Систематизация НПА

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2010 в 23:54, реферат

Описание работы

Версия как разновидность особого рода умозаключения объясняет происхождение конкретных фактов или причин, опираясь на закономерности происхождения исследуемых явлений. Необходимость в построении версий заключается в том, что на первом этапе расследования следователь не располагает фактическими данными, изучение которых позволяло бы сделать достоверные выводы обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию.

Содержание работы

1. Введение
2. Систематизация нормативно-правовых актов
2.1 Кодификация
2.2 Инкорпорация
2.3 Консолидация
3. Заключение
4. Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Криминалистические версии.docx

— 72.84 Кб (Скачать файл)

4) выведение  версий как из достоверно установленных  фактов, так и из вероятной  информации, в том числе и из  слухов, анонимных сообщений и т.п.;

5) выдвижение  всех фактически возможных предположений;

6) построение  версий происходит одновременно  или почти одновременно, что не исключает в дальнейшем выдвижение новых версий.

Версии выдвигаются  в ситуациях информационной неопределенности, когда отсутствуют достаточные данные для достоверных выводов. Версионный метод в качестве своего важнейшего этапа предусматривает логическое исследование и упорядочение всей исходной информации. В результате из общего информационного массива формируется взаимосвязанный и внутренне непротиворечивый информационный комплекс, который можно рассматривать как фактическую базу версии. Она формируется из сведений, полученных в результате проведения оперативно-розыскных, следственных, экспертных, судебных действий и иных мероприятий. Эта информация имеет непосредственное отношение к конкретному уголовному делу и находится как бы «внутри» его процессуальных и объемно-логических рамок.

Но для построения перспективных версий одной лишь фактической базы явно. недостаточно. Очевидно, что логико-информационное «развертывание» исходных данных, т.е. чисто индуктивный путь, в проблемных ситуациях неприемлем. Поэтому необходимо обратиться к дополнительному источнику информации, которым и является теоретическая база версии — упорядоченная совокупность данных, имеющих отношение к еще не известному обстоятельству и выделенных из общего запаса сведений, содержащихся в памяти субъекта деятельности и взаимодействующих с ним лиц, специальной литературе, информационно-поисковых и иных учетах. Ценнейшими источниками обобщенной информации являются также групповые криминалистические характеристики преступлений. Фактическая и теоретическая базы версий составляют два структурных компонента версий, благодаря творческому взаимодействию которых возникает третий компонент — вероятный вывод, итог сложного информационно-поискового процесса. Трехэлементный состав версии отражает ее статическую (итоговую) структуру. 

2.3 Динамическая структура

Динамическая  структура состоит из шести основных этапов, отражающих механизм процесса построения версий.

Первый этап — исследование с помощью анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, аналогии, моделирования и других методов всего информационного массива, уже собранного по уголовному делу В результате происходит упорядочение сосредоточенных в массиве сведений по их относимости к делу, исключение очевидно недостоверной информации и определение ценности сведений. «Фильтры» отно симости, достоверности и ценности информации на этом этапе недостаточно эффективны, и хотя их работа носит предварительный ха рактер, удается определить установленные, известные обстоятельства по делу.

Второй этап — определение искомого, еще неизвестного (не установленного) обстоятельства (обстоятельств).

Третий этап — выявление проблемной ситуации. Содержани< этапа заключается в  определении проблемы и ситуации, а затем в ю объединении  в проблемную ситуацию, тем самым  происходит своеоб разная интеграция результатов предшествующих этапов.

Четвертый этап — формирование фактической базы версии, которая создается из информации, группирующейся вокруг неустановленных обстоятельств дела.

Пятый этап —  наиболее сложный, состоит в формировании теоретической базы версии за счет следующих основных источников дополнительной информации:

а) теоретические, практические, профессиональные и общежитейские знания, аккумулированные в памяти следователя;

б) обобщенные и  необобщенные сведения, содержащиеся в специальной и иной литературе;

в) единичная  информация, содержащаяся в других уголовных делах, «отказных» материалах, оперативных данных в отношении иных фактов и событий;

г) документация военкоматов, медицинских учреждений и прочих ведомств;

д) личный и коллективный опыт руководителей и сотрудников;

е) данные групповых  криминалистических характеристик  преступлений;

ж) данные, сосредоточенные  в информационно-поисковых, иных системах и учетах информационных центров  МВД всех уровней. Следует подчеркнуть, что некоторые привлеченные из внешних источников сведения, особенно необобщенные, после проверки версий не только переходят в материалы уголовного дела, но и становятся доказательствами (данные дактилоскопических учетов, видео- и фототек т.п.).

Шестой этап — формирование версионного умозаключения  с помощью фактической и теоретической  баз (логических посылок). Вывод версионного предположения принимает форму нетрадиционного модуса условно-категорического силлогизма:

Если А, то В (теоретическая  база) Установлено В (фактическая  база) Вероятно А (предположительный  вывод)

Логическая природа  версионного умозаключения не является дедуктивной, поскольку вывод осуществляется не от истинности основания к истинности следствия (как в традиционном силлогизме), а от следствия к основанию, что «запрещено» правилами дедукции. Тем не менее вероятностный характер версионного вывода имеет огромное эвристическое значение, заменяя бесплодные и случайные блуждания эффективным информационным и доказательственным поиском. Но логическая природа версии не является и «чисто индуктивной», поскольку устанавливается не общее положение по единичным признакам, доказательствам и следам, а познание такого же единичного, хотя

и более цельного объекта по его отдельным признакам. Своеобразная криминалистическая индукция позволяет совершить переход  от следствия к причине, от части к целому, от отдельных признаков, характеризующих подозреваемого, к полному и конкретному представлению о преступнике. При построении версий большую роль играет метод аналогии, позволяющий выдвигать предположения, но преимущественно не в отношении неизвестных признаков сравниваемых объектов (как это обычно происходит в традиционной логике), а в основном для установления искомого объекта по сходству сравниваемых групп признаков.

Таким образом, сложный логический механизм построения версии представляет собой комплекс частично преобразованных методов  моделирования, дедукции, индукции и аналогии.

анализ —  это исследование отдельных сторон, свойств, составных частей предмета, факта, явления; синтез — исследование выделенных посредством анализа  признаков в их единстве и взаимной связи.

индукция —  это предположительный вывод  от частного к общему, а дедукция — вывод от общего к частному. При использовании приема индукции для построения версий первоначально  устанавливаются и исследуются  признаки единичных фактов, изучается  их происхождение. Затем факты обобщают. Предположительный вывод делается от частного к общему, от единичных  суждений относительно установленных  фактов к объяснению их происхождения.

Наконец, аналогия — прием логического мышления, заключающийся в сопоставлении  фактов на основе их отдельных признаков. В результате такого сопоставления  делается вывод — если признаки сходны, то и факты сходны или  объясняются одной причиной. Например, зная способ убийства и то, что подобным способом нередко совершают убийства психически больные лица, следователь  выдвигает версию: «Возможно, убийство совершил психически больной человек».

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующее  определение. Криминалистическая версия — это обоснованное предположение субъектов познавательной деятельности (следователь, прокурор, оперативный работник, судья, эксперт), дающее одно из возможных и допустимых объяснений уже выявленных исходных данных (фактическая база), позволяющее на их основе во взаимодействии с теоретической базой вероятностно (неоднозначно) установить еще не известные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом под обстоятельствами понимаются как элементы предмета доказыва-ния, так и промежуточные (вспомогательные) факты. В определении отмечаются три основные функции: предположительное объяснение исходных данных, вероятностное установление неизвестных обстоятельств и обязательная проверка выводов.

    1. Влияние версий на планирование расследования, оценка и проверка версий как содержание процесс расследования

    Важнейшей характеристикой предварительного расследования преступлений является его поисково-познавательная природа.

    Преступление  как событие, лежащее в прошлом, может быть раскрыто и расследовано лишь при познании истинной картины  этого деяния и доказывании всех фактов и обстоятельств, имеющих  значение для разрешения дела.

    С точки  зрения существо процессы познания и  доказывания едины, хотя одни и те же мыслительные формы их суждений, предмет и объем исследования не во всем одинаковы.

    В процессе познания суждения выполняют эвристическую  роль, а в доказывании демонстрационную функцию. В свою очередь предмет  познания шире предмета доказывания, ибо  включает в себя не только установление доказательственных фактов, но и другой информации, имеющей криминалистическое значение и позволяющей успешно  решать задачи раскрытия преступлений.

    При раскрытии и расследовании преступлений и судебном следствии происходит постепенное собирание доказательственной и иной информации, начиная от вероятностных  предположений и заканчивая достоверными знаниями о расследуемом преступлении. То же происходит при любом исследовании. Для того чтобы быстрее осуществить  переход от вероятностных к достоверным  знаниям, при уголовно-процессуальном, как и любом исследовании, используется гипотетическое мышление субъекта познания. Основной формой такого познания является гипотеза как умозаключение с  вытекающими из него предположениями.

    В криминалистическом и уголовно-процессуальном познании события преступления, основным его  инструментом соответственно является криминалистическая версия как разновидность  частной гипотезы, т.е. гипотезы, примененной  к нескольким фактам или отдельному социальному явлению, имевшему место  в прошлом. Соответственно в уголовно-процессуальной и криминалистической деятельности построение версий и их проверка превращаются в один из собственно криминалистических методов познания события преступления.

    В основе версионного мышления как метода практического уровня лежат такие  логические приемы, как анализ, синтез, суждение по аналогии, индуктивное  и дедуктивное умозаключение. При  этом часто версия объединяет различные  умозаключения, взаимно дополняющие  друг друга.

    Результаты  анализа и синтеза имеющейся  информации создают первоначальную основу для версионного мышления, в котором достаточно широко используются суждения по аналогии (на основе сопоставления  однотипных фактов по нескольким явлениям), индуктивные умозаключения, обеспечивающие возможность перехода от представления  об единичных фактах к общим суждениям (от частного к общему), и дедуктивные  выводы, позволяющие из представления  о сложившейся версии, построенного индуктивным путем, выделить частные  следствия, требующие проверки.

    Например, выявленная и изученная первичная  информация по факту пожара в магазине указывает на наличие остатков горючих  веществ в месте очага пожара; отсутствие частей товаров, якобы имевшихся  в магазине до пожара, которые с  учетом сложившейся обстановки полностью  сгореть не могли, плохое состояние  электропроводки и наличие обгоревших электропроводов, возникновение пожара за день до проведения ревизии в  магазине и т.д.

    Сравнение этих сведений как посылки с обобщенными  данными следственной практики и  криминалистики применительно к  такого рода ситуациям с применением  индуктивных суждений позволяет  выдвинуть две версии. Одна о том, что в данном случае пожар мог  возникнуть по причине нарушения  правил противопожарной безопасности. Другая – здесь имеет место  поджог, совершенный материально  ответственным лицом, совершившим  до этого хищение материальных ценностей  в магазине, в целях сокрытия хищения. Дедуктивным путем определяется, какие обстоятельства, связанные  с плохим состоянием электропроводки, наличием присвоения имущества и  другие, следует проверить в ходе исследования обеих версий.

    Для того чтобы выдвинуть криминалистическую версию (версии), следователь и другие субъекты криминалистической деятельности должны иметь определенные фактические  основания. Последние могут выступать  в виде собранных доказательств: как сведения, полученные непроцессуальным, например, оперативно-розыскным, путем  и в виде информации из случайных  источников. На основе этих данных в  версии должно содержаться не только стремление объяснить имеющиеся  сведения, но и выявить их взаимосвязи  и взаимозависимости. Конечно, содержание версии всегда шире содержания информации, положенной в ее основу, ибо включает суждения и о фактах еще не установленных.

    В результате криминалистическую версию можно определить следующим образом – это логически  построенное и основанное на фактических  данных обоснованное предположительное  умозаключение следователя (других субъектов познавательной деятельности по уголовному делу) о сути исследуемого деяния, отдельных его обстоятельствах и деталях и их связи между собой, требующее соответствующей проверки и направленное на выяснение истины по делу.

Информация о работе Систематизация НПА