелу, от которого погиб гениальный поэт. Выстрела, сделанного рукою человека доброго, сердечного, которого Лермонтов довел своими насмешками и даже клеветами почти до сумасшествия.

Информация о работе Контрольная работа по «Зарубежной теории личности»