Теории соотношения международного и национального права государств

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2015 в 21:33, реферат

Описание работы

Целью данной работы является постановка и изучение проблемы соотношения международного и национального права
Задачи работы:
изучение проблемы в ее историческом развитии;
изучение основных теорий и концепций ведущих ученых-международников по данной тематике;
выявить и изучить основные способы взаимодействия указанных выше правовых систем и известные пути устранения проблемы их соотношения

Файлы: 1 файл

соотношение международного и национального права государств.docx

— 35.83 Кб (Скачать файл)

Способы согласования внутригосударственного и международного права различны и зависят от права конкретного государства. Но государства могут договориться об использовании определенных способов согласования. Но сущность этого процесса всегда одинакова: приведение государством своего внутреннего права в соответствие с международным с целью обеспечить выполнение предписаний, дозволений и запретов, установленных последним. Наименование указанного процесса в юридической литературе вызывает значительные разногласия. Наиболее распространенным термином для его обозначения является «трансформация». Предлагаются также такие термины, как «рецепция», «национально-правовая имплементация». По мнению Черниченко С.В. каждый из них имеет свои недостатки, однако по его мнению термину «трансформация» можно все же отдать предпочтение, поскольку в юридической литературе данный термин в указанном смысле употребляется чаще, чем другие, следовательно, его с большим основанием можно считать традиционным.

Трансформация происходит во всех случаях, когда внутригосударственное право приводится в соответствие с международным, даже и тогда, когда формулировки того или иного международного договора могут породить иллюзию о непосредственно применении его положений для регулирования внутригосударственных отношений.

В качестве иллюстрации можно сослаться на следующую фразу из п.1 ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах» «Каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность». Внешне как будто бы речь идет о непосредственном наделении соответствующих индивидов упомянутым правом, то есть о прямом применении к ним пакта. В действительности, однако, в силу объективной невозможности такого прямого применения указанное положение следует рассматривать как обязывающее государства, участвующие в пакте, создавать условия, обеспечивающие осуществление такого положения в пределах их власти, прежде всего, включив необходимые нормы в свое внутреннее право. Юридический документ не должен и не может отражать все теоретические конструкции, которые могут использоваться при его разработке или последующей оценке возможностей его осуществления.

Если бы в каком-либо международно-правовом акте содержалось прямое или косвенное утверждение о его непосредственном применении к внутригосударственным отношениям, этого все равно не могло бы произойти в действительности, и для регулирования соответствующих внутригосударственных отношений потребовался бы процесс трансформации, поскольку объективные границы международного права исключают возможность упомянутого непосредственного применения даже при желании достигнуть этого сторонами, принявшими указанный международно-правовой акт.

Каждый субъект международного права имеет свое внутреннее право, но внутреннее право не каждого субъекта международного права является внутригосударственным. Внутреннее право международных организаций, наделенных международной правосубъектностью создавшими их государствами, ничего общего с внутригосударственным правом не имеют. Внутреннее право международной организации объединяет нормы международного права и отчасти нормы международного частного права. Поэтому сам указанный термин можно считать условным.

Трансформация проявляется по-разному. Выделяют несколько критериев для определения вида трансформации:

    1. по форме различают: официальную и неофициальную;
    2. по способу осуществления: автоматическая и неавтоматическая трансформация;
    3. относительно масштабов реализации: общая и частная;
    4. с точки зрения юридической техники выделяют инкорпорацию, легитимацию и отсылку.

А теперь несколько подробнее о видах трансформации.

С точки зрения формы следует различать официальную трансформацию, юридически оформленную, происходящую в порядке, установленном законодательством соответствующего государства, и не официальную, то есть не оформленную юридически, происходящую не в силу того или иного правила либо комплекса правил, предусмотренным законодательством государства, а, так сказать, явочным порядком, по усмотрению каких-либо государственных органов. В последнем случае трансформация имеет место, если власти государства хотят действовать согласно обязывающим это государство нормам международного права, и внутригосударственное право им в этом не препятствует.

С точки зрения способа осуществления можно различать автоматическую трансформацию и неавтоматическую, требующую принятия специального разрешения. Так, если законодательство государства предусматривает, что все международные договоры, в которых оно участвует, являются частью его внутреннего права, то нормы любого международного договора, как только он вступает для данного государства в силу, автоматически трансформируются. Если же законодательство требует для придания договору силы закона, например, принятия специального парламентского акта, это будет уже неавтоматическая трансформация.

С точки зрения масштабов процесса можно различать общую и частную трансформацию, хотя такое различие в значительной степени условно. Трансформация на основе нормы внутригосударственного права, предусматривающей, что все нормы международного права, обязывающие данное государство, являются частью его внутреннего права, - это общая трансформация. Трансформация, осуществляемая на основе нормы, предусматривающей, например, необходимость в каждом случае вступления в силу данного государства конкретного договора принятия специального парламентского акта, чтобы "превратить" его положения в нормы внутригосударственного характера, - частная трансформация.

Наконец, с точки зрения юридической техники можно выделить следующие виды трансформации: инкорпорацию, легитимацию и отсылку. Инкорпорация формальное "включение" норм международного договора во внутреннее право государства посредством "включения" самого договора в его законодательство. Легитимация принятие особого внутригосударственного акта с целью обеспечения выполнения государством норм международного права или индивидуальных международно-правовых установок. Наибольшие сложности вызывает такой вид трансформации, как отсылка. Отсылка это использование согласно предписанию внутригосударственного права для урегулирования каких-либо внутригосударственных отношений правил, установленных международными договорами или обычаями.

 
Заключение

Подводя итог, хотелось бы еще раз отметить, что нормы международного права создаются государствами как основными субъектами в процессе разностороннего сотрудничества в самых различных областях в соответствии с их внутренними и внешними потребностями и интересами.

Российская доктрина, также как и наука международного права других стран, в принципе единодушна в вопросе о характере соотношения международного и внутригосударственного права. Общепризнанными являются следующие положения:

    1. международное и внутригосударственное право это самостоятельные, хотя и взаимосвязанные правовые системы;
    2. международное и внутригосударственное право находятся в постоянном взаимодействии, соприкосновении, осуществляя взаимное влияние друг на друга.

Возрастание взаимосвязанности международного и внутригосударственного права в современном мире проявляется в увеличении числа международных договоров и национально-правовых актов, посвященных аналогичным или близким предметам регулирования, в усилении роли и значения унифицированного регулирования, осуществляемого с помощью международных договоров, определенных общественных отношений в рамках хозяйственного оборота. Наличие внутригосударственного механизма имплементации норм международного права, в том числе и гуманитарного, позволяет обеспечить полную, всестороннюю и своевременную реализацию принимаемых государствами международных обязательств. От действенности национального механизма имплементации во многом зависит имидж государства, эффективность его правовой системы, возможности по обеспечению защиты человека, в том числе и в условиях вооруженных конфликтов. Обеспечить решение этой задачи призван национальный механизм имплементации международного гуманитарного права.

Следует отметить еще одну характерную черту взаимосвязи и взаимодействия международного и внутригосударственного права. Она выражается в том, что средства внутригосударственного и международного права зачастую используются комплексно, о чем свидетельствуют как положения международных соглашений, так и нормы национально-правовых актов.

Принципиальной основой взаимодействия национального и международного права выступают суверенитет государств, закономерности развития человеческого общества.

 

Библиограия.

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.
  2. Историко-правовой аспект проблемы соотношения международного и национального права. http://www.refua.narod.ru
  3. Комаровский Л.А.Основные вопросы науки международного права. М., 1982 г.
  4. Курс международного права. Т.1. М.: Наука, 1989.
  5. С.С. Алексеев. Основы теории  государства и права. М., 1997.
  6. Мюллерсон Р.А. Соотношение международного и национального права. - М.: Международные отношения, 1982 г.
  7. Черниченко С.В. Теория международного права. Т. 1 Современные теоретические проблемы. - М., «НИМП», 1999 г.

 

 

 


Информация о работе Теории соотношения международного и национального права государств