Порядок заключения предпринимательских договоров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2015 в 20:34, контрольная работа

Описание работы

Термин «предпринимательский договор» стал употребляться со времени перехода к рыночной экономике вместо термина «хозяйственный договор», понимаемого как правовая форма хозяйственных взаимоотношений социалистических предприятий. При переходе от административно-командной экономической системы к рыночной роль договора коренным образом изменилась. Расширяется сфера его применения, появляются многие новые виды договоров.

Файлы: 1 файл

Порядок заключения предпринимательских договоров.docx

— 78.99 Кб (Скачать файл)



Содержание:

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Термин «предпринимательский договор» стал употребляться со времени перехода к рыночной экономике вместо термина «хозяйственный договор», понимаемого как правовая форма хозяйственных взаимоотношений социалистических предприятий. При переходе от административно-командной экономической системы к рыночной роль договора коренным образом изменилась. Расширяется сфера его применения, появляются многие новые виды договоров.

Термин «предпринимательский договор» в Гражданском кодексе РФ (далее – ГК РФ) отсутствует, что вызывает определенные трудности. В ряде статей Кодекса, отражающих те или иные особенности предпринимательского договора, говорится о договоре или обязательстве, связанном с осуществлением предпринимательской деятельности или в сфере предпринимательской деятельности. Кроме того, в ГК РФ во многих случаях существует дифференциация регулирования договоров, заключенных между предпринимателями или с их участием, и «бытовых» сделок, участниками которых являются граждане.

На основе приведенных соображений в данной курсовой работе ставлю следующую цель изучения указанных договоров: рассмотреть понятие, признаки и виды предпринимательских договоров; ответственность предпринимателя перед контрагентом; особенности отдельных видов предпринимательских договоров.

 

 

 

 

1. Понятие, признаки и виды предпринимательских  договоров

 

Термин «договор в сфере предпринимательской деятельности» используется в действующем российском законодательстве и юридической литературе. В частности, он упоминается в норме п. 1 ст. 184 ГК РФ при характеристике коммерческого представительства. В работах ряда авторов содержится аналогичный термин «предпринимательский договор».

Большинство исследователей договора выделяют, по крайней мере, три значения договора – договор как правоотношение, как юридический факт, порождающий обязательства, и как документ «фиксирующий факт возникновения обязательства по воле его участников». В ГК РФ, помимо правил о договорах, на них распространяются правила о сделках и об обязательствах.

Понятие договора в сфере предпринимательской деятельности (предпринимательского договора) основано на определении договора, содержащемся в ГК РФ: договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей (п. 1 ст. 420 ГК РФ). В данном значении предпринимательский договор является сделкой. Учитывая многозначность понятия «договор», предпринимательский договор трактуется также как правоотношение – договорное обязательство.

Интересно отметить мнение С.С. Занковского о том, что «бесполезно искать здесь что-либо о предпринимательском договоре», имея ввиду определение ст. 420 ГК РФ. Автор, однако, видит причину не только в краткости определения. Она еще и в том, что ГК – акт частного права, в то время как такие договоры существуют на перекрестии частного и публично – правового регулирования.

Я считаю, что здесь можно согласиться с С.С. Занковским в том плане, что если бы в России был принят Предпринимательский кодекс, необходимость разработки которого предусматривалась еще в 1994 г. в Основных направлениях исследовательской программы «Пути и формы укрепления Российского законодательства», то в нем и дали бы определение названного договора с отражением того факта, что его содержание определяется как самими сторонами, так и актами государственного регулирования экономики.

В самом деле, например, когда коммерсант продает свой товар, он вправе включать в договор любые правомерные условия, лишь бы покупатель на них согласился, но в то же время он связан обязательными, установленными государственной властью требованиями к качеству товара, т.е. стандартами. Масштабы госрегулирования посредством стандартов легко представить, ознакомившись с Общероссийским классификатором стандартов, где нашлось место даже для таких нехитрых изделий, как коробки, напильники и лестницы - стремянки. Понятно, что продавец – не предприниматель, никакими стандартами не связан. Можно ведь приобрести те же коробки или лестницу у соседа по дому, но вряд ли кто-нибудь захочет отправить их на платную экспертизу с целью установить, отвечают ли они стандартам; здесь требования к качеству ограничатся соответствием обычно предъявляемым требованиям.

Изучая работы многих авторов, касающихся рассмотрения предпринимательских договоров, я пришла к выводу, что, несмотря на некоторые расхождения в их точках зрениях, все они начинают изучение предпринимательских договоров с анализа норм ГК РФ.

Предпринимательские договоры – это тот правовой инструмент, который связывает предпринимателя с внешним миром, позволяя ему получать прибыль от передачи своего имущества в пользование другим лицам, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Им свойственны все признаки предпринимательства (самостоятельность предпринимательской деятельности; осуществление такой деятельности под свой риск; ее направленность на систематическое получение прибыли; ее осуществление лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке; профессионализм); помимо этого они обладают рядом особенностей.

Одна из основных особенностей предпринимательского договора состоит в том, что он заключается в целях осуществления его сторонами (стороной) предпринимательской деятельности, признаки которой содержатся в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Стороны (сторона) такого договора вступают в обязательственные отношения со своими контрагентами по продаже товаров, пользованию имуществом, выполнению работ, оказанию услуг в связи с тем, что это необходимо для ее (их) профессиональной деятельности, направленной на систематическое получение прибыли, а не на удовлетворение личных, бытовых и т.п. потребностей.

Наличие или отсутствие вышеуказанной цели влечет определенные последствия для сторон предпринимательских договоров. К обязательствам сторон (стороны), заключивших договор в целях осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться специальные нормы законодательства об обязательствах, связанных с подобной деятельностью (например, об ответственности – п. 3 ст. 401 ГК РФ и др.). К обязательствам же стороны, заключившей договор с предпринимателем и не преследующей цели осуществления предпринимательской деятельности, будут применяться общие нормы гражданского законодательства.

Важнейшая особенность договоров в сфере предпринимательства – определенный состав сторон. Стороны (одна из сторон) таких договоров должны являться субъектами предпринимательской деятельности. Юридические лица и индивидуальные предприниматели приобретают статус субъекта указанной деятельности с момента их гос регистрации. С этого момента они вправе заключать предпринимательские договоры как с другими предпринимателями, так и с лицами, не относящимися к субъектам предпринимательства.

В определенных случаях закон допускает возможность распространения норм о договорных обязательствах в сфере предпринимательства на сторону договора, не зарегистрированную в качестве предпринимателя. Так, гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без гос. регистрации, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (п. 4 ст. 23 ГК РФ).

Договоры между субъектами предпринимательской деятельности, являющимися коммерческими юридическими лицами, предполагаются предпринимательскими, т.к. указанные лица в качестве основной цели своей деятельности преследуют извлечение прибыли (п. 1 ст. 50 ГК РФ).

В ряде случаев закон содержит прямое указание на то, что сторонами определенных договоров могут быть лишь субъекты предпринимательства в определенных организационно – правовых формах. Так, в соответствии с п. 3 ст. 1027 ГК сторонами по договору коммерческой концессии могут быть коммерческие организации и граждане, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей. Аналогичное правило предусмотрено в п. 2 ст. 1041 ГК, согласно которой сторонами договора о совместной деятельности, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности, могут быть только индивидуальные предприниматели и (или) коммерческие организации. Некоммерческие организации не имеют права заключать указанные договоры.

Показательным в данном случае является пример из арбитражной практики. АО обратилось в арбитражный суд с иском к научно-исследовательскому институту о признании недействительным договора о совместной деятельности по сооружению и эксплуатации платной стоянки, которая должна в дальнейшем использоваться для осуществления предпринимательской деятельности.

Арбитражный суд иск удовлетворил, указав, что наличие у некоммерческой организации права осуществлять предпринимательскую деятельность в случаях, указанных в п. 3 ст. 50 ГК, не меняет характер такой организации как некоммерческой. Поэтому в силу прямого указания закона учреждения как некоммерческие организации не могут быть участниками договора о совместной деятельности, заключенного для осуществления предпринимательской деятельности (п. 2 ст. 1041 ГК).

Что касается иных договоров, заключаемых с участием некоммерческих организаций, то отнесение их к числу предпринимательских зависит от цели, которую преследуют данные лица, выступая в качестве стороны таких договоров.

Предпринимательские договоры носят возмездный характер: сторона такого договора должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей (п. 1 ст. 423 ГК). Законодательство РФ содержит принципиальный запрет на заключение безвозмездных договоров между субъектами предпринимательства. Не допускается дарение в отношениях между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК). Этот запрет распространяется и на индивидуальных предпринимателей. Следует, однако, отметить, что правило о возмездности таких договоров не всегда последовательно применяется на практике, чему в ряде случаев способствует неоднозначная позиция законодателя. Например, согласно абз. 2 п. 1 ст. 972 ГК в случаях, когда договор поручения связан с осуществлением обеими сторонами или одной из них предпринимательской деятельности, доверитель обязан уплатить поверенному вознаграждение, если договором не предусмотрено иное. Получается, что предприниматели своим соглашением вправе предусмотреть условие о безвозмездности предпринимательского договора поручения.

В действительности имеет место заключение между предпринимателями ряда безвозмездных договоров: беспроцентного займа, безвозмездного пользования, соглашений о прощении долгов (со ссылкой на принцип свободы договора). Закон предусматривает лишь запрет на передачу коммерческой организацией имущества в безвозмездное пользование лицу, являющемуся ее учредителем, участником, руководителем, членом ее органов управления или контроля (п. 2 ст. 690 ГК). В иных случаях специальная норма п. 2 ст. 690 ГК не запрещает заключение договоров безвозмездного пользования между субъектами предпринимательства.

Е.П. Губин, П.Г. Лахно считают, что с учетом принципиального запрета дарения между коммерческими организациями (п. 4 ст. 575 ГК) субъекты предпринимательства не вправе заключать между собой договоры беспроцентного займа, безвозмездного пользования, прощения долгов, безвозмездного поручения и т.п. Этой позиции должны последовательно придерживаться правоохранительные органы.

Несомненно, правило о возмездности предпринимательских договоров, содержащееся в нормах п. 4 ст. 575, ст. 972 ГК, предусматривает необходимое ограничение свободы договора с тем, чтобы не допустить приобретения предпринимателем незаконных преимуществ в своей деятельности (уход от налогообложения посредством безвозмездных договоров и т.п.).

Сочетание максимальной свободы и повышенных требований для предпринимателей в договорных обязательствах – характерная особенность предпринимательских договоров.

Общие положения принципа свободы заключения договора содержатся в п. 2 ст. 1 ГК, где говорится, что граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена ГК, законом или добровольно принятым обязательством. Данное понятие включает в себя: свободу лица иметь свою волю на вступление в договорные отношения; самостоятельный выбор контрагента; самостоятельное формирование вместе с ним договорной структуры и вида договорной связи; изъявление своей воли при формировании условий договора. Однако безграничная свобода может привести к отсутствию порядка в договорной деятельности, что отрицательно скажется на эффективности договорных отношений. Поэтому принцип свободы заключения договора должен находиться о определенных законодательных рамках, сочетая в себе как свободу субъектов, так и пределы осуществления субъективных прав. Так, в ст. 445 ГК содержатся общие предписания обязательного заключения договора, которые в нормах права прямо представлены как ограничения принципа свободы заключения договора. В общем виде они могут быть следующими: коммерческая организация не вправе отказаться от заключения публичного договора (ст. 426 ГК); не вправе уклониться от заключения основного договора сторона, заключившая предварительный договор, и только в этом случае возникает такая обоюдная обязанность (ст. 429 ГК); банки не имеют права отказать клиенту без достаточных оснований заключить договор банковского счета (ст.ст. 845,846 ГК); монополист не имеет права отказаться от заключения госконтрактов в случаях, установленных законом, и при условии, что госзаказчиком будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику в связи с выполнением госконтракта (п. 2 ст. 527 ГК); монополист, работающий в сфере оборонного комплекса, не вправе отказаться от заключения договора на поставку материальных средств в госрезерв РФ (ст. 9 Закона РФ «О государственном материальном резерве»).

Информация о работе Порядок заключения предпринимательских договоров